Презентации к урокам литературы, 6 класс
презентация к уроку (литература, 6 класс) по теме
Презентации помогают учителю наглядно познакомить учеников с предлагаемым материалом, содержат теоретический материал.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Что читали летом? Что больше понравилось? Давайте вспомним!
Подумай и ответь!
Традиционное начало сказки?Виды сказок?Где есть мораль? Самый известный баснописец?Какие басни помните?Произведения об Отечествен-ной войне 1812 года?О крепостном праве?О мальчике в тайге?
Отрочество
10-15 летГерои-подросткиОтроки и отроковицыПереходный возрастГерои книг – ваши ровесники
Выполни дома
Расскажи о любимом герое , охарактеризуй его.Сборник былин. 2-3 былины – к 15 сентября.
Подписи к слайдам:
ОХАРАКТЕРИЗУЙ ЛЮБИМОГО ГЕРОЯ.КТО ОН?КАКОЙ ОН?ПОЧЕМУ ЛЮБИМЫЙ?
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЙ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, АВТОР.КРАТКОЕ СЛОВО О КНИГЕ(ТЕМА, ИДЕЯ), МЕСТО ГЕРОЯ В КНИГЕ.ВЫБОР ИМЕНИ АВТОРОМ, РОЛЬ ИМЕНИ.
ЭТО ВАЖНО!
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ, ВОЗРАСТ,СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ(слово о семье).ВНЕШНИЙ ВИД(МАНЕРА ОДЕВАТЬСЯ),ПРИВЫЧКИ,МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, ПОСТУПКИ, КАК ОНИ ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЮТ.
ЭТО ВАЖНО!
КАК ОТНОСИТСЯ К ДРУГИМ ГЕРОЯМ, РОДИТЕЛЯМ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ.ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К СВОЕМУ ГЕРОЮ.ТВОЁ ОТНОШЕНИЕ.
Выполни дома
СТР.6-13, чит., пересказ. Сборник былин. 2-3 былины – к 15 сентября.
Подписи к слайдам:
Далёкое прошлоеГерои былин и сказокЭпос русского народа
СТАРИНЫ
Былина (старина)-героическое повествование о защитниках родной земли, богатырях.
Создавались, чтобы их пели
Старина, старинушка, старинка – эти слова использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей.
КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН
ЗАПЕВЗАЧИНКУЛЬМИНАЦИЯКОНЦОВКА
Два больших цикла: киевский и новгородский
События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира. Образ объединил воспоминания о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.).
ГЕРОИ
Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др.
НОВГОРОДСКИЕ БЫЛИНЫ
К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садкои Василии Буслаеве.
Язык былин
ПОВТОРЫГИПЕРБОЛЫЭПИТЕТЫПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ: «буйна голова»,«ретиво сердце»,«могучи плечи», «ноги резвые»,«слёзы горючие».
ЯЗЫК БЫЛИН
УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ:Ильюшенька,Добрынюшка,Алёшенька.Уничижительные и увеличительные суффиксы:Идолище, Змеище.
НАЗВАНИЯ БЫЛИН
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»«Илья Муромец и Калин-царь»«Добрыня и Змей»«Три поездки Ильи Муромца»«Вольга и Микула»
ЧТЕНИЕ БЫЛИНЫ «НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ»
Выполни дома
СТР.6-13, чит., материал в тетради, характеристика Ильи, Добрыни, вопр.1,2,3 ««. Сборник былин. Рассказать об одной из былин..
Подписи к слайдам:
Далёкое прошлоеГерои былин и сказокЭпос русского народа
СТАРИНЫ
Былина (старина)-героическое повествование о защитниках родной земли, богатырях.
Сказители былин
КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН
ЗАПЕВЗАЧИНКУЛЬМИНАЦИЯКОНЦОВКА
ГЕРОИ
Герои старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Язык былин и характеристика героя
ПОВТОРЫГИПЕРБОЛЫЭПИТЕТЫПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫУМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫУничижительные и увеличительные суффиксы
СЛОВО О БЫЛИНАХ И ИХ ГЕРОЯХ
СОДЕРЖАНИЕХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯЧТЕНИЕ ЛЮБИМОГО ЭПИЗОДАОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА, КОМПОЗИЦИИ(см. след. слайд)
ПРОВЕРИМ Д/З
ТАБЛИЦА «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА БЫЛИН»
Выполни дома
Былины и их герои в живописи и музыке.ПРЕЗЕНТАЦИЯ или сообщение, рисунок.Подготовиться к тесту
Подписи к слайдам:
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ
Прозаик, мемуарист, театральный и литературный критик, журналистЧлен-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Аксаков С. Т. - литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых.
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ
Обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве
ТВОРЧЕСТВО
Первым заметным опытом в прозе становится его очерк «Буран» (1833). Он был анонимно опубликован в альманахе «Денница» в 1834 г.
ТЕОРИЯ
О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения
В основе сюжета очерка лежит реальное событие, известное Аксакову со слов очевидцев. В тексте присутствуют замечательные и по поэтичности, и по достоверности описания природы.
Из воспоминаний
«Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе – и написал «Буран».
«Буран» был замечен современниками. В «Московском телеграфе» редактируемом Н. Полевым, не знавшем об авторстве Аксакова, своего идейного противника, была напечатана хвалебная заметка. Аксаковское описание бурана, впоследствии, было использовано как образец при изображении зимней бури А. С. Пушкиным в «Капитанской дочке» и Л. Н. Толстым в «Метели».
РАБОТА С ТЕКСТОМ
«Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалёкому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жёг всё живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза».
