Средства контроля знаний по русской литературе XIX века (10 класс)
учебно-методическое пособие по литературе (10 класс) по теме

Дорина Елена Павловна

Данное пособие предназначено для проверки знаний обучающихся по основным темам программы, помогает повторить и закрепить материал, формирует навык выполнения самостоятельной работы. Тесты позволяют в короткий срок проверить знания по одной теме или по всему разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_posobie.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение СПО

«Белгородский машиностроительный техникум»

Средства контроля знаний на уроках литературы

Тестовые вопросы по русской литературе II половины XIX века

Преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Дорина Елена Павловна

2013

Содержание

1. Вопросы для тестирования по творчеству А.С. Пушкина                         с. 3

2. Вопросы для тестирования по пьесе А.Н. Островского «Гроза»                с. 5

2. Вопросы для тестирования по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»        с. 7

3. Вопросы для тестирования по творчеству Н.А. Некрасова                        с. 9

4. Вопросы для тестирования по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева                с. 10

5. Вопросы для тестирования по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина                с. 11

6. Вопросы для тестирования по роману Ф.М. Достоевского «Преступление

и наказание»                                                                                с. 13

7. Вопросы для тестирования по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»                с. 17

8. Вопросы для тестирования по творчеству А.П. Чехова                                с. 19

9. Эталоны ответов на вопросы тестирования                                                с. 21

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: А.С. Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин»  

1. Назовите жанр «Евгения Онегина»:

1) роман в стихах                                3) поэма в стихах

2) роман                                        4) роман-эпопея

2. Каким стихотворным размером написан «Евгений Онегин» А.С. Пушкина?

1) анапестом                                3) хореем

2) четырехстопным ямбом                4) дактилем

3. Какое количество строк (стихов) включает в себя «онегинская строфа»?

1) 14 строк                                        3) 12 строк

2) 8 строк                                        4) 24 строки

4. Какое из своих произведений в посвящении А.С. Пушкин назвал «собранье пестрых глав»?

1) «Евгений Онегин»                 3) «Повести Белкина»

2) «Руслан и Людмила»         4) «Полтава»

5. Что автор «Руслана и Людмилы» назвал «Небрежный плод моих забав,

Бессониц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет»?

  1. «Медный всадник»                3) «Дубровский»
  2. «Евгений Онегин»                4) «Капитанская дочка»

6. С чего начинается первая глава «Евгения Онегина»?

1) с прямой речи                                        3) с описания Петербурга

2) с портретной характеристики героя        4) с диалога

7. Кто из героев «Евгения Онегина» назван автором «добрый мой приятель»?

1) Онегин                                3) Дмитрий Ларин                        

2) Зарецкий                        4) Ленский

8. Экономические сочинения какого западного автора охотно читал Онегин?

1) Адама Смита                        3) Генри Форда

2) Карла Маркса                        4) Роберта Оуэна

9. Назовите недуг, охвативший душу Онегина:

1) грипп                                3) холера

2) насморк                                4) хандра

10. О каком из героев в романе сказано, что он привез «из Германии туманной» «учености плоды» и «кудри черные до плеч»?

        1) Онегин                                3) Ленский

        2) Зарецкий                        4) Дядя Онегина

11. О ком сказано, что       «Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой»?

  1. Зарецкий и Ларин                3) Онегин и Ленский
  2. Татьяна и Ольга                        4) Родители Лариных

12. Представителем какого направления в литературе мог назвать себя поэт Владимир Ленский?

1) романтизм                2) классицизм        3) сентиментализм                4) реализм

13. К какому жанру принадлежит объяснение в любви Татьяны к Онегину?

        1) эпистола             2) послание             3)  письмо                          4) посвящение

14. Какая сцена, какое событие отсутствует в сюжете романа «Евгений Онегин»?

1) венчание                2) дуэль                3) карточная игра                4) гадание

15. С каким литературным героем сравнивает А.С. Пушкин Онегина, отмечая, что он попал «с корабля на бал»?

1) Чацкий                2) Фамусов                3) Недоросль                        4) Хлестаков

16. Чему покорны все возрасты, судя по тексту «Евгения Онегина»?

1) любви                2) смерти                3) хандре                4) судьбе

17. О ком сказал А.С. Пушкин в конце романа в стихах: «Иных уж нет, а те далече»                        

1) о приятеле                2) о Ленском                3) друзья                4) об Онегине        

18. С какой целью повезла мать Татьяну Ларину из деревенской глуши в Москву?

1) на ярмарку невест                        3) посетить модные театры

2) представить дочь императору        4) погостить у богатых родственников

19. Какое признание делает Татьяна Онегину в последней, восьмой главе романа в стихах?

1) признается, что любит Онегина        

2) говорит, что любит своего мужа

3) признается, что полюбила светскую жизнь

4) говорит, что разлюбила Онегина

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: А.Н. Островский «Гроза»

1. Кто сказал об А.Н. Островском: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее»?

  1. Н.А. Добролюбов
  2. В.Г. Белинский
  3. А.И. Герцен
  4. Д.И. Писарев

2. Кто из персонажей драмы «Гроза» сказал: «Не по своей воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы»?

