Нравственное воспитание средствами физической культуры и спорта
статья по физкультуре на тему

Бирюкова Юлия Евгеньевна

 

«В здоровом теле – здоровый дух» - это не просто стандартное и уже распространенное выражение, это – констатация факта, говорящая о том, что человек, занимающийся физической культурой и спортом, приобретает благодаря данному занятию высокие моральные и нравственные качества, поэтому влияние физического воспитания на подрастающее поколение не может быть переоценено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biryukova_nravstvennoe_vospitanie_v_fk.docx56.89 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: LOGO_RUS_Black_on_white

Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ)

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики

Кафедра теории физической культуры

Реферат

на тему:   Нравственное воспитание средствами физической культуры и спорта  

Студент      Бирюкова Юлия Евгеньевна                 ____________________

                                          (ФИО)                                                             (Подпись)

Группа   ФКМ-180201              

Преподаватель   Ямалетдинова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор        

Екатеринбург

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. Роль нравственного воспитания средствами физической культуры и спорта        5

2. Потенциал физического воспитания в формировании нравственной культуры школьников        12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        18


ВВЕДЕНИЕ

«В здоровом теле – здоровый дух» - это не просто стандартное и уже распространенное выражение, это – констатация факта, говорящая о том, что человек, занимающийся физической культурой и спортом, приобретает благодаря данному занятию высокие моральные и нравственные качества, поэтому влияние физического воспитания на подрастающее поколение не может быть переоценено.

На сегодняшний день физическое воспитание занимает то особенное место в жизни социума, которому еще не было аналогии на протяжении истории. Проблемам физического воспитания уделяют внимание медики, психологи, педагоги, философы и социологи, физическая культура уже даже стала неотъемлемой частью политики. Стоит только посмотреть на то как громко проходят в мире Олимпийские игры, чемпионаты по хоккею и футболу, можно с уверенностью сказать, что влияние спорта на настроение и стиль жизни общества неумолимо возрастает. На фоне всего этого особенно важно, чтобы физическая культура преследовала исключительно гуманистические идеалы и учувствовала в формирование жизненно важных ценностей общества.

Давайте сначала узнаем, что же само по себе значит понятие нравственность. Нравственность - это правила, одобряемые во всем обществе; душевные и духовные качества, свойственные человеку. Спорт и физическая культура являются неотъемлемыми частями нравственного воспитания. Спорт всегда помогал людям приобретать нравственное воспитание и развивать это воспитание в молодом поколении, спорт всегда стоял и будет стоять у истоков нравственного воспитания, так как только спорт может сделать человека настоящим.

Эта оценка спорта в полной мере относится и к возможности его влияния на нравственную культуру общества.

Спорт - это часть жизни общества, в которую вложены все нравственные ценности человека.

К их числу, прежде всего, относятся внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В научной литературе широко распространена точка зрения, согласно которой важнейшим проявлением нравственности в спорте являются поведение спортсмена. Еще великий русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой писал: "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым морально". Этот взгляд справедлив, как мне кажется, по отношению ко всем видам спорта, каждый спорт по-своему замечателен и развивает человека не только физически, но и прежде всего, духовно и морально. Исходя из данной позиции, мы предполагаем, что спорт оказывает эффективное влияние на нравственно-этическое воспитание человека.

 Целью реферата является изучение нравственного воспитание в сфере физической культуры и спорте

 Задачами моей работы являются:

  1.  Изучить роль нравственного воспитания в сфере физической культуры и спорте
  2.  Рассмотреть значение физического воспитания в формировании нравственной культуры школьников        

 
1. Роль нравственного воспитания средствами физической культуры и спорта

Целью любого спорта является борьба, противостояние, преодоление страха. Главным во всех этих видах спорта, по мнению людей, является физическая подготовка, однако наличие нравственности играет не меньшую роль, так наличие нравственности помогает достойно принять поражение, не опуститься в глазах людей, а это нередко важнее победы, потому что после этого ты получаешь дополнительную мотивацию, которая заставляет тебя быть еще сильнее, чем раньше. В связи с этим здесь можно рассматривать нравственную составляющую действий отдельных спортсменов, той или другой команды, ведь почти во всех случаях побеждает именно за счет воли и нравственного воспитания. Эти предметы рассмотрения делятся на другие, меньшие элементы. Было бы нелогично связывать нравственное воспитание только с деятельностью спортсмена, но это не так. Она также заключается в деятельности тренера, спортивных организаций, когда содержание их деятельности направлено на действительное обеспечение оптимальных условий для раскрытия в спорте творческих потенций человека.

