Рабочая программа по литературе для 9 класса основного общего образования.
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента среднего (полного) общего образования, а также программы по литературе для 5-11 классов ( базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Примерная программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prog._9_kl._liter.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                                                        средняя общеобразовательная школа № 4

                                       городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

   Рассмотрено                                        Согласовано                                           Утверждаю

на заседании МО                            Зам. директора по УР                         Директор МОБУ СОШ № 4

Мозжерина Л.А. _____                  Зиангирова Л.Н._______                     Юсупова Л.Ю._________

Протокол № ____                           от «___» ______2012 г.                        «___» __________2012 г.                   «___» __________ 2012 г.

               

                                                     Рабочая программа

                                  по литературе для 9 класса

                            Васюткиной Светланы Егоровны

Нефтекамск, 2012год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

    Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной.

Структура документа

    Рабочая программа по литературе для 9 класса базового уровня представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; тематический план, основное содержание учебного материала; требования к уровню подготовки выпускников 9 класса;календарно-тематическое планирование; список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также других писателей, изучение творчества которых предусмотрено программой
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

                                                                               9 класс

ВВЕДЕНИЕ

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы: литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы: ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Теория литературы: понятие о классицизме. Основные каноны классицизма.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы: сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА.

Василий Андреевич Жуковский. Слово о писателе.

«Светлана». Особенности поэтического языка

Александр Сергеевич Грибоедов. Слово о драматурге.

Пьеса «Горе от ума». Обзор содержания. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.»Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»).

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте.

Роман «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев.

Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Теория литературы: понятие о реализме.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте.

Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии.

Теория литературы: понятие о романтизме.

Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе.

Рассказ «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящей бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Поэма «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-приобретатель» - новый герой эпохи.

Теория литературы: развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ.

Из поэзии 19 века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы: обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

Пьеса «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы: комедия как жанр драматургии.

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.

Повесть «Первая любовь». Психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь в жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.

Теория литературы: повесть.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

Повесть «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Теория литературы: автобиографичность произведений, внутренний монолог.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска». Художественное мастерство писателя. Рассказ «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Теория литературы: жанровые особенности рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Максим Горький. Слово о писателе.

Рассказ «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.

Теория литературы: развитие понятия о романтизме.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы: художественная условность, фантастика, сатира.

Из русской поэзии 20 века. 

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уже вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Сатирические стихи, стихи о любви.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая неясность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о Родине, о природе.

«Я убит подо Ржевом…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

Теория литературы: силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

 Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы: реализм в художественной литературе. 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы: классицизм, сатира.

Г.В.Катулл, К.Г.Флакк. Слово о поэтах. Лирика.

У.Шекспир. Своеобразие лирики. 

И.В.Гёте. Творческий путь. Трагедия «Фауст»

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

Практика

1

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека

1

1

Из древнерусской литературы.

4

2

Самобытный характер древнерусской литературы

1

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

4

Художественные особенности «Слова…»

1

5

Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков

1

Из русской литературы 18 века

10

6

Характеристика русской литературы 18 в. Гражданский пафос русского классицизма

1

7

М.В.Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

8

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова

1

9

Г.Р.Державин. Новая эра русской поэзии

1

10

Внеклассное чтение. Стихотворения Державина

1

11

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»

12

Вн. чт Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

1

13

Н.М.Карамзин – писатель и историк

1

14

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме

1

15

Главные герои повести. Нравственность и безнравственность

1

Из русской литературы 19 века

48

16

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана»

1

17

А.С.Грибоедов: личность и судьба

1

18

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями

1

19

«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии

1

20

Чацкий в поединке с обществом. Смысл названия комедии

1

21

Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

1

22

А.С.Пушкин: жизнь и судьба

1

23

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

24

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии

1

25

Любовная лирика А.С.Пушкина

1

26

«Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция романа

1

27

Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа

1

28

Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками

1

29

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха

1

30

Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы  лермонтовской лирики

1

31

Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова

1

32

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

1

33

Своеобразие сюжета и композиции романа

1

34

Печорин – «портрет поколения»

1

35

Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи

1

36

Цикл «Петербургские повести»

1

37

«Шинель» - центральная повесть цикла

1

38

«Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

1

39

Путешествие как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Чичиков у Манилова.

40

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

41

Губернский город в поэме «Мертвые души»

42

Лирические отступления в поэме. Образ автора.

43

Мертвые и живые души. Поэма в оценке Белинского.

