Анализ эпизода. По роману "Война и мир" Л.Толстого
презентация к уроку (литература, 10 класс) по теме
В презентации представлен материал по анализу эпизода на примере изображения в романе войны 1805-1807 г., презентация построена по технологии РКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._tolstoy_voyna_i_mir.ppt | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вступление Анализ эпизода- это один из приёмов композиционного анализа. Такой анализ требует пристальное рассмотрение текста, выяснение мотивов поступков героев, выявление авторского отношения к изображаемому. При анализе эпизода совершается переход от внимательного чтения к освоению концепции произведения, к осмыслению авторской позиции. События, над которыми предстоит размышлять при анализе данного эпизода , составляют содержание второй и третьей частей первого тома романа Л. Н. Толстого « Война и мир»
Л. Н. Толстой " Война и мир"
« Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?» 1. Ради чего ведётся война 1805 года? 2. Каково отношение к ней героев романа? 3. Как ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны? 4. Рассмотрите схему и ответьте, что думают о войне герои романа?
Что думают о войне 1805 герои романа? Князь Болконский Пьер Николай Андреевич Светские женщины Болконский Война 1805 года Салон А. П. Шерер Николай Ростов Марья Болконская
«Ну для чего вы идёте на войну?» Почему идёт на войну князь Болконский ? Признаёт Наполеона «величайшим человеком»,им движет честолюбивое желание стать великим, ему невыносим « заколдованный круг», из которого он не может вырваться: « гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество»
Что думает о войне Пьер? Пьер « революция была великое дело» « помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире ..это нехорошо»
Николай Ростов война Николай Андреевич Болконский одиночество « кукольная комедия » народное страдание « русские должны умирать или побеждать» Княжна Марья Лиза Герои романа о войне 1805 г
Как встретили известие о войне в салоне А. П. Шерер? Приветствуют войну против « гидры революции, которая теперь ещё ужаснее в лице этого убийцы и злодея»- Бонапарта
Изображение войны 1805 года . Прочитаем страницы , рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней?
ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ Смотр в Браунау Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года? Какова была цель смотра под Браунау? Как ведут себя герои этого эпизода? ( Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?) Что показал и чем закончился смотр? Какое слово часто встречается на страницах, посвящённых описанию войны 1805 г., и что оно может символизировать?
Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся эта война, не представляют, кто враг и кто союзник Итоги смотра
Как ведут себя во время смотра его участники? На войне люди проявляют себя так же, как и в мирной жизни, – только ярче выступают их характеры. Кутузов видит не безликую массу солдат и офицеров, Он выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина, называет его « измайловским товарищем».
« Сцепление эпизодов» Слово « неясно» то и дело мелькает на страницах второй и третьей частей I тома. В трагический символ сольётся эта неясность в тумане Аустерлица. А пока потерянность дана в солдатском разговоре. Найдите и зачитайте разговор двух солдат. Как в их разговоре отразилась потерянность всего происходящего?
Разговор солдат « - А что, Федешоу!.. Сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? Ты ближе стоял? Говорили все , в Брунове сам Бунапарт стоит. - Бунапарт стоит! Ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется»
Подводим итог анализа эпизода « Смотр в Браунау» Смотр заканчивается песней. Почему? Душевная приветливость, естественность Кутузова ободряюще действуют на солдат, И ВЫРЫВАЕТСЯ БОЙКО И ЗВОНКО ПЕСНЯ : « Ах вы, сени мои, сени!» Песня с её удалью и горечью лирично передаёт настроение русской армии.
Размышляем. Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. Прочитайте VI-VIII главы ( 2 часть). Толстой описывает первые бои. В этих главах –первые мазки толстовской батальной живописи. Что увлекает Толстого при изображении человека на войне? ( Человек, его душевные переживания, поток мыслей в вихре боя, у черты, которая отделяет « живых от мёртвых».)
Князь Андрей. Какие изменения произошли в князе Андрее? Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров? « в выражении лица его, в движениях не было заметно прежнего притворства « радостное чувство значительно ослабело от равнодушия австрийского военного министра» « удивление к гениальному герою( Наполеону)» «чувство оскорблённой гордости и надежду славы»
Князь Андрей Зачем князь Андрей был послан в Брюни, к австрийскому двору? Эта не была важная в стратегическом отношении победа, почему же тогда ликование охватило русскую армию? « … первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов»
Вывод. Князь Андрей испытывает сложное, мучительное чувство раздвоенности, его отношение к войне вообще и к своей роли в ней изменилось. Как?
