Классный час "Примеры славных дел..."
классный час по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Примеры славных дел…
Оформление: на доске: портрет, Слайды, эпиграф.
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б.В. Шергин.
Звучит музыка (мазурка №11) слайд 1.
Вступление. Здравствуйте, ребята, добрый день уважаемые гости. 2012 год указом президента был объявлен годом Российской истории. Поэтому цикл классных часов третьей четверти мы посвятим знакомству с некоторыми важными историческими датами. Первый классный час посвящен трехсотой годовщине со дня рождения выдающегося ученого М.В.Ломоносова. Тема классного часа звучит так «Примеры славных дел…», на котором мы проследим весь жизненный путь великого Михаила Васильевича Ломоносова.
Слайд.2
Для эпиграфа я взяла слова Бориса Викторовича Шергина: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова»
Слайд.3.
Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить наверх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
Музыка стихает. Выходят три библиографа Слайд.4.
Биогр.1. Эти строки Михаила Васильевича Ломоносова – эпиграф ко всей его жизни. Физик, химик, географ и астроном, историк и геолог, лингвист и поэт… Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!
Биограф.2. Ломоносов – первый русский академик…. Он открыл наличие атмосферы на Венере, основал первую в России научно – исследовательскую химическую лабораторию. Возродил мозаичное производство в России. Сформулировал принципы Российского стихосложения.
Биог.3. Кто из русских ученых впервые высказал мысль о существовании атома? Ломоносов. Кто планировал освоение морского пути? Михаил Васильевич. Кто первый в мире географ – полярник? Он же. Кто составил российскую грамматику и создал теорию стилей? И это тоже он.
Биог.1. Трудно поверить, что один человек в течение своей недолгой жизни смог столько успеть, начиная каждое дело почти с нуля, стать повсюду основоположником, родоначальником, первопроходцем!...
Биогр.2. Великого сына России породил северный край. В поморье испокон веку жил дух вольности и просвещения. Бесстрашные и предприимчивые люди – поморы – творили свой жизненный устав, приноравливая его к условиям мерзлой и скудной земли, льдистых морей, длинной и студеной зимы, короткого, но светоносного лета…
Слайд 5.
Биогр.3. Крестьяне, жившие на севере, не знали крепостной зависимости. Они считались подданными государства и отличались независимым нравом и достоинством. Велика Россия, а Ломоносов мог родиться только на Севере!
Слайд 6
Чтец. Сопровождение музыки с завыванием ветра - № 603421 ( ведущий)
Здесь, крепкоруки и сильны,
И прадеды его и деды
Стремили кочи встречь волны.
Им были штормы не страшны,
они осиливали беды.
И вот с характером таким,
с такой поморской прямотою,
был путь в Москву проложен им,
Путь предназначенный судьбою,
к свершеньям дерзостно - крутым!
Выходит 1 библиограф. Слайд.7, 8
Библиогр. 1. Михаил Васильевич Ломоносов родился 17 ноября 1711 года, в деревне Денисовке Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры, который в то время был географическим и экономическим центром Поморья. Слайд 9 Отец Василий Дорофеевич – занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Елена Ивановна - мать Ломоносова умерла очень рано, когда Михаилу было девять лет. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью.
Слайд 10.
Чтец. На фоне музыки - №2 (Артур В.)
Корабль плывет на промысел белухи
Из Холмогор в студеные моря.
Маячат сбоку сосны – вековухи.
Высокие кресты монастыря.
Отец глядит, глазам своим не веря:
Каким растет сынишка молодой!
Он будет свежевать морского зверя,
Чинить и ставить паруса с отцом.
Корабль плывет, вздуваясь парусами,
и за бортами пенные усы.
Он смортит в даль пытливыми глазами,
Немея от невиданной красы.
Какая ширь!
Какой простор чудесный!
Корабль плывет… слайд 11
Когда – нибудь, с годами,
Все виденное в море, каждый звук,
Он выразит певучими стихами
Во славу русской музы и наук.
Выходит 2 библиограф. Слайд 12.
Библиогр.2. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: "вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора". Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.
Слайд 13.
Библиогр. 3. Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению. "Вратами учёности" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворный Псалтырь" Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно злилась мачеха на страсть Ломоносова к книгам.
Библ.2. В душе юноши крепло желание посвятить себя наукам. Хоть и предстояло ему, единственному сыну, наследовать дело отца, все же решил он избрать другую участь.
Ведущий. Пришел однажды Ломоносов к одному из учителей «словесной школы»
Заходит М.Л., снимает шапку, кланяется и говорит:
- Иван Дорофеевич, посоветуй, что делать, как быть?
- грамоте учиться пришел?
- Да я, как бы, могу немного. Матушка покойная да Семен Сабельников, дьячок, грамоте учили. Да и сам кое-что...
- Садись. Поглядим, что ты разумеешь. Пиши : «грамматика есть знание, как писать и познавать читаемое, и оная есть всех наук основание», так … написал? Дай гляну. Хорошо! А напиши мне : что есть субстракция?
