Внеклассное мероприятие по предмету география "В гостях у хозяйки Медной горы"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Романова Наталия Алексеевна

Пояснительная записка.

Обобщение на уроках географии.

"Игровая технология".

Форма: "Работа в группе".

 

 Внеклассное мероприятие на тему : "В гостях у хозяйки Медной горы".

                 Учитель: Романова Наталия Алексеевна, МБОУ «СОШ №4» ГО Верхняя Пышма Свердловской области.

        На внеклассных мероприятиях по предмету учащиеся показывают свои таланты, выдумку, сообразительность, находчивость и многое другое.

          Девизом к внеклассным мероприятиям беру слова: " И в час досуга можно расти, если разумно его провести ".

В результате применения данной технологии я получила следующие результаты:

 -Привлекла новых учащихся в работу геологического клуба;

 -Укрепила навыки определения горных пород и минералов .

 - Закрепила умения работы с картами , с дополнительными источниками информации.

 - Выявила артистические способности детей.

 -Приобщила учащихся к ответственности за природу своей родины через эмоциональное воздействие на их чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayki_mednoy_gory.docx128.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» ГО Верхняя Пышма Свердловской области

 

Внеклассное мероприятие

на тему

"В гостях у хозяйки

      Медной горы"

                 

 Исполнитель: Романова Наталия   Алексеевна,

              учитель МБОУ "СОШ № 4" ГО Верхняя Пышма

2013 г

  Цели и задачи:

1.  Актуализировать и пропагандировать географические знания, через изучение материала по родному краю и воспроизведение литературных сказов П.П.Бажова.

2. Привлечь новых учащихся в работу геологического клуба.

3. Укрепить навыки визуального определения горных пород и минералов.

4. Продолжить формировать умение работы с картой.

5. Формировать чувство любви и гордости за богатство своего края.

6. Учить работать в группе, формировать коммуникативные качества.

 

ПОДГОТОВКА: Перед мероприятием учащимся рекомендуется прочитать произведения П.П.Бажова, создать мультимедийные  проекты, нарисовать рисунки, придумать название и девиз команды.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ :

  1. я часть мероприятия (стадия вызова интереса к теме).

Ведущий (учитель): в нашей стране есть замечательный край. Уважительно люди относятся к нему, с почтением называют "Седой Урал", "Урал-Батюшка". А само слово "Урал" в переводе с башкирского означает "пояс". Поэтому Уральские горы и называют "каменным поясом". Богат Урал не только горами, лесами, реками и озёрами, но и старинными легендами и преданиями. Собрал их, переработал и донёс до нас очень мудрый человек- Павел Петрович Бажов.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ РЕБЯТ:

"СЛЫШКО" (старик) : Слышко, ребятки, на Уральской земле жил да был добрый волшебник, автор "Малахитовой шкатулки" - П.П.Бажов.

1 чтец: Недалеко от Исети

              Старый дом и сад густой.

              В этом доме жил волшебник

              Мудрый сказочник седой...

2 чтец: След копытца серебрится,

              Вьется змейкою в ночи

              Огневушкою кружится  

               Пламя жаркое в печи.

3 чтец: Ящерки мелькают разом,

        Встал Данило над цветком...

              И  шкатулкой полной  сказов,

               Кажется бажовский дом.

"СЛЫШКО":  Вы  сказы-то  его читали? Дедушку "Слышко" помните? Это я и есть! Говорят, слыш-ко, будто бог когда землю создавал, решил людям  добро сделать. Взял  золота, меди, камней самоцветных ... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, по -гуще вышло, где вовсе реденько. Однако, везде хоть сколько-то да попало. Глядит - а золота, самоцветов, да и прочего еще целая горсть осталась. Подумал  Господь, да и высыпал это между Европой и Азией. Так, будто бы, наши Уральские горы и получились... Так говорите, читали сказы то? тогда угадайте - ко героя сказа по частушке.

ЧАСТУШКИ: 1.  Не большого росту девка

                             И сама вся статная,

                             И коса её чернява,

                             Да такая ладная.