1

44

Жанровое своеобразие «Мертвых душ»

1

45

Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

1

46

Внеклассное чтение. Беседа о стихах Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

1

47

А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского

1

48

Пьеса «Бедность не порок»

1

49

Основной конфликт комедии

1

50

Любовь в патриархальном мире

1

51

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Повесть «Первая любовь»

1

52

История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»

1

53

Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя

1

54

Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева

1

55

Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества

1

56

Повесть «Белые ночи». Место в творчестве

1

57

Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей

1

58

Петербург Достоевского

1

59

Внеклассное чтение. Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания

1

60

Подлинные и мнимые ценности жизни

1

61

Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приемы психологического самоанализа героя

1

62

Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Тоска».

1

63

Особенности рассказа «Анна на шее» Истинные и ложные ценности героев рассказа

1

Из русской литературы 20 века

34

64

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века

1

65

И.А.Бунин. Мотивы русской литературы в новелле И.А.Бунина «Темные аллеи»

1

66

М.Горький. Судьба писателя и раннее творчество.

1

67

Рассказ «Макар Чудра». Идеализация гордых и сильных людей

1

68

Художественное своеобразие рассказа

1

69

М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар

1

70

Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания

1

71

Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце»

1

72

Художественные особенности повести «Собачье сердце»

1

73

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии

1

74

А.А.Блок. Художественное своеобразие поэзии Блока

1

75

Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности

1

76

Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире»

1

77

С.А.Есенин: судьба и творчество

1

78

Тема любви в лирике поэта

1

79

Тема Родины в лирике поэта

1

80

В.В.Маяковский. Поэт-публицист, поэт-новатор

1

81

Сатирические стихи, стихи о любви

1

82

Особенности стиха

1

83

М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы

1

84

Стихотворения о поэзии, о любви

1

85

Особенности поэтики Цветаевой

1

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте

1

87

«Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого

1

88

А.А.Ахматова. «Я отраженье вашего лица»

1

89

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии

1

90

Особенности поэтики стихотворений Ахматовой

1

91

А.Т.Твардовский. Слово о поэте

1

92

Стихотворения о Родине, о природе

1

93

Военная тема в творчестве Твардовского

1

94

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.

95

М.А.Шолохов. Слово о писателе

1

96

«Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека

1

97

Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика

1

Из зарубежной литературы

5

98

Ж.-Б.Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии

1

99

Лирика Г.В.Катулла и К.Г.Флакка

1

100

Своеобразие лирики У.Шекспира.

1

101

Творческий путь И.В.Гёте. Трагедия «Фауст»

1

102

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произведения.

1

 

                                                            ЛИТЕРАТУРА        

  • Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  • Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.

            - М.: ВАКО, 2003.

  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс.

- М.: ВАКО, 2008.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Тест по комедии «Горе от ума»
  • Тест по творчеству А.С.Пушкина
  • Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова
  • Тест по «Мёртвым душам»
  • Тест по поэзии «серебряного века»

       

                                     

Тема урока

Часы

Дата

Вид учебного занятия

Требования к ЗУН

Примечание

план

факт

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

1

1 нед

Лекция

Навык конспектирования

Из древнерусской литературы

2

2

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

1

Слово учителя.

Беседа

История открытия памятника, проблема авторства

Аудиофрагмен-ты

3

«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения

1

Беседа

Навык выразитель-ного чтения

Наизусть

Русская литература 18 века

9

4

Русская литература 18 века. Гражданский пафос русского классицизма

1

2 нед

Лекция

Понятие «классицизм»

5

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха

1

Лекция с элементами беседы

Значение творчества Ломоносова

Портрет

6

Ода «На день восшествия» - типичное произведение в духе классицизма

1

Беседа

Жанр оды

Наизусть

7

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина

1

3 нед

Слово учителя.

Беседа

Особенность лирики

Портрет

8

«Властителям и судиям». Тема несправедливости «сильных мира сего».

1

Беседа

Навык выразительного чтения

9

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Слово учителя.

Беседа

 Навык конспекти-рования, анализа

10

Внеклассное чтение. Д.И. Фонви-зин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

1

4 нед

Слово учителя.

Беседа

Черты классицизма

Портрет

11

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме.

1

Лекция

Навык конспектирования Сентиментализм

Портрет

12

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»

1

Беседа

Навык анализа и пересказа.

Русская литература 19 века

56

13

Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана»

5 нед

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа

14

А.С. Грибоедов: личность и судьба

1

Лекция

Хронологическая таблица

Портрет

15

Загадка «Горе от ума». Особеннос-ти драматического произведения.

1

Беседа

Навык анализа

16

Утро в доме Фамусова. Чацкий – Софья – Молчалин

1

6 нед

Беседа

Навык анализа

17

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев.

1

Беседа

Умение характери-зовать лит. героя

Наизусть

18

«Век нынешний» и «век минув-ший» в комедии. Смысл названия произведения.

