Рабочая программа по литературе для 9 класса основного общего образования.
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента среднего (полного) общего образования, а также программы по литературе для 5-11 классов ( базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Примерная программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog._9_kl._liter.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора по УР Директор МОБУ СОШ № 4
Мозжерина Л.А. _____ Зиангирова Л.Н._______ Юсупова Л.Ю._________
Протокол № ____ от «___» ______2012 г. «___» __________2012 г. «___» __________ 2012 г.
Рабочая программа
по литературе для 9 класса
Васюткиной Светланы Егоровны
Нефтекамск, 2012год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной.
Структура документа
Рабочая программа по литературе для 9 класса базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; тематический план, основное содержание учебного материала; требования к уровню подготовки выпускников 9 класса;календарно-тематическое планирование; список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также других писателей, изучение творчества которых предусмотрено программой
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
9 класс
ВВЕДЕНИЕ
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы: литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА
Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы: ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Теория литературы: понятие о классицизме. Основные каноны классицизма.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы: сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА.
Василий Андреевич Жуковский. Слово о писателе.
«Светлана». Особенности поэтического языка
Александр Сергеевич Грибоедов. Слово о драматурге.
Пьеса «Горе от ума». Обзор содержания. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.»Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»).
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте.
Роман «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Теория литературы: понятие о реализме.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте.
Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.
Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии.
Теория литературы: понятие о романтизме.
Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе.
Рассказ «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящей бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Поэма «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-приобретатель» - новый герой эпохи.
Теория литературы: развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ.
Из поэзии 19 века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы: обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
Пьеса «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы: комедия как жанр драматургии.
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.
Повесть «Первая любовь». Психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь в жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.
Теория литературы: повесть.
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
Повесть «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Теория литературы: автобиографичность произведений, внутренний монолог.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска». Художественное мастерство писателя. Рассказ «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория литературы: жанровые особенности рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Максим Горький. Слово о писателе.
Рассказ «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.
Теория литературы: развитие понятия о романтизме.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы: художественная условность, фантастика, сатира.
Из русской поэзии 20 века.
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Сатирические стихи, стихи о любви.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая неясность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о Родине, о природе.
«Я убит подо Ржевом…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
Теория литературы: силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы: реализм в художественной литературе.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы: классицизм, сатира.
Г.В.Катулл, К.Г.Флакк. Слово о поэтах. Лирика.
У.Шекспир. Своеобразие лирики.
И.В.Гёте. Творческий путь. Трагедия «Фауст»
Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
1 | Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека | 1 | 1 | |
Из древнерусской литературы. | 4 | |||
2 | Самобытный характер древнерусской литературы | 1 | ||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | ||
4 | Художественные особенности «Слова…» | 1 | ||
5 | Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков | 1 | ||
Из русской литературы 18 века | 10 | |||
6 | Характеристика русской литературы 18 в. Гражданский пафос русского классицизма | 1 | ||
7 | М.В.Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 1 | ||
8 | Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова | 1 | ||
9 | Г.Р.Державин. Новая эра русской поэзии | 1 | ||
10 | Внеклассное чтение. Стихотворения Державина | 1 | ||
11 | Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» | |||
12 | Вн. чт Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии | 1 | ||
13 | Н.М.Карамзин – писатель и историк | 1 | ||
14 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме | 1 | ||
15 | Главные герои повести. Нравственность и безнравственность | 1 | ||
Из русской литературы 19 века | 48 | |||
