"Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в русской критике"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

конспект урока по литературе в 9 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologizm_romana_geroy_nashego._kritika.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»  в русской критике

Цель: рассмотреть образ Печорина в русской критике, определить, в чем заключается психологизм романа, найти черты реализма и романтизма в  романе.

Оборудование: тетради, учебник(ч.1), текст романа.

Ход урока:

№п.п

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

1

Целеполагание

Ход урока:

  1. Тестирование (10 минут)
  2. Работа с критическими статьями,
  3. Работа с терминами.
  4. Подготовка к семинару.

Записывают тему в тетрадь

2

Тестирование. (10 мин)

10 минут .

Критерии оценок:1вариант

6б-5

5б -4

4б=3

2 вариант

7б.-5

5-6б.-4

4б-3

3.

Работа по группам:

1 группа(1ряд)работают со статьями В.Г.Белинского и В.Соловьёва.и отвечают на вопрос: «как отвечает на вопрос «Так кто же такой Печорин?» Белинский.

2 группа работает со статьями  Н.Шелгунова и Б.Удотова. Как они отвечают на вопрос:»Так кто же такой Печорин?»

3 группа отвечает на поставленный вопрос, знакомясь со статьёй В.Коровина.

(на всё 10 минут.)

Читают текст, карандашом выделяют основные моменты.

Готовят связные ответы.

4

Работа с понятиями психологизм. Реализм и романтизм.(3 минуты)

Прочитав статью на странице 219-220, заполните таблицу: записать на доске.

(3минуты)

5 минут

Ответьте на вопрос:

-как Лермонтов изображал внутренний мир героев .

-Как даётся определение понятию РЕФЛЕКСИЯ?(На доске)

-Вспомните эпизод (мы с вами его анализировали), в котором проявляется рефлексия Печорина.

-Мог ли Лермонтов  при написании романа обойтись без дневника самого Печорина?

-Для чего необходим был дневник Печорина?

С какой целью введены пейзажные зарисовки. Как они помогают понять психологизм главного героя?

Психологизм -….

Раскрывается психологизм

Внутренняя речь                          внешние проявления

Душевного

 состояния

речь

                     мимика

                                          жесты

поведение в

определённых

 ситуациях

через  внутренние монологи, диалоги психологического самоанализа.

Скачка за Верой.

Нельзя, т.к.самооценка главного героя не совпадает с мнением о нем других действующих лиц.

Пейзажи отражают внутреннее состояние героя.

5

30 мин.

Работа над понятием романтизм и реализм.

Вспомните основные черты понятий романтизм и реализм.

2мин.

Отвечают:

Романтизм- направление в искусстве, для которого характерно: главный герой сильный. В необычной ситуации. Сражается за идеал, но погибает.

Реализм- направление в литературе и искусстве, при котором правдиво показывается жизнь. Реалии и даётся их оценка.

6

Некоторые исследователи считают роман Лермонтова –романтическим произведением, другие –что это реалистическое произведение.

- а вы как думаете?

- прочитайте статью учебника на страницах 220-222и выскажите свою точку зрения ,опираясь на материал статьи-

7минут

Читают, готовят высказывание.

7

Домашнее задание:

Дома подготовьте сообщение на одну из тем:

1.Идейно- композиционная роль главы «Бэла» в романе Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени».

2. почему автор называет Печорина «героем своего времени»?

3. Как Печорин относится к проблеме судьбы?

4 «Душа Печорина не каменистая почва. Но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В.Белинский)

5 Сцена дуэли Печорина с Грушницким.(анализ эпизода из главы «Княжна Мери»

Можно использовать материалы урока:

Критические статьи, понятия психологизма.

Требования: выступление, а не чтение, аргументированность, оформление:

Доклад для семинара по литературе по теме «….»

Выполнил ученик 9 класса…

ФИО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в русской критике"

конспект урока по литературе в 9 классе ....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности....

Роман А.С. Пушкина в оценке русской критики

Учебный материал для работы на уроке...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Технологическая карта урока по теме «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман русской литературы" содержит технологическую...