1

Семинар

Умение характери-зовать лит. героя

19

Развитие речи.  Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

7 нед

Развитие речи

Умение создавать письменное выска-зывание

20

А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Одухотворенность, чистота, чувство любви в лирике А.С. Пушкина.

1

Лекция

Навык конспектирования

Портрет Наизусть

21

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

1

Беседа

Навык анализа лирического произведения

22

Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики.

1

8 нед

Лекция, беседа

Навык анализа лирического произведения

23

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Образ природы в лирике

1

Беседа

Навык анализа лирического произведения

24

Мое любимое стихотворение А.С, Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.

1

Практикум

Навык анализа лирического произведения

25

Поэма «Цыганы». Мир европей-ский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии.

1

9 нед

Беседа

Индивидуалистичес

кий характер Алеко.

26

«Пиковая дама». Осуждение бездуховности существования в повести.

1

Беседа

Навык художественного пересказа и анализа

Кинофрагмент

27

«Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция романа

1

Слово учителя.

Беседа

Авторский замысел

Наизусть

28

Система образов романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

1

10 нед

Беседа

Навык анализа

29

Письмо Татьяны как выражение ее чувств. Глубина, значительность личности.

1

Беседа

Навык выразительного чтения

30

Трагическое столкновение Онегина и Ленского.  Прощание Онегина с юностью.

1

Беседа

Умение характеризовать лит. героя

31

Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблемы счастья в романе

1

11 нед

Беседа

Умение создавать устное высказывание, обобщать

32

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.  

1

Лекция

Навык конспектирования

Портрет Наизусть

33

Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

1

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа лирического произведения

34

Образ России в лирике Лермонто-ва. Анализ стихотворения «Ро-дина»

1

12 нед

Беседа

Навык анализа лирического произведения

35

Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Беседа

Навык анализа лирического произведения

36

Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Дума»

1

Беседа

Навык анализа лирического произведения

37

Замысел, смысл названия, проблематика романа «Герой нашего времени»

1

13 нед

Слово учителя.

Беседа

Композиция

38

Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч»

1

Беседа

Умение характеризовать лит. героя

39

Повесть «Княжна Мери». Образная система. Анализ сцены дуэли.

1

Беседа

Умение создавать устное высказывание

40

Повесть «Фаталист». Дружба и любовь в жизни Печорина.

1

14 нед

Беседа

Умение создавать устное высказывание

41

«Так что же за человек этот Печорин?» Печорин как портрет своего времени.

1

Беседа

Навык анализа

42

Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Развитие речи

Умение создавать письменное высказывание

43

Н.В. Гоголь: страницы жизни.

1

15 нед

Лекция

Навык конспектирования

Портрет

44

Цикл «Петербургские повести». Тема маленького человека в повести «Шинель»

1

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа

45

«Шинель». Незлобивость мелкого чиновника, противостоящего бездушию общества.

1

Беседа

Навык анализа и пересказа

Кинофрагмен-ты

46

«Мертвые души» - поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление.

1

16 нед

Слово учителя.

Беседа

Прозаический жанр поэмы

47

Путешествие как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Чичиков у Манилова.

1

Беседа

Умение создавать устное высказывание, обобщать

48

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

1

Беседа

Умение создавать устное высказывание, обобщать

Кинофрагмен-ты

49

Губернский город в поэме «Мертвые души»

1

17 нед

Беседа

Навык анализа и пересказа

50

Лирические отступления в поэме. Образ автора.

1

Беседа

Навык анализа

51

Мертвые и живые души. Поэма в оценке Белинского.

1

Слово учителя.

Беседа

Умение создавать устное высказывание, обобщать

52

Итоговый урок по поэме «Мертвые души». Образ Чичикова. Мотив дороги.

1

18 нед

Семинар

Умение создавать устное высказывание, обобщать

Тест

53

Развитие речи. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

1

Развитие речи

Умение создавать письменное высказывание

54

Эмоциональное богатство русской поэзии. Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

1

Слово учителя.

Беседа

Навык выразительного чтения

Портреты

55

А.Н. Островский – слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок»

1

19 нед

Слово учителя.

Беседа

Род драмы

Портрет

56

Основной конфликт комедии. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Беседа

Конфликт, элементы композиции

57

Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе

1

Беседа

Умение создавать устное высказывание

58

Эмоциональное богатство русской поэзии. Творчество Н.А. Некрасова

1

20 нед

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа лирического произведения

Портрет Наизусть

59

И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». История любви как основа сюжета повести

1

Слово учителя.

Беседа

Навык конспектирования и анализа

Портрет

60

Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи»

1

Лекция

Понятие «Петербург Достоевского»

Портрет

61

«Белые ночи». Тип петербургского мечтателя.  Петербург Достоевского.