  1. Тихон
  2. Кудряш
  3. Борис
  4. Дикой

3. Как называется статья Н.А. Добролюбова, посвященная драме «Гроза»?

  1. «Что такое обломовщина?»
  2. «Темное царство»
  3. «Луч света в темном царстве»
  4. «Когда же придет настоящий день?»

4. Кто из персонажей драмы «Гроза» говорил: «Много у меня в год-то народу перебывает; вы поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»?

  1. Кулигин
  2. Кудряш
  3. Купец Дикой
  4. Кабаниха

5. Кто из персонажей драмы «Гроза» заявлял матери, что «не хочет своей волей жить»?

  1. Борис, племянник Дикого
  2. Тихон
  3. Кулигин
  4. Конторщик Кудряш

6. Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин, герой драмы  А.Н. Островского «Гроза»?

  1. телеграф
  2. печатный станок
  3. микроскоп
  4. громоотвод

7. Кто из героев драмы  А.Н. Островского «Гроза» в финале позавидовал мертвой Катерине, считая собственную предстоящую жизнь мукой?

  1. Кулигин
  2. Варвара
  3. Тихон
  4. Борис

8. Чьи это слова в драме «Гроза»: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день за Волгу гляжу и все наглядеться не могу»?

  1. Кулигина
  2. Бориса
  3. Дикого
  4. Кудряша

9. Кто о ком сказал в драме «Гроза»: «Пронзительный мужик»?

  1. Тихон о Кудряше
  2. Кудряш о Диком
  3. Кулигин о Диком
  4. Дикой о Кудряше

10. Кто из героев драмы «Гроза» автором характеризуется как «молодой человек, порядочно образованный»?

  1. Борис
  2. Тихон
  3. Кудряш
  4. Кулигин

11. Как  характеризует нравы города Калинова Кулигин в разговоре с Борисом?

  1. как непросвещенные
  2. как дикие
  3. как жестокие
  4. как свободные

12. В чем вы видите трагизм образа Катерины?

  1. в ее безысходном положении в доме Кабанихи
  2. в слабости Бориса, который не может ей помочь
  3. в том, что в ее душе не могут ужиться сознание свободы и греха, то есть в том, что Катерина внутренне несвободна
  4. в том, что ее рано выдали замуж

13. Определите кульминацию драмы «Гроза»:

  1. решение Катерины взять ключ
  2. публичное покаяние Катерины
  3. финальный монолог Катерины и ее решение броситься в Волгу
  4. свидание с Борисом

14. Какую роль в пьесе «Гроза» играет образ грозы?

  1. гроза воспринимается как символ божьего возмездия за грехи
  2. просто природное явление
  3. начало новой жизни
  4. гроза провоцирует Катерину на исповедь

15. Кто из персонажей драмы «Гроза» говорил: «А, по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?

  1. Кабаниха                        3) Варвара
  2. Катерина                        4) Феклуша

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

1. Кому из русских критиков посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

  1. В.Г. Белинскому
  2. Н.А. Добролюбову
  3. Д.И. Писареву
  4. Н.Н. Страхову

2. Чей это портрет: «…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах. Мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда сам, звание кандидата»?

  1. Павла Петровича Кирсанова
  2. Николая Петровича Кирсанова
  3. Евгения Базарова
  4. Аркадия

3. У кого из героев романа Тургенева «на письменном столе находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» как единственная связь его с родиной?

  1. Евгения Базарова
  2. Николая Петровича Кирсанова
  3. Павла Петровича Кирсанова
  4. Анны Сергеевны Одинцовой

4. Кому из героев романа Тургенева принадлежат слова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

  1. Евгению Базарову
  2. Павлу Петровичу
  3. Аркадию
  4. Кукшиной

5. Кто из героев романа Тургенева считал любовные чувства «романтизмом, белибердой, непростительной дурью, болезнью», а сам влюбился самозабвенно?

  1. Аркадий
  2. Евгений Базаров
  3. Николай Петрович
  4. Павел Петрович

6. Кто из персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» «вступается за крестьян», но, «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?

  1. Николай Петрович                                3) Ситников
  2. Павел Петрович                                4) Евгений Базаров

7. В чем вы видите смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

  1. в противопоставлении двух политических лагерей – либерального дворянства и разночинной демократии
  2. в противопоставлении двух биологических поколений
  3. в противопоставлении старшего дворянского поколения молодому
  4. в конфликте отца и сына

8. Что является основной движущей силой поступков Базарова?

  1. любовь к науке
  2. любовь к народу
  3. самолюбие и гордыня
  4. стремление идти в ногу с модой

9. События какого времени отражает роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

  1. 40-х годов XIX века
  2. конца 50-х годов XIX века
  3. начала 60-х годов XIX века
  4. конца 60-х годов XIX века

10. Что означает в романе слово «нигилист»?

  1. революционер-демократ
  2. человек, отрицающий все, кроме своего опыта и своих ощущений
  3. циник-плебей
  4. невежественный человек

11. Каким пейзажем завершается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

  1. описание утра перед дуэлью
  2. описанием вечерней зари
  3. описанием мест, где живут братья Кирсановы
  4. кладбищенским пейзажем

12. По описанию внешности определите, о ком идет речь: «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом…»?

