Проект «Вся жизнь - театру!»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с основными фактами жизни и творчества драматурга А. Н Островского;
-дать представление о русской драматургии, о месте Островского в развитии русского театра и русской драматургии;
-познакомить учащихся со своеобразием купеческой культуры, выразителем которой во многом являлся А. Н. Островский;
-научить школьников видеть в классическом произведении 19 века актуальное, современное содержание;
-познакомить учащихся с современным прочтением пьес драматурга ( как в театре, так и в кино)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrovskiy.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Вся жизнь - театру!»
(посвящен юбилею великого русского драматурга Александра Николаевича Островского)
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с основными фактами жизни и творчества драматурга А. Н Островского;
-дать представление о русской драматургии, о месте Островского в развитии русского театра и русской драматургии;
-познакомить учащихся со своеобразием купеческой культуры, выразителем которой во многом являлся А. Н. Островский;
-научить школьников видеть в классическом произведении 19 века актуальное, современное содержание;
-познакомить учащихся с современным прочтением пьес драматурга ( как в театре, так и в кино)
1. Вступление
Первый ведущий:
Не всякому большому писателю выпадает на долю при жизни услышать слова полного и заслуженного признания. Островский узнал это счастье. В 1882 году, когда праздновался 35-летний юбилей его литературной деятельности, Гончаров прислал драматургу письмо, в котором были такие слова:
« Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».
Как, наверное, волновался Островский, когда читал это письмо, как дрожал в его руке листок почтовой бумаги! Ведь какую долгую дорогу, состоящую из борьбы за свое признание, обид непонимания и прямой клеветы, счастливых и изнурительных трудов, должен был он пройти, прежде чем завоевал заслуженное им мест на российских подмостках.
Александр Николаевич Островский…Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.
Второй ведущий:
Новаторство Островского проявилось во многом, в том числе и в тематике его произведений. Он круто повернул драматургию к жизни, к её повседневности. Именно с его пьес содержанием отечественной драматургии стала жизнь, как она есть.
Александра Николаевича Островского отличало стремление соединить с художественным творчеством неустанную и разностороннюю деятельность на общественном поприще. Великий драматург, создатель национального репертуара для русского театра, автор прославленных пьес « Свои люди- сочтемся!», «Гроза», «Доходное место», «Бесприданница» и десятков других известный нескольким поколениям зрителей и читателей в нашей стране.
Он был талантливым педагогом и воспитал целую плеяду выдающихся актеров. Автор оригинальных пьес, он был видным переводчиком мировой классики. Знаток закулисной жизни, на практике овладевший искусством доброжелательных взаимоотношений в сложном театральном мире, он был также глубоким теоретиком театра, сцены, мировой драмы.
Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром.
2. Основная часть
Учитель:
-Посмотрите внимательно на портрет художника Перова. Каким вам видится А. Н. Островский?
Мемуаристы запечатлевали внешность драматурга в разные периоды его жизни, но неизменно отмечали в нем истинно русский тип, умный,, проницательный взгляд, благодушно-добрую улыбку; в манере одеваться и держаться - скромность и простоту, даже застенчивость; во взаимоотношениях с людьми- сердечное радушие и гостеприимство, безграничную доброту.
Первый ведущий:
Александр Николаевич Островский родился и вырос на патриархальной окраине Москвы, в Замоскворечье. Это был особый мир купечества и мелкого чиновничества, живший по своим отдельным законам. Здесь строго соблюдали церковные обряды (примешивая к ним суеверия), здесь царили старинные обычаи, здесь звучала коренная русская речь. Даже одевались тут иначе, чем в центре города, — по-купечески, на давний манер. Дед Островского был священником; отец, окончив Духовную академию, не принял духовное звание и поступил на государеву службу, по судебной части. В конце концов он даже выслужил дворянство — и перешёл из государственной в частную судебную систему, стал стряпчим Московского коммерческого суда. Мать тоже происходила из священнической семьи, была поповной.
Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества, которое часто селилось именно в Замоскворечье, — все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. Вообще, он словно сроднился с хлебосольной и чуть ленивой Москвой; впоследствии, уже став известным сочинителем, регулярно покидал её пределы только на лето; он почти не участвовал в театральных гастролях, редко совершал вояжи, особенно заграничные.
Видефрагмент «Колумб Замоскворечья»
Второй ведущий:
После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета, где проучился три года: увлечение театром , литературным творчеством помешало ему продолжить учение. Однако по настоянию отца в 1843 году А Н Островский все же сделался писцом в Совестном суде. Само название показывает, что разрешались там дела по совести; это были уголовные преступления, гражданские иски. Будущий драматург имел возможность вблизи увидеть всякого рода умственные и нравственные отбросы человечества. Один жаргон, на котором велись там разговоры, был для Островского тем истинным кладезем, из которого он черпал потом свои дивные народные афоризмы.