- Ну ка, ну ка! (читает - Субстракция, или вычитание есть, также малое число из большого вычитаем и излишнее объявляем… Неужто все сам одолел?
- сам (говорит скромно).
- дальше учиться нужно. Негоже с твоими способностями здесь пропадать. Тебе сколько лет?
- девятнадцать исполнилось.
- немало. Куда ж тебе пойти? – задумался, - а впрочем (берет его под руку, ведет и говорит) Иди – ка ты, Михайло, в Москву, в Славяно- греко – латинскую академию. Обучение там серьезное и долгое…
Слайд 14.
Библиограф.2.
И в декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. Слайд 15. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайло пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно – греко – латинской академии.
Чтец. Звучит завывание ветра. Том скотт - № 17 (Злата) слайд 16.
Над тундрой стынет северное небо,
За тундрой ледовитый океан.
На самые глаза надвинув шапки снега,
стоят избушки русских северян.
На всем пути заиндевели вехи,
Скрипят полозья, долог санный путь.
До каменной Москвы, столицы златоветхой,
Ему не отдохнуть и не заснуть…
Слайд 17.
Библ.3. Первый день Ломоносов провел в торговом рыбном ряду. На второй день рано утром им овладело отчаяние. Он упал на колени и начал плакать и молиться, не зная, что ему делать дальше, куда и к кому податься. В этот момент явился приказчик из одного богатого дома покупать рыбу. Он оказался земляком Ломоносова. Узнав о том, что привело его в Москву, он отвел юношу к себе и поселил вместе с господскими слугами. У приказчика был знакомый монах Заиконоспасского монастыря, в котором помещалась Славяно-греко-латинская академия. Монах согласился походатайствовать за Ломоносова.
Библ. 1. Так как крестьянских детей в учение не принимали, ему пришлось назваться дворянином, и, благодаря помощи земляков, Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения. В "Спасские школы", то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 г. и пробыл там около 5 лет. Из дошедшего до нас письма Ломоносова видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии.
Ведущий. Жить приходилось трудно — «великовозрастному» ученику пришлось начинать обучение с младших классов, где учились ребята 8 – 10 лет. Когда малые ребята увидели нового ученика, они подняли его на смех:
(Вбегают мальчишки, следом идет Михайло ломоносов. Мальчишки дразнят его)
- Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!
- дядь, достань воробушка!
Михайло поднимает одного за шиворот, как котенка и стараясь быть серьезным говорит:
- что с тобой сделать? На крышу забросить?
Тот верищит, брыкается и говорит:
- Нееееееееееет! Мы не будем больше!!!
(Михайло смеется и ставит мальчишку на место. Мальчишки убегают, он уходит следом.)
Выходят библ.
Библ.1. Студенты академии получали десять рублей в год. Позже Ломоносов писал: "Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет, но наук не оставил".
Слайд 18.
Библ.2. Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошел три класса, в свободное от занятий время усердно посещал библиотеку, расширяя свой кругозор. И уже через четыре года в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургский университет при Академии наук. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности. Слайд 19 А еще через год трое отличников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа.
Слайд 20
Библ.3. Христиан Вольф был весьма доволен успехами русского «студиозуса» и в одном из своих докладов в Петербург о своих учениках сообщал: «У господина Ломоносова, по – видимому, самая светлая голова среди них; при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться.»
Слайд 21.
Библ. 1. Когда Ломоносов вернулся в Россию, то вскоре назначен был адъюнктом химии в академии Физического класса Петербургской академии наук, а через год стал профессором химии Петербургской Академии Наук и основал там Химическую лабораторию.
Слайд 22.
Библ.2. Научное наследие Михаила Ломоносова поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед литературой. О своем писательском труде Ломоносов отзывался скромно: «Стихотворство – моя утеха…» но на самом деле не для утехи и забавы писал Ломоносов стихи. Из – под его пера вышло много поэм, стихотворных посланий и «Размышлений», в которых он воспевал труд и науку.
Библ.3. На торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех. Именно с Ломоносова, по словам Белинского начинается русская литература. Профессора, читая оды, были удивлены небывалым стихотворным размером, величавой благозвучностью, торжественной музыкальностью строф, смелым и неожиданным образцом.
Чтец. Красивая спокойная мелодия - №15 (Марина В) слайд 23.
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишине глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.
Слайд 24.
Библ.1. Пушкин называл Ломоносова «отцом русской поэзии», вторил ему и Белинский: «С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом, он был ее Петром Великим…»
Слайд 25. В это время Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Под влиянием Ломоносова совершается открытие Московского университета, но на торжествах по этому случаю, о Ломоносове даже не упомянули. С 26. А это он наметил, какие там должны быть факультеты и чему обучать в них, составил учебные программы. Такой же университет Ломоносов хочет создать и при Академии наук в Петербурге. И предлагает принимать туда детей бедных горожан. С 27. В конце пятидесятых годов он занят устройством гимназии. Составляет устав для нее и университета при Академии.
