Методическая разработка урока литературы
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Методическая разработка урока
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ «ПЕТЯ РОСТОВ» ( ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА «ВОЙНА И МИР») 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 178.55 КБ |
ltolstoy_voyna_i_mir.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
5 – 6 класс |
Методическая разработка урока литературы |
«Лев Николаевич Толстой "Петя Ростов" (отрывок из романа "Война и мир") |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
г.о. Вичуга
Выполнил: учитель русского языка и литературы Толокнова Марина Дмитриевна |
Методическая разработка урока
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ «ПЕТЯ РОСТОВ»
( ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»)
5-6 класс
Методический комментарий: Данное занятие может проводиться в 5-м классе на уроках литературы (Программа литературного образования (5–11 классы). Авторы: Т.Ф.Курдюмова, В.П. Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева.) в разделе «Героическое прошлое России» по следующей теме «Лев Николаевич Толстой "Петя Ростов" (отрывок из романа "Война и мир") Петя Ростов в партизанском отряде. Его первый бой и смерть.» ( 2 часа), а также по УМК «Вокруг тебя – мир…» для 5 класса на уроках внеклассного чтения в 5 и 6 классах; на тематических классных часах.
Гуманистический компонент Даже на войне возможно проявление гуманности.
Гуманитарные идеи: человек всегда, даже во время войны, должен остаться гуманным, в том числе и в обращении с пленными.
Тексты
отрывки из романа Л. Толстого «Война и мир»
Слова-фильтры занятия:
• конфликт, вооруженный конфликт
• военнопленный, защита
• гуманность
Примечание
Текст может быть прочитан дома (летом, на каникулах, постепенно в течение учебного года)
Цели:
общая – обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помочь детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах
частные – познакомить с фрагментами многопроблемного литературного произведения
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
№ | Презентация | Деятельность учителя | Учащиеся |
1 | Слайд 1 Работаем в интерактивном режиме (Дублируется на обычной доске) | Учитель записывает на доске слово «ВОЙНА» Задание для учеников: подберите к этому слову ассоциации (которые ученики записывают на доске, располагая их вокруг ключевого слова). Запись на доске остается до конца урока | |
2 | Подготовка к восприятию текста Слайд 2 | Вероятнее всего, среди этих ассоциаций не будет слов, связанных с понятием «гуманность». Я предлагаю вам, ребята еще одну схему: Что в нем вас поразило, заинтересовало? (Вся последующая работа на уроках будет направлена на то, чтобы ученики сделали «допуск» – и на войне есть возможность проявлять гуманность, истории известны обычаи, связанные с проявлением гуманного отношения к безоружному врагу.) Вопрос: кто из вас, ребята, знает такие истории? | |
3 | Слайд 3 Работа с цитатами Л Толстого | Учитель читает цитаты: 1. «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести» 2. «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра» Как вы понимаете эти слова? | Ответы учащихся |
4 | Слайд 4 | Эти строки принадлежат Льву Николаевичу Толстому Что вы знаете об этом писателе? Роман «Война и мир» был написан в 1869 году, но и сегодня его очень внимательно читают люди самых разных возрастов и национальностей. Подробно знакомиться мы будем с ним только в 10 классе, сегодня мы лишь прикоснемся к некоторым страницам романа и решим для себя: какими мыслями хотел поделиться с нами писатель и сумел ли он «достучаться до наших сердец»? | Ответы учащихся |
5 | Слайд 5 | 1812 год – время, о котором идет речь в романе. Что вы знаете о нем? (Учитель говорит несколько слов о самом романе, об основных героях, о семье Ростовых; о том, какое место на его страницах уделяется войне 1812 года, о том, почему Петя Ростов оказался в отряде Денисова.) | Ответы учащихся |
Война и дети | |||
6 | Работа по тексту Слайд 6 | Какое впечатление произвела на вас первая встреча с Петей? Задание: найдите и прочитайте описание внешности Пети С.51 (Можно отметить карандашом) | Ученики обращают внимание на следующее: он старается незаметно подтянуть панталоны, «…как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости…» и т.п. |
Слайд 7 Беседа | Почему Петя решил остаться у Денисова? | Главное для него – не стремление отличиться – ему «…не нужны награды»,– а необыкновенно сильное и постоянное желание быть в самом важном месте. | |
Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде Денисова? | Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям…». Это чувство распространяется и на вещи, его окружающие: «изюм чудесный», «такие прекрасные вещи», «кофейник…чудесный» и т.п. | ||
Каково душевное состояние Пети в эти дни? Прослушать запись чтения отрывка текста МР3 Задание: найти слова Толстого, подчеркивающие и объясняющие возбужденное состояние мальчика | от «радости, что он большой», от «поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства…». | ||
Что видит во сне Петя? Каков смысл этого сна? Как реальный мир вторгается в Петины сны? | Ответы учащихся по тексту | ||
7 | Слайд 8 Слайд 9 | На страницах отрывков из романа вы встретились с еще одним мальчиком – сверстником Пети.
