"Сравнение двух литературных героев"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Антонов Анатолий Викторович

Данную разработку можно использовать на уроках развития речи, а также в процессе подготовки к экзаменам по литературе в формате ЕГЭ.  В ходе урока  предлагаются типовые схемы строения сравнения, рассматриваются языковые средства для выражения сходства и различия,  а также для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока " Сравнение двух литературных героев".

Цель урока:

1) повторить материал по теме " Индивидуальная характеристика героя";

2) разобраться в жанровых и композиционных особенностях сравнительной характеристики двух литературных героев;

3) совершенствовать навыки анализа текста;

4) способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся.

Оборудование урока: раздаточный материал с текстами, типовыми схемами и таблицей.

                                                        Ход урока.

I. Повторение материала по теме "Индивидуальная характеристика литературного героя".

1) С каким видом характеристики вы познакомились на уроках литературы в 7- ом  классе?  ( С  индивидуальной характеристикой литературного героя.)

2) Что лежит в основе индивидуальной характеристики

литературного героя?   (Описание устойчивых особенностей героя (внешних и внутренних качеств), которые зависят от его образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях.)

3) Какова задача сочинения типа индивидуальной характеристики литературного героя?  ( Задача такого сочинения – установление признаков литературного персонажа, которые делают его неповторимым, запоминающимся и не похожим на других.)

4) Как строится сочинение подобного рода?

 Сочинение типа индивидуальной характеристики героя состоит из трех частей: вступительной, основной  (главной) и заключительной. Основу главной части составляет перечень и анализ  наиболее важных признаков.

Выбор материала для вступительной и заключительной частей целиком зависит от конкретного содержания главной части. Но чаще всего во вступлении устанавливается место персонажа в общей системе образов произведения, а в заключении дается итоговая (общая) оценка этому персонажу.

II.   Постановка цели урока.

III .  Комплексная работа по теме урока.

1) Чтение текста. Выполнение заданий, предложенных после него.

 Сравнить – это значит сопоставить, т. е. поставить рядом два предмета и рассмотреть их с какой-либо общей точки зрения для того, чтобы найти у них сходства и различия.

   Следовательно, сравнительная характеристика двух литературных героев – это сопоставление двух героев с какой-либо общей точки зрения,  для того чтобы найти у них сходства и различия.

   Эта общая точка зрения называется основанием сравнения. Если невозможно найти основание сравнения, значит нельзя сравнивать.

   Тема сочинения-рассуждения сравнительного типа формулируется  обычно так: "Остап и Андрий", "Жилин и Костылин" и т.п. Можно сравнивать не только двух литературных героев, но и двух писателей, два периода в развитии литературы, два произведения одного или разных писателей и т. д.

Однако не всегда тема, касающаяся двух героев,  должна быть раскрыта как сравнение. Например, тема "Гринев и Савельич" может быть раскрыта в виде обычного доказательства. В этом случае основной тезис определяется с помощью постановки вопроса. Например: Какую роль в жизни Гринева играл Савельич? Обоснование этого тезиса и составит содержание сочинения.

а) Определите тему текста.

б) Ответьте на вопросы:

- Что лежит в основе сравнительной характеристики двух литературных героев?

- Когда нельзя сравнивать двух литературных героев?

- Как обычно формулируются  темы сравнительных характеристик?

- Что еще можно сравнивать?

- Всякая ли тема, касающаяся двух литературных героев, может быть  раскрыта как сравнение?

 - Как можно раскрыть подобные темы?

2) Слово учителя. Типовые схемы строения сравнения. Краткий анализ схем.

 Сравнение может быть последовательным и параллельным. И то и другое строится по определенным схемам.

Последовательное сравнение

                                                      основание сравнения

        черты 1-го героя        черты 2-го героя

            цель

                       сравнения героя

Параллельное сравнение

основание сравнения.

                   черты сходства                      черты различия                                                                                                                                    

        двух героев        двух героев

        

             цель

        сравнения героев

- Рассмотрите схемы последовательного и параллельного сравнения. Какое из них, по- вашему мнению, более рационально? Почему?

( Параллельное сравнение рациональнее, так как позволяет более выпукло  (на "сравнительном фоне") показать особенности героев и "не отойти" от сравнения.)

P.S. 1) При  полном сравнении иногда рассматриваются различия между героями, а потом сходство. Обычно это бывает в тех случаях, когда различий между сравниваемыми объектами больше,  чем сходства.

2) Если у героев  только черты сходства или, наоборот, только черты различия, тогда главная часть соответственно упрощается.

3) Работа с таблицей "Языковые средства для выражения сходства и различия и для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой".

Для чего служат?

Примеры

1) Для выражения сходства.

Слова: "сходный", "подобный", "одинаковый", "аналогичный" и т. д.

Обороты типа: "между А и Б много сходного (общего) ; "сходство А и Б состоит в том, что"; "у А и Б есть сходные (общие) черты". Местоимения "оба" ("обе").