Слайд 28.
Ведущий. Медленно приближался Федот Шубный к дому Ломоносова. Дом большой, двухэтажный…
- вот пожил я маленько в Петербурге, поглядел столицу, теперь подамся домой, в Денисовку. вручу только образок, да гребень собственной работы – да в путь.
Видит Ломоносова (в белой рубахе, в штанах). Смает шапку, кланяется и говорит:
- здравствуйте, Михайло Васильевич!
Ломоносов улыбнулся.
- Здравствуй. ты кто будешь?
-Федот Шубный я. Батюшко мой с вами по соседству.
- как же, как же, помню Фому, - ломоносов улыбнулся.
- дозвольте, Михайло Васильевич, передать вам мои подарки.
Вручает. Ломоносов рассматривает и говорит:
-быть тебе мастером великим. А я тебе помогу. Айда в мастерскую. (ведет) Покажу тебе неведомое художество. А ведь ты поди голоден… сейчас прикажу на стол накрывать.
Ведущий. Так произошло знакомство Ломоносова и замечательного русского скульптора Федота Шубина.
Слайд 29.
Библ. 3. «Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, военного дела, хода севером". Имя Ломоносова становится известным. Русская наука в его лице получает европейское признание.
Библ.1. Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в "большие" люди, получил чины и признание, стал крупным ученым. Но, очевидно, положил на это слишком много сил. В последние годы жизни он отдается исследованию все новых и новых явлений.
Библ.2. В борьбе за просвещение и науку на долю Ломоносова выпало немало испытаний. Он подвергался травле со стороны недоброжелателей. Но, не склоняясь перед противниками, гордый человек держался с достоинством и судил людей не по личным качествам, а по заслугам перед Россией в деле просвещения.
Ведущий. Звучит полонез Агинского. Слайд 30.
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звенящие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын, Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Слайд 31.
Библ. 1. За полгода до смерти он писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». "Статский советник и профессор Ломоносов умирал трудно и одиноко,- пишет современный биограф.- Отяжелевший он лежал в притихшем большом доме. В саду наливались соком посаженные им деревья. Весенний ветер стучал в окна. В мозаичной мастерской стояли недоконченные картины.
Библ. 3. И вот 17 апреля 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце Ломоносова". Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре.
Учитель. Тот, кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. Пройдут века, а его имя с почтением
будет произноситься миллионами русских людей и уважаться не в одной России, а везде, куда ни проникнет русская речь, русская грамота. А мы, его потомки, по прошествии трех веков, видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего Отечества.
Учитель. На такой лирической ноте предлагаю закончить нашу лекцию. В начале классного часа вы, я думаю, обратили внимание на выставку книг. На нашу встречу мы пригласили руководителя филиала Районной библиотеки Марию Викторовну Кругляк. Мария Викторовна вам слово….
Ведущий. Ну а теперь, ребята, мне хотелось бы посмотреть, насколько внимательно вы слушали выступающих. На доске кроссворд, давайте попробуем его разгадать.
Вопросы на доске.
8 | ||||||||||||
4 | 5 | |||||||||||
1 | ||||||||||||
2 | 3 | 6 | 7 | |||||||||
- Сколько лет было Л., когда он отправился в Москву?
- В каком заграничном государстве продолжал учиться М.В.?
- Какой императрице Л. посвятил похвальное слово?
- Какую лабораторию основал Ломоносов В Петербурге?
- Кто назвал Л. «отцом русской поэзии»?
- Сколько рублей в год получали студенты академии?
- Какое учебное заведение Основал М.В. Ломоносов?
- Какое производство возродил Ломоносов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Град Симбирск- славный и похвальный..."
Град Симбирск- славный и похвальный.. Классный час, посвящённый 360 летию Ульяновска...
Викторина к классному часу "Град Симбирск славный и похвальный..."
Викторина к классному часу "Град Симбирск славный и похвальный..."...
Классный час "Славные сыны России: Граф Н.Н. Муравьев-Амурский"
Классный час: Славные имена России: Граф Н.Н. Муравьёв-АмурскийЦели:· познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Н.Н. Муравьева-Амурского....
Классный час "Славные сыны России: Виртуальная экскурсия по некрасовским местам"
Классный час: Славные имена России: Виртуальная экскурсия по некрасовским местам. 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова посвящается.Цели:·...
Классный час "Славные сыны России: В.Г. Распутин. 75-летию со дня рождения писателя посвящается"
Материал может быть использован на уроках литературы, классных часах, во внеурочной деятельности....
Классный час "Славная победа русского флота. Синопская битва"
Сценарий часа общения «Славная победа русского флота», посвященного Синопской Битве, разработан на основе использования технологии коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов) и педагогики сотру...
Классный час "Славные сыны Кубани"
Разработка классного часа посвящена 75 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Цели мероприятия: познакомить учащихся с героями кубанской земли, воспитывать гордост...