программа и ктп по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) на тему

Михайлова Алла Александровна

рабочая программа и ктп по литературе 5 класс автор Коровина

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7 издание, М. Просвещение 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа;
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретацию произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям;
  • индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю, 120 часов в год.

                                   

                                            Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека

1

Устное народное творчество

2

Русские народные сказки

8

Из древнерусской литературы

2

Из литературы XVIII века

2

Из литературы XIX века

46

Из литературы XX века

29

Из зарубежной литературы

12

ИТОГО

102

                                   Содержание тем учебного курса              

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное, индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,   приговорки,  скороговорки, загадки).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя.  Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»;   И.З. Суриков «Зима»,    А.А Фет  «Весенний дождь».

Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.  Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; С.А.Есенин. Стихотворение «Разгулялась вьюга»…», С.А.Клычков «Лель цветами всё поле украсил», А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б.Кедрин «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки, обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса

            В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

            уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию; нравственную проблематику произведения;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • видеть связи между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении.

             Произведения для заучивания наизусть (примерный список)

Пословицы и поговорки.

В.А.Жуковский «Спящая царевна» (отрывок).

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин «У лукоморья».

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы).

Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

А.А.Фет «Весенний дождь».

М.Ю.Лермонтов «Бородино».

По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения.

                       

                                       Методическое обеспечение

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях. М. Просвещение 2012.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004
  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008
  4. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008
  5. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по ___литературе__________________

                                                             предмет

 

Класс ___5______________

Учитель _Михайлова А.А..__

Количество часов

Всего __102_ час.; в неделю _3_час.

Плановых контрольных уроков _4  ,  развития речи  12,   вн. чтения  13

Планирование составлено на основе  программы под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2008__________________________________________________________

программа

Учебник  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях. М. Просвещение, 2012

                                                 название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002

_____________________________________________________________________________

                          название, автор, издательство, год издания


№ п/п

                             Тема урока

Кол-во часов

           Домашнее задание

      Дата проведения

       Примечания

                              1 четверть

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.

                  Устное народное творчество

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам

3.

Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

1

Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листе написать одну скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

                    Сказка как жанр фольклора

4.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

1

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Инд. зад.: подготовить рассказы о И.Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

1

Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.

1

Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).

7.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная  сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).

8.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

1

Подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой, нарисовать иллюстрации

9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

1

Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам.

10.

«Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)

11.

Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Добро и зло в народных сказках»

1

Написать сочинение

                      Древнерусская литература

12.

Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».

1

Подготовить выразительное чтение и пересказ статьи.

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

1

Пересказ отрывка из летописи.

                           Из литературы 18 века

14.

М.В.Ломоносов: многогранность талантливой личности.

1

Подготовить рассказы о М.В.Ломоносове. Выразительное чтение сонета С.И.Стромилова «Ломоносов» и стихотворение Н.А.Некрасова «Школьник»

15.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»

                   Из литературы 19 века

16.

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

1

Подготовить рассказ об И.А.Крылове; читать басни, готовиться к викторине.

17.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в басне.

1

Подготовить выразительное чтение  басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстрацию к басне.

18.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом»

19.

Р.Р. Жанр басни. Повествование и мораль в басне. понятие об эзоповом языке.

1

Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.

20.

Вн.чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Конкурс инсценированной басни.

1

Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»

21.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 79-80)

22.

«Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка)

23.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок». Прочитать статью учебника (с. 85). Выучить определение.

24.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

Подготовить рассказ об А.С.Пушкине. Выразительное чтение стихотворения «Няне»

25.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок («У лукоморья»).

1

Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..»

26.

Урок контроля. Письменные ответы или тестирование.

1

27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

1

Прочитать сказку, ответить на вопросы учебника 1-2 (с.108)

                              2 четверть

28.

Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

1

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 108)

29.

Р.Р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.  Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность.

1

Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Прочитать сказку и дать названия эпизодам до слов: «За невестою своей..» (с. 104)

30.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

1

Наизусть отрывок из сказки, принести сказки А.С. Пушкина.

31.

Вн.чт. Мои любимые сказки А.С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

1

Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 113-114).

32.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский.  Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил..»

Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка.

33.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

1

Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147-151).

34.

В.М.Гаршин.Сказка «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

1

Подготовить выразительное чтение сказки В.М.Гаршина

35.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

Подготовить сообщение о поэте, выразительно читать стихотворение

36.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»

37.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (с. 184). Выразительное чтение произведения, пересказ

38.

