"Сравнение двух литературных героев"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Данную разработку можно использовать на уроках развития речи, а также в процессе подготовки к экзаменам по литературе в формате ЕГЭ. В ходе урока предлагаются типовые схемы строения сравнения, рассматриваются языковые средства для выражения сходства и различия, а также для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Тема урока " Сравнение двух литературных героев".
Цель урока:
1) повторить материал по теме " Индивидуальная характеристика героя";
2) разобраться в жанровых и композиционных особенностях сравнительной характеристики двух литературных героев;
3) совершенствовать навыки анализа текста;
4) способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся.
Оборудование урока: раздаточный материал с текстами, типовыми схемами и таблицей.
Ход урока.
I. Повторение материала по теме "Индивидуальная характеристика литературного героя".
1) С каким видом характеристики вы познакомились на уроках литературы в 7- ом классе? ( С индивидуальной характеристикой литературного героя.)
2) Что лежит в основе индивидуальной характеристики
литературного героя? (Описание устойчивых особенностей героя (внешних и внутренних качеств), которые зависят от его образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях.)
3) Какова задача сочинения типа индивидуальной характеристики литературного героя? ( Задача такого сочинения – установление признаков литературного персонажа, которые делают его неповторимым, запоминающимся и не похожим на других.)
4) Как строится сочинение подобного рода?
Сочинение типа индивидуальной характеристики героя состоит из трех частей: вступительной, основной (главной) и заключительной. Основу главной части составляет перечень и анализ наиболее важных признаков.
Выбор материала для вступительной и заключительной частей целиком зависит от конкретного содержания главной части. Но чаще всего во вступлении устанавливается место персонажа в общей системе образов произведения, а в заключении дается итоговая (общая) оценка этому персонажу.
II. Постановка цели урока.
III . Комплексная работа по теме урока.
1) Чтение текста. Выполнение заданий, предложенных после него.
Сравнить – это значит сопоставить, т. е. поставить рядом два предмета и рассмотреть их с какой-либо общей точки зрения для того, чтобы найти у них сходства и различия.
Следовательно, сравнительная характеристика двух литературных героев – это сопоставление двух героев с какой-либо общей точки зрения, для того чтобы найти у них сходства и различия.
Эта общая точка зрения называется основанием сравнения. Если невозможно найти основание сравнения, значит нельзя сравнивать.
Тема сочинения-рассуждения сравнительного типа формулируется обычно так: "Остап и Андрий", "Жилин и Костылин" и т.п. Можно сравнивать не только двух литературных героев, но и двух писателей, два периода в развитии литературы, два произведения одного или разных писателей и т. д.
Однако не всегда тема, касающаяся двух героев, должна быть раскрыта как сравнение. Например, тема "Гринев и Савельич" может быть раскрыта в виде обычного доказательства. В этом случае основной тезис определяется с помощью постановки вопроса. Например: Какую роль в жизни Гринева играл Савельич? Обоснование этого тезиса и составит содержание сочинения.
а) Определите тему текста.
б) Ответьте на вопросы:
- Что лежит в основе сравнительной характеристики двух литературных героев?
- Когда нельзя сравнивать двух литературных героев?
- Как обычно формулируются темы сравнительных характеристик?
- Что еще можно сравнивать?
- Всякая ли тема, касающаяся двух литературных героев, может быть раскрыта как сравнение?
- Как можно раскрыть подобные темы?
2) Слово учителя. Типовые схемы строения сравнения. Краткий анализ схем.
Сравнение может быть последовательным и параллельным. И то и другое строится по определенным схемам.
Последовательное сравнение
основание сравнения
черты 1-го героя черты 2-го героя
цель
сравнения героя
Параллельное сравнение
основание сравнения.
черты сходства черты различия
двух героев двух героев
цель
сравнения героев
- Рассмотрите схемы последовательного и параллельного сравнения. Какое из них, по- вашему мнению, более рационально? Почему?
( Параллельное сравнение рациональнее, так как позволяет более выпукло (на "сравнительном фоне") показать особенности героев и "не отойти" от сравнения.)
P.S. 1) При полном сравнении иногда рассматриваются различия между героями, а потом сходство. Обычно это бывает в тех случаях, когда различий между сравниваемыми объектами больше, чем сходства.
2) Если у героев только черты сходства или, наоборот, только черты различия, тогда главная часть соответственно упрощается.
3) Работа с таблицей "Языковые средства для выражения сходства и различия и для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой".
