Тьюторское сопровождение.
статья по литературе на тему
Николаева М.Р. учитель русского языка и литературы
МБОУ «Крестяхская СОШ имени И.Г. Спиридонова»
Сунтарского района Республики Саха (якутия)
Роль тьюторского сопровождения внеурочной деятельности учащихся в формировании УУД и духовно-нравственном воспитании.
Целью образования по ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим приоритетным направлением современной школы, её ключевой идеей является не давать конкретные знания, а обучать способам эффективного и самостоятельного их освоения, способам действия со знаниями, действия на границах разных знаний, в нестандартных ситуациях. Учить решать открытые задачи, прогнозировать, быстро ориентироваться, брать в руки инициативу, действовать в пространстве вариантов - одним словом, необходимо запустить проект «человек мобильный», «человек функциональный», который способен к быстрым изменениям в обществе. Иными словами важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Комплексный подход к развитию ребенка, который предполагает органическое единство духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития познавательной, деятельностной сфер может помочь учащимся достигнуть активного усвоения социального опыта своего народа. Эта миссия возлагается в первую очередь на учителей-гуманитариев. Мы должны работать над культурно-исторической социализацией учащихся, так как именно литература и языки являются носителями своеобразного генетического кода, без которого человек теряет накопленный столетиями духовный опыт предшествующих поколений, опыт национальной жизни, частного нравственного поведения: способности думать, сочувствовать, переживать.
В связи с выше сказанным задачей учителя-словесника является совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания, без которых немыслимо общекультурное, личностное развитие учащихся. Кроме того, повышение речевых умений как основу формирования универсальных способов деятельности, как способов решения проблем в различных сферах и видах деятельности, к числу которых в педагогической теории относят моделирование, системный анализ, проектирование, исследование и другие виды рефлексивной и эвристической деятельности. Так как сформировать и развить указанные умения и навыки в рамках урочной системы и на материале только учебных предметов довольно сложно, необходимостью стало расширение образовательного пространства, поиск новых форм интеграции. Необходима межпредметная координация или создание метапредметов с целью консолидации всего творческого потенциала педагогического коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает возрождение практики наставничества, способствует становлению института школьного тьюторства как организационной формы создания дополнительного образовательного пространства с целью формирования у учащихся метапредметных компетенций.
Расширение образовательного пространства является условием повышения уровня образованности учащихся. Способом расширения образовательного пространства являются различные формы внеурочной деятельности или внеклассной работы, требующие тьюторского сопровождения.
В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.
Введение тьюторства в образовательное пространство массовой школы в приводит к фактическому появлению в школе прослойки новых педагогов — тьюторов, профессиональная позиция которых качественно отличается от позиции учителя.
Тьютор в переводе с английского означает «школьный наставник, опекун». В широком смысле тьютор определяется как тот, кто сопровождает процесс освоения новых метапредметных видов образовательной деятельности. Тьютор, расширяя образовательное пространство, формирует и развивает способности к универсальным учебным действиям независимо от узкопредметного содержания.
Тьюторское сопровождение проявляется в том, что оно носит надпредметный, метапредметный характер; обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.
Включение в этот процесс тьютора, а не учителя, в данной ситуации, безусловно, важнейший инновационный шаг. Учитель и тьютор - взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель - это кто учит, а тьютор - тот, кто помогает учиться. У учителя - ученик как объект обучения, у тьютора - учащийся, т. е. субъект осознанной познавательной деятельности.
Тьюторское сопровождение подростков является одним из приоритетных направлений работы нашего МО и тьюторского совета, созданного при Крестяхском музее «Первооткрывателей алмазов». Директор музея и учитель геологии берут на себя и функции координаторов тьюторского совета.
В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.
Мы выбрали две модели тьюторского сопровождения:
1) Клубную модель, как наиболее мобильную, свободную в смысле участия подростков и ситуативно обозначенную форму.