РАБОТА С ТЕКСТОМ
«Всё по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своём уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Всё было великолепно…»
СРАВНЕНИЯ
«Туча, как небо»«Снеговые степи, как пух лебяжий»«Белый мрак, как мрак тёмной осенней ночи»«Снежный прах, как змей»
фольклорные образы
фольклорные образы описания бурана :сказочные персонажи- Змей Горыныч, Тугарин Змей. Они, по народному представлению, олицетворяют вражескую силу и демоническое начало. Выражение «беда пришла неминучая» тоже фольклорное, т.е. беда, которую ни объехать, ни обойти нельзя.
«Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись её отыскивать, пробуя ногами, не попадётся ли в мягком снегу жёсткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил – и все замёрзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умёта…»
В тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы. Не удаётся избежать гибели людям, стихия уносит жизни шестерых человек. А в живых остаются только те, кто послушался совета старика и остался ночевать в степи, составив кругом возы и подняв вверх оглобли, накрытые кошмами, и люди укрылись под ними, как под шалашом.
Сцена метели – сцена ввода главного героя Пугачёва во второй главе «Капитанской дочки» - решена по-аксаковски: «Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены… Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, - беда: буран!»
Выполни дома
стр 73-80,читать, наизусть -1 стихотв., худ.ср-ва
Подписи к слайдам:
Мир природы вокруг нас
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении.
Пейзажи в лирике
Используют для скрытого или явного сопоставления внутреннего состояния лирического героя с состоянием внешней среды Приём называют «психологическим параллелизмом». Так авторы оценивают героев, указывая читателям на гармонию или дисгармонию в отношениях между человеком и миром.
«ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…»
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,—Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога.
И.А.БУНИН
Помню - долгий зимний вечер.Полумрак и тишина;Тускло льется свет лампады,Буря плачет у окна.«Дорогой мой, - шепчет мама, -Если хочешь задремать,Чтобы бодрым и веселымЗавтра утром быть опять, -Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!» И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грез – Шепот зреющих колосьев И невнятный шум берез…
Выполни дома
СТР.76-80. худ.ср-ва, вопросы, 1 ст.-наизусть .
Подписи к слайдам:
Князь, русский писатель, философ, педагог, музыковед, теоретик музыки.
Последний представитель одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. Его отец происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде
Мать Екатерина Алексеевна- из крепостных. Оставшись сиротой в раннем возрасте, воспитывался в доме опекуна.
МОСКВА
Первый период - Москва, маленькая квартира в Газетном переулке в доме родственника, князя Петра Ивановича Одоевского]. Московский университетский благородный пансион (1816—1822). Имя Одоевского осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами Жуковского, Дашкова, Тургенева.
Санкт-Петербург
В 1826 году переехал в Санкт-Петербург, поступил на службу во 2 отделение собственной Его Величества канцелярии.Увлёкся мистическими учениями, средневековой натуральной магией и алхимией.
Служба в Петербурге
Пишет романтические повести, сказки, статьи, сотрудничает с пушкинским «Современником».Помощник директора Императорской публичной библиотеки и директор Румянцевского музея.
Основал в Петербурге больницу для приходящих, впоследствии Максимилиановская; учредитель Елисаветинской детской больницы в Петербурге ; второй председатель Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
«Пёстрые сказки», «Сказки дедушки Иринея»
«Пёстрые сказки с красным словцом», 1833г.
Сатирические сказки: "Реторта", Сказка о мёртвом теле...", "Жизнь и похождения одного из здешних обывателей в стеклянной банке, или Новый Жоко", "Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью...", "Игоша", "Просто сказка", "Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою...", «Та же сказка, только на изворот»…
«Сказки дедушки Иринея»
«Бедный Гнедко», опубл . В 1841 · « Городок в табакерке», опубл. в 1834 · «Житель Афонской горы», опубл. в 1841 · «Мороз Иванович», опубл. В 1841 · «О четырёх глухих», опубл. в 1841 · «Шарманщик», опубл. в 1841
«Сказки дедушки Иринея»
· «Отрывки из журнала Маши», опубл. в 1841 · «Разбитый кувшин», опубл. в 1841 · «Столяр», опубл. в 1841 · «Червячок», опубл. в 1835
Большой энциклопедический словарь
ДНЕВНИК- записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа, распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).
«Отрывки из журнала Маши» 1841
8 января 18.. года.Сегодня мне исполнилось десять лет… Маменька хочет, чтобы я с сего же дня начала писать то, что она называет журналом, то есть она хочет, чтоб я записывала каждый день всё, что со мною случится… Признаюсь, я этому очень рада. Это значит… что я уже большая девушка!..
«Отрывки из журнала Маши» 1841
9 январяСегодня я показывала маменьке мой вчерашний журнал. Маменька была им недовольна. «Зачем, — спросила она, — я не вижу в твоём журнале ни слова о том, что ты делала утром и после обеда?» Я не знала, что отвечать на это, да и мудрёно было бы отвечать… потому что я вчера вела себя очень дурно…
Выполни дома
Дочитать, стр.99-все вопросы. Перемены в Маше.
Подписи к слайдам:
ПОРТРЕТ
Портрет – изображение внешности героя, её описание:лицо, волосы, руки,фигура, одежда, манерыповедения.
Внешность не всегда соответствует духовному миру
« Глаза – зеркало души человеческой»
Л.Н.Толстой
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
Выполни дома
СТР. 101-103, читать. Слово о Пушкине и его друзьях:И.Пущин,В.Кюхельбекер, А.Дельвиг,П.Вяземский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.
Презентации помогут при объяснении и изучении нового материала....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..
Презентации помогут при изучении тем по литературе....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 4 четверть.
Презентации помогут учителю в проведении уроков литературы....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
- Мне нравится (1)