Литературно-музыкальные вечера
материал по литературе (9 класс) по теме
Цель литературных вечеров в школе – формирование духовного мира человека, зарождение внутренней потребности в дополнительном знании, в самосовершенствовании, а также в раскрытии творческих способностей учеников, участвующих в подготовке вечера.
Тезисы к литературно-музыкальной композиции «Я сердцем никогда не лгу».
Творчество С.А.Есенина многогранно, но, к сожалению, в рамках школьной программы времени на знакомство с его наследием недостаточно. И в этом случае большим подспорьем являются внеклассные мероприятия: классные часы, школьные тематические вечера. Предлагаю один из возможных сценариев школьного литературно-музыкального вечера.
1. Стихотворения подбираются в основном незнакомые учащимся.
2. Песни и романсы разучиваются вокальной группой совместно с учителем музыки или с преподавателями музыкальной школы. При отсутствии музыкально одарённых детей в классе можно использовать аудиозаписи (все используемые песни есть в исполнении мастеров российской эстрады)
3. Данный материал не ставит целью разъяснение этапов жизни поэта или глубокого анализа творчества, задача внеклассного материала вызвать интерес к творчеству С.Есенина, показать многогранность его таланта, развить художественный вкус учащихся.
Тезисы к литературно-музыкальной композиции "Юмор и сатира в русской литературе"
Юмор и сатира – наиболее близкие и понятные жанры школьному возрасту. Учащиеся уже знакомы с творчеством М. Зощенко, М. Булгаковым, Н. Лескова. Тонкий юмор, незлая сатира сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца» близка и понятна детям современностью темы и языка, напоминает рассказ Н. Лескова «Левша» и народные сказки. Основное время вечера – 40 минут – уходит на инсценирование. Костюмность, богатство языка, игра артистов привлекают внимание зрителей, заставляют смеяться и задуматься.
Тезисы к литературно-музыкальной композиции "Поговорим о странностях любви"
Тема любви – вечная тема. Она всегда интересует учеников, она близка и понятна им; строки любви заставляют их страдать, учат их высокому чувству любви, искренности, ответственности. Именно в школе, на уроках и литературных вечерах, должны ученики слышать, узнавать, отвечать на вопросы вечные: «Что же такое настоящая любовь», «Как ее узнать, как к ней готовиться, как ее беречь».
Психологические, возрастные, эмоциональные особенности учащихся 9-11 классов являются основой для привлечения внимания и интереса к данной теме, прививают трепетное, бережное отношение к юношеской любви.
После проведения такого вечера возрастает интерес учеников к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н.А. Заболоцкого.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальный вечер «Я сердцем никогда не лгу» по творчеству С.А.Есенина.
Цель: развить художественный вкус учащихся;
привить любовь к творчеству С.Есенина;
познакомить с многообразием творческого наследия
поэта.
вызвать интерес к произведениям, не изучаемым на уроках.
Оборудование: портреты С.А.Есенина, даты жизни поэта, иллюстрации к произведениям, аудиодиск с песнями на стихи С.Есенина, выставка книг, свечи, берёзовые веточки, плакат с датами выпусков сборников произведений поэта (приложение №1).
Ведущий №1
Я сердцем никогда не лгу
Эту жизнь за всё благодарю…
Эти слова очень точно характеризуют жизнь и творчество истинно русского поэта, который стал символом синеокой соломенной песенной Руси.
Сергей Александрович Есенин прожил только 30 лет, но каких! Всем своим творчеством он стремился вселить в человека веру в Свет, Радость, Любовь, Сочувствие ко всему живому на земле.
Ведущий №2
Деревенским мальчишкой, с ранних лет впитал он в себя любовь к земле родной, к милой ласковой берёзке. Именно о берёзе – его первое стихотворение в печати и о ней же одно из самых последних.
Стихотворение «Белая берёза» (читает ученик).
Исполняется песня композитора В.Азаренко «Ты запой мне песню эту» (исп. вокальная группа музыкальной школы)
Ведущий №3
Есенин оценивал жизнь возможностью счастья, поэтому даже смерть, трагедия в его творчестве выступают не как реальная кончина человека, а как поэтическая метафора несбывшихся надежд.
« Хороша была Танюша» (читает ученик)
Ведущий №4
Есенин опирался на фольклор, на песенность мотивов русского народного творчества, потому что ощущал себя частичкой родной природы, поэтому видел в животных « братьев меньших».
Стихотворения «Лебёдушка», «Корова», «Табун» (читают учащиеся).
Ведущий №1
Сергей Есенин считал для себя цензором своего творчества Пушкина, перечитывал не только его стихи, но и опубликованные сборники писем. «Теперь меня тянет всё больше к Пушкину»,- говорил он. В своих стихах поэт очеловечивал среднерусскую природу, в ней искал утешение и вдохновение, в мотивах светлой грусти звучит пушкинское «печаль моя светла».