1

21 нед

Беседа

Умение создавать устное высказывание

Кинофрагмен-ты

62

Тема одиночества человека в странном мире ночей. Роль истории Настеньки в повести.

1

Беседа

Навык анализа

63

Личность Л.Н. Толстого. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение.

1

Слово учителя.

Беседа

Навык конспектирования

Портрет

64

«Юность». Подлинные и мнимые ценности жизни. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками.

1

22 нед

Беседа

Навык анализа и пересказа

65

Глава «Я проваливаюсь».  Приемы психологического самоанализа.  Внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

1

Беседа

Навык анализа и пересказа

66

А.П. Чехов. Художественное мас- терство Чехова-рассказчика. «Тос- ка»

1

Лекция

Малая форма прозы

Портрет

67

«Маленькая трилогия». Анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

1

23 нед

Беседа

Навык анализа и пересказа

68

Идейно-художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Анна на шее».  Истинные и ложные ценности героев рассказа.

1

Беседа

Умение создавать устное высказывание, обобщать

Русская литература 20 века

26

69

Русская литература 20 века: много-образие жанров и направлений

1

Лекция

Навык конспектирования

70

И.А. Бунин. Идейно-художествен-ные особенности цикла «Темные аллеи»

1

24 нед

Беседа

Навык анализа

Портрет

71

«Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.

1

Беседа

Навык анализа и пересказа

72

Максим Горький. Романтизм. Стол кновение любви и свободы в расска зе «Макар Чудра»

1

Лекция

Беседа

Навык выразитель ного чтения. Черты романтизма

Портрет

73

«Серебряный век» русской поэзии

1

25 нед

Лекция

Навык конспектирования

74

А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

1

Слово учителя.

Беседа

Навык выразительного чтения. Анализ

Портрет Наизусть

75

Анализ стихотворения А. Блока «Россия»

1

Беседа

Навык выразительного чтения

76

С.А. Есенин. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

1

26 нед

Слово учителя.

Беседа

Навык выразительного чтения. Анализ

Док. фильм. Портрет Наизусть

77

Тема России – главная в есенинской поэзии.

1

Беседа

Навык анализа лирического произведения

78

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.  

1

Слово учителя.

Беседа

Навык выразительного чтения. Анализ

Портрет

79

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы

1

27 нед

Слово учителя.

Беседа

Навык выразительного чтения. Анализ

Портрет Наизусть

80

Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

Беседа

Навык анализа лирического произведения

81

Развитие речи. «Племя двадцатых». Конкурс чтецов.

1

Развитие речи

Навык выразительного чтения

82

М.А. Булгаков. Сатирический дар писателя. «Собачье сердце»

1

28 нед

Слово учителя.

Беседа

Сатира

Портрет

83

Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце»

1

Беседа

Навык анализа и пересказа

Кинофрагмен-ты

84

Художественные особенности повести «Собачье сердце»

1

Беседа

Умение характеризовать лит. героя

85

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике поэта

1

29 нед

Слово учителя.

Беседа

Навык выразительного чтения. Анализ

Портрет

86

«Я отраженье вашего лица». А. Ахматова.

1

Слово учителя.

Беседа

Навык выразительного чтения. Анализ

Портрет Наизусть

87

Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

1

Беседа

Навык анализа лирического произведения

88

М.А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.

1

30 нед

Слово учителя.

Беседа

Умение создавать устное высказывание

Портрет

89

Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведе-нии.

1

Беседа

Навык анализа и пересказа

Кинофрагмен-ты

90

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине.

1

Слово учителя.

Беседа

Умение создавать устное высказывание, обобщать

Портрет

91

«Я знаю никакой моей вины…» Военная тема в творчестве А.Т. Твардовского.

1

31 нед

Беседа

Навык анализа лирического произведения

Наизусть

92

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Трагизм жизни и судьбы Матрёны.

1

Слово учителя.

Беседа

Умение создавать устное высказывание, обобщать

Портрет

93

Развитие речи. Романсы и песни на слова русских писателей

19 – 20  века

1

Развитие речи. Беседа

Романс. Навык анализа

Из зарубежной литературы

4

94

Внеклассное чтение. Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве». Пьеса эпохи классицизма.

1

32 нед

Слово учителя.

Беседа

Черты классицизма

Кинофрагмен-ты  Портрет

95

Лирика Г.В.Катулла и К.Г.Флакка

1

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа, конспектирования

96

Своеобразие лирики У.Шекспира.

1

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа

Портрет

97

Творческий путь И.В.Гёте. Трагедия «Фауст»

33 нед

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа

98

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности произве- дения.

1

Слово учителя.

Беседа

Навык анализа и пересказа

99

Ещё раз о поэзии и о поэтах

1

Беседа

Систематизация ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

Настоящая Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Россий...

Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)

Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа   для 5...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...