интерпретация рассказа И. Бунина "Чистый понедельник"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
"Читай, чувствуй, истолковывай!"- говорю я ученику перед написанием сочинения. А как сам учитель сможет это сделать? Судить вам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерпретация рассказа "Чистый понедельник" | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерпретация рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».
Понедельник…Бесконечное начало жизни любого человека. Точка отчета в будущее. В будущее, в которое можно стремиться через каждые семь дней. И так всю жизнь.
И так всем всю жизнь. Всю бесконечную жизнь человечества.
Чистый понедельник… Точка отчета перед вопросами: все ли я так сделал? Правильно ли я жил? Выдержал ли я? Сильный ли я? Время для переосмысления.
Время остановиться, подумать, измениться…
«Чистый понедельник».
О чем этот рассказ? О банальной жизненной ситуации, когда один любит, а другой позволяет себя любить? Или это история о двух обеспеченных людях, которые вместе проводили время, осознавая странность своих отношений? Да? Но почему же так печально, больно, тревожно после прочтения?
Смятение в душе начинается с первого предложения, с первого абзаца:
холодно зажигался газ – тепло освещались витрины,
темнел день - оживленнее спешили прохожие,
каждый вечер мчался к ней – не знал, чем все это должно кончиться,
не знал – и стараться не думать,
каждый вечер встречались – раз и навсегда отвела разговоры о будущем…
Мучительное ожидание… Неразрешимое напряжение…Зачем? « Несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». Почему?
Дальше еще большее недоумение:
зачем-то училась на курсах – редко их посещала,
похоже было, что ей ничего не нужно – но книги всегда прочитывала, шоколад съедала,
не понимала, как людям не надоест каждый день обедать – сама обедала с московским пониманием дела,
слабостью была хорошая одежда, бархат, шелка – на курсы ходила скромной курсисткой,
каждый вечер ходила по ресторанам – посещала соборы и монастыри, когда ее не «таскали» по ресторанам,
встречается, позволяет себя целовать – с тихим недоумением удивляется: «Как вы меня любите»...
«Странная любовь!» Действительно, странная.
Каждый сам по себе. Каждый сам с собой. Что изменилось бы, если бы он за ней не заезжал? Ничего. Встретил же наш герой «царь-девицу» на лекции Андрея Белого ( похоже, она была там одна!) И никто ей не нужен, когда она гуляет по кладбищам и кремлевским соборам! Никто!
О-ди-но-чест-во. Вот, что стоит между нашими героями. Это острое, тонкое, длинное слово. Слово, которое ноет, пронзает сердце, пугает, заставляет бежать. Бежать от себя, к себе, от людей, к людям… «Кроме отца и вас у меня никого нет»,- говорит ОНА.
Мотив одиночества, неприкаянности, оторванности пронизывает весь рассказ: героиня снимает комнату, герой же не привязан ни к одному месту в Москве. Он мчится, приезжает, привозит, много говорит…
Мотив неопределенности преследует по всему тексту: ОН - «неприлично красивый», «южный», «сицилианец» Пензенской губернии – летящий образ, без друзей, родных, и даже без имени…
ОНА – тоже без имени . Красота – неопределенная : «Какая-то индийская, персидская».
ОН и ОНА могли бы быть в любом месте мира. Вместе. Или не вместе.
Богатство, здоровье, молодость, красота – только это объединяет героев. По натуре очень разные: он – «склонен к болтливости, к простосердечной веселости», она – молчалива, задумчива…- но они вместе. Почему?
Мечущиеся, одинокие души нашли друг друга? Или просто прибились друг к другу? Соединились временно, находясь в поиске?
Главный герой постоянно вспоминает, как сказала, что сказала его любимая. Глаголы « памяти» (прошедшего времени) нагнетают тоску, сгущают краски рассказа. Складывается впечатление, что настоящего ничего нет! Только нанизываются на нитку времени воспоминания: прошлое на прошлое, прошлое на прошлое… Прорываются живые моменты (но только для НЕГО!) : поездки в театр, в ресторан, на капустники…- но все в прошлом ! И ЕЕ оживление: «диаконы – да какие!», «А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями…Да нет, вы этого не понимаете!»- это тоже о прошедшем!
Поток памяти рассказчика постоянно вырывает из прошлого «кусочки» счастья: летящие сани, объятья, поцелуи… Но понимание того, что все это закончится, преследует с начала текста. Герой постоянно сам себя убеждает: «И завтра и послезавтра будет все то же, все та же мука и все то же счастье...» Но услужливая интуиция пугает его, тревожит: ОНА то во всем черном, то разговоры о кладбище, то русские сказания наизусть … - все это на фоне поездок в Страстную неделю в рестораны, трактиры… Соединение несоединимого, дозволенного с недозволенным?
Она жила «против Храма…», многое делала вопреки веры… Во что верила? К чему готовилась?
Что породило такие противоречия в душе героини? Откуда у нее такая врожденная религиозность( цитирование Святого писания :« Господи владыко живота моего…») и такое пренебрежение к православным традициям , цинизм
( « … а тут блины с шампанским и Богородица…»)? Веяние эпохи, тревожность ( 14 год)? Какие-то подвижки сознания в пространстве времени ( «разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках»)? Социальное происхождение («знатного купеческого рода»)? Загадочный русский характер ( портрет босого Толстого над диваном , развязный цыганский хор, завтраки за тридцать копеек в вегетарианской столовой, в пост – «розовые рябчики в крепко прожаренной сметане»)? Неприятие обыденной жизни («не понимаю, как это людям не надоест…»)? Или все вместе?