16 | Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана» | 1 | ||
17 | А.С.Грибоедов: личность и судьба | 1 | ||
18 | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями | 1 | ||
19 | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии | 1 | ||
20 | Чацкий в поединке с обществом. Смысл названия комедии | 1 | ||
21 | Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». | 1 | ||
22 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба | 1 | ||
23 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | 1 | ||
24 | Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии | 1 | ||
25 | Любовная лирика А.С.Пушкина | 1 | ||
26 | «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция романа | 1 | ||
27 | Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа | 1 | ||
28 | Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками | 1 | ||
29 | М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха | 1 | ||
30 | Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики | 1 | ||
31 | Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | ||
32 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе | 1 | ||
33 | Своеобразие сюжета и композиции романа | 1 | ||
34 | Печорин – «портрет поколения» | 1 | ||
35 | Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи | 1 | ||
36 | Цикл «Петербургские повести» | 1 | ||
37 | «Шинель» - центральная повесть цикла | 1 | ||
38 | «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. | 1 | ||
39 | Путешествие как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Чичиков у Манилова. | |||
40 | Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». | |||
41 | Губернский город в поэме «Мертвые души» | |||
42 | Лирические отступления в поэме. Образ автора. | |||
43 | Мертвые и живые души. Поэма в оценке Белинского. | 1 | ||
44 | Жанровое своеобразие «Мертвых душ» | 1 | ||
45 | Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | 1 | ||
46 | Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | 1 | ||
47 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского | 1 | ||
48 | Пьеса «Бедность не порок» | 1 | ||
49 | Основной конфликт комедии | 1 | ||
50 | Любовь в патриархальном мире | 1 | ||
51 | И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Повесть «Первая любовь» | 1 | ||
52 | История любви как основа сюжета повести «Первая любовь» | 1 | ||
53 | Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя | 1 | ||
54 | Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева | 1 | ||
55 | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества | 1 | ||
56 | Повесть «Белые ночи». Место в творчестве | 1 | ||
57 | Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей | 1 | ||
58 | Петербург Достоевского | 1 | ||
59 | Внеклассное чтение. Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания | 1 | ||
60 | Подлинные и мнимые ценности жизни | 1 | ||
61 | Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приемы психологического самоанализа героя | 1 | ||
62 | Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Тоска». | 1 | ||
63 | Особенности рассказа «Анна на шее» Истинные и ложные ценности героев рассказа | 1 | ||
Из русской литературы 20 века | 34 | |||
64 | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века | 1 | ||
65 | И.А.Бунин. Мотивы русской литературы в новелле И.А.Бунина «Темные аллеи» | 1 | ||
66 | М.Горький. Судьба писателя и раннее творчество. | 1 | ||
67 | Рассказ «Макар Чудра». Идеализация гордых и сильных людей | 1 | ||
68 | Художественное своеобразие рассказа | 1 | ||
69 | М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар | 1 | ||
70 | Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания | 1 | ||
71 | Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце» | 1 | ||
72 | Художественные особенности повести «Собачье сердце» | 1 | ||
73 | Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии | 1 | ||
74 | А.А.Блок. Художественное своеобразие поэзии Блока | 1 | ||
75 | Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности | 1 | ||
76 | Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире» | 1 | ||
77 | С.А.Есенин: судьба и творчество | 1 | ||
78 | Тема любви в лирике поэта | 1 | ||
79 | Тема Родины в лирике поэта | 1 | ||
80 | В.В.Маяковский. Поэт-публицист, поэт-новатор | 1 | ||
81 | Сатирические стихи, стихи о любви | 1 | ||
82 | Особенности стиха | 1 | ||
83 | М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы | 1 | ||
84 | Стихотворения о поэзии, о любви | 1 | ||
85 | Особенности поэтики Цветаевой | 1 | ||
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте | 1 | ||
87 | «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого | 1 | ||
88 | А.А.Ахматова. «Я отраженье вашего лица» | 1 | ||
89 | Стихотворения о любви, о поэте и поэзии | 1 | ||
90 | Особенности поэтики стихотворений Ахматовой | 1 | ||
91 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте | 1 | ||
92 | Стихотворения о Родине, о природе | 1 | ||
93 | Военная тема в творчестве Твардовского | 1 | ||
94 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны. | |||
95 | М.А.Шолохов. Слово о писателе | 1 | ||
96 | «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека | 1 | ||
97 | Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика | 1 | ||
Из зарубежной литературы | 5 | |||
98 | Ж.-Б.Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии | 1 | ||
99 | Лирика Г.В.Катулла и К.Г.Флакка | 1 | ||
100 | Своеобразие лирики У.Шекспира. | 1 | ||
101 | Творческий путь И.В.Гёте. Трагедия «Фауст» | 1 | ||
102 | Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.
- М.: ВАКО, 2003.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс.
