Материал к уроку "Сказки И.С. Тургенева"
статья (литература) на тему
Предварительный просмотр:
ПОСЛЕ УРОКА
Сказки И. С. Тургенева
Не правда ли, это звучит немного необычно: Тургенев — и сказки? Мы знаем Ивана Сергеевича как автора замечательных романов, множества повестей и рассказов, в том числе его знаменитых охотничьих рассказов, вошедших в сборник под заголовком "Записки охотника". Тургенев — поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра — стихотворений в прозе. Тургенев известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов середины прошлого столетия. А многие из почитателей великого его таланта, пытаясь понять Тургенева глубже, внимательно изучают многотомное, почти шеститысячное собрание писем писателя к родным, близким, единомышленникам; писем деловых — и маленьких записок, к друзьям — и к людям, которых он ошибался. Почти невозможно перечислить всех сторон деятельности И. С. Тургенева — литератора, гражданина, человека. И потому заголовок данной статьи звучит действительно немного необычно.
Но вот в N9 157 газеты "Орловский вестник" от 6/18 сентября 1881 года -появилось сообщение следующего содержания: "Говорят, Иван Сергеевич Тургенев готовит к печати новое сочинение и сказки для детей".
На каком основании автор этого сообщения строил свои предположения? Ведь он являлся официальным лицом, т. е. представителем большого и, несомненно, талантливого, как следует из знакомства с содержанием этой газеты того времени, коллектива, и вряд ли редактор "Орловского вестника" взял бы на себя такую смелость, как помещение на странице газеты сообщения, по поводу которого "говорят". Конечно же, под ним должны были быть достаточно веские основания.
Тургенев — и сказки? Даже те из нас, кто достаточно хорошо знает творчество И. С. Тургенева, не припоминают, чтобы где-либо печатались сказки этого автора.
Однако документы свидетельствуют, что такие намерения у Ивана Сергеевича были.
Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето Приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье .которых было трое детей.
В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рассказал о том, что "дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал", часто лежа на большом удобном диване, получившем прозвище "Самосон". Дети не давали ему отдохнуть, но. он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рассказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как все его сказки действительно были очень хороши.
Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: "Капля жизни" и "Самознайка". Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приемов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.
Чем интересны сказки Тургенева? О чем думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?
Для ответов на эти вопросы необходимо, как нам кажется, вкратце воспроизвести их содержание.
Сказка "Капля жизни" наряду с тем, что Интересна, еще и очень поучительна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь сласти свою больную мать, идет в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нем далеко пошла по свету.
Дня через два или три, как свидетельствует Полонский, "начиналась новая сказка... что еще раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была еще свежа и неистощима".
Вот эта вторая, рассказанная в несколько приемов сказка. "Жили-были два мальчика — два брата", один из которых, по имени Самознайка, был самоуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудительный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем на задумывался. Как только назревала новая неразрешенная ситуация, он выкрикивал: "О, я знаю, я сумею, я найду" и т. д. И естественно, у него ничего не получалось, так как он никогда ни о чем не задумывался, и все действия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним потешались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличенным в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: "География".
Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой...
А у брата Самознайки, Рассудительного, все ладилось, все ему удавалось, так как он был честен и вдумчив.
Не правда ли, и в сказках, сочиненных им, Тургенев оставался верен сво им принципам: его герои — честные, принципиальные — всегда намного выше тех, которые противостоят им.
В январе 1881 года Софья Андреевна Толстая обратилась к Тургеневу с просьбой написать что-либо для журнала "Детский отдых", издававшегося ее братом П. А. Берсом. В скором времени, т. е. в октябре следующего года, Тургенев выслал Толстому рассказ для детей "Перепелка" с сопроводительным письмом: "Вот Вам, милый Лев Николаевич, тот небольшой рассказ, который я обещал графине для детского журнала, издаваемого ее братом".
Немного ранее Иван Сергеевич сообщал Льву Николаевичу о том, что когда-то он был свидетелем героического подвига матери, маленькой птички перепелки, которая жертвовала своей жизнью ради жизни своих птенцов.
А еще значительно раньше, в 1849 году, Тургенев описал похожий эпизод а письме из Франции к Полине Виардо: "Знаете ли Вы, — писал он ей, — что куропатки отлично разыгрывают представления? Они очень хорошо умеют притворяться, будто они ранены, будто они насилу летают, они кричат, они пищат, и все это, чтобы заманить собаку и отвлечь ее от места, где находятся птенцы. Материнская любовь третьего дня чуть не обошлась очень дорого одной из них: она так превосходно сыграла свою роль, что Султан схватил ее... Я возвратил свободу этой отважной матери и слишком Хорошей актрисе".
"Перепелка" была напечатана вместе с рассказами Л. Н. Толстого "Кавказский пленник", "Чем люди живы" и др. с иллюстрациями В. М. Васнецова, В. Е. Маковского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова в декабре 1882 года, когда Тургенев был уже смертельно болен.
...Таким образом, "Орловский вестник" имел достаточно оснований для своего сообщения от сентября 1881 года. Ему предшествовала письменная Просьба С. А. Толстой, вероятно, рожденная не без рассказов о сюжете самого Л. Н. Толстого, и письменное согласие Ивана Сергеевича написать рассказ для детей. А кроме того, сообщению газеты могли способствовать и известия из самого Спасского-Лутовинова, где летом 1881 года Тургенев действительно сочинял экспромтом и рассказывал свои сказки и детям, и взрослым.
В подтверждение всему сказанному имеет смысл привести здесь еще одно интересное свидетельство. Обратимся к сборнику воспоминаний современников о Тургеневе, где в комментариях к воспоминаниям Я. П. Полонского читаем: "В парижском архиве И. С. Тургенева хранится рукописный титульный лист детской книжки, составленный самим Тургеневым, следующего содержания: "Рассказы и сказки для детей Ив. Тургенева. 1 Перепелка. Буживаль, 1882".
По всей вероятности, И. С. Тургенев предполагал издать специальный сборник для детского чтения. Однако замысел этот не осуществился.
Всегда многолюдно в тургеневском Спасском. Ежедневно десятки туристических автобусов высаживают своих пассажиров-экскурсантов на спасской автостоянке. Гости Спасского бродят по аллеям парка, с чувством глубокого благоговения переступают порог дома И. С. Тургенева. И часто среди них—дети.
В доме писателя для них все интересно. Но более всего маленьких экскурсантов привлекает знаменитый тургеневский диван — "Самосон". Ведь когда возле "Самосона" дети, их всегда ждет интересная сказка, сочиненная самим Иваном Сергеевичем Тургеневым. С замиранием сердца дети слушают их и представляют, конечно же, Тургенева-сказочника. Вот он, большой и умный, лежит на "Самосоне", рядом примостились малыши в ожидании новой сказки... Ведь Тургенев — сочинитель. Конечно же, дети услышат его сказку..
Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, продлись его годы — он обязательно записал бы свои, сочиненные и рассказанные им в разное время сказки для детей, написал бы новые детские сказки, рассказы, повести, — и у детей всего мира появился бы новый, интересный, незабываемый сказочник — Иван Сергеевич Тургенев.
__________________________________________________________________________________
Иванова Людмила Николаевна- старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в вечерней школе
Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений. В условиях современной жизн...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"
Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"...
И.Тургенев и Г.Флобер (материал к 200-летию И.Тургенева)
Презентация посвящена юбилею знаменитого писателя - И.Тургеневу. Более конкретно описана переписка писателя с французским другом - Г.Флобером....
Контрольная работа по литературе в 5 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, учебно-методический материал
Контрольная работа по литературе в 5 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, учебно-методический материал...