Реальная практика включения населения в активные занятия спортом в различных странах, а также исследования, проводящиеся в последнее время огромным числом специалистов в разных научных сферах, показали, что со спортом связан широкий круг нравственных явлений, и потому спортивная деятельность имеет огромный нравственный потенциал.

Таким образом, спорт предоставляет зрителям и спортсменам великолепную возможность для того чтобы быть лучше других. Спортсмены могут проверять себя на силу воли, нравственно развивать себя и людей вокруг себя. Зрители могут черпать из спорта огромную мотивацию, также естественно многие будут подражать своим любимым спортсменам и поэтому именно они будут являться примером для этих людей. Это одна из причин для именитых спортсменов, по которым они не могут вести себе неправильно, то есть не соответствовать нравственным нормам общества.

В соответствии с современными представлениями, нравственное воспитание - это есть процесс, обеспечивающий, в конечном счете, включенность человека в социокультурные процессы, творчество, искусство (т.е. становление нравственной культуры человека). Воздействуя на отдельные стороны личности, он особым образом взаимодействует с нравственностью человека (поведение, отношения, быт и т.д.). Проблема заключается в том, как осуществить целенаправленную организацию этого процесса через формирование у человека адекватного отношения к культуре, в частности моральной. Известно, что именно эта часть культуры является основополагающей в жизни человека, так как именно она учит человека, как взаимодействовать с окружающим миром.

Соответствующую подготовку, потенциал в формировании нравственных знаний, интересов, вкусов, деятельности и в целом нравственной культуры личности обеспечивают ценности физической культуры, представленные во всем многообразии в процессе физического воспитания.

 Физическое воспитание - процесс, стимулирующий целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физкультурном самосовершенствовании.

Влияние нравственного содержания спорта на его функциональную сторону проявляется и в том, что организация того или иного вида спорта в первую очередь предполагает проверить человека на нравственность и моральное воспитание. Так, например, разные боевые искусства показывают человека с разных сторон, его духовной деятельности и этот человек несомненно будет вызывать у окружающих уважение, потому что только волевой человек, имеющий и нравственность в том числе, будет состязаться с другим человеком на глазах у огромного количества людей. Это несомненно тренирует дух человека, его волю. Часто можно видеть, как некоторые богатые спортсмены состязаются друг с другом, это не является спортом в полной мере этого слова, это скорее спектакль и люди сразу чувствуют это и понимают, что это шоу за деньги. Можно показать все это на примере бокса. На примере боя, который ожидали миллионы людей: Флойд Мэйвезер против Конора Магрегора. Люди называли этот бой боем века, а их ждало огромное разочарование, так как никакого шоу из этого не вышло и бойцы подвели зрителей отсутствием настоящего боя, который был заменен на искусственное шоу в исполнении двух «актеров». Это явный пример отсутствия нравственности и как я уже говорил ранее замена воли к победе жаждой наживы. Пока бокс понимался и реализовывался на практике как поток ударов, он был груб, жесток, "физиологичен". Выступление боксеров, исповедующих иной стиль ведения боксерского поединка: легкие, обманные движения, отточенные до совершенства движения рук и ног боксера, позволяющие ему уклоняться от ударов соперника и самому наносить их и т.д., привели к существенным изменениям и в самом боксе. Он стал истолковываться, прежде всего, как система искусной защиты, а не тем видом спорта, за который его полюбили миллионы людей: за духовность и нравственность, и волю к победе любой ценой.

Нравственное воспитание призвано формировать у людей нравственные потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать нравственность в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой предоставляют широкие возможности для этого. Они оберегают человека от действий, которые не подчиняются нравственности, выходящих за ее рамки.

В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи нравственного воспитания.

Специальные задачи - это воспитание нравственных понятий, законов, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней нравственности человека исходя из единства морального, этического и нравственного. Понимание физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание духовности спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.

Для решения как общих, так и специальных задач нравственного воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах морального и духовного учения, знать особенности нравственного воспитания и особенности чувств, испытываемых человеком в процессе спортивной деятельности, ведь, если сам преподаватель не будет знать сути этого, то он не сможет донести эту суть до того кого он учит и кому он пытается привить это. Преподаватель сам должен быть пропитан этими чувствами до «костей мозга» и сам должен чувствовать все это.