Хронотоп рассказа как будто не знает границ. Обращают на себя внимание время написания ( 44 год)
и время действия (14 год) : действительно ли 30 лет ПАМЯТИ ? И вроде бы узко обозначена сцена действия - Москва. Но обилие географических названий (Тверь, Пензенская губерния, Астрахань, Персия, Индия, Флоренция), косвенное упоминание Сицилии ( сицилианец»), названия храмов, соборов, монастырей, обителей, улиц, ресторанов и трактиров – все это значительно расширяет художественное пространство.
Кажется, весь мир у ног наших героев. Мир, открытый для счастья. Расширению пространства способствуют и глаголы движения(сыпались, мчался, заезжал, приезжал, вертелся, отвозил, привозил, летел…) , создающие иллюзию жизни - полновесной, деятельной !
Иногда ( но это естественно!) жизнь замирает, еле теплится ( «она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», «пианино звучало началом «Лунной сонаты»…в сомнамбулически- блаженной грусти»).
Слишком знакомый и любимый образ «обломовского» дивана появляется в тексте восемь раз. И героиня «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой…».
Кульминация любовной истории – сближение возлюбленных – начинается оксюмороном безжизненно приказала… Обращение к герою : « Вот все говорил, что я мало о нем думаю…». Мысли вслух? Где она в этот момент?
«Один Бог знает…» Кульминация? Самый счастливый момент жизни, которого так ждал ОН ? Ждал, что и ОНА узнает, что такое любовь, счастье? - Она плакала, он « робко поцеловал ее»… Он понимал, что это – ВСЕ! Больше ничего не будет…
Они убили свою любовь… А ведь он хотел зарезать кого-нибудь за нее, чтобы «загнали на Сахалин» !
И будто преступник, будто переступивший самое святое, ОН вышел на перекресток
( на крест!) «стал в толпе старух и нищих на растоптанный (!) снег на колени, снял шапку…» Все переплелось: рухнувшие мечты и разочарование, настоящее, ушедшее в прошлое, и страх перед будущим, грех и раскаяние… За что? Почему ? Нет ответа…
Из вечности взирает Достоевский?
Из вечности говорит Толстой: « Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».
Из вечности смотрит Горький?
Для возрождения надо опуститься до дна, оттолкнуться и подняться… И ОН ( наш герой) «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше»…
Композиция произведения заставляет воспринимать все спокойно : да, когда- то было, было да прошло. Ничего особенного. Мы отстраненно наблюдаем за происходящим. Перебирая четки прошлого, рассказчик размеренно, без особых эмоций подводит итог истории: она попросила не ждать, не пытаться искать ( «ласковая, но твердая просьба») – он исполнил просьбу. Вот и все! «Странная любовь!»
В сознании рассказчика промелькнула палитра истории «странной любви» : зеленые звезды, гранатовое платье, черная одежда, кирпично-кровавые стены монастыря, грустные огоньки лампадок, огоньки свечек, золотой крест, загороженная рукой свечка… Промелькнула … и погасла, как свеча. Так угасла любовь…Говорят, так мгновенно погибают звезды, и никто не знает почему…
«Странная любовь!» - утверждал ОН. - Да, все-таки это не любовь, не любовь…»
ОНА отвечала из темноты: «Кто же знает, что такое любовь?»
«Что она могла видеть в темноте?»- вопрошает в конце рассказа ОН.
Они любили друг друга «странной любовью», они жили в «странном городе», где можно было ходить по храмам, восторгаться ими и ненавидеть сусальный русский стиль, ужинать под иконами Богородицы Троеручицы, слушать с умилением церковное песнопение и , «куря и хмелея», звать шумный цыганский хор, видеть что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах и не любить желтоволосую Русь…
От Красных Ворот до храма Христа Спасителя был ежедневный путь юного влюбленного. Из ворот Марфо-Мариинской обители наш герой «повернулся и тихо вышел» через два года после потери ЕЕ. Куда? В ВОРОТА бесконечности жизни…
Тридцать восемь раз «об одном и том же» писал И.Бунин в цикле рассказов «Темные аллеи». Простые сюжеты, обычные, на первый взгляд, бытовые рассказы. Обычные для кого? Стороннего зрителя ?
Для каждого же это незабываемые, неповторимые истории. Истории, переживаемые болезненно и остро. Истории жизни. Истории, пронизывающие и терзающие сердце. Никогда не забываемые. Бесконечные истории, как жизнь и память…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе
Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...
ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"
Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...
Интерпретация рассказа К. Паустовского "Пачка папирос"
Интерпретация рассказа К. Паустовского "Пачка папирос". Дан целостный анализ рассказа как пример интерпретации...
Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...
Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...
Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...
Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи. ( На примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник")
На заключительном уроке по данной теме я предлагаю учащимся выяснить роль БСП в художественной речи на примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник".Разнообразие смысловых отношений межд...