Презентация "Владимир Высоцкий. Своя колея".
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Для проведения урока литературы в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vysotskiy_1.pptx | 1.45 МБ |
upotreblenie_v_rechi_prichastiy_i_deeprichastiy.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-философский аспект творчества
Феномен Высоцкого
Горька судьба поэтов всех племён; Тяжеле всех судьба казнит Россию… В. Кюхельбеккер Талант особого рода С чего начинается поэт и кого можно назвать таковым? Почему именно Высоцкий оказал сильное духовное воздействие на разных по образованию, привычкам, вкусам людей?
На чём держится общественный интерес к поэту? Необычная манера исполнения стихов-песен. Вулканический темперамент, артистизм , напор, жизнелюбие. Уникальная и недоступная форма самовыражения.
«Ничто человеческое не чуждо» – формула – девиз для Высоцкого , норма художественного воспроизведения жизни Во мне Эзоп не воскресал, В кармане фиги нет – не суетитесь,- А что имел в виду, то написал,- Вот – вывернул карманы –убедитесь!
По велению совести… Впечатление от его песен такое, что он пытался объять необъятное . Сотни песен, баллад и стихов Высоцкого – целая вселенная явлений, сюжетов и героев, выхваченных из потока жизни .
Ж изнь , по Высоцкому, - нескончаемая борьба добра и зла. Как у вас там с мерзавцами ? Бьют? Поделом. Ведьмы вас не пугают шабашем? Но, не правда ли, зло называется злом Даже там, в светлом будущем вашем?
Лирический герой Высоцкого не впадает в пессимизм, хотя порой человеку, кажется, «осталось одно – просто лечь и помереть». Оптимизм у этого героя – способность выстоять, сделать выбор, занять позицию. Даже если обстоятельства сильнее. Пример тому – песня «Чужая колея». Лирический герой Высоцкого
Какой смысл вкладывает поэт в образ-символ «колея»?
Какое противоречие времени ощутил и выразил своим творчеством В.Высоцкий? Это протест художника против разрыва единства слова и дела .
Нравственный кодекс поэта Свой нравственный кодекс Высоцкий афористично и прямо изложил в песне «Я не люблю».
Кажется, в том, что не любит Высоцкий «холодного цинизма», «уверенности сытой», «насилья и бессилья», когда что-либо делают «наполовину», нет ничего особенного. Но мы-то знаем. Как трудно, не на словах, а на деле соблюсти эти простые нормы нравственности и справедливости .
Цикл военных песен Война беспощадно высвечивала суть любого человека. На войне человек слабый становился трусом , подлый – предателем. Поэтому война в песнях Высоцкого стала нравственным мерилом человека и в «сегодняшнем нашем дне». Об этом его песня «Звёзды». Как вы понимаете последние строки «В небе висит, пропадает звезда./ Некуда падать…»?
Голос Высоцкого Особая тема – голос Высоцкого. Страстный, надрывный, иногда переходящий на крик. Голос певца-барда Высоцкого выполняет некую важную социальную роль. Возможно, он создаёт ощущение драмы, необходимости действия. Поэтому почти все попытки повторить этот феномен выглядят жалкими.
Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв , на котором кричу…
Я умру и скажу, что не всё суета!
«Без покоя нельзя, но тревога богаче покоя»,- говорил М. Горький. Высоцкий своей судьбой эту истину подтвердил. Это был сплошной обнажённый нерв, и жизнь его была самосжиганием . Больше всего он боялся, что уйдёт и недопоёт свою песню. Допел…
Презентацию подготовила учитель ГБОУ №337 Невского района г. Санкт-Петербурга Леонидова Елена Тимофеевна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет слова, которое было бы так замашисто , бойко , так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало , как метко сказанное русское слово . Н.В.Гоголь
Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи; Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи; Повторить правописание причастий и деепричастий.
Найдите словосочетания с причастиями: Танцующая пара Потерянный вид Бегающие дети Растаявший снег Потерянный платок Бегающие глаза Открытое окно Шуршащие листья Танцующая походка
Причастия, встречающиеся в названиях книг, запишите в 2 колонки: действительные и страдательные « Унесё ( н,нн ) ые ветром» «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» « Отверже ( н,нн ) ые » «Открытая книга» « Утраче ( н,нн ) ые иллюзии» «Пылающий остров»
Проверьте себя: Действительные «По ющ ие в терновнике» «Бег ущ ая по волнам» «Блиста ющ ий мир» «Пыла ющ ий остров». Страдательные «Унесё нн ые ветром» «Отверже нн ые» «Откры т ая книга» «Утраче нн ые иллюзии»
Найдите неверное утверждение: Причастие – изменяемая часть речи. Причастие в предложении выполняет роль определения. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. Деепричастие – неизменяемая часть речи. У причастия нет зависимых слов.
Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по волосам не плачут не узнаешь и сладкого и лаптя не сплетёшь не лезь в воду не узнаешь и радости Найдите соответствия
Проверьте себя! Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горького, Снявши голову, не узнаешь и радости не жди добра не лезь в воду не узнаешь и сладкого по волосам не плачут
Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.Пушкин
Исследование текста
Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте? Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .
Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохоч ущ ий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .
1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2 . Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах предложения . 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений , метафор. Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд. (М.Горький)
Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, / облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков , /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/. Ключ
Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника , виднеется старинный дом . Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом . Наловив рыбу , у нас кончились червяки . Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.
За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом. Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом. После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки. Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. КЛЮЧ
Выберите грамматически правильное продолжение предложения : Анализируя состав слова, У меня возник вопрос. Укажите его морфемы. Мне поставили «отлично». Часто не указывается основа.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закрыв книгу, Герои надолго остаются в нашей памяти. Обдумывается прочитанное. Постарайтесь представить её героев. У меня возникло желание перечитать её.
Эти глагольные формы необходимы для яркого, красочного описания природы; для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ; делают текст динамичным, выразительным, более точным и ёмким. Вывод: роль причастия и деепричастия в речи
Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…
Домашнее задание: на писать сочинение – миниатюру «Роль причастий и деепричастий в речи».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К. Паустовский «Стальное колечко»(2 урок).
Конспект урока чтения в 6 классе специальной (коррекционной) школы. Тема: К. Паустовский «Стальное колечко»(2 урок). Цель урока: раскрыть содержание сказки К. Паустовского «Стальное колечко»....
Литературный вечер по творчеству В.Высоцкого "С Высоцким в XXI век"
Мероприятие разработано на основе воспоминаний близких людей В.Высоцкого - поэта, актёра, друга. Использованы записи стихов, посвящённых В.Высоцкому,из личных архивов учителя. Для проведения этого мер...
Исследовательская работа "Своя колея..."
Исследовательская работа "Своя колея..." по творчеству В.С.Высоцкого....
Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С. Высоцкого "Знаковая личность своего времени..."
Разработка содержит материалы о жизни и творчестве В.С. высоцкого....
Урок литературы в 11 классе В.С. Высоцкий Такой разный и везде свой
жизнь и творчество Высоцкого. Стихи, песни, театр, кино, личная жизнь Высоцкого....
Классный час на тему: «ВЫСОЦКИЙ С НАМИ» (к 75-летию В.В Высоцкого)
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого....
Исследовательская работа "Если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими" (Высоцкий Данил, 14 лет, 8 класс)
Исследовательская работа, участвовавшая в конкурсе "Вместе со мной молодеет планета", посвящённом 100-летию ВЛКСМ в октябре 2018 года. Заняла на конкурсе 2 место в номинации "Литературн...