«В гостях у Хозяйки Медной горы»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Праздник, посвященный юбилею П.П.Бажова.
Цели:
- Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П.Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Праздник, посвященный юбилею П.П.Бажова.
«В гостях у Хозяйки Медной горы».
Авторы проекта: Порфирьева О.Н.
Участники проекта: учащиеся 5-7 классов.
«В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»
Цели:
- Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П.Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.
1 часть:
1 ведущий: Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники. ( Исполнение народной песни)
2 ведущий: На Уральской земле жил да был добрый волшебник, автор «Малахитовой шкатулки» Павел Петрович Бажов. 27 января 2009 года исполняется 130 лет со дня его рождения.
Чтец 1: Недалеко от Исети След копытца серебрится,
Старый дом и сад густой. Вьется змейкою в ночи,
Там шумит весенний ветер Огневушкою кружится
Беспокойною листвой. Пламя жаркое в печи,
Облаков пушистых гребни Ящерки мелькнули разом,
Проплывают стороной. Встал Данило над цветком…
В этом доме жил волшебник – И шкатулкой, полной сказов,
Мудрый сказочник седой… Кажется бажовский дом.
1 ведущий: Я не знаю, каждый ли народ имеет своего сказочника, но твердо верю – он нужен. Людям нельзя без сказки. Сказка смягчает сердца и рождает стремление к прекрасному и удивительному.
(Выходит дед Слышко.)
Дед Слышко: Говорят, слышь-ко, будто Бог, когда землю создал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных… да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще вышло, где вовсе реденько. Однако везде хоть сколько-то да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего еще целая горсть осталась. Подумал Господь да и высыпал это между Европой и Азией. Так, будто бы, наши Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят – изумруд да малахит, озера горным хрусталем переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди тоже встречаются – чисто камень-самоцвет. Про такого-то, про Бажова Павла Петровича, и сказ мой. (Зрителям) Вы сказы-то его читали? Дедушку Слышко помните? Это я и есть. Настоящее имя мое – Василий Хмелинин. Павлушку-то я мальчонкой помню. Многие ребятишки сказы мои слушали, а он их запомнил да людям пересказал.
2 ведущий: Павел Петрович еще с юношества собирал горно-заводской фольклор и изучал его, записывал предания, сказы, легенды, песни. И когда Бажов написал свои сказы, всем стало понятно, что появился писатель особенный, самобытный.
1 ведущий: Сказы его такие пленительные, непосредственные по форме, в то же время глубоки и богаты. Всего Павел Петрович написал 56 сказов.
2 ведущий: Образ Хозяйки Медной горы олицетворяет природу горного Урала. Хранительница недр и горных богатств встречалась в сказках, преданиях и легендах под самыми различными именами – Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, Девка-Азовка, Горный дух и другими. Образ Малахитницы объединяет цикл из десяти сказов, посвященных теме рабочего мастерства и таланта.
2 часть (инсценировки фрагментов сказов Бажова)
«Горный мастер»
(на сцене полумрак, Катя ходит по лесу из стороны в сторону)
Катя (кричит): Данило, отзовись!
(слышны голоса: «Нет его! Нет его! Нет Его!»)
Данило, отзовись!
(Опять: «Нет его! Нет его! Нет Его!»)
Данило, отзовись!
(появляется Хозяйка горы, подходит к Кате.)
Хозяйка горы: Ты зачем в мой лес забралась? (строго.) Чего тебе? Камень, что ли ищешь? Любой бери да уходи поскорее!
Катя: Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать?!
Хозяйка: (надменно) Еще что скажешь?
Катя: А то и скажу – подавай Данилу! У тебя он…
Хозяйка ( хохочет): Ты, девка, знаешь ли, с кем говоришь?
Катя: Не слепая, вижу. Только не боюсь тебя! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется.
Хозяйка: А вот послушаем, что он сам скажет.
(Сцена освещается ярким светом или прожекторами разных цветов. Появляется Данило, бежит навстречу к Кате, которая, увидев его, тоже спешит навстречу.)
Катя: Данилушко!
Хозяйка (властно): Подожди! (Катя и Данила останавливаются, не добежав друг до друга) Ну, Данило-мастер, выбирай – как быть? С ней пойдешь – все мое забудешь, здесь останешься – ее и людей забыть надо.