2.Платье цвета малахита ,

   В косе ленты красные

   Глаза, словно изумруды:

   Волшебные, да ясные.

                          3.Махонька девчоночка-

                             Сама вроде кукленочка.

                             Резвёхонько так пляшет,

                             В руке платочком машет.

4.Сироткой рос мальчишечка,

    Голубеньки глазёнки,

    Волосики кудрявеньки.

    Сам, наверно, в маменьку.

                             5.У матроса Прохопьича делу обучался

                                И  самой хозяйкой Медной

                                Говорят, что знался.

"Слышко": Узнали персонажей? Молодцы, ребятки! Порадовали дедушку  "Слышко":

 4  чтец :  Дедушка  "Слышко", а мы еще песню сочинили про хозяйку Медной горы и Данило- Мастера.

Песня ( на мотив "При лужке, лужке…")

Все: Парень камушки искал,

         Искал самоцветики.

         Притомился, приустал,

         Лёг в кусты у речки.

         Шибко крепко задремал,

         Сон ему приснился:

         Самоцветица стоит

         Камена царица.

         Машет, машет и зовет

         К речке, к перекатам.

"Хозяйка Медной горы": Самоцветы все твои

        Будешь ты богатым.

Данило:  Я богатства не ищу,

                 А хочу у речки

                 Камушек один найти

                 Милой на колечко.

"Хозяйка Медной горы": Навсегда забудь свою

                                                Настю мастерицу,

                                                Будешь мужем ты моим,

                                                 Каменной царицы

Данило: Нет, цариц я не люблю,

                Не люблю богатых.

                Не хочу с тобою быть,

                  Не желаю сватать.

"Хозяйка Медной горы": Коли так, то уходи,

                                               Паренёк кудрявый.

                                               А не то приворожу,

                                               Напою отравой.

Все: И махнула на него

        Шелковым платочком,

        Распылилася вдали

        Золотым песочком.                                        

2 – я часть мероприятия – конкурсная.

1 конкурс: Представьте команд: название, девиз.

"Хозяйка медной горы ": 

На Урале сама земля рождает легенды. Уральские мастера в этих легендах и сказка пытались найти объяснение несметным богатствам наших недр. Больше всего на Урале различных камней (минералов): драгоценных, полудрагоценных, поделочных.

2 конкурс: Определить минералы и горные породы. Кто больше назовет, тот и победил в этом конкурсе.

3 конкурс: "Домашнее задание" - сочините и инсценируйте сказ:         1 команда- про "Малахитовое яйцо"

2 команда - про "Золотое кольцо"

(Условие: обязательно  нужно отметить свойства и где используются)

4 конкурс: Кроссворд! Если мы разгадаем, то прочитаем имя автора сказов.

Вопросы: 1.Серебранное ..................  .

2.Ценный минерал изумрудного цвета.

3.Прозвище старика, приютившего сиротку.

4. Имя сиротки.

5."Где козлик сказал, люди камушек нашли ………Какой?

6  .................  Змейка. Какая?

7.Таюткино .................   Что?

8. Уральские горы богаты рудой, из которой делают .................. Что?

9. Гигантский змей, хранитель золотых руд.

10. Что мечтал сделать из камня Данило- мастер?

5  конкурс: Создать мультимедийные проект

Слайд фильм о минералах.

1 кадр - название, изображение.

2 кадр - свойства, характеристика.

3 кадр - где используется?

6 конкурс: Работа с географической картой Свердловской области.

"Кружочки" положить на месторождения полезных ископаемых.

Кто больше знает (за каждое месторождение 1 балл).

7 конкурс: "Аукцион знаний" (с болельщиками) - личное первенство!

Вопросы повышенной сложности. За ответ 2 балла!  Участники самостоятельно выбирают вопрос.

1. Если "серой пахнет"- значит, здесь есть месторождение .................

(сульфиды и золото)

2.Если встретился турмалин, то это означает.........? (что золота и в помине нет)

3.Самое известное на Урале месторождения золота? (Берёзовское)

4.Этот минерал называют "Стрелы Амура",

 «Волосы Венеры» (Волосатик).

