Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Данный материал представляет собой разработку урока (2 часа) в системе уроков по изучению романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". урок проводится с применением презентации. Задания расчитаны на разный уровень подготовленности учащихся.
Содержание:
Анализируем сатирические эпизоды, «разоблачаем» негодяев (Степа Лиходеев, Варенуха, Босой, Соков, Аннушка, АлоизийМогарыч…) Приемы сатиры. Анализируем главу «Черная магия, и ее разоблачение». Символический смысл микротемы обнажения, разоблачения. Почему позиция Воланда пассивная?Сопоставление толпы московской и толпы ершалаимской – мысли Воланда о неизменности человеческих стяжаний, искушений, пороков.
Анализируем главы 5, 28. «Литераторы». Находим иронию и сарказм автора. Анализируем 1 гл. как завязку основных мотивов романа. Отрицание Христа - истоки разгула сатанинских сил. Триединство реальности, фантастики, мистики. Образ Берлиоза – догматика, воинствующего атеиста. Символика микротемы отрезанной (оторванной) головы в романе. Что означает выражение «Каждому будет дано по его вере», и как оно связано с персонажами романа. Образ Воланда, литературная традиция в изображении дьявола как силы искушающей и карающей. Свита Воланда. Смысл эпиграфа к роману. Символика света и тьмы.
Изучаем содержание 1, 7, 9, 10, 14, 18, 21, 24, 27, и др. глав романа с позиции авторского отношения к изображаемым порокам общества и ведущей идеологии; проанализировать ключевые эпизоды саморазоблачения обывателей; познакомиться с целями «прибытия» нечистой силы в Москву 30-х годов; ответить на проблемный вопрос: «Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_po_bulgakovu.docx | 30.33 КБ |
master_i_margarita_uroki_4_i_5_.ppt | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе(2 часа)
11 класс
Тема: «Московские главы». Сатирическое изображение современности. Литераторы. Дьяволиада.
Тип урока: изучение нового материала.
Содержание.
Анализируем сатирические эпизоды, «разоблачаем» негодяев (Степа Лиходеев, Варенуха, Босой, Соков, Аннушка, Алоизий Могарыч…) Приемы сатиры. Анализируем главу «Черная магия, и ее разоблачение». Символический смысл микротемы обнажения, разоблачения. Почему позиция Воланда пассивная? Сопоставление толпы московской и толпы ершалаимской – мысли Воланда о неизменности человеческих стяжаний, искушений, пороков.
Анализируем главы 5, 28. «Литераторы». Находим иронию и сарказм автора. Анализируем 1 гл. как завязку основных мотивов романа. Отрицание Христа - истоки разгула сатанинских сил. Триединство реальности, фантастики, мистики. Образ Берлиоза – догматика, воинствующего атеиста. Символика микротемы отрезанной (оторванной) головы в романе. Что означает выражение «Каждому будет дано по его вере», и как оно связано с персонажами романа. Образ Воланда, литературная традиция в изображении дьявола как силы искушающей и карающей. Свита Воланда. Смысл эпиграфа к роману. Символика света и тьмы.
Цели.
Изучить содержание 1, 7, 9, 10, 14, 18, 21, 24, 27, и др. глав романа с позиции авторского отношения к изображаемым порокам общества и ведущей идеологии; проанализировать ключевые эпизоды саморазоблачения обывателей; познакомиться с целями «прибытия» нечистой силы в Москву 30-х годов; ответить на проблемный вопрос: «Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?»
.