Данила: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.
Хозяйка (улыбаясь): Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. (подает Катерине шкатулку из малахита) А у Данилы пусть все мое в памяти останется (указывает вокруг) . А теперь ступайте в ту сторону. (Данила и Катя, взявшись за руки, уходят в одну сторону, Хозяйка горы - в другую. Сцена освещается обычным светом, выходят 3 и 4 ведущие.)
3 ведущий: Другую группу бажовских сказов обычно называют «старательскими». Героем этих сказов является рабочий-горняк, который «полозов след видел» и «словинку» знает. В этом цикле сказов в центре уже не Малахитница, а иные фантастические существа, хорошо знакомые нам с детства. Помните – козлик Серебряное копытце, рыжая Огневушка-Поскакушка, бабка Синюшка, Великий Полоз и его дочь Змеевка?
4 ведущий: Привлекают бажовские сказы еще одним своим качеством – познавательностью. Они рассказывают не только о мастерстве, но и о конкретном проявлении той или иной профессии. Их интересно читать, потому что они насыщены событиями самыми разнообразными и неожиданными.
3 ведущий: Многие читатели ценят бажовские сказы за то, что в них живут светлые и гордые герои, простые рабочие люди, смелые, добрые, с настоящим русским характером. Они всегда стремятся вперед, не вешают нос от неудач, не ноют, не жалуются, не отступают перед трудностями. Они любят жизнь, любят труд, не гонятся за богатством, не терпят несправедливости.
4 ведущий: Вот как наставляет бабка Лукерья своего внука Илью в сказе «Синюшкин колодец»: «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красно солнышко обрадует». Словами бабки Лукерьи этот наказ оставляет сам писатель. Хороший наказ. Он не устарел и сейчас, может пригодиться и большим и маленьким. (Ведущие уходят, далее следует инсценировка по мотивам сказа «Синюшкин колодец». На сцене Илья, внезапно появляется Старушонка )
Старушонка (ласково): Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь. (Указывает на колодец, подходит, открывает его.) Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколь в кошель уйдет.
Илья: Кошеля-то у меня нету, да от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.
Старушонка: Вишь ты, привередник какой! Ему еще подноси! (Лукаво) Ну, будь по-твоему!
(Появляется девица 1, одетая как царица, в руках золотой поднос с грудой золотого богатства)
Девица 1 : Прими-ка, молодец!
Илья: Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.
Старушонка: Не возьмешь?
Илья: И не подумаю.
Старушонка: Ну, будь по-твоему! (Лукаво.) Другой подарок дам.
(Девица 1 уходит, появляется Девиц 2).
Девица 2 (одетая по-купечески с поклоном подает серебряный поднос с серебряным богатством): Прими-ка, молодец!
Илья (Старушонке): Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
Старушонка (задорно смеется): Ладно, будь по-твоему! (Девица 2 уходит). Потом, чур, не жалеть. Ну, жди. (уходит).
(Илья стоит один, слышен шорох, появляется Девчонка в синем платье и синем платочке)
Девчонка (подает Илье решето с ягодами, сверху три перышка – белое, черное, рыжее, - перевязанные синей ниточкой): Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Илья принимает решето).
Илья: Ты чья, красна-девица? Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнувшись): бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает… Так-то, милый друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена. (Кладет на решето слитки золота и серебра и уходит, вслед за ней уходит Илья.)
