Тематическое планирование уроков литературы для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Тематическое планирование уроков литературы для 7 класса по программе В.Я. Коровиной (70 часов, базовый уровень). В планировании определено: содержание урока, формируемые понятия, межпредметные и внутрипредметные связи, сопутствующее повторение, деятельность обучающихся на уровне универсальных учебных действий и правописных навыков, домашнее задание (разнообразное, разноуровневое, с учётом дополнительных и индивидуальных заданий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie._literatura._7_klass.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Бронницы
Тематическое планирование уроков
литературы
7 класс (70 часов)
(по программе В.Я. Коровиной.)
Учитель русского языка и литературы
Елена Владимировна Овчинникова
2013 г.
№ п/п | Примерная дата | Тема, содержание урока | Кол-во часов | Формирование понятий | Виды деятельности учащихся | Повторение и межпредметные связи | Домашнее задание | Примечание |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Идея. Проблема. Проблематика. Тема. Тематика. | Беседа. Тестирование. | 1. Задание №2 учебника письменно. 2. Прочитать статью «Предания». | |||
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник». | 1 | Предание (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. | Прочитать статью «Былины». | |||
3. | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | 2 1 | Былина. Руны. Гипербола (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Подготовить выразительное чтение былины. 2.Выписать из текста гиперболы, найти повторы (по 5 – 10). 3.Написать былину. Вариант: мини-сочинение (или устный рассказ) по картине Билибина «Дружина Вольги». 4.Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | |||
4. Вн. чт. | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | Мифологический эпос (начальные представления). Былинный стих. Поэтическая интонация. Героический эпос. | Урок внеклассного чтения. | 1.Прочитать на выбор «Садко», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Алёша» и др. 2.Подготовить характеристики героев былин. 3.Подготовить свою иллюстрацию к одной из былин. | |||
5. | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Найти по пять пословиц, посвящённых временам года, силе и храбрости воинов, ценности дружбы. 2.Подготовьте письменное толкование понравившейся пословицы (мини-сочинение). 3.Дп. Задания и викторины (карточки). | |||
6. | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 2 1 | Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Напишите короткое «поучение», обращённое к кому-нибудь из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику, например: грамотка, ибо, леность, отрок и т.д. При написании руководствуйтесь планом: 1) Обращение и зачин. 2) Три основных проблемы-поучения (или больше). 3) Концовка-наказ о том, как пользоваться вашим поучением, чтобы оно принесло наибольшую пользу. 2.Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | |||
Р 7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. | 1.Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) повести от лица одного из персонажей. 2.Провести словарную работу:: задание №2 в учебнике. 3.Дп. Индивидуальные задания (карточки). | ||||
Р 8. | Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3.Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя? | 1 | Урок развития речи. | Прочитать статью учебника о Ломоносове. | ||||
9. | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, российской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению. | 1 | Ода (начальные представления). | Рассказ учителя. Практикум. | 1.Прочитать «Оду на день восшествия…» полностью. 2.Подготовить выразительное чтение одного из отрывков. 3.Составить развёрнутый план статьи учебника. | |||
10. | Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Выучить наизусть стихотворение Державина. 2.Подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине. 3.Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Ломоносов и Державин – великие поэты XVIII столетия», пользуясь материалами дополнительной литературы. 4.Прочитать поэму «Полтава». | ||||
11. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению. | 6 1 | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Выучить наизусть отрывок из поэмы, (дополнительно) прочитать весь текст поэмы. 2.Прочитать в учебнике отрывок из поэмы «Медный всадник» (вариант: всю поэму). 3. Дп. Задания по жанру и стихотворному размеру (карточки). | ||||
12. | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | 1 | Образ автора. | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть. 2.Написать мини-сочинение по одной из иллюстраций к поэме. (Вариант: подготовить устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»). | |||
13. | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка. | 1 | Баллада (развитие представлений). | Беседа. Практикум. | 1.Выучить песню наизусть. 2.Заполнить кроссворд. | |||