  1. об Аркадии
  2. о Павле Петровиче Кирсанове
  3. о Евгении Базарове
  4. о Николае Петровиче

13. В каких статьях Д.И. Писарев дал положительную оценку образу Базарова?

  1. «Реалисты»                                        3) «Очерки из истории труда»
  2. «Базаров»                                        4) «Разрушение эстетики»

14. Кто из персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» мечтал о том, чтобы в биографии его сына была фраза: «сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано сумел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания»?

  1. отец П.П. Кирсанова
  2. отец Аркадия Кирсанова
  3. отец Н.П. Кирсанова
  4. отец Базарова

15. Кто из персонажей, влюбившись в женщину с загадочным взглядом, десять лет прожил «бесцветно, бесплодно и быстро», постепенно состарился, остался холостым и стал жить в деревне, «всю жизнь свою устроил на английский вкус»?

  1. Николай Петрович Кирсанов
  2. Павел Петрович Кирсанов
  3. Аркадий Кирсанов
  4. Евгений Базаров

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: Н.А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

1. О ком говорит Н. Некрасов в стихотворении «Родина»: «Ты жребий свой несла в молчании рабы»?

  1. о матери Елене Андреевне
  2. о сестре
  3. о любимой женщине
  4. о няне

2. Кому посвятил Н. Некрасов эти строки:

Ты нас гуманно мыслить научил.

                Едва ль не первый вспомнил о народе.

                Едва ль не первый ты заговорил

                О равенстве, о братстве, о свободе?                

  1. Н.А. Добролюбову
  2. В.Г. Белинскому
  3. А.С. Пушкину
  4. И.С. Тургеневу

3. Из какого произведения эта строка: «Я лиру посвятил народу своему»?

  1. «Пророк»
  2. «Поэт и гражданин»
  3. «Элегия»
  4. «Родина»

4. Из какого произведения строки: «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь»?

  1. «Родина
  2. «Размышления у парадного подъезда»
  3. «Кому на Руси жить хорошо»
  4. «Железная дорога»

5. Кто из героев произведений Н.А. Некрасова подчинялся всю жизнь «угрюмому невежде», покорно сносила унижения и оскорбления от своего мужа?

  1. мать Некрасова («Родина»)
  2. Груша («В деревне»)
  3. Матрена Тимофеевна («Кому на Руси жить хорошо»)
  4. Дарья («Мороз, Красный нос»)

6. В каком стихотворении Н.А. Некрасова есть приведенные ниже строки?

                Не может сын глядеть спокойно

                На горе матери родной,

                Не будет гражданин достойный

                К отчизне холоден душой…

  1. «Рыцарь на час»                                        3) «Поэт и гражданин»
  2. «Вчерашний день, часу в шестом…»                4) «Элегия»

7. Кто из героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

  1. Ермил Гирин                                        3) Савелий, богатырь святорусский
  2. Яким Нагой                                        4) Гриша Добросклонов

8. Чей это портрет: «Осанистая женщина, широкая и плотная…

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла»?

  1. княгини Трубецкой («Русские женщины»)
  2. Матрены Тимофеевны («Кому на Руси жить хорошо»)
  3. Дарьи  («Мороз, Красный нос»)
  4. Груши («В деревне»)

9. Кто из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» «твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка»?

  1. Савелий, богатырь святорусский        3) Ермил Гирин
  2. Гриша Добросклонов                        4) Яким Нагой

10. Кто из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» «до смерти работает, до полусмерти пьет»?

  1. немец Фогель                                        3) Яким Нагой
  2. Ермил Гирин                                        4) Гриша Добросклонов

11. У кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» «грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле»?

  1. у Якима Нагого                                3) у Савелия, богатыря святорусского
  2. у Ермила Гирина                                4) у Гриши Добросклонова

12. Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией?

1)   «Пророк»                                        3) «Элегия»

 2)   «Рыцарь на час»                                4) «Поэт и гражданин»

13. О ком говорит Н. Некрасов в стихотворении «Родина»: «И только тот один, кто всех собой давил, свободно и дышал, и действовал, и жил»?

  1. об отце                                        3) об учителе
  2. о давнем друге                        4) о помещике, друге отца

14. Какое из перечисленных произведений не принадлежит Некрасову?

  1. «Я не люблю иронии твоей»
  2. «Ты всегда хороша несравненно»
  3. «Тройка»
  4. «Она сидела на полу…»

15. Кто из известных литературных критиков стоял у истоков поэтического становления Н.А. Некрасова?

  1. А.С. Пушкин                                3) Н.А. Добролюбов
  2. В.Г. Белинский                        4) Д.И. Писарев

Вопросы для проведения тестирования

Тема: Ф.И. Тютчев. Лирика. А.А. Фет. Лирика.  

1. Укажите настоящую фамилию известного поэта А.А. Фета.

  1. Салтыков                                3) Павлов
  2. Шеншин                                4) Иванов

2. Кому посвящены следующие строки Ф.И. Тютчева?

