Фабула и сюжет
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
При подготовке обучающихся к олимпиаде по литературе столкнулась с проблемой различения фабулы и сюжета. Данный материал поможет в её решении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fabula_syuzhet.doc | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Первоначально термин (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т.е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.
В силу его многозначности данный термин часто путают с сюжетом. Если под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, то под фабулой — тот порядок, в котором о них повествуется. Т.е. сюжет — схема события, а фабула — их конкретное и многостороннее изображение. Таким образом, фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что выделяет наиболее примечательных событий, которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему.
Фабула отличается от сюжета:
1) порядком повествования — события располагаются не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, последующими узнаваниями и т.п. («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Бильярд в половине десятого» Г. Белля, «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова);
2) субъектом повествования: оно может вестись не только от автора, никак себя не проявляющего («Отец Горио» О. Бальзака, «Дело Артамоновых» М. Горького) или же выражающего свою эмоциональную настроенность («Человек, который смеется» В. Гюго), но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий, их оценивающего («Бесы» Ф.М. Достоевского, «Доктор Фаустус» Т. Манна), или от лица героя («Моя жизнь» А.П. Чехова, «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя) и т.п.;
3) мотивировкой повествования — оно может быть дано как воспоминание («Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого), дневник («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя), письма («Страдания молодого Вертера» И.В. Гёте), летопись («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина) и т.п.
Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. Прямая Экспозиция (в литературе) помещается в начале произведения, задержанная — в середине.
Кульминация (от лат. culmen, род. падеж culminis — вершина), точка, период наивысшего подъёма, предельного напряжения в развитии чего-либо. В искусстве (литературе, театре, кино) — наиболее напряжённый момент в развитии действия (сюжета), решающий, переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке. С точки зрения содержания Кульминация — некое жизненное испытание, которое максимально заостряет проблему произведения и решающим образом выявляет характер героя (например, сцена с выстрелом в «Дяде Ване» А. П. Чехова). См. также Сюжет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказке" для учащихся 7 класса
Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказках" для учащихся 7 класса". Задачи составлены с использованием сюжетов из "Сказки народов мира". Данный материал можно и...
Результаты исследования комментариев к 9-ти книгам басен И.А.Крылова на предмет соответствия сюжетов басням западноевропейских предшественников (около 200 басен, из них 50 басен соотносимы по сюжету с авторами-предшественниками)
Данное исследование было проведено в период подготовки команды 10-го класса к районному литературному фестивалю, посвященному 245-летию И.А. Крылова...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
Реферативно-исследовательская работа по теме: «Изучение и анализ фабулы и сюжета в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Данный материал может пригодиться как учителю к подготовке урока, так и учащимся к подготовке к научно-практической конференции по данной теме....
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Для того чтобы любить литературу, необязательно разбираться во всех ее профессиональных тонкостях. Большинству читателей совершенно незачем зубрить наизусть сложную и разнообразную литературную термин...
Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
В данной презентации содержится материал, ориентированный на первичное знакомство обучающихся с пьесой Н.А.Островского "Снегурочка": история создания, жанровые особенности произведения, фоль...
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Особенности сюжета, фабулы, композиции
В презентации представлен теоретический материал, необходимый при работе с романом М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"Понятия:-роман-психологический роман-сюжет-фабула-композиция...