К средствам нравственного воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:

  1.  Содержание и организацию учебно-тренировочных занятий
  2.  Спортивный режим
  3.  Соревнования (строгое выполнение их правил)
  4.  Деятельность преподавателя (тренера)

Нравственное воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

  1.  Убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций
  2.  Беседы, при совершении занимающимся каких-либо проступков
  3.  Обсуждения на этические темы
  4.  Наглядный пример
  5.  Поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой
  6.  Оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя
  7.  Наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива, временное исключение из состава команды.

Известно, что нравственность как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления нравственности (мораль, воля, духовность), их понимание людьми, их воплощение в жизнь действиями людей в обществе, взглядах, теориях, нравственную деятельность людей, в ходе которой создаются нравственные ценности и т.п.

Мир нравственных явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные нравственные ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают главную роль для человека, вызывают у него нравственные чувства, нравственное удовольствие, оцениваются им с особой, нравственной точки зрения. Нравственная оценка существенным образом зависит от развитости у человека нравственных взглядов, теорий, которых он придерживается, нравственные категории, на которые он опирается в ходе познания самой сути физической культуры в нравственном воспитании человека. Например, человек, у которого отсутствуют нравственные понятия, не сможет их оценивать у других людей и он не имеет никакого права так поступать, это может выглядеть глупо, но отсутствие нравственности подразумевает под собой неправильное понятие самой сути нравственности, а это довольно распространенное явление в современном обществе.

Предметом изучения нравственной составляющей физической культуры может являться - моральное и духовное содержание, нравственные ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с нравственной точки зрения; формы нравственной деятельности человека в области физической культуры и спорта.

При характеристике воздействия моральных и духовных феноменов спорта на его функциональную сторону следует учитывать и роль упомянутых выше специализированных, интегральных ощущений спортсмена, на базе которых формируются и определенные нравственные переживания. Эти ощущения помогают спортсмену почувствовать господство над своим собственным телом, над деятельностью мышц, а вместе с тем оказывают влияние на повышение эффективности спортивного действия.

Можно привести еще один пример роли нравственности, а именно воли, в спорте. Таким образом, можно привести в пример российского биатлониста, участвовавшего в Зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, Антона Шипулина. В концовке Антон отставал от своего главного соперника Уле-Эйнара Бьерндалена на 10 секунд. Однако Антон сумел не разочаровать зрителей, показав присущие спортсмену силу воли и нравственность. Он сумел сохранить концентрацию и на финишной прямой опередил соперника, чем безмерно обрадовал зрителей и разочаровал соперника. Уже после игр, Антон, отвечая на вопрос, кого бы он назвал главным героем уходящих Олимпийских игр, ответил: «Безусловно, Уле-Эйнара Бьорндалена. Этим спортсменом я восхищался всегда, и он в очередной раз доказал, что является величайшим атлетом, несмотря на свой возраст. То, что он завоевал здесь два золота, очень впечатляет». Это в очередной раз доказывает, что нравственное воспитание, которое ему дал спорт в лице биатлона, располагается на высшем уровне. Чтобы так высказываться о сопернике, надо иметь нравственное воспитание, достойное соперника, то есть оно должно быть на высшем уровне. Это еще раз показывает, что сила воли, которая является частью нравственности, играет важнейшую роль в спорте.

Если же говорить об оказании влияния спорта на нравственность зрителей, то Ю. Рост в полемических заметках о футболе на страницах "Литературной газеты" заметил: «Спортсмены издавна, а теперь в особенности, указывает он, стали носителями символов, качеств не какого-то конкретного лица, а всего клуба, города, страны, которые они представляют». Когда один спортсмен, одна команда выигрывает у другой, это уже не воспринимается как частный случай из жизни данных спортсменов. Это событие приобретает более обобщенный смысл. Некий социальный оттенок приобретает и качество игры. Погоня за очками, без стеснения в средствах, серые, монотонные игры рождают новый тип болельщика, не понимающего игры, ее красоты. Для них неважно, как играют, важно, кто выигрывает. Среди других факторов, породивших эту новую форму "боления", считает Ю. Рост, надо учитывать и снижение игрового искусства.

Существенное влияние на нравственный потенциал той или другой деятельности оказывают, как уже отмечалось, условия для проявления этой деятельности. В спорте все нравственное воспитание, во всех смыслах этого слова, важно «включать» прежде всего, на тренировках, именно там надо выкладываться на 100%, а уже, если там ты себя показал, то о самом главном событии ты не должен беспокоиться, ты и не будешь о нем беспокоиться.

