Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Данное планирование позволяет реализовывать примерную программу по литературе, а также помогает подготовить учащихся к восприятию литературного материала в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_urokov_literatury_9_kl_2012-13.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе


урока

Тема урока

Основное содержание

Вид урока

Основные виды деятельности

Домашнее

 задание

Теория

1







2





3




4




5



6







7






8



9




10




11





12





13


14


15



16.




17



18

19



20



21



22



23



24




25


26


27



28


29



30




31




32


33





34

35



36



37



38


39


40


41


42


43


44




45





46


47



48






49



50


51



52


53




54




55




56




57



58



59



60




61


62







63





64





65




66


67


68


69



70



71



72




73




74


75


76




77





78





79




80




81



82




83




84





85




86


87





88



89




90





91





92




93




94






95



96





97







98





99




100


101




102



103




104


105



 

Литература как искусство слова. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции,

Понятие об истории литературы Кольского Севера.

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…».

Композиция «Слова…». Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Образы русских князей. «Слово…» и фольклорная традиция.

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…». Ярославна как идеальный образ русской женщины.

Художественные особенности языка «Слова…». Символика «Слова…», связь с фольклором, своеобразие авторского стиля.

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…».

Литература Кольской Земли 17в. «Сказание» Авраамия Палицына.

Литература 18в. Эпоха Просвещения. Классицизм как литературное направление. Сентиментализм как литературное направление. Античность и классицизм. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В.Ломоносов Жизнь и творчество (обзор). «Ода 1747г.» Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

Г.Р.Державин Слово о поэте. «Властителям и судиям». Гражданский пафос стихотворения. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости.

Г.Р.Державин «Памятник».Тема поэта и поэзии в стихотворении. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в поэзии Державина.

А.Н.Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»(обзор).  

С.Максимов «Год на Севере». Картины народной жизни.

Н.М.Карамзин Слово о писателе и историке. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Классное сочинение по произведениям литературы 18в. (с.74, зад.9).

Литература 19в. Общая характеристика эпохи начала 19в. Понятие о романтизме. Воплощение в литературе романтических ценностей. Конфликт романтического героя с миром.

В.А.Жуковский Жизнь и творчество(обзор). «Море», «Невыразимое».Черты романтизма в лирике поэта. Тема человека и природы. Соотношение мечты и действительности.

В.А.Жуковский «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Особенности жанра баллады. Язык баллады.

А.С.Грибоедов Личность и судьба писателя.  

А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума». Особенности композиции комедии. Обзор содержания. Чтение ключевых сцен.

Фамусовская  Москва в комедии «Горе от ума». Картина нравов московского общества начала 19в.

Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Молчалин, Репетилов и др.).

Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт).

Чацкий в системе образов комедии. «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание.

Язык комедии «Горе от ума». Черты классицизма и реализма в комедии. Образность и афористичность языка. Преодоление канонов классицизма.

Анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Классное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

А.С.Пушкин Жизнь и творчество поэта. Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина.

Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

Лирика петербургского периода. «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Проблема свободы, служения Родине.

Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». Черты романтизма в стихотворении «К морю». Осуждение тирании и деспотизма в стихотворении «Анчар».

Любовная лирика Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Любовь как гармония душ. Адресаты любовной лирики поэта.

Философская лирика Пушкина. «Бесы». Раздумья о смысле жизни.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о поэзии, об отношениях поэта с обществом и человечеством.

Урок контроля по лирике А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Смысл финала поэмы.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Своеобразие жанра и композиции. Онегинская строфа.

Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Типическое и индивидуальное в образе Онегина.

Онегин и Ленский. Трагические итоги жизненного пути.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Тема любви и долга в романе.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Образ автора в романе. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.

Пушкинские художественные открытия в оценке В.Г.Белинского(фрагменты статей 8,9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Два типа мировосприятия персонажей в трагедии, их нравственные позиции в сфере творчества. 

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество. Трагичность судьбы поэта. Эпоха «безвременья».

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва». Тоска по идеалу, жажда любви и гармонии.

Лермонтовские мотивы в поэзии О.Андреевой.

М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта». Развитие пушкинских традиций. Отклик на смерть Пушкина.

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Поэт», «Пророк».

Эпоха «безвременья» в стихах Лермонтова. «Дума», «И скучно и грустно». Поэт и его поколение. 

Тема Родины в стихотворении «Родина». Своеобразие любви поэта к России.

Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Природа и человек в философской лирике поэта. «Когда волнуется желтеющая нива…».

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Эпоха Лермонтова в романе.

Образ Печорина как представителя поколения. Печорин и Бэла. Печорин и Максим Максимыч. Загадки образа главного героя.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя.

Печорин и контрабандисты. Печорин и «водяное общество». Печорин и Грушницкий.