                О, как на склоне наших дней

                Нежней мы любим и суеверней.

                Сияй, сияй прощальный свет

                Любви последней, зари вечерней.

  1. Елене Денисьевой                        3) Дочери
  2. Амалии фон Лерхенфельд                4) Матери

3. Какое из перечисленных стихотворений не принадлежит перу Ф.И. Тютчева?

  1. «Я встретил Вас – и все былое»                3) «Сияла ночь. Луной был полон сад»
  2. «О, как убийственно мы любим!»        4) «Она сидела на полу…»

4. Кто автор стихотворения «На заре ты ее не буди…»

  1. Ф.И. Тютчев                                3) А.К. Толстой
  2. Н.А. Некрасов                                4) А.А. Фет

5. Как переводится название стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»?

  1. «Молчание»                                3) «Наслаждение»
  2. «Смерть»                                4) «Блаженство»

6. Из какого стихотворения А.А. Фета следующие строки?

                В дымных тучках пурпур розы,

                Отблеск янтаря.

                И лобзания, и слезы,

                И заря, заря.

  1. «Старые письма»                        3) «На заре ты ее не буди…»
  2. «Шепот, робкое дыханье»                4) «Чему бы жизнь нас не учила»

7. Имя женщины, кому посвящал свои первые стихи о любви начинающий поэт А.А. Фет?  

  1. Авдотья Панаева                        3) Елена Денисьева
  2. Полина Виардо                        4) Мария Лазич

8. Определите стихотворный размер строк Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять»:

  1. хорей                                3) дактиль
  2. ямб                                  4) анапест

9. Назовите основную проблематику лирики Ф.И. Тютчева.

        1) любовная                        3) историческая

        2) философская                        4) пейзажная

10. Какова функция пейзажа в лирике А. Фета?

        1) быть аллегорией философских обобщений

        2) косвенно воспроизводить переживания и настроения лирического героя

        3) пейзаж интересен Фету сам по себе

        4) выполняет роль композиционной зарисовки.

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки.

1. В какой сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мужик, накормив тунеядцев, свил веревку, чтобы они привязали его к дереву, дабы он не убежал?

        1) «Карась-идеалист»                3) «Медведь на воеводстве»

        2) «Либерал»                        4) «Как один мужик двух генералов прокормил»

2. Кто из персонажей сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «жил – дрожал и умирал - дрожал»?

        1) карась («Карась-идеалист»)

        2) премудрый пескарь (герой одноименной сказки)

        3) герой сказки «Либерал»

        4) Крамольников («Приключения с Крамольниковым»)

3. Кто из персонажей «Истории одного города» въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки?

        1) Брудастый                                3) Негодяев

        2) Бородавкин                                4) Перихват-Залихватский

4. Кто из персонажей романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» «умер, оставив свое имение ненавистному врагу»?

        1) Павел Головлев                3) Степан Головлев

        2) Порфирий Головлев                4) Владимир Михайлович Головлев

5. Салтыков-Щедрин – это…

1) двойная фамилия                                        3) литературный псевдоним

2) Салтыков – подлинная фамилия, Щедрин – псевдоним        4) все данные вместе

6. Кто является предметом сатиры в сказке «Премудрый пескарь»?

        1) самодержавие                        3) обыватель

        2) либеральная буржуазия          4) социальное неравенство

7. В сказке «Медведь на воеводстве» Топтыгин собирается уничтожить типографию и университеты. Как называется этот прием?

        1) гротеск                                3) аллегория

        2) фантастика                        4) гипербола

8. Художественный прием, при котором действительность показана в преувеличенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, страшное со смешным, - это…1) сатира                                3) гротеск

                        2) аллегория                         4) ирония        

9. Кто из персонажей романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» встречал людей «с обычной благосклонностью, в которой никак нельзя было различить – хочет ли он приласкать человека или намерен высосать из него кровь»?        

1) Владимир Михайлович Головлев                3) Степан Головлев

        2) Порфирий Головлев                                        4) Павел Головлев

10. Кто из известных литературных критиков сказал о Салтыкове-Щедрине: «Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нем говорят. Широта его творческого размаха удивительна»?

        1) Н.А. Добролюбов                        3) В.Г. Белинский

        2) Н.Г. Чернышевский                        4) А.М. Горький

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

1. События в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят

  1. в Москве
  2. в Петербурге
  3. в Сибири
  4. в Нижнем Новгороде

2. Основное событие, ставшее последней каплей в душевных муках Раскольникова, - это

  1. исповедь Мармеладова
  2. Разговор студента и офицера в трактире
  3. Посещение квартиры Мармеладова
  4. Письмо от матери

3. Кого из своих героев в романе «Преступление и наказание» так описывает Ф.М. Достоевский?

    «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином»

  1. Лужина
  2. Свидригайлова
  3. Раскольникова
  4. Порфирия Петровича

4. Кто из персонажей романа Ф.М. Достоевского говорил: «…бедность не порок, это истина…Но нищета, нищета, милостивый государь, нищета – порок-с»?