3 часть, историческая. (Выходят 5 ведущий и 1 и 2 рассказчики)
5 ведущий: Сказы Бажова, как драгоценные камушки, сверкают и переливаются. Это горняцкие и старательские сказы, а также сказы о мастеровых. (уходит)
(во время рассказа демонстрация слайдов о И.Бушуеве и его работах)
1 рассказчик: Внимательно изучая историю уральских заводов, Бажов узнал, что в Златоусте в начале 19 века трудился замечательный мастер Иван Бушуев. Именно ему Павел Петрович посвятил сказ «Иванко-Крылатко». Златоустовские мастера славились умением варить булат. Вы знаете, что это такое? Это очень прочная сталь, из нее делали сабли, ножи и другое холодное оружие. Это оружие украшали различными узорами: животными, людьми, сценами из истории. Такое мастерство называлось «гравюра на стали» или «чеканка». В те времена признанными мастерами считались немцы. Они могли так изобразить коня, что каждый завиток на его гриве будет отчетливым. Поэтому немецкие мастера считали, что среди русских никогда не будет равного им мастера Но появился на заводе молодой мастер, который сумел перещеголять немецких мастеров. Он изобразил на рукоятке сабли крылатых коней. Эту идею ему подсказала его невеста Ксения. Немецкое начальство, конечно, выгнало Бушуева с завода: «Где это видано, чтобы конь с крыльями был? Но вскоре на завод приехал царь вместе со старым генералом. Решил царь пожаловать генералу за заслуги его ратные саблю. Вот и выбрал генерал бушуевскую работу да еще похвалил Бушуева – «мастер с полетом, крылатый человек». Бушуева, конечно, вернули на завод, но после этого все стали звать его Иванко-Крылатко. За свою недолгую жизнь Иван Бушуев сделал очень многое. Его работы хранятся в музеях Москвы и Петербурга. Он рисовал на оружии сцены из русской военной истории, охоты, изобразил сам процесс изготовления оружия на заводе. По заказу царя Иван Бушуев и другие мастера трудились над доспехами маленького рыцаря. Эти доспехи царь хотел подарить своему сыну, но забыл про свой заказ, и они остались в Златоустовском музее. А конек Иванко-Крылатко стал символом Златоуста – в городе установлен памятник Ивану Бушуеву.
(Далее также возможен показ слайдов о В. Торокине.)
2 рассказчик: О другом известном мастере-литейщике – Василии Федоровиче Торокине Бажов рассказывает нам в сказе «Чугунная бабушка».
Завод в городе Касли славился фигурным литьем из чугуна. Но литейщики отливали непонятные для русского человека фигурки греческих богов. Василий Торокин задумал отлить из чугуна простую русскую бабушку Анисью Бескреснову, добрую, работящую. Василий Федорович часто видел ее за прялкой. Вот и получилась такая «Чугунная бабушка». Немецкое начальство, конечно, запретило лить из чугуна простолюдинов. Но талант всегда найдет себе дорогу, и разлетелась «чугунная бабушка» по всему свету, а вслед за ней и другие работы Торокина. На всемирной выставке в Париже в 1900 году каслинское литье получило золотую медаль.
Каслинские мастера были очень благодарны П.П.Бажову. В знак своей признательности они отлили из чугуна многих героев бажовских сказов.
4 часть. «Самоцветное ожерелье». (Танец самоцветов)
(Выходят на сцену 3 рассказчик и 1-5 ученицы, начинается демонстрация слайдов с камнями).
3 рассказчик: Именно в бажовских сказах мы получаем самое первое представление о богатствах Уральского края. Читая сказы Бажова, можно заметить, что любимые минералы автора все зеленого цвета. Почему же? Потому что зеленый цвет – символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды. О некоторых из них мы сейчас расскажем.
1 ученица: Прекраснейший из зеленых камней – изумруд, «ключ земли», как назвал его Бажов. Он самый яркий, благородный и редкий среди зеленых самоцветов. Древние греки называли изумруд смарагдом. Лучшие его кристаллы ценились дороже алмазов. Уральские изумрудные копи являются единственным источником изумрудов в России. Первый изумруд был найден на Урале в 1831 году. А 15 лет назад был найден сросток из шести кристаллов весом 6 кг 650г. Наиболее крупный кристалл достигал в длину 9 см. Его назвали «Шахтерская слава», в нем 9 тысяч каратов.
2 ученица:
Тем и хороша и знаменита
Чаша из резного малахита,
Что своим изяществом без слов
Мудро о труде напоминает,
Жизни чашу выпить предлагает
И опять наполнить до краев…
Вместе с яшмой и орлецом малахит является символом природных богатств Урала. Камнерезы-малахитчики выделяли две основные разновидности малахита: плисовый и бирюзовый. Плисовый малахит – темно-зеленый камень с ясно различимой лучистостью и особым отливом. Второй вид получил свое название из-за синеватого оттенка. Кроме великолепного цвета малахит имеет еще одну замечательную декоративную особенность – чрезвычайно прихотливый и разнообразный рисунок. Послушайте, с какой любовью пишет о малахите Бажов: «…как вешняя трава под солнышком, когда ее ветерком колышет. Так волны по зелени и ходят».