5.В каких горных породах на Урале можно встретить золото? (Березит, листвинит, кварц).

Обычные вопросы.  За ответ 1 балл!

1.Что можно найти там, где пляшет Огневушка-поскакушка? (Золото)

2.Какая птица является одним из главных персонажей сказов Бажова "Огневушка-поскакушка" и "Золотой волос "? (Филин)

3.Как звали дочь Великого Полоза? (Змеевка).

4.Какая птица своей песней может ослабить силу золотого змея? (Журавль)

5.Из какого минерала была известная шкатулка Бажова? (Малахит)

Подведение итогов, награждение учащихся.

Оценка психологического и эмоционального состояния детей.

                                     

               список литературы:

1.  Сказы П.П.Бажова.

2.  Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Путешествие со сказами Бажова (автор очерков А.П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко - Екатиринбург, издательство "Сократ", 2004г.)

3.Малахов А.А "Каменные грёзы". Свердловск, Среднеуральское  издательство, 1980г.

4.  Журнал "Библиотека" №9, 1999г.

5.  Журнал "Уроки литературы "№7, 2003г.

6.  Журнал "Педсовет" №6, 2004г.

7.  Газета "Литература"№22, 1999г.

Пояснительная записка.

Обобщение на уроках географии.

"Итоговая технология".

Форма: "Работа в группе".

 Внеклассное мероприятие на тему : "В гостях у хозяйки Медной горы".

                 Учитель: Романова Наталия Алексеевна, МБОУ «СОШ №4» ГО Верхняя Пышма Свердловской области.

        На внеклассных мероприятиях по предмету учащиеся показывают свои таланты, выдумку, сообразительность, находчивость и многое другое.

          Девизом к внеклассным мероприятиям беру слова: " И в час досуга можно расти, если разумно его провести ".

В результате применения данной технологии я получила следующие результаты:

 -Привлекла новых учащихся в работу геологического клуба;

 -Укрепила навыки определения горных пород и минералов .

 - Закрепила умения работы с картами , с дополнительными источниками информации.

 - Выявила артистические способности детей.

 -Приобщила учащихся к ответственности за природу своей родины через эмоциональное воздействие на их чувства.

Самоанализ внеклассного мероприятия по предмету:

"В гостях у хозяйки Медной горы"

Исполнитель: учитель МОУ "СОШ № 4"- Романова Н. А.

Внеклассное мероприятие проводилось на параллели  7-х классов участников геологического клуба. Это первое в этом году из конкурсных мероприятий клуба, целью которого является:

- Актуализировать и пропагандировать географические занятия, через изучение материала по родному краю  и воспроизведение литературных сказов П.П.Бажова.

Мне хотелось также:

- Привлечь новых учащихся в работу геологического клуба.

- Укрепить навыки визуального определения горных пород и минералов.

- Продолжить формировать умение работы с картой.

- Формировать чувство любви и гордости за богатство своего края.

- Учить работать в группе, формировать коммуникативные качества.

Представленное мероприятие - это традиционная конкурсная программа  участников клуба для новичков тема ее была определена интересом детей. Прошлый учебный год был посвящен теме: "Горные породы и минералы". Ребята, члены геологического клуба изучали горные породы и готовы это обобщить.

 В  структуре мероприятия четко 3 этапа.

1 этап- это выступление творческой группы ребят- членов геологического клуба. В течение прошлого

года дети участвовали в экскурсиях и походах (гора Мурзинка, город Березовский) после этих походов захотелось изучить сказы П.П.Бажова. На первом этапе были использованы репродуктивные методы с учетом индивидуальных особенностей детей( Антон - хорошо поет, Сергей- имеет хорошие актерские данные).

2 этап - основной этап мероприятия - конкурсный.

Учащимся предлагается разнообразный спектр методов и форм деятельности.

Творческое домашнее задание - использовали коллективную форму деятельности с частично- поисковыми методами.