Песни композитора Г.Пономаренко «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» (исп. вокальная группа)
Ведущий №2
В поэзии Сергея Есенина ярко выделяется тема материнской жертвенной любви, как в «Лебёдушке», которую мы сегодня слушали, пронзительно звучат материнская грусть, тоска ожидания редких встреч. «О моя терпеливая мать»,- восклицал поэт, вспоминая не только свою маму, но создавая обобщённый образ терпеливой и мудрой русской женщины.
Песня композитора В.Липатова «Письмо матери» (исп. вокальная группа)
Ведущий №3
Всё чаще поэт замыкался в себе, мрачно страдая от скорби несостоявшегося, от распада нравственных устоев жизни.
Песня композитора С.Сарычева «По всему Тверскому околотку» (аудиозапись в исп. И.Куприянова)
Есенин встретил Октябрьскую события с восторгом, он мечтал, что революция очень быстро изменит жизнь и душу человека. Но вскоре увидел, что жизнь крестьян не изменилась к лучшему, видел, что революционная «пена» вынесла наверх «лабутей», а не работящих, скромных, правдивых «провов». И только поэзия была спасением для него. «Жизнь моя за песню продана», - писал он, жалея о напрасно растраченных годах, о «Москве кабацкой», раскаиваясь в своих неблаговидных поступках молодости.
Песня композитора А.Захаренко «Мне осталась одна забава» (аудиозапись в исп.А.Малинина)
Ведущий №4
Но ликующая песнь Любви побеждала мрачные, сумрачные настроения, и это светлая радость давала поэту силы жить и создавать чудесные, пленительные строки о любви.
Стихотворения «Заметался пожар голубой», «В Хороссане есть такие двери» (читают учащиеся)
Песня композитора Я.Френкеля «Над окошком месяц» (аудиозапись в исп. хора им. Пятницкого)
Ведущий №1
Мы часто воспринимаем Сергея Александровича Есенина как поэта лирического, серьёзного, но забываем о том, что его творчество многогранно: это и драматические произведения («Пугачёв»), и литературно-критические статьи, («Быт и искусство», «Россияне», «Ключи Марии»), поэмы («Триптих», «26»), проза («Яр»), даже детские частушки.
Стихотворение « Как должна рекомендоваться Марина» (читает ученик младших классов).
Ведущий №2
Есенин находит отклик в каждом сердце, потому что в его творчестве царит нечто близкое, созвучное нашим мыслям и чувствам. Синеглазый русый поэт с «небольшой, но ухватистой силой», воспевавший жизнь, любовь, природу, родную Русь и сегодня рядом с нами. Недаром в нашей стране в разных городах возведено 15 памятников и бюстов поэту.
Песня композитора В.Азаренко «Вот оно глупое счастье» (аудиозапись в исп. В.Азаренко)
Предварительный просмотр:
I. Оборудование:
1) Плакаты с высказываниями Д. Дефо, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова – Щедрина, М. Зощенко.
2) шары, шаржи, карикатуры.
План вечера
I. Ведущий объявляет тему вечера.
II. Басня – короткое иносказательное поучение. Басни писались еще в Древней Греции, но особенный расцвет в русской литературе этого жанра связан с имением Ивана Андреевича Крылова.
Инсценировка басни «Мартышка и очки»
III. Народный юмор блистал всегда весельем, краткостью, смелостью. Особенно популярны были частушки.
Исполняется 15 частушек на разные темы.
IV. «Блажен незлобивый поэт, » - писал великий русский поэт Н.А. Некрасов, размышляя о судьбе писателя Н.В. Гоголя в день его смерти 21 февраля 1852 года.
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой…
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -
И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он – ненавидя.
Гоголь Н.В., Салтыков – Щедрин М.Е. – гениальные художники 19 века. С хохотом на устах, без жалости, со злой иронией и сатирой клеймили они социальные пороки. Традиции русской сатиры и юмора были продолжены в XX веке. М. Зощенко, М. Булгаковым, И. Ильфом, В. Петровым.
V. Инертность человека, косность души, разрыв между масштабом дел и консерватизмом психики – темы М. Зощенко.
Исполняется инсценировка рассказа М. Зощенко «Нервные люди»
VI. Пролетели десятилетия, но к сожалению, герои Ильфа и Петрова, Зощенко живы и сейчас. Не сузилось поле деятельности для плеяды современных писателей-сатириков: М. Жванецкого, Ф. Искандера, А. Арканова, Л. Филатова.
Инсценирование сказки Л. Филатова «Сказка о Федоте-Стрельце».
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР.
«ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ».