Дружба в жизни Печорина. Печорин и Вернер. Печорин в системе мужских образов романа.

Любовь в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов. Печорин и Вера. Печорин и Мери.

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Печорин и Вулич. Проблема судьбы.

Черты романтизма и реализма в романе. Творчество М.Ю.Лермонтова в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к домашнему сочинению.

Контрольная работа по творчеству Лермонтова.

Поэты пушкинской поры.

К.Н.Батюшков Слово о поэте. Стихотворения «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Свобода, музыкальность и сложность, подвижность человеческих чувств в стихах Батюшкова.

А.В.Кольцов Слово о поэте. Стихотворения «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес». Близость творчества поэта народным песням. Горе и радость простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А.Баратынский Слово о поэте. Стихотворения «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение». Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.

Н.В.Гоголь Страницы жизни и творчества. «Мертвые души». История создания. Особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Обзор содержания.

Галерея образов помещиков в поэме «Мертвые души».

Галерея образов помещиков в поэме «Мертвые души».

Образ города в поэме «Мертвые души». Чиновничество.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

Души живые и мертвые в поэме. Лирические отступления в поэме. Образ Руси и мотив дороги.

Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма. Прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании.

Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Классное сочинение по поэме «Мертвые души»

Контрольная работа  по творчеству Н.В.Гоголя.

А.Н.Островский «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Любовь в пьесе и ее влияние на героев.

Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». История Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Л.Н.Толстой «Юность». Формирование личности героя повести. Особенности поэтики Толстого.

Автобиографическая повесть в литературе Кольского Севера. 

А.П.Чехов Слово о писателе. «Смерть чиновника».Трансформация темы «маленького человека» и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Жанровые особенности рассказа.

Классное сочинение по произведениям Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова (по выбору учащихся).

Н.А.Некрасов Слово о поэте. «Вчерашний день, часу в шестом…». Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

А.А.Фет  «Я тебе ничего не скажу…». Ф.И.Тютчев «Я встретил вас…». Тема любви в стихах поэтов. Мелодичность, напевность стиха. 

Русская литература 20в. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Многообразие жанров и направлений.

И.А.Бунин Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Гуманистическая позиция автора.

М.А.Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

А.И.Солженицын Слово о писателе. «Матренин двор».Тема праведничества в рассказе. Картины послевоенной деревни. Трагизм судьбы Матрены. Нравственный смысл рассказа.

А.А.Блок Слово о поэте. «Русь». Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

Поэзия Н.Колычева.

С.А.Есенин Слово о поэте. «Гой ты, Русь моя родная…», «Отговорила роща золотая…». Тема Родины в лирике Есенина. Народно-песенная основа лирики Есенина.

В.В.Маяковский «Послушайте!». Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Традиции и новаторство в творческих поисках поэтов

А.А.Ахматова Слово о поэте. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. 

А.Т.Твардовский Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом…». Проблемы и интонации стихов о войне.

Стихи Н.Заболоцкого, М.Цветаевой о жизни и смерти, о любви, о поэзии.

Стихи из солдатских блокнотов А.Подстаницкого, К.Симонова. Тема родины и ее судьбы.

Зарубежная литература.

Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы.

Данте Алигьери Слово о поэте. «Божественная комедия»( «Ад»,1,5 Песни). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Беатриче.

У.Шекспир Жизнь и творчество(обзор). Трагедия «Гамлет». Образ Гамлета как рефлексирующего героя. Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия.

Философский характер трагедии. Гамлет как «вечный» образ мировой литературы.

И.В.Гете Слово о поэте. Трагедия «Фауст». Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни.

Фауст и Маргарита. Идейный смысл трагедии. Фауст как «вечный» образ мировой литературы.

Дж.Байрон Слово о поэте. Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие «байронического» героя. Вера и скепсис в художественном мире Байрона

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговое тестирование.

Итоги года и задания для летнего чтения.

Диспут по сборнику О.Вороновой «Поле жизни».

Беседа. Тестирование.




РК


Лекция.

Беседа(повторение ранее изученного)



Беседа

Индивидуальные сообщения


Практикум

Устная характеристика героя

Практикум



Практикум



РР консультация


РК



Лекция

Мультимедийная презентация



Беседа




Беседа




Практикум



Внеклассное чтение

Рассказ учителя

РК


Практикум





РР


Лекция

Мультимедийная презентация




Лекция

Практикум



Беседа

Практикум


Лекция


Беседа


практикум



беседа



практикум



беседа



обучение анализу эпизода

РР

Создание конспекта статьи

РР


Лекция



Беседа


Практикум



Беседа

Практикум



Семинар




Практикум


Практикум

Сравнительный анализ

Чт.наиз.