- М.: ВАКО, 2008.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Тест по комедии «Горе от ума»
- Тест по творчеству А.С.Пушкина
- Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова
- Тест по «Мёртвым душам»
- Тест по поэзии «серебряного века»
№ | Тема урока | Часы | Дата | Вид учебного занятия | Требования к ЗУН | Примечание | |
план | факт | ||||||
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека | 1 | 1 нед | Лекция | Навык конспектирования | ||
Из древнерусской литературы | 2 | ||||||
2 | «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы | 1 | Слово учителя. Беседа | История открытия памятника, проблема авторства | Аудиофрагмен-ты | ||
3 | «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения | 1 | Беседа | Навык выразитель-ного чтения | Наизусть | ||
Русская литература 18 века | 9 | ||||||
4 | Русская литература 18 века. Гражданский пафос русского классицизма | 1 | 2 нед | Лекция | Понятие «классицизм» | ||
5 | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха | 1 | Лекция с элементами беседы | Значение творчества Ломоносова | Портрет | ||
6 | Ода «На день восшествия» - типичное произведение в духе классицизма | 1 | Беседа | Жанр оды | Наизусть | ||
7 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина | 1 | 3 нед | Слово учителя. Беседа | Особенность лирики | Портрет | |
8 | «Властителям и судиям». Тема несправедливости «сильных мира сего». | 1 | Беседа | Навык выразительного чтения | |||
9 | Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» | Слово учителя. Беседа | Навык конспекти-рования, анализа | ||||
10 | Внеклассное чтение. Д.И. Фонви-зин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | 1 | 4 нед | Слово учителя. Беседа | Черты классицизма | Портрет | |
11 | Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. | 1 | Лекция | Навык конспектирования Сентиментализм | Портрет | ||
12 | Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза» | 1 | Беседа | Навык анализа и пересказа. | |||
Русская литература 19 века | 56 | ||||||
13 | Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана» | 5 нед | Слово учителя. Беседа | Навык анализа | |||
14 | А.С. Грибоедов: личность и судьба | 1 | Лекция | Хронологическая таблица | Портрет | ||
15 | Загадка «Горе от ума». Особеннос-ти драматического произведения. | 1 | Беседа | Навык анализа | |||
16 | Утро в доме Фамусова. Чацкий – Софья – Молчалин | 1 | 6 нед | Беседа | Навык анализа | ||
17 | Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев. | 1 | Беседа | Умение характери-зовать лит. героя | Наизусть | ||
18 | «Век нынешний» и «век минув-ший» в комедии. Смысл названия произведения. | 1 | Семинар | Умение характери-зовать лит. героя | |||
19 | Развитие речи. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 7 нед | Развитие речи | Умение создавать письменное выска-зывание | ||
20 | А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Одухотворенность, чистота, чувство любви в лирике А.С. Пушкина. | 1 | Лекция | Навык конспектирования | Портрет Наизусть | ||
21 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. | 1 | Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
22 | Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики. | 1 | 8 нед | Лекция, беседа | Навык анализа лирического произведения | ||
23 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Образ природы в лирике | 1 | Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
24 | Мое любимое стихотворение А.С, Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. | 1 | Практикум | Навык анализа лирического произведения | |||
25 | Поэма «Цыганы». Мир европей-ский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. | 1 | 9 нед | Беседа | Индивидуалистичес кий характер Алеко. | ||
26 | «Пиковая дама». Осуждение бездуховности существования в повести. | 1 | Беседа | Навык художественного пересказа и анализа | Кинофрагмент | ||
27 | «Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция романа | 1 | Слово учителя. Беседа | Авторский замысел | Наизусть | ||
28 | Система образов романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. | 1 | 10 нед | Беседа | Навык анализа | ||
29 | Письмо Татьяны как выражение ее чувств. Глубина, значительность личности. | 1 | Беседа | Навык выразительного чтения | |||
30 | Трагическое столкновение Онегина и Ленского. Прощание Онегина с юностью. | 1 | Беседа | Умение характеризовать лит. героя | |||
31 | Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблемы счастья в романе | 1 | 11 нед | Беседа | Умение создавать устное высказывание, обобщать | ||
32 | М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. | 1 | Лекция | Навык конспектирования | Портрет Наизусть | ||
33 | Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