Для чего служат? | Примеры |
1) Для выражения сходства. | Слова: "сходный", "подобный", "одинаковый", "аналогичный" и т. д. Обороты типа: "между А и Б много сходного (общего) ; "сходство А и Б состоит в том, что"; "у А и Б есть сходные (общие) черты". Местоимения "оба" ("обе"). Союзы: "и - и", "как, так и", "тоже", "также", "если…то" и т. п. |
2) Для выражения различия. | Антонимы: обороты типа: "различия между А и Б (состоит) в том, что"; "А и Б различаются тем, что…" и т. д. Предлог "в отличие". Союзы: "а", "но", "же". Вводные слова: "напротив", "наоборот". Параллельные синтаксические конструкции, для которых характерна сопоставительно-противительная интонация. |
3) Для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой. | Обороты типа: "теперь рассмотрим отличительные (сходные) черты А и Б"; "несмотря на сходство (или различие), между А и Б есть и различия (сходства) " и др. |
- Какие языковые средства могут использоваться для выражения сходства?
- Какие языковые средства могут использоваться для выражения различия?
- Какие языковые средства могут использоваться для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой?
4) Работа по сочинению на литературную тему.
Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, веселые и злые, простодушные и себе на уме.
Поэтому так и интересны два героя романа В. Киселева "Девочка и птицелет» - Оля и Лена Костина, волей судьбы оказавшаяся в небольшом городке России.
Единственное, что их сближает, - это возраст и учеба в одной школе.
А вот различий между ними гораздо больше. Одно из самых важных – отношение к товарищам. Оля – очень чуткий и добрый человек, умеющий быть верным и отзывчивым другом. Возьмем, например, ее отношения с Колей Галетой. Мальчику трудно даются знания. Видя это, Оля не только помогает ему преодолеть возникшие трудности, но и делает все возможное, чтобы он поверил в свои силы. А когда у Коли случается несчастье с отцом, она и вовсе принимает самое горячее участие в его делах. В отличие от Оли, Лена Костина - "активистка", бессердечный человек. Она радуется неудачам товарищей и не умеет быть верным и преданным другом.
К учебе и к классным делам девушки тоже относятся по-разному. Оля учится на тройки, иногда получает даже двойки, а Лена - "круглая отличница, лучшая ученица". Но Оля умеет страстно увлекаться. Она очень любит химию, поэзию, особенно Тараса Шевченко, потому что тот "самый храбрый поэт". Да и идею птицелета Оля встречает с радостью и огромным восторгом. А Лена "не интересуется ни химией, ни историей". И даже когда узнает тайну о птицелете, остается совершенно равнодушной к ней.
Есть и еще одно различие между героинями романа. Это поведение в минуту опасности. Оля – смелая девочка. Она наравне с ребятами дает отпор Петькиной компании, не теряется в трудной ситуации и применяет против Петьки прием, которому научил ее отец. А вот о Лене этого сказать нельзя. Даже тогда, когда ей сыплют шиповник за шиворот, она не сопротивляется, а только ревет.
Что же хотел сказать В. Киселев читателям, показывая двух девочек на страницах романа? Мне кажется, только одно. Не все в человеке определяется социальным. Многое в нем зависит от воспитания, от тех нравственных и духовных ценностей, которые он приобретает благодаря стараниям и заботам родителей.
1) Прочитайте сочинение на литературную тему. Какое это сочинение – индивидуальная характеристика или сравнительная характеристика? Обоснуйте свое мнение.
2) Определите, по какой схеме оно написано. Составьте план сочинения.
3) Найдите языковые средства, используемые в сочинении для выражения сходства и различия и для речевого оформления перехода от одной части сравнении к другой.
IV. Обобщение материала.
1) О чем шла речь на уроке?
2) Что вы узнали о сравнении двух литературных героев?
V. Домашнее задание:
1) повторить материал по теме урока;
2) определить основание и цель сравнения Швабрина и Гринева;
3) выявить черты сходства (1-ый вариант) и черты различия (2-ой вариант) героев, обосновать свою позицию.
Список используемой литературы.
1) Ладыженская Т.А. , ЗепаловаТ. С. Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров". -
Москва. Просвещение.1990
2) Никитина Е. И. "Русский язык. Русская речь". – Москва, Дрофа, 2010
3) Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
4) Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
5) Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сильные мира: "Вельможа" Державина и "К вельможе" Пушкина: опыт сравнения двух стихотворений
.Материалы к уроку литературы в 9 классе. Сравнительный анализ двух знаковых стихотворений поможет лучше представить преемственность, общегуманитарную и творческую, в литературном процессе начала 19 в...
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам. Практическая работа 9 класс (ФГОС)
Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам. Практическая работа 9 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВА...
Проверочная работа для 5-го класса на тему "Сравнение двух настоящих времён" " Present Simple or Present Continuous"
Проверочная работа для 5-го класса, по теме "Present Simple or Present Continuous"...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Сравнение двух предметов по длине».
Формировать умение сравнивать две группы предметов приемом наложения....
Проект " Наш Пепе" ( Роль сравнений в описании литературного героя)
Небольшой проект, разработанный пятиклассниками, после внекассного чтения рассказа М.Горького " Пепе". Ребята с интересом изучили мастерски использованные автором сравнения, которые...