Союзы: "и - и", "как, так и", "тоже", "также", "если…то" и т. п.

2) Для выражения различия.

Антонимы: обороты типа: "различия между А и Б (состоит) в том, что"; "А и Б различаются тем, что…" и т. д.

Предлог "в отличие".

Союзы: "а", "но", "же".

Вводные слова: "напротив", "наоборот".

Параллельные синтаксические конструкции, для которых характерна сопоставительно-противительная интонация.

3) Для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой.

Обороты типа:  "теперь рассмотрим отличительные (сходные)  черты А и Б"; "несмотря на сходство (или различие), между А и Б есть и различия (сходства) " и др.

- Какие языковые средства могут использоваться для выражения сходства?

- Какие языковые средства могут использоваться для выражения различия?

- Какие языковые средства могут использоваться для речевого оформления перехода от одной части  сравнения к другой?

4) Работа по сочинению на литературную тему.

   Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, веселые и злые, простодушные и себе на уме.

   Поэтому так и интересны два героя романа В. Киселева "Девочка и птицелет» - Оля и Лена Костина, волей судьбы оказавшаяся в небольшом городке России.

   Единственное, что их сближает, - это возраст и учеба в одной школе.

   А вот различий между ними гораздо больше. Одно из самых важных – отношение к товарищам. Оля – очень чуткий и добрый человек, умеющий быть верным и отзывчивым другом. Возьмем, например, ее отношения  с Колей Галетой. Мальчику трудно даются знания. Видя это, Оля не только помогает ему преодолеть возникшие трудности, но и делает все возможное, чтобы он поверил в свои силы. А когда у Коли случается несчастье с отцом, она и вовсе принимает  самое горячее участие в его делах. В отличие от Оли, Лена Костина - "активистка", бессердечный человек. Она радуется неудачам  товарищей и не умеет быть верным и преданным другом.

   К учебе и к классным делам  девушки тоже относятся по-разному. Оля учится на тройки, иногда получает даже двойки, а Лена - "круглая отличница, лучшая ученица". Но Оля умеет страстно увлекаться. Она очень любит химию, поэзию, особенно Тараса Шевченко, потому что тот "самый храбрый поэт".  Да и идею птицелета  Оля встречает с радостью и огромным восторгом. А Лена "не интересуется ни химией, ни историей". И даже когда узнает тайну о птицелете, остается совершенно равнодушной к ней.

   Есть и еще одно различие между героинями романа. Это поведение в минуту опасности. Оля – смелая девочка. Она  наравне с ребятами дает отпор Петькиной компании, не теряется в трудной ситуации и применяет против Петьки прием, которому научил ее отец. А вот о Лене этого сказать нельзя.  Даже тогда, когда ей сыплют шиповник за шиворот, она не сопротивляется, а только ревет.

   Что же хотел сказать В. Киселев читателям, показывая двух девочек на страницах романа? Мне кажется, только одно. Не все в человеке определяется социальным.  Многое в нем зависит от воспитания, от тех нравственных и духовных ценностей, которые он  приобретает благодаря стараниям и заботам родителей.

1) Прочитайте сочинение на литературную  тему.  Какое это сочинение – индивидуальная характеристика или сравнительная характеристика? Обоснуйте свое мнение.

2) Определите, по какой схеме оно написано. Составьте план сочинения.

3) Найдите языковые средства, используемые в сочинении для выражения сходства и различия и для речевого оформления перехода от одной части сравнении к другой.

IV. Обобщение материала.

1) О чем шла речь на уроке?

2) Что вы узнали о сравнении двух литературных героев?

V. Домашнее задание:

1) повторить материал по теме урока;

2) определить основание и цель сравнения Швабрина и Гринева;

3) выявить черты сходства (1-ый вариант) и черты различия (2-ой вариант) героев,  обосновать  свою позицию. 

  Список используемой литературы.

1) Ладыженская Т.А. , ЗепаловаТ. С.  Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров". -

Москва. Просвещение.1990

2) Никитина Е. И. "Русский язык. Русская речь". – Москва, Дрофа, 2010

3) Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

4) Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.

5) Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сильные мира: "Вельможа" Державина и "К вельможе" Пушкина: опыт сравнения двух стихотворений

.Материалы к уроку литературы в 9 классе. Сравнительный анализ двух знаковых стихотворений поможет лучше представить преемственность, общегуманитарную и творческую, в литературном процессе начала 19 в...

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам. Практическая работа 9 класс (ФГОС)

Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам. Практическая работа 9 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВА...

Проверочная работа для 5-го класса на тему "Сравнение двух настоящих времён" " Present Simple or Present Continuous"

Проверочная работа для 5-го класса, по теме "Present Simple or Present Continuous"...

Проект " Наш Пепе" ( Роль сравнений в описании литературного героя)

Небольшой проект, разработанный пятиклассниками, после внекассного чтения рассказа М.Горького " Пепе". Ребята с интересом изучили  мастерски использованные автором сравнения, которые...