Р 14. | А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». | 1 | Урок развития речи. | 1.Приготовить выразительное чтение отрывка. 2.Прочитать повесть «Станционный смотритель». 3.Написать сочинение-миниатюру по любой иллюстрации к трагедии «Характер Пимена в моём представлении и в представлении художника». 4. Сделать иллюстрацию к сцене в Чудовом монастыре. | ||||
15. | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | 1 | Повесть (развитие представлений). | Беседа. | 1.Прочитать повесть до конца. 2. Вопросы. | |||
16. | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | 1 | Повесть (развитие представлений). | Практикум. | Написать сочинение на одну из тем: - «Мой любимый герой Пушкина»; - «Мой Пушкин»; - «Главная мысль в повести „Станционный смотритель‟». | |||
Р 17. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 3 1 | Фольклоризм литературы (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. | 1.Составить план статьи И.А. Андроникова в учебнике. 2.Прочитать «Песню про купца Калашникова…». | |||
18. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | 1 | Фольклоризм литературы (развитие представлений). | Беседа. Практикум. | 1.Подготовить выразительное чтение одной из глав поэмы. 2.Варианты дополнительных заданий: 1) сделать несколько иллюстраций к поэме, самостоятельно или используя различные источники; 2) написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций в учебнике или на одну из тем: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный»; 3) сочинение-рассуждение «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?» 3.Выучить наизусть отрывок из поэмы: восход зари. | |||
19. | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. | 1 | Практикум. | 1.Учебник, вопросы 1,2. 2.Одно из стихотворений выучить наизусть. 3.Индивидуальные задания (карточка). 4.Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | ||||
Р 20. | Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок контроля. Урок развития речи. | Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | ||||
21. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 3 1 | Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Художественный пересказ одной из глав повести Гоголя «Тарас Бульба». (Вариант: от лица кого-либо из персонажей). 2.По плану характеристики героя литературного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. 3.Выучить наизусть отрывок о степи. 4.Прочитав повесть, рассказать о том, что мы узнаём о герое по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями). | |||
22. | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | Литературный герой (развитие понятия). | Обучение устному рассказу. | 1.Прочитать параграф учебник, составить краткий план. 2.Составить рассказ о Тарасе Бульбе по I главе. 3.Дочитать повесть до конца. 4.Найти и выделить в повести моменты, где выявляются: вера, патриотизм, товарищество, вольность. 5.Выделить в тексте описания природы. 6.Выписать (по вариантам) места, где автор применяет деталь (подробности быта, пейзажа, интерьера) и гиперболу. | |||
Р 23. | Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба‟», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)». | 1 | Урок развития речи. | 1.Написать сочинение. 2.Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». | ||||
24. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. | 2 1 | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Подготовить подробный пересказ отрывка рассказа (описание портрета Бирюка или одного дня из жизни лесника). 2.Написать сочинение-рассуждение «Один день из жизни лесника» или «Что написал бы о себе Бирюк, если бы писал дневник» по рассказу «Бирюк». 3.Подготовить рассказ о Бирюке, опираясь на примерный план характеристики героя литературного произведения. | ||||
Р 25. | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе. | 1 | Стихотворение в прозе. | Урок развития речи. | 1.Выучить наизусть стихотворение «Русский язык». 2.Написать стихотворение в прозе. | |||
26. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | 2 1 | Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | 1.Прочитать ещё раз отрывок из поэмы. (Вариант: прочитать всю поэму Некрасова). 2.Написать характеристику героини в соответствии с планом характеристики героя литературного произведения. (Вариант: дать сравнительную характеристику женщин-героинь поэмы.). 3.Прочитать стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». | |||
Вн. чт. 27. | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению. | 1 | Урок внеклассного чтения. | 1.Выучить наизусть одно из стихотворений. 2.Написать мини-сочинение по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова. | ||||
Вн. чт. 28. | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 1 | Баллада (развитие представления). | Урок внеклассного чтения. | 1.Прочитать статью учебника о Салтыкове-Щедрине. 2.Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | |||
29. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | 2 1 | Гротеск (начальные представления). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Прочитать сказку до конца и составить цитатный план сказки. 2.Подготовить краткий пересказ всей сказки или художественный пересказ одного эпизода. 3.Рассмотреть иллюстрацию в учебнике. Сделать свою к одному из эпизодов. | |||
Р 30. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина». | 1 | Гротеск (начальные представления). | Урок развития речи. | 1.Прочитать сказку «Дикий помещик». 2.Составить словарик терминов, позволяющий лучше усвоить понятие «сатира»: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм. 3.Вопросы, кроссворд. | |||
31. | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина». | 1 | Урок контроля. | 1.Прочитать статью в учебнике о Толстом. 2.Прочитать «Детство» (главы). | ||||
32. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 2 1 | Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Прочитать главы из «Детства». 2.Составить план статьи о Толстом. 3.Подготовить пересказ одной из глав. 4.Подготовить рассказ об одном и героев произведения. (Можно по любой другой главе, не предусмотренной хрестоматией.) | |||
33. | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). | Беседа. Обучение устному рассказу. | 1.Прочитать статью Н. Гудзия «Как работал Толстой» и повесть «Детство» до конца. 2.Подготовиться к уроку развития речи и итоговому тесту. | |||
34. | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | 2 1 | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Прочитать рассказ «Цифры» полностью. 2.Подготовить характеристику главных персонажей в соответствии с планом. 3.Прочитать рассказ «Лапти». | ||||
Р 35. | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта. Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства‟ в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». | 1 | Урок развития речи. | Прочитать рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». | ||||
36. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 4 1 | Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Подготовить выразительное чтение рассказа. 2.Прочитать рассказы «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». 3.Прочитать статью А.И. Ревякина «Антон Павлович Чехов». Составить план. | |||
37. | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | 1 | Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). | Практикум. | Составить письменно отзыв к одному из прочитанных рассказов Чехова. | |||
38. | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). | Беседа. | Сочинение-рассуждение. | |||
Вн. чт. 39. | Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня», др. | 1 | Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). | Урок внеклассного чтения. | Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова». | |||
40. | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. | 1 | Практикум. | 1.Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть. 2.Написать эссе по одному из пейзажей. 3.Прочитать повесть «Детство» Горького. | ||||
41. | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | 4 1 | Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Задание к II, III, IV главам: 1) найти в этих главах сведения о бабушке и дополнить её характеристику; 2) прочитать указанные главы. 2.Подготовить художественный пересказ различных сцен из повести («Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки», «Первое знакомство» - на выбор). | |||
42. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | 1 | Понятие о теме и идее произведения (начальные произведения). | Беседа. | 1.Прочитать повесть «Детство» до конца. 2.Сделать иллюстрации к понравившимся прочитанным главам. | |||
43. | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. | 1 | Портрет как средство характеристики героя. | Практикум. | 1.Вопросы. 2.Прочитать рассказ «Старуха Изергиль». | |||
Вн. чт. 44. | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | Понятие о теме и идее произведения (начальные произведения). Портрет как средство характеристики героя. | Урок внеклассного чтения. | 1.Подготовить художественный пересказ легенды о Данко. 2.Подготовить иллюстрацию к тексту. | |||
45. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению. | 2 1 | Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). | Рассказ учителя беседа. | 1.Выразительное чтение «Необычайного происшествия». 2.Сделать иллюстрации к стихотворению. 3.Читать статьи учебника. 4.Найти неологизмы и выписать из текста в тетрадь. | |||
Вн. чт. 46. | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 1 | Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). | Урок внеклассного чтения. | 1.Выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». 2.Прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака», составить план рассказа «Жизнь Кусаки». | |||
47. | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Написать рассказ о любом животном: своём, бездомном – «Имя моего любимца». 2.Прочитать рассказ А. Платонова «Юшка». 3.Дп. Прочитать рассказ Л. Толстого «Бешеная собака». Определить, в чём сходство этого рассказа и рассказа Л. Андреева. | ||||
48. | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека. | 2 1 | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире». 2.Подготовить небольшой пересказ на одну из тем: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть», «Наедине с природой». 3.Индивидуальные задания (карточки). | ||||
Вн. чт. 49. | А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Подготовиться к сочинению. | ||||
Р 50. | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | 1 | Урок развития речи. Урок контроля. | Подготовить выразительное чтение стихотворений Пастернака. | ||||
51. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | 1 | Рассказ учителя. Практикум. | Подготовиться к контрольной работе. | ||||
52. | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | Урок контроля. | 1.Подготовить выразительное чтение стихов о войне из предложенных. 2.Подготовить сообщение по данным темам. | ||||
53. | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | 1 | Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Прочитать рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади». 2.Вопросы. | |||
54. | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади». | 1 | Литературная традиция (начальные представления). | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | 1.Подготовить выразительное чтение рассказа. 2.Подготовить письменный рассказ о судьбах братьев наших меньших. 3.Подготовить краткий и художественный пересказ эпизодов из рассказа. 4.Дп. Прочитать другие рассказы Ф. Абрамова, написать краткий отзыв на один из них. | |||
55. | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | 1.Прочитать стихотворение «Кукла» К. Случевского. Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом Е.И. Носова? В чём она? 2.Прочитать рассказы Носова «Живое пламя», «Радуга». 3.Прочитать рассказ Ю. Казакова «Тихое утро». | ||||
Вн. чт. 56. | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 1 | Урок внеклассного чтения. | 1.Подготовьте художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного на уроке. 2.Прочитать рассказ В. Мирнева «Ночью». Напишите краткую письменную рецензию на него. | ||||
Вн. чт. 57. | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русским поэтом. | 1 | Лирический герой (развитие понятия). | Урок внеклассного чтения. | Подготовить выразительное чтение стихотворения (на выбор). | |||
58. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | Лирический герой (развитие понятия). | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Выучить наизусть одно из стихотворений Твардовского. 2.Прочитать статью в учебнике «Уроки Твардовского» и «Из воспоминаний о Твардовском». 3. Индивидуальное задание (карточка). | |||
Вн. чт. 59. | Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы. | 1 | Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). | Урок внеклассного чтения. | Прочитать статьи Д.С. Лихачёва. | |||
60. | М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Юмор. Юмористический рассказ (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. | Вопросы. | |||
Вн. чт. 61. | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки». И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | Урок внеклассного чтения. | 1.Прочитать статью о Р. Гамзатове. 2.Выразительное чтение стихотворений. | ||||
62. | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Вопросы. | ||||
63. | Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | 1.Краткий пересказ статьи о Бёрнсе. 2.Выразительное чтение стихотворений. | ||||
64. | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. | 1 | Рассказ учителя. Практикум. | Подготовить выразительное чтение стихотворения Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!» | ||||
65. | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | 1 | Особенности жанра хокку (хайку). | Практикум. | 1.Подготовить выразительное чтение понравившихся хокку. 2.Пользуясь иллюстрациями, приведёнными в учебнике, попытайтесь составить свои хокку. (Вариант: составьте собственные хокку на одну из тем: природа, друзья, отношения с близкими.). | |||
66. | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». | 1 | Семинар. | 1. Подготовить пересказ рассказа. 2.Написать сочинение на темы: «Благодарность», «Во имя любви», «Истинные дарители». 3.Прочитать рассказы О. Генри «День благодарения», «Чародейные хлебцы», «Принцесса и пума», «Вождь краснокожих». Прочитать рассказ «Каникулы». | ||||
Вн. чт. 67. | Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Подготовиться к итоговой читательской конференции. | ||||
68. | Читательская конференция. Итоги года и задание на лето. | 1 | Читательская конференция. | Задания для летнего чтения. | ||||
69 – 70. | Резервные часы. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной
Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...
Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008 (5 ч...