34 | Образ России в лирике Лермонто-ва. Анализ стихотворения «Ро-дина» | 1 | 12 нед | Беседа | Навык анализа лирического произведения | ||
35 | Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
36 | Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Дума» | 1 | Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
37 | Замысел, смысл названия, проблематика романа «Герой нашего времени» | 1 | 13 нед | Слово учителя. Беседа | Композиция | ||
38 | Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч» | 1 | Беседа | Умение характеризовать лит. героя | |||
39 | Повесть «Княжна Мери». Образная система. Анализ сцены дуэли. | 1 | Беседа | Умение создавать устное высказывание | |||
40 | Повесть «Фаталист». Дружба и любовь в жизни Печорина. | 1 | 14 нед | Беседа | Умение создавать устное высказывание | ||
41 | «Так что же за человек этот Печорин?» Печорин как портрет своего времени. | 1 | Беседа | Навык анализа | |||
42 | Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 | Развитие речи | Умение создавать письменное высказывание | |||
43 | Н.В. Гоголь: страницы жизни. | 1 | 15 нед | Лекция | Навык конспектирования | Портрет | |
44 | Цикл «Петербургские повести». Тема маленького человека в повести «Шинель» | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык анализа | |||
45 | «Шинель». Незлобивость мелкого чиновника, противостоящего бездушию общества. | 1 | Беседа | Навык анализа и пересказа | Кинофрагмен-ты | ||
46 | «Мертвые души» - поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление. | 1 | 16 нед | Слово учителя. Беседа | Прозаический жанр поэмы | ||
47 | Путешествие как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Чичиков у Манилова. | 1 | Беседа | Умение создавать устное высказывание, обобщать | |||
48 | Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». | 1 | Беседа | Умение создавать устное высказывание, обобщать | Кинофрагмен-ты | ||
49 | Губернский город в поэме «Мертвые души» | 1 | 17 нед | Беседа | Навык анализа и пересказа | ||
50 | Лирические отступления в поэме. Образ автора. | 1 | Беседа | Навык анализа | |||
51 | Мертвые и живые души. Поэма в оценке Белинского. | 1 | Слово учителя. Беседа | Умение создавать устное высказывание, обобщать | |||
52 | Итоговый урок по поэме «Мертвые души». Образ Чичикова. Мотив дороги. | 1 | 18 нед | Семинар | Умение создавать устное высказывание, обобщать | Тест | |
53 | Развитие речи. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» | 1 | Развитие речи | Умение создавать письменное высказывание | |||
54 | Эмоциональное богатство русской поэзии. Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык выразительного чтения | Портреты | ||
55 | А.Н. Островский – слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок» | 1 | 19 нед | Слово учителя. Беседа | Род драмы | Портрет | |
56 | Основной конфликт комедии. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Беседа | Конфликт, элементы композиции | |||
57 | Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе | 1 | Беседа | Умение создавать устное высказывание | |||
58 | Эмоциональное богатство русской поэзии. Творчество Н.А. Некрасова | 1 | 20 нед | Слово учителя. Беседа | Навык анализа лирического произведения | Портрет Наизусть | |
59 | И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». История любви как основа сюжета повести | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык конспектирования и анализа | Портрет | ||
60 | Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи» | 1 | Лекция | Понятие «Петербург Достоевского» | Портрет | ||
61 | «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского. | 1 | 21 нед | Беседа | Умение создавать устное высказывание | Кинофрагмен-ты | |
62 | Тема одиночества человека в странном мире ночей. Роль истории Настеньки в повести. | 1 | Беседа | Навык анализа | |||
63 | Личность Л.Н. Толстого. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык конспектирования | Портрет | ||
64 | «Юность». Подлинные и мнимые ценности жизни. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками. | 1 | 22 нед | Беседа | Навык анализа и пересказа | ||
65 | Глава «Я проваливаюсь». Приемы психологического самоанализа. Внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. | 1 | Беседа | Навык анализа и пересказа | |||
66 | А.П. Чехов. Художественное мас- терство Чехова-рассказчика. «Тос- ка» | 1 | Лекция | Малая форма прозы | Портрет | ||
67 | «Маленькая трилогия». Анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | 1 | 23 нед | Беседа | Навык анализа и пересказа | ||
68 | Идейно-художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Анна на шее». Истинные и ложные ценности героев рассказа. | 1 | Беседа | Умение создавать устное высказывание, обобщать | |||