Тестирование


Внеклассное чтение


Лекция


Беседа



Беседа


Беседа


Практикум


Беседа


Семинар


Семинар


Конспектирование




Внеклассное чтение




РР


Лекция



беседа




РК


Практикум



Практикум


Семинар



Анализ стихотворения

Семинар





Лекция



Беседа




Беседа




Практикум



Практикум



Беседа



Семинар


РР


Тестирование



Внеклассное чтение





Внеклассное чтение




Внеклассное чтение




Лекция




Обучение анализу эпизода

Практикум


Беседа


Беседа



Беседа



Семинар



Практикум




конспектирование




РР


Тестирование


Лекция




Лекция, беседа





Внеклассное чтение


РК


Лекция

Беседа



Беседа




РР



Практикум




Практикум




Лекция





Лекция

Беседа



Практикум


Лекция

Беседа




беседа



пратикум




лекция





лекция с элементами беседы

РК


беседа




внеклассное чтение



практикум






Практикум



Внеклассное чтение

РК




Лекция

Беседа





Лекция





Лекция

Беседа



Лекция


Лекция




Лекция



Внеклассное чтение




Тестирование

Беседа

РК

Чтение «Слова…»






с.4-8, зад.2-5





с.34, зад.6,7

чтение наиз.

С.29,1


с.34, зад.4




с.34, зад.1,3



с.34, зад.2



с.34, зад.3





с.35-40, 84-85

зад.8,9




с.58,зад.5




с.67, зад.1,3




с.67, зад.5

чт.наиз.







С.103, зад.1

С.104, зад.2





С.112-113





С.140,зад.1




С.140,зад.5,8



С.141-147, 164,зад.1

Чт.1д-я,с.164, зад.3


Анализ 2д-я


С.164,зад.5



Анализ 3д-я

Чт. Наиз.


С.164,зад.6




Анализ 4д-я







С.171





С.175, зад.1-4

Чт. Наиз.


с.178, зад.1,3

с.с.184, з.1,2,5

чт.наиз.


с.188, з.3

чт.наиз.



с.192, з.1,2


с.194,з.2







С.199, з.8



С.247,з.1-3


С.248, з.7-9



С.248, з.13


С.248, з.5


С.249, з.8

Чт.наиз.

С.248, з.4

















С.252, з.3



С.260,з.1-3






С.265, з.1-3

Чт.наиз.


С.275, з.1-4


Чт.наиз.



С.269, з.1

Чт.наиз.






Чт-е гл. «Бэла»


Гл. «Тамань»




Гл. «Кн.Мери»



С.318, з.17



С.318, з.18



С.317, з.12



Составить конспект






















С.323, з.1




С.325, з 2-4


С.366, з.10


С.366, з.1-5


С.366, з.6-9



 С.343-344, с.366, з.7





С.366, з.9












Чтение пьесы




Анализ эпизода




аналитическое

чтение




с.26, з.4,5




с.28, з.1-3







Чт. наизусть




Чт. Наиз.




С.31, з.1,2





С.48, з.1-4




С.48, з.8


Анализ эпизода




С.179, з.1-4



С.179, з.5-7




С.266, з.4-8





Чт. Наиз.





С.83, з.3




С.96, з.5

С.193, з.6



Чт. Наиз.






Чт. Наиз.









С.293, з.1-5






С.310, з.1-4








Литературоведение

Роды литературы

Художественное произведение




Жанр, летопись, житие





Слово



Композиция

Характер



Идея произведения










Классицизм

Сентиментализм

Античность




Ода

Риторический вопрос


Сатира



Традиция

Новаторство



Жанр путешествия

Черты классицизма и сентиментализма



Черты сентиментализма

Монолог, диалог

Портрет



Романтизм

Герой, пейзаж

Конфликт




Элегия

Пейзаж



Баллада




Специфика комедии

Сюжет





Конфликт



Интрига



Сюжетная линия




Афоризм



Анализ произведения в литературоведении







Дружеское послание

Антитеза


Романтизм

иносказание



метафора






Традиции и новаторство









Роман в стихах

Реализм




Черты романтизма








Реализм ,его черты


Композиция






Драматические произведения

Трагедия








Метафора

Инверсия

Лирический герой


Элегия

Ода

Лирический монолог



Традиция и новаторство




Эпитет

Метафора

Традиция и новаторство




Композиция

Сюжет и фабула

психологизм


Характер героя













Идея

Авторская позиция


Понятие реализма



























Сатира

Обличительный пафос


Виды комического


Герой и антигерой

Литературный тип





Лирическое отступление

Мотив













Жанр комедии




Развитие понятия о повести




Психологизм

Внутренний

Монолог



Тема «маленького

Человека»



Жанр рассказа







Метафора




Метафоричность

Языка



Литературное направление








Лиризм


Фантастика, сатира, гротеск, художественная условность









Рассказ-притча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...

Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького

Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе  по программе общеобразовательных учреждений  под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008  (5 ч...