Реальное и фантастическое в сюжете повести. Юмор.

1

Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»

39.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове, составить к ней вопросы, прочитать стихотворение «На Волге»

40.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

Выразительное чтение стихотворения «На Волге»

41.

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». Инд. зад.: подготовить сообщения по карточкам

42.

Вн.чт. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе

43.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

Подготовить рассказ о Тургеневе. Прочитать рассказ до конца

44.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

1

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны.  Составить рассказ об этих героях. Перечитать рассказ с. 222 – с. 233

45.

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.

46.

Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

1

Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Подготовить выразительное чтение эпизода «Возвращение Герасима домой»

47.

Р.Р. Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, тру-долюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению

1

Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение

48.

Урок контроля. Контрольная работа (или тестирование) по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева.

1

Принести стихотворения А.А.Фета

                       3 четверть

49.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

1

Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь»

50.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

51.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристике героев.

1

Составить сравнительную характеристику героев.

52.

Дружба Жилина и Дины.  Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

1

Составить устно рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной.

53.

Р.Р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы».

1

Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»

54.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение  по ролям рассказа «Хирургия»

55.

Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

1

Пересказать  любимый рассказ А.П.Чехова

56.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете.

57.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

58.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм.

1

Выразительное чтение стихотворений

59.

Р.Р. Обучение анализу лирического текста ( по русской поэзии 19 века).

Анализ стихотворения

                       Литература 20 века

60.

Вн.чт. И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

1

Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы»

61.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

Читать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе.

62.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1

Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции

63.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

1

Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения»

64.

 Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

1

Подготовиться к сочинению

65.

Р.Р. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

1

Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру»

66.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Подготовить рассказ о поэте, выразительно читать стихотворение «Я покинул родимый дом…»

67.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

1

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить 9-е задание (с. 65)

68.

Трудолюбие и талант Степана - мастера. Образ хозяйки Медной горы.

Рассказ о Хозяйке, о Степане

69.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность главного героя.

1

Найти черты сказа, особенности

70.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

71.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 8-е задание.

72.

Вн.чт. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном

73.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка  «Двенадцать месяцев»

1

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение.

74.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

1

Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы». Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже

75.

Р.Р. Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом.

1

Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева»

76.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1

Подготовить рассказ о жизни писателя, разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите

77.

Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

Задания на с.122

78.

Урок контроля. Тестирование.

1

                               4 четверть

79.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои

1

Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147); 12-е задание (с. 147) выполнить письменно

80.

Черты характера героя и его поведение в лесу. Человек и природа в рассказе

1

Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

81.

Р.Р. Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).

1

Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

82.

Вн.чт.  В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

Ответить на вопрос: «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»

83.

Р.Р. Русские поэты ХХ века о Родине и о родной природе. И.А. Бунин, Дон-Аминадо, Н.М. Рубцов. Обучению анализу лирического произведения.

1

Подготовить анализ одного стихотворения

84.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений

85.

Саша Черный. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник».

1

Читать

86.

Саша Чёрный «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах Саши Чёрного.

Рассказать о своих любимых играх

87.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

Подготовить выразительное чтение  стихотворения К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

88.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1

Выразительное чтение. Рассказ «Война в жизни моей семьи».

                    Зарубежная литература

89.

Р.Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

1

Выразительное чтение, задания учебника.

90.

Вн.чт. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1

Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо».

91.

Вн.чт. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Задания учебника

92.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Подготовить краткий пересказ сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с.234).

93.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

94.

Реальное и фантастическое в сказке. Образ Снежной королевы.

1

Ответить на вопрос: почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки»? Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке.

95.

Р.Р. Любимые сказки Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?»

1

Сочинение

96.

Вн.чт. Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

97.

Вн.чт.Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Подготовить краткий рассказ об авторе

98.

Вн.чт. Том Сойер и его друзья. Том и Беки. Внутренний мир героев М.Твена

1

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?

99.

Вн.чт. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

1

Подготовить пересказ биографии писателя

100.

Вн.чт. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа, становление его характера.

1

Подготовиться к тестированию

101.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Задания к празднику

102.

Р.Р. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

Задания для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе для 9-ого класса «Литература пушкинской поры»

Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деяте...

рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  предназначена  для изучения  русского языка на базовом уровне и составлена из расчета  6 часов в неделю, 204 часа в год....

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...