Лицейская журналистика пушкинского выпуска 1811-1816 г.г.
статья (литература, 9 класс) по теме

Ельцова Вера Сергеевна

В докладе рассматривается журналистское творчество лицеистов "золотого" пушкинского выпуска - с 1811 по 1816 годы. В это время лицеисты (А.С.Пушкин, А.Дельвиг, А. Илличевский, М.Яковлев, В.Кюхельбекер и другие) создавали литературные журналы: " Неопытное перо". "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Участие в создании журналов питало Музу не только юного Пушкина, но и многих его друзей-лицеистов. Лицейские журналы - драгоценная возможность узнать сегодня о повседневной жизни лицеистов, их увлечениях и дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liceyskaya_zhurnalistika.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Распространение допускается

 В. С. Ельцова
учитель русского языка и литературы

Лицейская журналистика пушкинского выпуска (1811—1816 гг.)

Доклад на XXVI Пушкинских чтениях
в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина

Москва, 2011

19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом было открыто учебное заведение нового типа — Императорский Царскосельский Лицей.   Лицей стал не только местом учёбы тридцати его воспитанников. Объединив 11-14-летних подростков в тесный круг друзей и единомышленников, он стал для многих из них Отечеством, Домом, Семьёй. Большинство лицеистов сохранит дружество на всю последующую жизнь.

Сама атмосфера Лицея — атмосфера свободного и равного обращения друг с другом и с преподавателями, атмосфера высоких мыслей и устремлений, внушённых наставниками, — способствовала зарождению творческого духа, благодаря которому первый выпуск лицеистов стали впоследствии называть «золотым». И дело не только в том, что юный Пушкин волею судьбы оказался в стенах этого замечательного учебного заведения. Подбор лицеистов оказался поистине «золотым»: славные имена А. Дельвига, В. Кюхельбекера, И. Пущина, А. Горчакова, Ф. Матюшкина принадлежат русской истории.

Многие исследователи указывали на особое соединение условий, которые привели к расцвету творческих дарований лицеистов, особенно Пушкина. Так, бывший воспитанник Лицея, младший современник Пушкина и исследователь его творчества Я. К. Грот писал: «Память Пушкина дорога для каждого русского, но она вдвойне дорога для питомца Лицея. Она прежде всего переносит его в тот счастливый приют, где и удаление от шума столицы, и красота местности, и стечение особенных обстоятельств, и наконец, славные современные события как бы нарочно соединились к тому, чтобы плодотворно направить образование гениального отрока и ускорить развитие его способностей». [«Пушкин, его лицейские товарищи и наставники», 1899, с. 1].

Как писал современный исследователь педагогики З.И.Равкин, «В Лицее пушкинской поры были созданы все условия для развития самостоятельности мысли и широкого политического, общественно-культурного кругозора воспитанников. Этому способствовало неограниченное пользование книгами и журналами, наличие особой библиотечной комнаты». [Равкин, 1999, с. 50].

Нам показалось интересным,  что в Лицее, готовившем будущих государственных деятелей и военных, широкое распространение получило увлечение литературным творчеством и журналистикой. Исследование этой стороны жизни Лицея легло в основу нашей работы. Тема «Лицейская журналистика» выбрана нами потому, что лицейское творчество, и журналистика в том числе, питало Музу не только Пушкина, но и других, менее одарённых, но, несомненно, талантливых одноклассников. Можно сказать, что атмосфера литературного соперничества в самом лучшем смысле этого слова, возникшая уже на первом курсе Лицея, способствовала стремлению к сочинительству, развивала воображение и творческое мышление, готовила к писательскому поприщу и журналистской деятельности. А. Дельвиг впоследствии стал редактором «Литературной газеты» (1830—1831), а Пушкин возглавлял журнал «Современник» (1836).