Русская литература 20 века | 26 | ||||||
69 | Русская литература 20 века: много-образие жанров и направлений | 1 | Лекция | Навык конспектирования | |||
70 | И.А. Бунин. Идейно-художествен-ные особенности цикла «Темные аллеи» | 1 | 24 нед | Беседа | Навык анализа | Портрет | |
71 | «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. | 1 | Беседа | Навык анализа и пересказа | |||
72 | Максим Горький. Романтизм. Стол кновение любви и свободы в расска зе «Макар Чудра» | 1 | Лекция Беседа | Навык выразитель ного чтения. Черты романтизма | Портрет | ||
73 | «Серебряный век» русской поэзии | 1 | 25 нед | Лекция | Навык конспектирования | ||
74 | А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык выразительного чтения. Анализ | Портрет Наизусть | ||
75 | Анализ стихотворения А. Блока «Россия» | 1 | Беседа | Навык выразительного чтения | |||
76 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Своеобразие лирики. | 1 | 26 нед | Слово учителя. Беседа | Навык выразительного чтения. Анализ | Док. фильм. Портрет Наизусть | |
77 | Тема России – главная в есенинской поэзии. | 1 | Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
78 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык выразительного чтения. Анализ | Портрет | ||
79 | М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы | 1 | 27 нед | Слово учителя. Беседа | Навык выразительного чтения. Анализ | Портрет Наизусть | |
80 | Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
81 | Развитие речи. «Племя двадцатых». Конкурс чтецов. | 1 | Развитие речи | Навык выразительного чтения | |||
82 | М.А. Булгаков. Сатирический дар писателя. «Собачье сердце» | 1 | 28 нед | Слово учителя. Беседа | Сатира | Портрет | |
83 | Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце» | 1 | Беседа | Навык анализа и пересказа | Кинофрагмен-ты | ||
84 | Художественные особенности повести «Собачье сердце» | 1 | Беседа | Умение характеризовать лит. героя | |||
85 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике поэта | 1 | 29 нед | Слово учителя. Беседа | Навык выразительного чтения. Анализ | Портрет | |
86 | «Я отраженье вашего лица». А. Ахматова. | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык выразительного чтения. Анализ | Портрет Наизусть | ||
87 | Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. | 1 | Беседа | Навык анализа лирического произведения | |||
88 | М.А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. | 1 | 30 нед | Слово учителя. Беседа | Умение создавать устное высказывание | Портрет | |
89 | Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведе-нии. | 1 | Беседа | Навык анализа и пересказа | Кинофрагмен-ты | ||
90 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине. | 1 | Слово учителя. Беседа | Умение создавать устное высказывание, обобщать | Портрет | ||
91 | «Я знаю никакой моей вины…» Военная тема в творчестве А.Т. Твардовского. | 1 | 31 нед | Беседа | Навык анализа лирического произведения | Наизусть | |
92 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны. | 1 | Слово учителя. Беседа | Умение создавать устное высказывание, обобщать | Портрет | ||
93 | Развитие речи. Романсы и песни на слова русских писателей 19 – 20 века | 1 | Развитие речи. Беседа | Романс. Навык анализа | |||
Из зарубежной литературы | 4 | ||||||
94 | Внеклассное чтение. Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве». Пьеса эпохи классицизма. | 1 | 32 нед | Слово учителя. Беседа | Черты классицизма | Кинофрагмен-ты Портрет | |
95 | Лирика Г.В.Катулла и К.Г.Флакка | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык анализа, конспектирования | |||
96 | Своеобразие лирики У.Шекспира. | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык анализа | Портрет | ||
97 | Творческий путь И.В.Гёте. Трагедия «Фауст» | 33 нед | Слово учителя. Беседа | Навык анализа | |||
98 | Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произве- дения. | 1 | Слово учителя. Беседа | Навык анализа и пересказа | |||
99 | Ещё раз о поэзии и о поэтах | 1 | Беседа | Систематизация ЗУН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)
Настоящая Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Россий...
Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)
Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 · Программа разработана на основе Федерального компонента госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного ст...
Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)
Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...
Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы
Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа для 5...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...