Далее, необходимо учитывать, что нравственные явления, каким бы ни был спорт, имеют одинаковый "удельный вес". Неважно, фигурное катание, художественная гимнастика, рукопашные виды спорта, командные виды спорта, где положительная судейская оценка, оценка зрителей является главной и, пожалуй, единственной целью. В этих видах спорта эстетическое начало, на мой взгляд, так же важно. Спортивная техника, спортивное совершенство, которые здесь играют главную роль, на мой взгляд важны.

Ведь хорошо выполненные технические элементы, правильная подготовка спортсмена и положительный результат, говорят о его трудолюбии и ответственности к выбранному делу.

Это мое мнение, и оно может показаться кому-то неправильным. Но, например, похоже думает польский ученый Анджей Тышка считает, что красота в этих видах спорта - это одно из самого главного.

Однако большинство полагают, что красота не важна в таких видах спорта как баскетбол, футбол и это мнение тоже может иметь свой вес.

2. Физическое воспитание в формировании нравственной культуры школьников

Важную роль как источник социокультурных ценностей приобретает школьное образование. Системообразующим принципом образования становится развитие и укрепление духовных и физических сил личности, как определяющее условие ее самореализации, самосовершенствования и успешной социализации.

Одна из приоритетных задач школьного образования - формирование нравственной личности, наделением ее творческих способностей. Наряду с общесоциальными ценностями в образовательном процессе приобретают важное значение ценности физической культуры, поскольку их направленное использование обеспечивает становление личности, ее биосоциальных начал, сущностных характеристик телесной, душевной и духовной природы человека, различных ее способностей и потребностей.

В свою очередь, направленность использования представленного ценностного потенциала физической культуры в ходе процесса физического воспитания в целях становления нравственной культуры школьника обеспечивается дидактическим содержанием.

Дидактическое обеспечение физического воспитания в формировании нравственной культуры школьника включает общеизвестные в теории и методики физической культуры их принципы (общесоциальные, общеметодические, специфические), средства (физические упражнения, естественные силы природы), методы (строго регламентированного упражнения, игровой, общепедагогические) и формы организации занятий (классно-урочные, внеурочные).

Основными принципами физического воспитания в становлении нравственной культуры учащихся являются: всестороннее развитие личности, сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, возрастной адекватности, непрерывности и комплексности воздействий.

Основными средствами физического воспитания в формировании нравственной, моральной и духовной культуры школьника явились: элементы физических упражнений, которые обеспечивают школьнику дисциплину; природная среда; теоретическая подготовка; гигиеническая обеспеченность (места занятий, инвентарь, оборудование, одежда); специально-подготовительные упражнения (развивающие, подводящие); строевые упражнения (перестроения); эстафетный бег (специальные беговые упражнения в парах, по несколько человек).

К основным методам формирования нравственной культуры школьника в процессе физического воспитания можно отнести: метод строго регламентированного упражнения; наглядного воздействия (зрительной наглядности); вербального воздействия (объяснение, рассказ, беседа, разбор, оценка, поощрение); использование технических средств (видео); целостного педагогического процесса: методы формирования сознания (работа с книгой, метод примера), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучения, демонстрации, создание воспитывающих ситуаций).

Основными формами организации формирования нравственной культуры школьника в физическом воспитании являются:

  •  классно-урочные - уроки физической культуры по видовой принадлежность: теоретической подготовки, вводные уроки, уроки контроля; уроки подготовки великих спортсменов; мотивирующие видеоуроки, вызывающие в человеке чувство патриотизма и т.д.
  •  в режиме дня: активные занятия физическими упражнениями и принятие участия в этом, это в иной раз показывает, что вы находитесь в контакте с учащимися, что оказывает положительное воздействие на человека.
  •  внеклассные: секции по видам спорта, соревнования, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия;
  •  внешкольные: физкультурное образование в семье, самостоятельные занятия (в том числе подготовка сообщений, рефератов, конкурсы работ).