  1. Мармеладов
  2. Лужин
  3. Раскольников
  4. Свидригайлов

5. По описанию определите, кому из героев романа принадлежит данная комната: «Это была крошечная клетушка, шагов в десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

  1. Мармеладову                                3) Алене Ивановне
  2. Раскольникову                                4) Сонечке

6. О какой арифметике говорят в трактире студент и офицер:

  1. «Одна смерть и сто жизней взамен»
  2. «без этого пришлось бы потонуть в предрассудках»
  3. «когда уже больше некуда идти»
  4. «года через два-три – калека, итого житья ее»

7. Как объясняет Раскольников Соне Мармеладовой, почему он убил Лизавету?

  1. из-за нехватки средств к существованию
  2. чтобы помочь матери и сестре
  3. чтобы проверить свою теорию
  4. чтобы спасти детей Катерины Ивановны от голодной смерти

8. Какие события подталкивают Раскольникова на решение о «праве человека на убийство» во имя спасения человечества?

  1. трагическая судьба Сонечки Мармеладовой, принявшей «желтый билет»
  2. несостоявшееся замужество сестры Дунечки
  3. голодные дети Катерины Ивановны
  4. личные амбиции об избранном человеке

9. Кто из героев романа является нравственными «двойниками» Раскольникова?

  1. Лужин и Свидригайлов
  2. Мармеладов и Лебезятников
  3. Сонечка и Катерина Ивановна
  4. Алена Ивановна и Дарья Францевна

10. Кому откроется Раскольников в своих мучительных сомнениях?

  1. cестре                                                3) Сонечке
  2. матери                                                4) Разумихину

11. По данной характеристике определите, о ком идет речь? «…глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет»

  1. о Лизавете
  2. об Алене Ивановне
  3. о Катерине Ивановне
  4. о жене Лебезятникова

12. Кто помогает детям  Катерины Ивановны после ее смерти?

  1. Лужин
  2. Свидригайлов
  3. Раскольников
  4. Лебезятников

13. Как звали мать Раскольникова?

  1. Алена Ивановна
  2. Авдотья Романовна
  3. Пульхерия Александровна
  4. Марфа Петровна

14. По данному описанию определите, чей это портрет? «безответная она, и голосок у нее такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое… »

  1. Сони Мармеладовой
  2. Дуни Раскольниковой
  3. Лизаветы
  4. Алены Ивановны

15. Какой принцип составляет смысл теории Раскольникова?

  1. принцип разумного эгоизма
  2. деление людей на избранных и «тварей дрожащих»
  3. принцип всеобщего равенства
  4. принцип взаимопомощи и сострадания

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

1. По описанию внешности героя назовите его имя: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого, мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой»:

1) Пьер Безухов                                3) Андрей Болконский

2) Анатоль Курагин                            4) Василий Денисов

2. Чей это портрет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками»?

        1) Наташи Ростовой                         3) Марьи Болконской

        2) Элен Курагиной                        4) Сони

3. Укажите, какого сражения нет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»:

        1) Шенграбенского                        3) Бородинского

        2) при Ватерлоо                                4) Аустерлицкого

4. Какие идеалы стремится осуществить князь Андрей, идя на войну?

        1) ближе узнать солдатскую массу

        2) совершить бескорыстный подвиг

        3) мечта о славе и Тулоне

        4) желание изменить свой образ жизни

5. О чем поведал Пьер Безухов князю Андрею, возвратившемуся из плена?

        1) о том, что все устроится само по себе

        2) о любви к ближнему и желании жить для других

        3) о своих планах на новую карьеру

        4) о своей женитьбе

6. Назовите этап идейных исканий князя Андрея: «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? И страдания этого я не знал также».

        1) крушение мечты о славе и Тулоне

        2) знакомство с Наташей Ростовой

        3) первое знакомство с капитаном Тушиным

        4) рождение сына

7. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир», командуя батареей, сдерживал четырьмя пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а перед начальством робел и терялся?

        1) Долохов                                        3) Андрей Болконский

        2) капитан Тушин                        4) Тимохин

8. О ком пишет Л. Толстой «маленький и ничтожный», с «неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками», «самовлюбленный и самонадеянный властитель»?

        1) о Кутузове                                3) о Наполеоне

        2) об Анатоле Курагине                4) о Денисове

9. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» безропотно переносила деспотизм своего старика отца, была покорна, религиозна, думала о счастье других, а счастья себе не ждала?

        1) Наташа Ростова                        3) Элен Курагина

        2) Соня                                        4) Марья Болконская

10. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне?

        1) князь Василий Курагин                3) отец Пьера Безухова

        2) отец Андрея Болконского                4) Кутузов

11. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» упросил своих родителей при отъезде из Москвы в Отечественную войну 1812 года оставить богатство, а подводы отдать для раненых?

        1) Элен Курагина                                3) Соня

        2) Марья Болконская                        4) Наташа Ростова

12. Чей это портрет: «Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти… Кроме того, он был рассеян»?

        1) Анатоля Курагина                        3) Андрея Болконского

        2) Пьера Безухова                        4) Василия Денисова

13. Кому принадлежат слова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне»?