Оформление:
1)Плакаты с высказываниями о любви Гете, Гумилёва, пословицы.
2)Шары, бумажные голуби и сердца.
Ведущий №1:
14 февраля – день святого Валентина, покровитель всех влюбленных. Согласно одной из легенд Валентин за свою христианскую религию и проповеди содержался в тюрьме, где излечил тяжело больную дочь надзирателя, и молодые люди полюбили друг друга. Но несмотря на это, Валентин был казнён. С тех пор родилась традиция – в этот день влюблённые во всём мире дарят друг другу подарки, цветы, конфеты, признаются в любви.
Ведущий№2:
Сегодня наш вечер посвящён этому высокому чувству и называется «Поговорим о странностях любви».
№1
В мифах Древней Греции и Рима стрелы весёлого, проказливого Купидона, или по – другому Амура, ранят человека, и в его сердце возгорается любовь, не подчиняющаяся никаким законам.
Любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново.
Томленье духа ты или благодать?
№2:
Всё, что произвела на свет Любовь, прекрасно и таинственно – в этом её бессмертие. Поколения людей сменяют друг друга, но вечна Любовь. Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Лаура и Петрарка…
Кто не знает этих имён?
Божественная, вдохновенная любовь связана с трагедией, смертью, разлукой.
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Инсценирование. Шекспир «Ромео и Джульетта» отрывок из пьесы. Действие 3, акт 3.
№3Любовь и кровь.
Покуда сердце бьётся .
И гонит в теле крови теплоту
Ты словно пьёшь из вечного колодца.
Преобразив в действительность мечту
Любовь? Любовь…
Главная тема творчества поэтов, художников, композиторов. «Солнце русской поэзии», А.С. Пушкин влюблялся 127 раз, и как часто итогом этого чувства являлись шедевры мировой поэзии.
Инсцинирование. А.С. Пушкин «Цыгане, отрывок из поэмы».
№4 Любовь не терпит снисхожденья
Любовью правило дано
Чтоб в страсти два сердцебиенья
Гремели громом, как одно.
Современник Пушкина Ф.И. Тютчев испытал благотворное влияние страсти, вся его поэзия, в сущности, гимн Любви.
Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
№5 Чудесный поэт, тонкий лирик, вдохновенные строки которого стали знаменитыми и популярными романсами 19-го века – А.А.Фет.
А.Фет «На заре ты ее не буди»
(романс исполняет вокальная группа 10-го класса).
№6 Стремительный 20 век продолжил традиции любовной лирики.
А. Блок «Незнакомка», С. Есенин «Шаганэ, ты моя шаганэ».
№7 Сложные, трудные, но горячие строки М.Цветаевой и А.Ахматовой нужны нам и сегодня.
М.Цветаева «Мне нравится»
(песня исполняется вокальной группой 11 класса).
А.Ахматова «А ты думал…?»
№8 Лауреат Нобелевской премии, гордость нашей литературы Б. Пастернак чтил высокое чувство Любви.
Б.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест».
№9 Нежность – светлое слово.
Нежность – парус любви.
И хрупок нежности след
Закричишь – нежность растает,
Как тает лунный свет.
Н. Добронравов «Нежность»
(песня А. Пахмутовой исполняется вокальной группой 10 –го класса).
№10 Как часто мы слышим сегодня слова о том, что любовь – тяжкий груз, лишние заботы, что легче жить без чувств. Но поэты и композиторы учат нас не верить этим словам.
Матусовский «Жить без любви просто»
(песня Колмановского исполняется вокальной группой 11 класса).
№11 Любовь и разлука – две вечные подруги, они всегда рядом. Любовь и грусть неразделимы.
А. Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне», Н.Добранравов, «Вальс расставанья»
(песня А.Пахмутовой исполняется вокальной группой 10 класса)
№12 От безразличия идем к любви,
А нас молва худая не обходит.
И кто подобных не слыхал речей!
Что в нем она особого находит?
Что он нашел особенного в ней?
А что тут странного?
Когда навеки всем,
Всем влюбленным свойственно одно –
Увидеть то в любимом человеке,
Чего другим увидеть не дано.
Я. Смеляков «Хорошая девочка Лида»
Р.Гамзатов «Молитва любви»
Н.Добранравов «Песня о первой любви»
Хочется завершить наш вечер словами талантливого поэта, барда, артиста В.Высоцкого:
Я дышу, и значит – я люблю.
Я люблю, и значит – я живу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"
Литературно – музыкальный вечер, посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....
Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"
Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...
Литературно-музыкальный вечер "Я воскресну и спою"
Данное мероприятие проводилось с учениками 11 класса. Посвящён этот литературно-музыкальный вечер памяти поэта, музыканта. певца Игоря Талькова....
Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"
Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....
Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...