Щербатого Петя «оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце». Почему?
привести его?
такие детали: Петя «робко и ласково» дотрагивался до руки пленника, говорил «нежным шепотом»? | |
Война и взрослые | |||
8 | Слайд 10 | Кто из взрослых действует рядом с Петей на страницах романа в этом отрывке? Кого из них особенно выделяет писатель? | Денисов, Долохов, Тихон Щербатый записываются на доске так, чтобы под каждым из них можно было делать необходимые записи – результаты работы с литературным материалом |
Слайд 11 | Задание: Найдите в тексте строчки, характеризующие Денисова, Долохова, Тихона Щербатого Прочитайте их | Денисов: «исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо»; «весело блеснув глазами», «сердито покашливал», «одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения»… Долохов: «много рассказов про необычайные храбрость и жестокость… с французами», «имел вид самого чопорного гвардейского офицера»; «лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке»… Тихон Щербатый: «изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем»; «отвечал… хриплым, но певучим басом», «плоские, вывернутые в лаптях ноги»; любит представлять в лицах то, что с ним произошло в разведке; «сияющая глупая улыбка, открывшая недостаток зуба»… | |
Посмотрите, какие разные люди оказались в одно и то же время в одном и том же месте. | Все они смелые, храбрые, хладнокровные воины. | ||
В то же время между ними не всегда существуют дружеские отношения. | Особенно серьезные разногласия возникают между основными героями из-за их отношения к пленным | ||
Как каждый из героев относится к пленным? Задание: Ученикам предлагается вспомнить, а при необходимости и перечитать или пересказать следующие эпизоды:
| рассказ Тихона Щербатого о взятии «языка» - с.54 спор Долохова и Денисова об отношении к пленным – с. 61 | ||
Слайд12 | Обратитесь к сцене спора Денисова и Долохова. | Запись в тетради определения слова «конфликт» Конфликт – это острый спор, который носит непримиримый характер и вызывает у его участников серьезные разногласия. | |
Задание: Подберите слова, которые могут определить позицию каждого из участников спора. Продолжите фразы: Отношение к пленным у Денисова – … (какое?), а у Долохова – … (какое?) Учитель:В синонимическом ряду к слову «человечный» есть слово «гуманный», то есть «человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях». | Ученики могут дать такие пары определений: доброе – злое, хорошее – плохое, справедливое – несправедливое и т.п.