Литературная деятельность Островского началась в 1847 году. Знакомство с Малым театром, его репертуаром, личная дружба со многими из актеров способствовали тому, что Островский начал писать пьесы.
1850-е годы - время большого творческого подъема драматурга. Именно в эти годы увидели свет «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Первый ведущий:
В 1856 году один из либеральных государственных деятелей своего времени, великий князь Константин Николаевич, желая познакомиться с внутренним состоянием России, обратился за содействием к литераторам и этнографам.
По просьбе была организована так называемая литературная экспедиция, участники которой должны были обследовать различные местности России в бытовом и промышленном отношении.
Островский дал согласие на участие этой экспедиции и отправился изучать бы, условия жизни, культуры, рыболовного промысла поволжских городов от верховья Волги до Нижнего Новгорода.
Поездка по Волге дала такой богатый материал, что Островский задумал написать цикл пьес под общим названием: «Ночи на Волге». В него должны были войти исторические хроники и произведения, изображающие современную жизнь.
Пьеса «Гроза»
Видеоролик «История создания «Грозы» ( заимствовано с сайта perova.jimdo.com)
Сценка (отрывок из пьесы «Гроза» представили ученики 9 А класса)
Щелыково
Второй ведущий:
В 1867 году важное для семьи Островских событие. Драматург вместе братом выкупил у мачехи имение Щелыково. О Щелыкове в судьбе Островского следует сказать особо. Как невозможно представить жизнь и творчество А. С Пушкина без Михайловского, Л .Н. Толстого без Ясной Поляны, И С . Тургенева без Спасского-Лутовиного, так жизнь А Н Островского неотделима от имения Щелыково, расположенного недалеко от Костромы и Кинешмы. В 1848 году Островский впервые приехал на эту землю и был поражен ее красотой.
Видеоролик «Имение Щелыково»
Сказка «Снегурочка» ( представление лучшихисследовательских работ)
Первый ведущий:
Ю Левитанский
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею
Каждый выбирает для себя
Две драмы А.Н.Островского посвящены одной и той же проблеме – положению Женщины в русском обществе. Почему этот вопрос так волнует писателя? Ведь за 20 лет, прошедших со дня написания «Грозы» в России произошли разительные перемены: русские купцы, например, надели европейские платья, по утрам они читают газеты и совершают моцион, ездят на ярмарку в Париж, да и дворяне не гнушаются браком с купеческими дочками, главное, чтобы приданое было.
Второй ведущий:
А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, её неизбежно ждёт разочарование. И наши героини – яркий пример этому.
Итак, занавес поднимается. Нас ждёт встреча с героями пьесы «Бесприданница». И к этой встрече, я думаю, вы готовы.
Драма « Бесприданница»
Видеоролик «Вспомним всё»
Сцены из пьесы «Бесприданницы» Представляют ученики 10 класса
3. Заключительное слово
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Создание кукольного театра "Огонёк"
Театрам издавна придавалось большое значение в воспитательной работе, в распространении знаний и приобщении к ним людей разных поколений. В проекте представлена система совместной деятельности воскр...
Заочное путешествие в мир театра "Вся жизнь - театр"
Данное мероприятие приурочено к международному Дню театра. Актуальность его состоит в том, что в современном мире школьники далеки от мира театра, они не знают, что это такое. Театры посещаются редко ...
Сценарий выпускного вечера "Вся жизнь - театр"
Любите ли вы театр так, как люблю его я? Если да, то этот сценарий поможет вам и вашим ученикам провести необычайно красивый, торжественный, трогательный выпускной вечер. Спасибо учителям, чьи материа...
Викторина "Вся жизнь - театр!"
Викторина «Вся жизнь- театр!» для обучающихся 5-7 классов....
Сценарий последнего звонка в 9-х классах "Вся жизнь - театр"
Сценарий последнего звонка для обучающихся 9-х классов на тему театра....
Проектная деятельность. Авторская разработка. Проект "Волшебный мир театра". Итог проекта "Театральная шкатулка"
Проектная деятельность носит информационный, практический, творческий характер, способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся. Продукт проектной деятельности показан на общешкольном ме...
проект "Вся жизнь - театр"
Как развивать речь и мышление обучающихся? Как учить постигать тайны слова? Как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь для развития речи, эмоционального рас...