Наш интерес подогревало то, что заявленная тема исследована мало. Чаще всего в науке рассматривается поэтическое творчество лицеистов; либо поэтическое творчество только Пушкина-лицеиста — иногда в контексте литературных соревнований. Школьная журналистика, содержание лицейских журналов, их влияние на культурное развитие подростков не стали предметом исследования. Видимо, это связано с тем, что лицейские журналы отражали не всю интеллектуально-творческую жизнь лицеистов, выходили до 1816 года с перерывами и практически все утеряны. В том числе те, в которых принимал участие Пушкин.

Наиболее подробно тема лицейской журналистики раскрыта в сборнике Я. К. Грота «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» (СПб., 1899), книге К. Я. Грота «Пушкинский Лицей 1811—1817» (СПб., 1911), выпущенной к 100-летию основания Лицея, и статье В. П. Гаевского «Пушкин в Лицее и лицейские его стихотворения» («Современник», том XCVII, 1863). В этих трудах рассмотрена вся литературная деятельность лицеистов, включая их участие в литературных журналах. Ценность данных источников — в  публикации материалов, долгое время считавшихся утраченными.

Интересным представляется также исследование лицейской поэзии за полтора века — от 1810-х до 1960-х годов, представленное в книге С. М. Некрасова «Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников» (СПб., 2007). Этот труд посвящён анализу тех произведений юных поэтов, в которых упоминается Лицей как особое место учёбы и вдохновений.

Цель нашей работы — понимание роли лицейской журналистики в жизни нового учебного заведения и судьбе его воспитанников. На наш взгляд, участие многих лицеистов в выпуске литературных журналов способствовало созданию особого литературного «поля», которое притягивало к себе юные таланты, формировало литературную традицию, сохранённую во всех последующих выпусках Лицея. И пусть первые журналистские опыты лицеистов (особенно первокурсников) были скромны, важно то, что эти опыты указывали на самостоятельность мысли, стремление к самовыражению. Они говорили о преобладающей гуманитарной направленности Лицея, которая, в свою очередь, и способствовала расцвету удивительного пушкинского гения, начавшемуся в стенах Лицея.

«Уникальное учебное заведение, каковым был Лицей на протяжении всей его истории, формировало высочайший уровень гуманитарной культуры своих воспитанников, что создавало условия для развития их литературных способностей. В программу лицейского воспитания изначально входило изучение русской и европейской словесности, а также основ стихосложения». [Некрасов, 2007, с. 1]

I. «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Первые лицеисты образовали, по меткому выражению Пушкина, «союз», своего рода республику, где каждый имел полную свободу самовыражения и где каждому протягивалась рука товарища. Этот союз действительно «срастался под сенью дружных муз». Увлечение сочинительством было практически всеобщим. Исследователи лицейской жизни называют несколько стимулов литературного творчества воспитанников:

1.Согласно Уставу Лицея, на начальном курсе предпочтение отдавалось гуманитарным циклам, ставилась задача «соединения литературного образования с научным, чтоб первое предшествовало второму».

2. Первый директор Лицея, В.Ф.Малиновский, писал стихи и прозу, переводил.

3. По сообщению Я.К.Грота, « из числа 30-ти воспитанников первого курса треть поступила туда из Московского университетского пансиона, где под влиянием и по примеру Жуковского уже была в значительной степени развита литературная деятельность». [«Пушкин, его лицейские товарищи и наставники», 1899, с. 5].

4. К литературному творчеству лицеистов поощряли и другие наставники, в частности, учителя словесности Н.Ф.Кошанский и А.М.Галич, а также преподаватель нравственных наук А.П.Куницын.

 Возможно, главнейшим стимулом являлось присутствие в Лицее Пушкина — его поэтический дар сразу поразил всех, пробудил дремавшие художественные склонности одноклассников, заставил их включиться в некое «состязание» творческих замыслов и воплощений. Один из воспитанников, А. Д. Илличевский, в письме к своему гимназическому другу П. Н. Фуссу сообщал: «Что касается до моих стихотворческих занятий, я в них успел чрезвычайно, имея товарищем одного молодого человека (выделено автором — В. Е.), который, живши между лучшими стихотворцами, приобрёл в поэзии много знаний и вкуса». Сам Пушкин черновом наброске «Евгения Онегина» (гл. VIII, строфа 4) писал:

................. младые други

В освобождённые досуги

Любили слушать голос мой.