Цели 1 уровень (базовый) | результаты | Цели 2 уровень (средний) | результаты | Цели 3 уровень (продвинутый) | результаты |
1. Знать содержание московских глав романа, мотивы поведения героев, основные приемы сатиры автора; | Участие в обсуждении страниц романа, умение анализировать сатирические эпизоды; умение давать нравственную характеристику сатирическим образам в романе, исходя из мотивов их поведения; | 2. Охарактеризовать литературный мир романа (гл.5, 28) и отношение автора к нему;
| Представление о назначении сатиры Булгакова, умение самостоятельно находить примеры сатиры в романе, самостоятельно их анализировать, давать нравственную оценку образу жизни лжелитераторов. | 3. Используя дополнительные источники информации, охарактеризовать представителей фантастического мира, раскрыть символический смысл отдельных тем, мотивов, образов. Раскрыть проблему искушения и наказания в романе. Объяснить пассивную позицию Воланда. Дать толкование символического мотива «отрезанной» головы. | Умение самостоятельно находить примеры изображения фантастического и мнимого миров романа и анализировать их с точки зрения авторского замысла; знание разных обличий помощников Воланда во времени и пространстве романа, а также их функций; умение раскрывать своё понимание эпиграфа; представление о вездесущном характере образа Воланда, его связи с литературными предшественниками. |
учитель | ученик | методы | формы | Использование Интернет-технологий |
1.Организационный этап. 2. Подготовка к изучению нового материала. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Словесный: краткое вступительное слово учителя. Словесный метод беседы с презентационной поддержкой , элементами рассказа и выразительным чтением. Наглядный метод. | Фронтальная, индивидуальная. . | Каковы исторические реалии российской действительности 20 -30 г.г. ХХ века? Как они отражаются в романе. www.davno.ru Какое значение для понимании реалий изображаемых событий имеет сон Никанора Ивановича Босого? Альтернативный вариант: рассказ учителя с элементами беседы. |
Организация начала работы, формулирование темы. Беседа по вопросам: -Каковы исторические реалии российской действительности 20 -30 г.г. ХХ века? Как они отражаются в романе. -Какое значение для понимании реалий изображаемых событий имеет сон Никанора Ивановича обобщает и комментирует ответы учащихся, расставляет акценты, подводя к конечной цели беседы: «Сатирическое изображение Москвы 20-30 г.г. Булгаковым в романе». Проверяет индивидуальное домашнее задание. | Подготовка к учебной деятельности. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, демонстрируя историко-литературные знания. Делают выступления по индивидуальному домашнему заданию, демонстрируют фотоматериал о Москве Булгакова, делают сравнительный анализ сайтов. | |||
2. Проверка домашнего задания | ||||
Проверяет выполнение домашнего задания в ходе беседы на тему: «Что становится объектом сатиры у Булгакова?» Комментирует выступления учащихся, акцентирует внимание на важных моментах. | Устные высказывания учащихся, фиксирование основных моментов в рабочих тетрадях. Работают с Интернет -ресурсами по уточнению термина «сатира» | Устный опрос учащихся в соотвествии с характером домашнего задания с элементами беседы. |
Фронтальная | Уточните в литературоведческом словаре понятие сатиры и приёмов сатирического изображения. http://ru.wikipedia Альтернативный вариант: сообщение учителя или подготовленного ученика. |
5. Целеполагание. Изучение нового материала. | ||||
Постановка учебной задачи: «Охарактеризуйте музыкальные ассоциации сатирического звучания российской действительности 20-30 г.г. ХХ века. Объясните, какая из музыкальных тем в большей степени отражает Москву Булгакова?» Формулирует проблемный вопрос как цель урока: «Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?» Организует текстуальный анализ ключевых сцен и эпизодов по вопросам: С какой целью Воланд посещает Москву? Что предпринимает он с целью ревизии людских душ? В чём особенность поведения Воланда в московских главах романа? Анализ 1, 12 и 18 глав романа. | Слушают музыкальные фрагменты, высказывают свои ответы на вопрос познавательной задачи. Записывают в тетрадь в проблемный вопрос. Проводят текстуальный анализ ключевых сцен и эпизодов для решения поставленной задачи: «Какова роль Воланда и его свиты в московских главах романа»? Выясняют, что позиция Воланда пассивная. | Методы стимулирования учебной деятельности и активизации познавательного интереса. Проблемный метод, практический метод: устный анализ избранных глав романа. | Фронтальная. | Презентация к уроку. |
6. Задание на дом | ||||
Объясняет характер домашнего задания: подготовка выступлений (возможно презентационным сопровождением) | Записывают домашнее задание, задают вопросы, связанные с его выполнением. | Опережающее домашнее задание, связанное с изучением нового материала. | Дифференцированное домашнее задание. | Каковы традиционные изображения дьявола в литературе? http://ru.wikipedia В чём особенность художественной функции образа Воланда ? http://www.dombulgakova http://www.bulgakov.ru/v/voland/ Охарактеризуйте свиту Воланда, пользуясь материалами энциклопедии. Альтернативный вариант: работа со справочной литературой. |
1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания | ||||
Организует проверку домашнего задания. Задаёт вопросы, обобщает и комментирует ответы учащихся, расставляет акценты, подводя к ответу на поставленную задачу. | Устные выступления учащихся, выдвижение предположений и гипотез по теме урока: Художественная функция образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» («… так кто ж ты, наконец?»). . | Устный опрос учащихся в соотвествии с дифференцированным домашним заданием | Фронтальная, коллективное обсуждение проблематики романа. | Возможна демонстрация презентации, подготовленной учащимися как формы отчетности по домашнему заданию. |
3. Изучение нового материала. | ||||
Организует работу на уроке вокруг следующих вопросов: «Но всё-таки, что же было дальше-то в Москве после того, как в субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей свитой с Воробьёвых гор?» (Анализ эпилога.) Как меняется жизнь героев романа после общения с нечистой силой? | Анализируют эпилог романа. | Практический метод: работа с текстом эпилога романа с целью ответов на вопросы к уроку. | Фронтальная. | |
4. Обобщение по теме урока | ||||
Обобщает материал, прозвучавший выступлениях учащихся, в ходе беседы подводит их к основным выводам и ответам на загадки романа: Какова роль московских глав романа в понимании философского и обывательского представления о вечном противостоянии Добра и Зла.
