Разработка урока литературы по теме «Славянские мифы»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

Цели урока:

Обучающие:

- дать общее представление о славянских мифах;

- познакомит со славянским мифом о сотворении мира;

- дать общее представление о космогонических мифах.

Развивающие:

- развивать связную речь учащихся путем требования полных и развернутых ответов на вопросы;

- развивать мыслительные способности учащихся (работа над значением слов; анализ текста)

Воспитывающие:

- воспитывать внимание к тексту путем работы над анализом текста;

- воспитывать интерес и внимание к авторскому слову через работу со словарями И.С. Ожегова и

В.И. Даля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_literatury_po_teme.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы по теме «Славянские мифы»

Цели урока:

Обучающие:

- дать общее представление о славянских мифах;

- познакомит со славянским мифом о сотворении мира;

- дать общее представление о космогонических мифах.

Развивающие:

- развивать связную речь учащихся путем требования полных и развернутых ответов на вопросы;

- развивать мыслительные способности учащихся (работа над значением слов; анализ текста)

Воспитывающие:

- воспитывать внимание к тексту путем работы над анализом текста;

- воспитывать интерес и внимание к авторскому слову через работу со словарями И.С. Ожегова и

В.И. Даля.

                                                       Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.

3. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами говорили о мифах, о сотворении мира в различных культурах. Давайте вспомним, что такое мифы. (Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.)

Какие вопросы существования могли, прежде всего, интересовать человека древности? (Как появился мир? Как и почему появился он сам? Почему день сменяется ночью, а лето - зимой?)

Как древние люди разных культур представляли себе сотворение мира? (Ответы детей)

Мы познакомились с мифами Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта. Все эти мифы дошли до нас уже в записи. Дело в том, что письменность в этих государствах возникла очень давно, имеет очень древнюю историю.

На Русь же письменность пришла из Византии лишь в X веке, вместе с появлением новой веры – христианства.

Старая языческая вера искоренялась, а с ней уходили и устные предания – мифы, которые записаны не были. Следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях, поверьях, обрядах. Например, праздник Масленицы отмечается до сих пор. Этот языческий праздник поклонения Солнцу уживается с христианством.

Может быть, и до христианства письменность у славян существовала, но какой она была, сказать нельзя. Записи славянских мифов неизвестны. Лишь косвенные данные позволяют судить об их содержании, о действующих лицах мифов древних славян.

В учебнике приведена одна из версий древнеславянского мифа. Обратимся к ней.

- Посмотрите на заглавие мифа. Не возникло ли у вас вопроса?

<Миф о сотворении мира (из книги Павла Ивановича Мельникова «В лесах»)>

Детей должно удивить наличие автора.

- Действительно, данный миф взят из первого тома книги Мельникова «В лесах».

Учитель показывает книгу Мельникова-Печерского.

- Данная книга рассказывает нам историю о людях, не принявших христианство, сохранивших языческие обряды. Именно из этой книги и взято поверье, миф о сотворении мира. Это одна из славянских версий сотворения мира, с которой мы сейчас познакомимся. Но прежде посмотрите на портрет Мельникова-Печерского, который висит на доске. Скажите, пожалуйста, каким, по вашему мнению, был автор этого мифа?

Отвечают все ученики, затем один обобщает всё сказанное

- Итак, прочитаем этот миф (выразительное чтение мифа)

4. Обсуждение прочитанного (беседа)

- Какое впечатление осталось у вас после прочтения данного мифа?

- Трудно или легко было читать миф? Почему?

- Встретились ли вам в мифе слова, которые были непонятны?

Даем определение словам, которых не знают дети, пользуемся словарем В.И. Даля

вертéп- пещера, подземный или иного устройства скрытый притон; едва подступные овраги.

Фронтальный опрос.

вещáть - сказывать, говорить, объявлять, поведать, проповедовать, поучать

- Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?

- С какими речами обращался  Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок из текста.

- Любы ли Земле речи бога Ярило?

- Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют её? Как изменяется Земля?

- Как появляется человек?

- Как здравствовал  Ярило любимого сына? Чем он награждает своё дитя?

- Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?

- Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?

- Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древнего человека рассказывает миф? (смена времен года; появление огня; сотворение мира)

- Какой языческий бог представлен нам в этом мифе?

(Ярило, бог Солнца, любви, весны)

Работа с иллюстрациями.

- Каким вы себе представляете Ярило? Дома вам необходимо было нарисовать бога Солнца. (индивидуальные задания) Давайте посмотрим, какие рисунки у вас получились. Покажите ваш рисунок, расскажите, каким вы представили на нем бога Ярило.

Ученики, подготовившие рисунки, выходят к доске, показывают рисунки и рассказывают, почему именно таким изобразили они Ярило.

- А теперь проверим, насколько оправдались ваши представления, насколько они совпадают с представлением ученых, занимающихся мифологией.

- Обратимся к раздаточному материалу, который лежит на партах (работа с раздаточным материалом) Читаем статью.

5. Подведение итогов.

- В завершении урока подведем итог нашей работы.

- Какой вывод мы можем сделать? (обратимся к рабочей тетради, прочитаем вывод.)

6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы по теме "В.А. Жуковский и его творчество"

Материал урока может быть использован для изучения творчества В.А. Жуковского....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...