        1) Андрею Болконскому                3) Пьеру Безухову

        2) Анатолю Курагину                        4) капитану Тушину

14. Укажите историческую хронологию сражений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»:

        1) Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское

        2) Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское

        3) Бородинское, Аустерлицкое, Шенграбенское

        4) Аустерлицкое, Бородинское, Шенграбенское

15. Исправьте неточность в жизненных исканиях князя Андрея (последовательность этапов):      1) рождение сына и смерть Лизы

                2) ранение и встреча с Наполеоном

                3) служба в ополчении отца и встреча с Анатолем Курагиным

                4) знакомство с Наташей Ростовой и бал 31 декабря 1809 года        

16. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» знал, что решает участь сражения «та неуловимая сила, называемая духом войска, и следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти»?

        1) Кутузов                                        3) Платон Каратаев

        2) Наполеон                                4) Андрей Болконский

17. Какая проблема романа Л.Н. Толстого «Война и мир» связана с образом капитана Тушина?

        1) проблема истинного патриотизма

        2) проблема воинской славы

        3) проблема личности и народных масс в истории

        4) проблема ложного патриотизма

18. По описанию природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» определите, с каким героем оно связано: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз толще берез, составлявших лес… Весна, и любовь, и счастие! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Наша жизнь кончена»?

        1) с Пьером Безуховым                        3) с Андреем Болконским

        2) с Николаем Ростовым                4) с Анатолем Курагиным

19. Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в военную пору возглавил партизанский отряд?

        1) Долохов                                        3) Петя Ростов

        2) Денисов                                        4) Андрей Болконский

20. Кто из перечисленных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» противопоставлен «военным трутням»?

        1) Несвицкий                                3) Друбецкой

        2) Жерков                                        4) Тушин

21. Чей это портрет: «Ее хорошенькая, с чуть черневшими усиками губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой»?

        1) Лизы Болконской                        3) Элен Курагиной

        2) Марьи Болконской                        4) Наташи Ростовой

22. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» свои жизненные искания связывал с масонством (учением вольных каменщиков)?

        1) Пьер Безухов                                3) Ипполит Курагин

        2) Андрей Болконский                        4) Долохов

23. О каком событии идет речь в данном описании в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»?

1) о Шенграбенском сражении        3) о гибели людей на плотине Аугеста

2) о Бородинской битве                        4) о переправе через Энс

24.  Кого из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» нельзя увидеть на лоне природы или воспринимающими красоту окружающего мира?

        1) Наташу Ростову                        3) Анатоля Курагина

        2) Андрея Болконского                        4) Пьера Безухова

25. Какая проблема в романе «Война и мир» была любимой для Л. Толстого?

        1) проблема воспитания                3) «мысль народная»

        2) проблема наполеонизма                4) о роли личности в истории

26. Какого описания пейзажа нет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»:

        1) описание неба над Праценскими высотами

        2) кладбищенский пейзаж

        3) описание дуба и березовой рощи

        4) описание Бородинского поля накануне сражения

27. Назовите жанр произведения Л.Н. Толстого «Война и мир»:

        1) исторический роман                        3) роман

        2) роман-эпопея                                4) повесть

28. Каким событием открывается роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

        1) новогодним балом

        2) Шенграбенским сражением

        3) проводами князя Андрея Болконского на войну

        4) балом в салоне Анны Павловны Шерер

29. К каким убеждениям приходит князь Андрей Болконский в Бородинской битве и момент осознания конца жизни?

        1) к идее любви к людям и к идее всепрощения

        2) к мысли о страхе за собственную жизнь

        3) сожаление о том, что не все осуществилось

        4) ни о чем не жалеет.

30. Как строится композиция романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?

        1) чередуются мирные и военные сцены

        2) естественное противопоставляется неестественному, доброе – злому

        3) композиция состоит из четырех томов, каждый из которых делится на части и главы

        4) военные сцены обрамляют мирную жизнь.

31. Какое влияние имела на Пьера встреча с Платоном Каратаевым?

        1) Пьер понял, что один человек, вне связи с народом, не имеет ценности

        2) Платон Каратаев успокоил Пьера

        3) Платон Каратаев стал для Пьера своеобразным образцом

        4) это знакомство не принесло ничего Пьеру

32. Какое влияние имел на Пьера расстрел пленных?

        1) никакого влияния не оказал

        2) ему было жаль расстрелянных

        3) все представления о мире рухнули

        4) он остался безучастным

33. Каким предстает Пьер Безухов в конце романа «Война и мир»?

        1) он практически не изменился

        2) он обрел в жизни высокую цель

        3) в его характере появилась твердая воля

        4) его убеждения не пострадали никак

34. С кем стреляется на дуэли Пьер Безухов, защищая честь жены и своей семьи?

        1) с Долоховым                        3) с Анатолем Курагиным

        2) с Денисовым                        4) с Андреем Болконским

35. Кто из перечисленных персонажей романа Л. Толстого «Война и мир» не входил в компанию «столичной молодежи»?