Важно, чтобы ученики назвали также и пару «человечное – бесчеловечное». | ||
Как Петя относится к этим героям? Как вам кажется, чье отношение к пленным ему ближе? | Пете дважды становится «неловко»: в конце рассказа Тихона Щербатого, когда он «понял, что Тихон этот убил человека», и во время спора Денисова и Долохова | ||
Слайд 13 | Как Денисов и Долохов относятся к Пете? | Для Денисова Петя частичка мирной жизни, память о дорогих людях. Денисов старается уберечь Петю от напрасного риска, который неизбежен на войне: «совсем и тебе не нужно ездить…», «а уж его я ни за что не пущу»; «в волнении, в беспокойствии досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его»; просил «слушаться… и никуда не соваться» во время боя; «дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети»; «звуки, похожие на лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Долохову же Петя безразличен: «отчего ж не взять» в опасную разведку «молоденького графчика». | |
Слайд 14 | Задание: Обратитесь к заключительной сцене. Как вам кажется, о чем заставляют задуматься читателя следующие строки: «– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову»? Каково значение сцены гибели Пети Ростова? | Смерть Пети для Долохова – лишь оправдание расправы с пленными французами. Какие слова употребляют Долохов и Денисов, говоря о смерти Пети? («готов»/«убит».) | |
9 | Подведение итогов Слайды 15, 16 | Как вы думаете, почему и на войне необходимо следовать правилам, основанным на принципе гуманности? При подготовке к ответу на этот вопрос вы можете использовать приведенные ниже высказывания: "Только жизнь невозместима, кроме нее – все и вся". Антон Рубинштейн "Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою". Еврипид (около 480 до н.э. – 406 до н.э., древнегреческий драматург) | Высказывания учащихся (устные) |
При обобщении ответов учеников учитель может обратить их внимание на то, что правила, которые направлены на уменьшение страданий людей, основаны на принципах человечности, гуманности. | |||
10 | Домашнее задание | Напишите, о чем побудили задуматься вас страницы романа Л. Толстого? | |
11 | Рефлексия | Учитель выдает самоклеющиеся листочки и просит учащихся оценить свою работу на уроке, нарисовав смайлик или написав три слова-оценки, после звонка при выходе из кабинета эти листочки наклеить на доску. |
Использованные источники и ресурсы
1. Вокруг тебя – мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 5 класс. – М., 1999
2. Вокруг тебя – мир…: Книга для ученика, 5 класс. – М., 1999
3. http://edu.tomsk.ru/teacher_help/mir/5_class/III_razdel/Metod_rek_5-3.htm
5 класс III раздел Методические рекомендации
4. http://www.staroeradio.ru/audio/21169
Толстой Л - Война и мир - Петя Ростов (фр.романа чит. Дм. Журавлев)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести» «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра» Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой Война и мир
1812 год
Петя Ростов
Почему Петя решил остаться у Денисова? Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде? Какие качества характера Пети проявляются в этих эпизодах? Каково душевное состояние Пети в эти дни? Что видит во сне Петя? Каков смысл этого сна? Как реальный мир вторгается в Петины сны?
Как выглядит этот мальчик? Как к нему относятся в отряде Денисова? После рассказа Тихона Щербатого Петя «оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце». Почему? Почему Петя считает возможным попросить, чтобы пленника позвали к офицерскому столу?
Почему Петя сам вызывается привести его? О чем говорят такие детали: Петя «робко и ласково» дотрагивался до руки пленника, говорил «нежным шепотом»? Как вы думаете, что чувствовал маленький француз-барабанщик?
Посмотрите, какие разные люди оказались рядом на этой войне. Что их объединяет?
Денисов: «исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо»; «весело блеснув глазами», «сердито покашливал», «одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенност ь своего положения»… Долохов: «много рассказов про необычайные храбрость и жестокость… с французами», «имел вид самого чопорного гвардейского офицера»; «лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке»… Тихон Щербатый: «изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем»; «отвечал… хриплым, но певучим басом», «плоские, вывернутые в лаптях ноги»; любит представлять в лицах то, что с ним произошло в разведке; «сияющая глупая улыбка, открывшая недостаток зуба»…
Как каждый из героев относится к пленным? Вспомните спор Денисова с Долоховым. Какие основания каждый из них находит для отстаивания своей позиции? Продолжи фразы: Отношение к пленным у Денисова - … (какое?) У Долохова - … (какое?)
Как Петя относится к этим героям? Чье отношение к пленным ему ближе (Денисова или Долохова)? Как Денисов и Долохов относятся к Пете?
О чем заставляют задуматься строки из заключительной сцены: « – Готов, - повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! Крикнул он Денисову»?
Почему и на войне необходимо следовать правилам, основанным на принципе гуманности?
Только жизнь невозместима, кроме нее – все и вся. Антон Рубинштейн (1829-1894, русский музыкант) Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою. Еврипид (около 480 до н. э. – 406 до н. э., древнегреческий драматург)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...