Шенграбенское сражение Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль в этом плане он отвёл отряду Багратиона? В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек. Какие фигуры нарисованы крупным планом? Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он произвёл на князя Андрея? Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда вздрагивал?
Шенграбенское сражение Жерков Долохов Князь Андрей Багратион Николай Ростов Тушин Тимохин КАК ВЕДУТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ его участники? Зачитайте нужный фрагмент, сделайте вывод.
Обратимся к тексту. Что почувствовал Николай Ростов в первом сражении? « Николай Ростов отвернулся и , как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!.. И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы…»
О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью? « Господи боже! Тот , кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!»- прошептал про себя Ростов
Николай Ростов Сравните настроение Ростова в начале боя и после ранения? Николай Ростов « Поскорее бы,- думал Ростов,- чувствуя, что наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал» « Ох, как рубану» « .. .не может быть, чтобы они хотели меня убить « близость французов казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам» « Уж не дурное ли что- нибудь случилось со мной?» « Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»
Порассуждаем. Какое чувство охватывает нас, когда мы читаем о Ростове? Создан ли Ростов для сражений? как участник сражения, готовый рубить направо и налево, пока не грозит опасность, -презрение ? раненный, попавший в тяжёлую переделку, бесконечно одинокий- жалость? « И зачем я пошёл сюда?» Николай Ростов 1805 год
Обобщим! Перед боем взгляд Ростова обращается к небу. Он осознаёт, что то, что сейчас происходит в небе, важнее происходящего на земле. Увидит небо и князь Андрей, но увидит глубже, осмысленнее. У Ростова нет того умения « сопрягать», которое есть у Болконского и Пьера. Толстой показывает страх Ростова перед боем, обращение к Богу- желание сохранить жизнь. Николай Ростов слишком погружён в себя.
Тушин Каким мы видим Тушина перед боем? Как меняется он во время сражения? Чем руководствуется Тушин во время боя? Как относятся к нему солдаты? В чём , по Толстому, причина победы? « Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра»
Тушин « Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню» Тушин занят делом, его « Я», его мысли самом себе выключены. А потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении.
На батарее Тушина
Выводы В азарте боя в Тушине раскрываются именно те свойства, которые приметны были в нём раньше: ум, человечность, внутренняя убеждённость, зрелая осознанность поступков. В бою он руководствуется собственным видением и пониманием сражения. Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом единстве, по мнению автора, одна из причин победы .
Багратион Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона? Найдите цитаты в тексте. « Багратион только старался делать вид, что всё делалось…. согласно с его намерениями» Какое влияние оказало на солдат присутствие Багратиона? Подтвердите текстом. « .. солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее»
Сравните. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин? « Рота Тимохина … одна в лесу удержалась в порядке и …неожиданно атаковала французов». А как вёл себя штабной офицер Жерков? « На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно»
Князь Андрей «Князю Андрею было грустно и тяжело» « Я НЕ МОГУ БОЯТЬСЯ Тушин о князе Андрее « До свидания, голубчик… Милая душа ! «… одна мысль, что он боится, снова подняла его» «…нервическая дрожь пробежала по его спине» Расскажите, опираясь на схемы, как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский? « Но где же? Как же выразится мой Тулон?
Выводы. Поиск высокого, значительного ведёт Андрея Болконского к мечте о подвиге, который преобразил бы ход событий. Он взволнован боем, однако не только из-за честолюбивой жажды « своего Тулона», но и как русский офицер, понимающий всю сложность положения русской армии.
Подведем итог. « Всё было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Князь Андрей формирует себя по образцу вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям, потому слова Тушина важны князю. Сам князь Андрей ещё не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придаёт значение тому, что простые люди начинают видеть в нём своего, близкого человека. Шенграбен не бесследно исчез из души князя Андрея. Он не мог не почувствовать, что истинным героем сражения оказался Тушин. Придёт время, когда он поймёт, как выглядит истинное величие и где его искать.
Ответьте на вопросы. В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене? 2. Как изменились герои романа после войны 1805 года?
Использованные ресурсы 1. Г. Н. Фейн « Роман Толстого « Война и мир» 2. В. Г. Маранцман « Виды сочинений по литературе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эпизода
Материал для подготовки к ГИА по литературе...
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»
Цели урока:1.Обучающая: на примере эпизода II части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирован...
Обучение анализу эпизода
Презентация знакомит учащихся с элементами анализа эпизода на примере материала романа А. С. Пушкина " Дубровский"....
Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).
Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....
Анализ эпизода "Буран в степи" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Образец анализа эпизода литературного произведения. Знание и умение находить основные литературоведческие понятия....
Анализ эпизода драматического произведения
Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....