        1) Анатоль Курагин                3) Евгений Долохов

        2) Василий Денисов                4) Пьер Безухов

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад»

1. Из какого рассказа А.П. Чехова эти слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему  свои когти, стрясется беда-болезнь, бедность, потери, и его никто  не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»

1) «Человек в футляре»

2) «Ионыч»

3) «Крыжовник»

4) «Невеста»

2. Назовите имя, отчество главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч»:

1) Дмитрий Ионыч

2) Иван Петрович

3) Иван Иваныч

4) Михаил Саввич

3. Каким событием начинается пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»?

1) разлад в дворянском поместье

2) продажа имения

3) возвращение Любови Андреевны из-за границы  

4) замужество Любови Андреевны

4. Кто из персонажей пьесы «Вишневый сад» приобрел имение, прекраснее которого нет во всем свете?

1) Леонид Гаев

2) Ермолай Лопахин

3) Любовь Андреевна

4) Симеонов-Пищик

5.   В чем заключается основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»?

1) разлад в дворянском поместье

2) в разладе исконно исторических основ жизни дворянского поколения

3) в конфликте старшего поколения и молодого

4) в стремлении Любови Андреевны сохранить свое имение

6. Какому литературному герою принадлежат следующие предметы: зонтик, галоши, перочинный ножик, пальто?

1) Беликову (рассказ «Человек в футляре»)

2) Ермолаю Лопахину (пьеса «Вишневый сад»)

3) Ионычу (рассказ «Ионыч»)

4) Алехину (рассказ «Крыжовник»)

7. Каким событием завершается пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»?

1) смертью главной героини Любови Андреевны

2) замужеством Ани Раневской

3) уходом обитателей имения

4) ударом топора по вишневым деревьям

8. Через какие испытания проходит Любовь Андреевна Раневская? Расставьте по порядку.

1) неудачное замужество

2) смерть маленького сына

3) потеря имения

4) расставание с дочерьми

9. В каком городе родился А.П. Чехов?

1) в Петербурге

2) в Ялте

3) в Таганроге

4) в Москве

10. Как называется понятие, определяющее духовное падение Дмитрия Старцева в рассказе «Ионыч»?

1)        ассимиляция                                                3) градация

2) эволюция                                                        4) деградация

11. Какие идеалы предал главный герой рассказа «Ионыч» Дмитрий Старцев?

1) идеалы духовности и нравственности                3) идеалы семьи и любви

2) стремление к наживе и обогащению                4) идеалы общества

12. Какому персонажу в пьесе «Вишневый сад» принадлежат эти слова: «О, мои грехи! Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая»?

1) Ане Раневской                                                3) Любови Андреевне

2) Варе                                                        4) Екатерине Ивановне

Ответы на тестирование

по творчеству А.С. Пушкина

Ответы на тестирование

по творчеству А.С. Пушкина

п/п

Ответы на вопросы

1

  1. Роман в стихах

2

  1. четырехстопным ямбом

3

  1. 14 строк

4

     3) «Повести Белкина»

5

  1. «Евгений Онегин»

6

      2) с портретной характеристики героя

7

      1) Онегин        

8

      1) Адама Смита        

9

     4) хандра

10

2)Зарецкий        

11

  1. Онегин и Ленский

12

  1. романтизм

13

3) письмо  

14

  1. венчание

15

  1. Чацкий

16

  1. любви

17

3) о друзьях

18

  1. на ярмарку невест

19

4) говорит, что разлюбила Онегина

Эталоны ответов на вопросы тестирования

по драме А.Н. Островского «Гроза»

п/п

Ответы на вопросы

1

1) Н.А. Добролюбов

2

3) Борис

3

3) «Луч света в темном царстве»

4

3) Купец Дикой

5

2) Тихон

6

4) громоотвод

7

3) Тихон

8

1) Кулигина

9

2) Кудряш о Диком

10

1) Борис

11

3) как жестокие

12

3) в том, что в ее душе не могут ужиться сознание свободы и греха, то есть в том, что Катерина внутренне несвободна

13

2) публичное покаяние Катерины

14

1) гроза воспринимается как символ божьего возмездия за грехи

15

3) Варвара

Эталоны ответов на вопросы тестирования

по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

№ п/п

Ответы на вопросы теста

1

1) В.Г. Белинскому

2

2) Николая Петровича Кирсанова

3

3) Павла Петровича Кирсанова

4

1) Евгению Базарову

5

2) Евгений Базаров

6

2) Павел Петрович

7

1) в противопоставлении двух политических лагерей – либерального дворянства и разночинной демократии

8

1) любовь к науке

9

2) конца 50-х годов XIX века

10

2) человек, отрицающий все, кроме своего опыта и своих ощущений

11

4) кладбищенским пейзажем

12

3) о Евгении Базарове

13

2) «Базаров»

14

4) отец Базарова

15

2) Павел Петрович Кирсанов

Эталоны ответов на вопросы тестирования

По творчеству Н.А. Некрасова

п/п

Ответы на вопросы

1

1)  о матери Елене Андреевне

2

2) В.Г. Белинскому

3

3) «Элегия»

4

3) «Кому на Руси жить хорошо»

5

1) мать Некрасова («Родина»)

6

3) «Поэт и гражданин»

7

3) Савелий, богатырь святорусский

8

2) Матрены Тимофеевны («Кому на Руси жить хорошо»)

9

2) Гриша Добросклонов

10

3) Яким Нагой

11

1) у Якима Нагого

12

4)   «Поэт и гражданин»

13

1) об отце

14

4) «Она сидела на полу…»

15

2) В.Г. Белинский

Эталоны ответов на вопросы тестирования

Тема: Ф.И. Тютчев. Лирика. А.А. Фет. Лирика.  