3 ученица:
Любит камешек притаиться,
Под травинкою, под иглой,
То кусочком цветного ситца,
То калканской болотной мглой…
И пришелся уж больно кстати,
Ладно скроен, впору и впрок
На уральском неброском платье
Яркий яшмовый поясок…
Если алмаз считают королем самоцветных драгоценных камней, то яшму можно назвать королевой поделочных камней. Яшма бесконечно многолика. Яшма вот уже три столетия прочно и уверенно занимает свое призовое место в русском камнерезном искусстве. Русская яшма заняла первое место во всем мире по богатству и размерам ее месторождений, по грандиозности изделий и по бесконечному разнообразию тонов.
4 ученица:
Родонит –
Горсть брусники на черной земле.
Кто рассыпал? Но лес
Эту тайну упрямо хранит.
То ли кровь на корнях,
То ли гаснет костер…
Родонит.
Для меня лес мохнатые лапы простер,
И брусники горячие капли
Для меня уронил родонит.
Цветовая гамма орлеца (или еще его называют родонитом) удивительно многолика. Недаром этот камень сравнивают и с розой, и с утренней зарей, и с предгрозовым закатом, и с красками осеннего леса, и с малиной, вишней и многим-многим другим. Он прекрасен и в колоннах станции метро «Маяковская» в Москве, и в ювелирных изделиях. Месторождения орлеца известны в разных местах земного шара, но мировую славу розовому камню принес Урал. Ни по запасам, ни по красоте уральский родонит не имеет себе равных.
5 ученица:
Природой не наложены запреты
На поиски, на право выбирать…
Ярчайшей вереницей самоцветов
Природа вечно будет удивлять.
Лиственит относят к лучшим зеленым поделочным камням после малахита и нефрита, используется как облицовочный и поделочный камень.
А вот и другие камни. Змеевик. Он получил свое название из-за сходства цвета и рисунка со змеиной кожей. Обладает красивыми сочными тонами: от зеленовато-желтого до темно-зеленого, почти черного. Используется змеевик для самых разнообразных камнерезных изделий.
Офикальцит. Это серпентиновый мрамор, имеющий разнообразные декоративные качества: полосчатый или сетчатый рисунок, зеленую, бурую разных тонов, реже красную или черную окраску. Еще в 19 веке камень с успехом использовался для изготовления черенков и рукояток к клинкам и другому холодному оружию. Позднее стал использоваться в изделиях домашнего обихода.
Учитель: А еще я хочу добавить к сказанному, что Урал богат не только драгоценными и поделочными камнями. Славится Уральский край и великолепными камнерезами. И сегодня у нас в зале присутствует наш озерский мастер-камнерез Кашицин А.А. Его работы выставлены сейчас здесь у нас, вы, наверное, уже обратили на них внимание. Поприветствуем его и поблагодарим за его талант и мастерство.
И в заключении сегодняшней встречи мне хочется привести очень мудрые слова Бажова из сказа «Чугунная бабушка»: «Работа – она штука долговечная. Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай как жить-то». Это , ребята, наставление для нас с вами и будущих поколений. Спасибо всем, кто пришел на нашу встречу и узнал много нового и интересного. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
изумруд
малахит
яшма
Родонит ( орлец)
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Хозяйки Медной горы"
Проектная деятельность на уроке литературы в 5 классе по сказу П.Бажова с соблюдением основных этапов...
Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....
Внеклассное мероприятие по предмету география "В гостях у хозяйки Медной горы"
Пояснительная записка.Обобщение на уроках географии."Игровая технология".Форма: "Работа в группе". Внеклассное мероприятие на тему : "В гостях у хозяйки Медной горы"....
Презентация "В гостях у хозяйки Медной горы" по сказу П.П.Бажова
Для успешного усвоения произведения, учащимся была предложенапрезентация, которую составила сама. Презентация составлена с учетом психологических особенностей глухих учащихся....
Методическая разработка по предмету чтения в 6 классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" по сказу П.П Бажова
Методичяеская разработка урока чтения в 6 классе содержит описание этапов работы с текстом сказа П.П.Бажова, обогащением словарного запаса глухих учащихся, расширение кругозора и развитие интереса к ч...