| Самостоятельная (с консультационной поддержкой учителя) индивидуальная работа учащихся с Интернет-ресурсами. | Проблемный анализ московских глав романа в свете общей философско-этической проблематики произведения. | Дифференцированная. | Какова роль московских глав романа в понимании философского и обывательского представления о вечном противостоянии Добра и Зла. Рассмотрите иллюстрации разных художников к московским главам романа. Что их объединяет? Как, по-вашему, можно объяснить авторский замысел в этих работах? http://www.bulgakov.ru Альтернативный вариант: эвристическая беседа презентационной поддержкой. |
4. Подведение итогов урока. | ||||
Выдвигает новые вопросы, открытый финал урока, смысл которого заключается в том, что нет однозначных ответов на загадки романа. | Формируется познавательный интерес к дальнейшим урокам. | Методы стимулирования учебной деятельности. | Фронтальная | Презентация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каковы исторические реалии российской действительности 20 -30 г.г. ХХ века? Как они отражаются в романе. Какое значение для понимании реалий изображаемых событий имеет сон Никанора Ивановича Босого?
Уточните в литературоведческом словаре понятие сатиры и приёмов сатирического изображения. Что становится объектом сатиры у Булгакова?
Музыкальные ассоциации сатирического звучания российской действительности 20-30 г.г. ХХ века. прослушать
Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?
С какой целью Воланд посещает Москву? Что предпринимает он с целью ревизии людских душ? В чём особенность поведения Воланда в московских главах романа? Анализ 1, 12 и 18 глав романа.
В чём особенность художественной функции образа Воланда ? Каковы традиционные изображения дьявола в литературе? Художественная функция образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» («… так кто ж ты, наконец?»).
Охарактеризуйте свиту Воланда, пользуясь материалами энциклопедии. «Распоряжений никаких не будет – вы исполнили всё, что могли, и более в вшах услугах я пока не нуждаюсь. Можете отдыхать». Что «исполнила» свита Воланда за 4 дня пребывания в Москве? ( Стёпа Лиходеев (гл.7.), Варенуха (гл. 10, 14), Никанор Иванович Босой (гл. 9), Поплавский, буфетчик Соков (гл.18), Аннушка (гл.24, 27), история с костюмом и песней «Славное море, священный Байкал» (гл. 17, 27).
«Но всё-таки, что же было дальше-то в Москве после того, как в субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей свитой с Воробьёвых гор?» (Анализ эпилога.) Как меняется жизнь героев романа после общения с нечистой силой? Какова роль московских глав романа в понимании философского и обывательского представления о вечном противостоянии Добра и Зла?
Рассмотрите иллюстрации разных художников к московским главам романа. Что их объединяет? Как, по-вашему, можно объяснить авторский замысел в этих работах?
Мир сотворён, но ещё недосказан, Создан маршрут: через тернии к звёздам. Зло и добро в роковом поединке переплелись… Человек – посрединке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"
Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....
Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.
Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...
Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"
Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...
Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".
В представленном материале автор ставит задачу познакомить учащихся с понятием "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...
Презентация к уроку литературы по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Презентация предназначена для учащихся 9-классов. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время....
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...