п/п

Ответы на вопросы

1.

2) Шеншин

2.

1) Елене Денисьевой

3.

3) «Сияла ночь. Луной был полон сад»

4.

4) А.А. Фет

5.

1) «Молчание»

6.

2) «Шепот, робкое дыханье»

7.

4) Мария Лазич

8.

2) ямб

9.

2) философская

10.

2) косвенно воспроизводить переживания и настроения лирического героя

Эталоны ответов на вопросы тестирования

Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Творчество. Сказки.  

п/п

Ответы на вопросы

1.

4) «Как один мужик двух генералов прокормил»

2.

2) премудрый пескарь (герой одноименной сказки)

3.

4) Перихват-Залихватский

4.

3) Степан Головлев

5.

2) Салтыков – подлинная фамилия, Щедрин – псевдоним

6.

3) обыватель

7.

1) гротеск        

8.

3) гротеск

9.

2) Порфирий Головлев

10.

3) В.Г. Белинский

Эталоны ответов на вопросы тестирования

по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

п/п

Ответы на вопросы

1

2) в Петербурге

2

2) разговор студента и офицера в трактире

3

2) Свидригайлов

4

1) Мармеладов

5

2) Раскольникову

6

1)«Одна смерть и сто жизней взамен»

7

3) чтобы проверить свою теорию

8

4) личные амбиции об избранном человеке

9

1) Лужин и Свидригайлов

10

3) Соне

11

2) об Алене Ивановне

12

2) Свидригайлов

13

3) Пульхерия Александровна

14

1) Сони Мармеладовой

15

2) деление людей на избранных и «тварей дрожащих»

Эталоны ответов на вопросы тестирования

по роману Л.Н. Толстого  «Война и мир»

№ п/п

Ответы на вопросы

1

3) Андрей Болконский

2

1) Наташи Ростовой

3

     2) при Ватерлоо        

4

3) мечта о славе и Тулоне

5

     2) о любви к ближнему и желании жить для других

6

1) крушение мечты о славе и Тулоне

7

     2) капитан Тушин

8

     3) о Наполеоне

9

     4) Марья Болконская

10

     1) князь Василий Курагин        

11

     4) Наташа Ростова

12

     2) Пьера Безухова

13

     1) Андрею Болконскому

14

     2) Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское

15

     2) ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном

     1) рождение сына и смерть Лизы

     4) знакомство с Наташей Ростовой и бал 31 декабря 1809 года

     3) служба в ополчении отца и встреча с Анатолем Курагиным

16

     1) Кутузов        

17

     1) проблема истинного патриотизма

18

     3) с Андреем Болконским

19

     2) Денисов        

20

     4) Тушин

21

     1) Лизы Болконской

22

     1) Пьер Безухов

23

     2) о Бородинской битве        

24

     3) Анатоля Курагина

25

     3) «мысль народная»

26

     2) кладбищенский пейзаж

27

     2) роман-эпопея        

28

     4) балом в салоне Анны Павловны Шерер

29

     1) к идее любви к людям и к идее всепрощения

30

     2) естественное противопоставляется неестественному, доброе – злому

31

     1) Пьер понял, что один человек, вне связи с народом, не имеет ценности

32

     3) все представления о мире рухнули

33

     2) он обрел в жизни высокую цель

34

     1) с Долоховым        

35

     2) Василий Денисов

Эталоны ответы на вопросы контрольного тестирования

Тема: А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад»

№ п/п

Ответы на вопросы

1.

3) «Крыжовник»

2.

1) Дмитрий Ионыч

3.

3) возвращение Любови Андреевны из-за границы  

4.

2) Ермолай Лопахин        

5.

2) в разладе исконно исторических основ жизни дворянского поколения

6.

1) Беликову (рассказ «Человек в футляре»)

7.

4) ударом топора по вишневым деревьям

8.

2), 4), 1), 3)

9.

2) в Ялте

10.

4) деградация

11.

1) идеалы духовности и нравственности        

12.

3) Любови Андреевне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

уроки обобщения и контроля знаний по русской литературе

Конец года, скоро лето, дети уже нехотят учиться, но нужно подвести итоги, завершить год. Как организовать итоговую работу по литературе? Такой вопрос, думаю, волнует каждого творческого учителя. Пред...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX века. 10 класс, 2014 год

Программа включает пояснительную записку, содержание курса, требования, календарно-тематическое планирование....

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века" (8 класс)

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века"  для обучающихся 8 класса состоит из двух заданий на установление соответствий (автор - название произведения, наз...

Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы и русской литературы XVIII века. 9 класс

Контрольная работа для обучающихся 9 класса после освоения материала о древнерусской литературе и литературе 18 века, о литературных направлениях классицизм и сентиментализм....