Клуб «Любителей словесности» включает несколько разновозрастных секций по интересам: «Литературная гостиная», «Игротека», «Образовательные экспедиции» и др. Вот перечень некоторых мероприятий, проведенных клубом в последние 5 лет: Вечера – Вечер «В семье единой», очный литературный конкурс «Проба пера» с участием учащихся Сунтарского и Мирнинского улусов, НПК «Алмазный меридиан» и «Спиридоновские чтения», литературные вечера: «Среда на башне», «Трудись, душа, работай…», салон посвященный жизни и творчеству поэта Дениса Давыдова в рамках недели, посвященной 200-летию Бородинского сражения, интегрированная неделя, посвященная 200-летию Н.Н. Гончаровой, салон «Моя мадонна», литературное кафе «Бродячий щенок» и др.
2) Индивидуальную, направленную на научно-исследовательскую деятельность и на проектную виды деятельности.
Неоценимый вклад в патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения вносит Крестяхский музей «Первооткрывателей алмазов», рассказывающий о трудовом и гражданском подвиге геологов-первооткрывателей. Директор музея – педагог, общественный деятель, Почетный гражданин Сунтарского улуса Конобулова М.Х. В научно-исследовательском обществе при музее «Первооткрывателей алмазов» под тьюторским сопровождением подростки, выбравшие технические специальности, пишут доклады по истории алмазной промышленности, по изучению жизни и деятельности первооткрывателей алмазов, участия местного населения в открытии алмазных россыпей в с. Крестях на косе Соколиной, истории Амакинской экспедиции, находившейся в окрестностях нашего села.
В ходе исследовательской работы в архивах музея, сбора воспоминаний, в процессе написания доклада ребята видят, какой трудовой путь проходят геологи-земляки: от сельского паренька до заслуженных геологов Якутии и России. Это помогает сформировать у подростков образы эффективного труженика, успешной трудовой карьеры, "идеальной" профессии, способствует повышению мотивации к обучению, привлекательности самого процесса обучения у старшеклассников.
Таким образом, интегрированное тьюторское сопровождение означает консолидацию всех творческих сил коллектива для совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, помогает обеспечивать интеллектуальные и духовные потребности в самостоятельной научно-исследовательской деятельности, позволяют осуществлять творческие, исследовательские и рефлексивные виды деятельности, тем самым способствуя развитию у учащихся метапредметных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_tyutorstve.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева М.Р. учитель русского языка и литературы
МБОУ «Крестяхская СОШ имени И.Г. Спиридонова»
Сунтарского района Республики Саха (якутия)
Роль тьюторского сопровождения внеурочной деятельности учащихся в формировании УУД и духовно-нравственном воспитании.
Целью образования по ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим приоритетным направлением современной школы, её ключевой идеей является не давать конкретные знания, а обучать способам эффективного и самостоятельного их освоения, способам действия со знаниями, действия на границах разных знаний, в нестандартных ситуациях. Учить решать открытые задачи, прогнозировать, быстро ориентироваться, брать в руки инициативу, действовать в пространстве вариантов - одним словом, необходимо запустить проект «человек мобильный», «человек функциональный», который способен к быстрым изменениям в обществе. Иными словами важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Комплексный подход к развитию ребенка, который предполагает органическое единство духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития познавательной, деятельностной сфер может помочь учащимся достигнуть активного усвоения социального опыта своего народа. Эта миссия возлагается в первую очередь на учителей-гуманитариев. Мы должны работать над культурно-исторической социализацией учащихся, так как именно литература и языки являются носителями своеобразного генетического кода, без которого человек теряет накопленный столетиями духовный опыт предшествующих поколений, опыт национальной жизни, частного нравственного поведения: способности думать, сочувствовать, переживать.
В связи с выше сказанным задачей учителя-словесника является совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания, без которых немыслимо общекультурное, личностное развитие учащихся. Кроме того, повышение речевых умений как основу формирования универсальных способов деятельности, как способов решения проблем в различных сферах и видах деятельности, к числу которых в педагогической теории относят моделирование, системный анализ, проектирование, исследование и другие виды рефлексивной и эвристической деятельности. Так как сформировать и развить указанные умения и навыки в рамках урочной системы и на материале только учебных предметов довольно сложно, необходимостью стало расширение образовательного пространства, поиск новых форм интеграции. Необходима межпредметная координация или создание метапредметов с целью консолидации всего творческого потенциала педагогического коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает возрождение практики наставничества, способствует становлению института школьного тьюторства как организационной формы создания дополнительного образовательного пространства с целью формирования у учащихся метапредметных компетенций.
