ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Волкова Татьяна Гиоргиевна

 

В статье представлен материал о системе непрерывного экологического образо­вания, в которую включены разновозрастные группы, необходим различный подход  в раскрытии тем и методики ведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_volkova.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

При современной системе непрерывного экологического образования, в которую включены разновозрастные группы, необходим различный подход  в раскрытии тем и методики ведения занятий.

При изучении курса экологии учащиеся получают информацию, необходимый объем знаний, на практических занятиях приобретают определенные навыки. Кроме того, на учебных занятиях и внеучебных мероприятиях формируется чувство неразрывной связи человека с природой н личной ответственности перед ней в зависимости от возрастных особенностей    учащихся.     Чувство    возникает    на    основе    знаний, представлений об экологии.

Если отношение общества к природе определяется на основе историко-философского анализа развития человечества, то личностное отношение к природе складывается на эмоциональном фоне, причем чем меньше возраст учащихся, тем больше в познавательном процессе должно быть воздействия на эмоции и чувства.

Благодаря новой информации чувство развивается, совершенствуется с возрастом, выполняя мотивирующую роль. Для его проявления., закрепления необходимы положительные, яркие эмоции.

Большую роль в формировании положительного эмоционального опыта отношения к природе в процессе экологического образования должны сыграть литература, искусство и народная культура.

Картины и репродукции Шишкина, Левитана, Куинджи, Айвазовского и зарубежных мастеров не только дают положительные эмоции, определяют отношение к природе как к прекрасному могучему явлению, но и формируют сознание, что к природе следует бережно относиться.

При изучении произведений, тематика которых непосредственно связана с экологическими проблемами (В. Распутин, В. Белов, Ч. Айтматов и др.), и тех. в которых тема природы раскрывается лирически (стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина и др.), формируется эмоцио-. налыш-чувственный опыт, основанный на переживании, учащиеся получают возможность почувствовать боль и страдания любого живого существа.

Народная культура формирует особое отношение к природе, основанное на передаваемом из поколения в поколение знании о ней и выраженное в народных традициях, праздниках, фольклоре и прикладном .творчестве. Интерес к народным традициям и приметам складывается из книг, созданных в ХУ1-Х1Х вв., дающих рекомендации о поведении в обществе и быту (Домострой; Бурцев АЕ. Народный календарь примет, обычаев и поверий на Святой Руси, СПб, 1911; Даль В. О поверьях, суеверьях, предрассудках, СПб.- М, 1880 и др.) и изданных новых книг, повествующих о народных традициях и отношении народа к природе (Гуляева Л. П. Пастушеская обрядность на реке Паше, М, 1989: Круглый год. Русский земледельческий календарь, М., 1991 и др.). Они повествуют о традициях, обрядах русского народа, о связи труженика с землей. Зависимость от природы предполагала внимательное ее изучение, анализ закономерностей, которые излагались в пословицах, приметах и праздниках Если в советское время среди народных праздников отмечалась, пожалуй, только масленица, то теперь при усилении интереса ко всему

исконно русскому начинают возрождаться праздники Ивана Купалы, Красной Горкн, Ильина дня и др. Произошло совмещение народною и христианского праздников, но в народных гуляниях, традициях и приметах прослеживается давняя, языческая основа, когда закладывалась неделимая связь человека и природы

Учащиеся с желанием участвуют в современных молодежных праздниках. В сценариях даются традиционные образы, звучат народные песни, запевки, частушки, прибаутки, поговорки, то, что создавалось народом издревле и шлифовалось веками. Фольклор во всех его жанрах и народные традиции обладают большой воспитательной силой. Яркие, образные, они дают возможность почувствовать свои истоки, развитие национальной культуры, формируют эмоциональное отношение к миру, природе.

Усвоение и использование в жизни творчества народов способствует развитию творческих способностей учащихся. Па занятиях учащимся предлагается самостоятельно написать сказки или легенды с использованием фольклорных особенностей и традиций о каком-либо явлении природы, родниках, деревьях, полях и т, п., которые имеют собственные имена и называются в народе святыми, использовать образы из мифологии древних славян (Кайсаров А.С. и др. Мифы древних славян, Саратов, 1993)!

При занятии прикладным творчеством учащиеся постигают азы какого-либо ремесла, развивают свой творческий потенциал. Используя природный материал, они получают богатые сведения о лозе, глине, бересте и г. д., о преимуществе природного материала при его использовании в быту.

В Пензенской области давние традиции народных промыслов. Преподаватели, обучающие какому-либо из видов народного искусства воспитывают у учащихся отношение к материалу, с которым приходится работать, как к живой части природы, требующей к себе теплого и доброго отношения. При таком подходе учащиеся получают наслаждение от работы ощущают связь с предками, которые когда-то владели мастерством, а в доме появлялись предметы, способствующие здоровому образу жизни.

Вещи, сделанные из бересты, долго сохраняют продукты, а старинный туесок исполнял роль современного термоса для длительного хранения продуктов, ягоды хранились в нем от урожая до урожая.

Глиняные изделия тоже обладают своими секретами, которые раскрываются, благодаря знаниям природы (темная глина - жирная и железистая, она трескается при обжиге; в белой глине больше песка, при обжиге поверхность шероховатая). Глиняная посуда долго сохраняет прохладными напитки. Блюда, приготовленные в глиняных горшках, имеют особый вкус. Орнамент на такой посуде, как правило, состоял из красных и белых цветов, наши предки считали, что он имеет магическую силу.

Деревянные предметы и сделанные из лозы вещи, пуховые платки, льняные полотенца и другие произведения народного творчества украшают наш быт, помогают каждому учащемуся осознать опыт своего народа и включить его в свой собственный опыт, определить личный вклад в развитие народного искусства и эколог и ческой культуры.

Учащиеся, используя материал в процессе занятий по прикладному творчеству, не должны забывать о бережном отношении к природе. Народное искусство способствует сохранению традиционного положительного отношения к природе и природному материалу, рациональному и бережному его использованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта

Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....

Статья по теме "Воспитание гражданина средствами народной культуры"

Опыт работы дополнительного вида деятельности "Народоведение" в коррекционной школе-интернате I вида...

Патриотическое воспитание, средствами физической культуры.

В этой презинтации описано какими средствами можно воспитывать патриотизм....

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством средствами народной культуры

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросл...

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

Нравственное воспитание средствами физической культуры и спорта

laquo;В здоровом теле – здоровый дух» - это не просто стандартное и уже распространенное выражение, это – констатация факта, говорящая о том, что человек, занимающийся физичес...