В нравственном воспитании средствами физической культуры проступают такие черты, как массовость нравственного воспитания, высокие требования к нему, возрастающая роль общественности в нравственном воспитании трудящихся именно через спорт; органические сочетание спортивного мастерства и массовой физической культуры. С детских лет следует тренировать волю ребёнка в совершении разных дел и соблюдения всех нравственных норм, так как все это сохраняется у ребенка на всю жизнь. Всё, что окружает ребёнка, подростка, может воспитывать нравственные понятия и если не давать ему это с детства, то он не научится этому никогда. Важное воспитывающее значение имеет красота мест спортивных занятий, то есть их красота с свою очередь будет оказывать положительное влияние на нравственное воспитание. В нашей стране масса спортивных сооружений: дворцов спорта, бассейнов, стадионов, манежей, теннисных кортов, катков, и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мир нравственных явлений спорта необычайно богат, и его непременно должен познать каждый гражданин нашей великой страны. Этот мир, в особенности наша страна, создает огромные возможности для нравственного развития личности. Наблюдение за спортивным зрелищем, обладающим волевыми, духовными качествами, занятия спортом и связанные с этим не только созерцание его эстетических и нравственных ценностях, но и активное, творческое участие в разнообразных формах деятельности по их созданию - эти части развития общества приобщают человека к проявлению его скрытых способностей, о которых он не знал, для развития у него волевых способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать все, наслаждаться полученной победой и правильно оценивать, что ты извлек из этого события для своего нравственного и морального воспитания .

Учитывая важную нравственную значимость спорта нельзя рассматривать его как элемент лишь физической культуры и к этому сводить все его культурное содержание. Такой подход к оценке культурного значения спорта настолько широко распространен, что приобрел характер постулата. В той мере, в какой со спортом связаны нравственные ценности, он проявляет себя как феномен не только физической, но также духовно-моральной и волевой культуры.

К сожалению, огромный нравственный потенциал спорта не всегда учитывается. До сих пор встречается мнение о том, что спорт не может развивать силу воли в человеке, а уж тем более нравственность. Как отмечал наш президент В.В. Путин, спорт однозначно воспитывает в человеке чувство патриотизма, и он знает это не понаслышке. Таким образом, он говорит: "Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну и в этом, несомненно, основную роль играл и будет играть спорт".

Из проделанного выше анализа следует, что спорт - это сама по себе культура, которая, несомненно, воспитывает в человеке такие качества как: нравственность, мораль, волю.

Физкультурно-спортивное движение и спорт являются значимым фактором нравственного воспитания человека. Ничто так не объединяет жителей планеты, как Олимпийские игры, которые привлекают внимание миллионов людей. Олимпийские законы честности и благородства в спорте нравятся детям, потому что они хотят следовать чему-то и соблюдать какие-то правила. Процесс физического воспитания, события спортивной жизни оказывают большое влияние на взгляды и мировоззрение, на настроение и поведение, как участников, так и болельщиков. В физическом воспитании заложены благоприятные возможности для осуществления нравственного воспитания юных спортсменов (по В. Б. Белоусовой). Они заключаются в следующем: волевой характер, физическая подготовка, неподверженность депрессиям. Человек, занимаясь физкультурно-спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы, носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. Время, развитие, диалог в культуре, в том числе физической культуре и спорте и во всех других областях жизни, востребовали учащуюся молодежь, способную к сотрудничеству, толерантную в отношениях к окружающему миру, по-настоящему нравственную в своей деятельности.

За любым спортсменом стоят люди, которые помогали ему, которые способствовали его продвижению по спортивной линии. Для успешного воспитания спортсмена как нравственной личности от современного тренера-преподавателя требуется знание не только основ специализации, владение методиками обучения, знания анатомии, возрастной педагогики и психологии, но и высокая культура и эрудиция, терпение, талант педагога и положительные человеческие качества. Нравственное и физическое воспитание не должны быть никак разделены, потому что они представляют единое целое, и в спорте и в жизни общества тоже.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.
  2.  Богданова О.С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979
  3.  Гончаров В. Д. Человек в мире спорта. / В. Д. Гончаров. - М., 197
  4.  Киселёв Ю.Я./Влияние спорта на формирование личности// М.,Знание 198
  5.  Кухтарева О.А. Теоретические и методологические основы нравственного воспитания средствами физической культуры и спорта: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2003
  6.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2002.
  7.  Рабазанов С.И. Физическая культура и спорт как средство формирования духовно-нравственных качеств современной молодежи // Молодое поколение России: актуальные проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания: Материалы научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. С. 125-127
  8.  Станкин М.И. « Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой» М., 1994
  9.  Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта

Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....

Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...

Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...

Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:     1. Проп...