Расширение образовательного пространства является условием повышения уровня образованности учащихся. Способом расширения образовательного пространства являются различные формы внеурочной деятельности или внеклассной работы, требующие тьюторского сопровождения.
В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.
Введение тьюторства в образовательное пространство массовой школы в приводит к фактическому появлению в школе прослойки новых педагогов — тьюторов, профессиональная позиция которых качественно отличается от позиции учителя.
Тьютор в переводе с английского означает «школьный наставник, опекун». В широком смысле тьютор определяется как тот, кто сопровождает процесс освоения новых метапредметных видов образовательной деятельности. Тьютор, расширяя образовательное пространство, формирует и развивает способности к универсальным учебным действиям независимо от узкопредметного содержания.
Тьюторское сопровождение проявляется в том, что оно носит надпредметный, метапредметный характер; обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.
Включение в этот процесс тьютора, а не учителя, в данной ситуации, безусловно, важнейший инновационный шаг. Учитель и тьютор - взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель - это кто учит, а тьютор - тот, кто помогает учиться. У учителя - ученик как объект обучения, у тьютора - учащийся, т. е. субъект осознанной познавательной деятельности.
Тьюторское сопровождение подростков является одним из приоритетных направлений работы нашего МО и тьюторского совета, созданного при Крестяхском музее «Первооткрывателей алмазов». Директор музея и учитель геологии берут на себя и функции координаторов тьюторского совета.
В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.
Мы выбрали две модели тьюторского сопровождения:
1) Клубную модель, как наиболее мобильную, свободную в смысле участия подростков и ситуативно обозначенную форму.
Клуб «Любителей словесности» включает несколько разновозрастных секций по интересам: «Литературная гостиная», «Игротека», «Образовательные экспедиции» и др. Вот перечень некоторых мероприятий, проведенных клубом в последние 5 лет: Вечера – Вечер «В семье единой», очный литературный конкурс «Проба пера» с участием учащихся Сунтарского и Мирнинского улусов, НПК «Алмазный меридиан» и «Спиридоновские чтения», литературные вечера: «Среда на башне», «Трудись, душа, работай…», салон посвященный жизни и творчеству поэта Дениса Давыдова в рамках недели, посвященной 200-летию Бородинского сражения, интегрированная неделя, посвященная 200-летию Н.Н. Гончаровой, салон «Моя мадонна», литературное кафе «Бродячий щенок» и др.
2) Индивидуальную, направленную на научно-исследовательскую деятельность и на проектную виды деятельности.
Неоценимый вклад в патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения вносит Крестяхский музей «Первооткрывателей алмазов», рассказывающий о трудовом и гражданском подвиге геологов-первооткрывателей. Директор музея – педагог, общественный деятель, Почетный гражданин Сунтарского улуса Конобулова М.Х. В научно-исследовательском обществе при музее «Первооткрывателей алмазов» под тьюторским сопровождением подростки, выбравшие технические специальности, пишут доклады по истории алмазной промышленности, по изучению жизни и деятельности первооткрывателей алмазов, участия местного населения в открытии алмазных россыпей в с. Крестях на косе Соколиной, истории Амакинской экспедиции, находившейся в окрестностях нашего села.
В ходе исследовательской работы в архивах музея, сбора воспоминаний, в процессе написания доклада ребята видят, какой трудовой путь проходят геологи-земляки: от сельского паренька до заслуженных геологов Якутии и России. Это помогает сформировать у подростков образы эффективного труженика, успешной трудовой карьеры, "идеальной" профессии, способствует повышению мотивации к обучению, привлекательности самого процесса обучения у старшеклассников.
Таким образом, интегрированное тьюторское сопровождение означает консолидацию всех творческих сил коллектива для совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, помогает обеспечивать интеллектуальные и духовные потребности в самостоятельной научно-исследовательской деятельности, позволяют осуществлять творческие, исследовательские и рефлексивные виды деятельности, тем самым способствуя развитию у учащихся метапредметных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Технология тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...
Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")
Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...
Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы
опыт тьюторского сопровождения курса по профильному самоопределению учащихся 7 класса...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...