Создание презентаций - индивидуальные формы и проблемные методы.

Определение минералов и работа с картой - коллективная форма и проблемные методы.

Кроссворд - коллективная форма - работа в команде, индивидуальная форма в работе с болельщиками использованы проблемные методы.

3 этап -  заключительный итоговый. Итоги работы были подведены    

                как в командном зачете, так и в личном первенстве.      

               Создано, жюри, которое наглядно отмечали успехи команд

               в экране соревнований.  Дух соревнования позволил

               болельщикам отдать приоритет в работу новичков    

               интересной игровой формой была     проведена рефлексия.

Главной целью мероприятия является пропаганда и актуализация географических знаний.                                                                                                                

Очень хотелось донести до детей чувство гордости за наш богатый самоцветами край, необходимость его изучения и познания нового о недрах Урала.                                                                                                                                                                                                            Поэтому мною в  основном были  использованы методы и подходы, повышающие у учащихся положительную мотивацию- это в основном частично- поисковые и проблемные методы.                            Заинтересованность учеников компьютерными технологиями привела к необходимости создания слайд – фильма, презентации о природных минералах это позволило заинтересовать учащихся, а также учесть индивидуальные особенности некоторых детей.Итоги конкурсной программы подводились четко и быстро, наглядность позволила видеть результат игры на текущий момент. Психолого-педагогическая атмосфера - хорошая, налажены связи педагог - учащиеся. Дети легко идут на контакт, активны, откликаются на проблемы, хорошо их решают.                                              Затруднения, возникающие у учащихся, были устранены путем дополнительного пояснения                                        

Время, отведенное на мероприятие, было выдержано в норме. В результате конкурса команд была достигнута цель                                             - заинтересовать учащихся геологией, вовлечь в ряды геологического клуба.                                                                                                 Показателем достижения цели является рефлексия. В шкатулку ребята положили карточек                   шт., фиолетовых  карточек                шт. Это говорит о положительном восприятии материала, желание общаться дальше.                                                                                                    В дальнейшем на  заседании клуба мы будем изучать самоцветы нашей области, совершенствовать навыки работы с картой, использовать компьютерные технологии.

Считаю, что данное мероприятие работало на достижении главной цели, которая в результате мероприятия и достигнута .

Деятельно- коммуникативная составляющая мероприятия:

                        Мне всё понравилось!

                       Мне было скучно и не интересно!

        

                                                                                       

  Оценочный лист

 конкурса

         1

2

3

4

5

6

Итого:

Название

 конкурса

Представление команды

Минералы

Защита мультимид. проекта (дом. зад.)

Творческий конкурс

Кроссворд

Работа с геогр. картой  Свердловской области

Количество

баллов

1 балл

По 1 баллу за правильный ответ

Макс. 5 баллов

Макс. 5 баллов

По 1 баллу за правильный ответ

По 1 баллу за правильный ответ

Команда 7-в класса"Малахитовая шкатулка"

Команда 7-б класса"Золотые дайки"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проектная деятельность на уроке литературы в 5 классе по сказу П.Бажова с соблюдением основных этапов...

Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....

«В гостях у Хозяйки Медной горы»

Праздник, посвященный юбилею П.П.Бажова.Цели:Прививать интерес к художественной  литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бе...

Презентация "В гостях у хозяйки Медной горы" по сказу П.П.Бажова

Для успешного усвоения произведения,  учащимся была предложенапрезентация, которую составила сама. Презентация составлена с учетом психологических особенностей глухих учащихся....

Методическая разработка по предмету чтения в 6 классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" по сказу П.П Бажова

Методичяеская разработка урока чтения в 6 классе содержит описание этапов работы с текстом сказа П.П.Бажова, обогащением словарного запаса глухих учащихся, расширение кругозора и развитие интереса к ч...

Внеклассное мероприятие по предмету "география" викторина "Своя игра" для 7-8 классов.

Данная презентация позволяет провести обобщение и актуализацию знаний учащихся по предмету, в форме  интерактивной викторины....