Они, пристрастною душой

Ревнуя к братскому союзу,

Мне первый поднесли венец,

Чтоб им украсил их певец

Свою застенчивую Музу…

 П.В.Анненков приводит в своей книге отрывок (две строфы) стихотворения Пушкина, вызванного «соревнованием в одном из царскосельских обществ, где в числе занятий были и литературные соревнования». [Анненков, 1999, с. 17].

Мальчики 14—15 лет (А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, А. Илличевский, М. Яковлев) уже печатались в столичных литературных журналах. В Петербурге это были «Сын Отечества» и «Северный наблюдатель», в Москве — «Вестник Европы», «Российский Музеум» и «Труды Общества Любителей Российской словесности».

Среди причин расцвета литературного творчества в Лицее следует отметить и поэтическое местоположение учебного заведения с его садами, где можно было «безмятежно расцветать», слушая голос Музы; и расписание занятий, дававшее лицеистам возможность в свободное время заниматься любимым делом; и сама относительная свобода существования в стенах Лицея. Неудивительно, что стихи или прозу в Лицее писали почти все.

II. «Начало славных дней…»

С чего началась лицейская журналистика? Почему лицеистам захотелось объединить свои творческие усилия для создания и выпуска журналов? П. В. Анненков, первый биограф Пушкина, полагал, что воспитанники, скучая от безделья, искали в занятиях спасения от скуки.  Я. К. Грот возражал: «…от скуки охотнее прибегают к другим развлечениям. Собираться для того, чтобы вместе сочинить песню или чтобы общими силами рассказать повесть, которую всякий продолжает развивать по-своему,… это значило любить умственные забавы, чувствовать потребность в упражнениях ума и воображения». [Грот Я. К., 1874, с. 344].

До нас дошёл только один экземпляр журнала «Вестник» (1811); мы знаем о 12-ти выпусках журнала «Для удовольствия и пользы» (1812—1813); количество выпусков журнала «Неопытное перо» (1812) не установлено. Известно о двух номерах журнала «Юные пловцы» (1813), а журнал «Лицейский Мудрец» выходил в течение трёх лет (1813—1816). До нас дошли 4 номера журнала за 1815 год.

 В. П. Гаевский, исследуя литературное творчество лицеистов первого, «пушкинского» выпуска, пришёл к выводу, что «запас рассказов, анекдотов и стихов, читанных в дружеском кругу, мало-помалу увеличивался; некоторые из них записывались и переходили из рук в руки, и таким образом 3 декабря 1811 года явился первый лист первого лицейского журнала под названием „Вестник”, издателем которого был Н. Корсаков. Есть основание думать, что ещё до издания этого листка, хотя и выставлен на нём № 1, существовали другие, потому что в нём дважды упоминается о „лицейских газетах”, которые издавал тот же Корсаков». [Гаевский, 1863, с. 139].

Конечно, этот листок — пока ещё детская журналистика, но и она претендовала на серьёзность содержания. В этом первом номере помещено заслуживающее внимания стихотворение 12-летнего Алексея Илличевского, вероятно, его первый стихотворный опыт — «Сила времени»:

Всё тленно в мире сём!

Всё время мощное разрушит под луною,

И царства сильные, которые ни в чём

Препона не найдут под времени рукою,

Исчезнут навсегда, исчезнет и их след,

Где горды Римляне, владевшие полсветом,

Сокрылись вечности, и славы той уж нет,

Которая была единым их предметом.

...................................................

Исчезли и они! Исчезнет и весь свет,

И солнце некогда свой огнь в водах погасит,

Лишь добродетели одной кончины нет.

Она на небеси возмездие получит.

(отрывок).

Здесь, конечно, чувствуется влияние державинского творчества: та же философская тема бренности всего сущего и та же возвышенность слога. Видимо, Илличевский увлекался Державиным, стремился ему подражать, имел несомненный поэтический талант, за что и был прозван лицеистами «вторым Державиным».

В этом номере помещены и первые стихи В. Кюхельбекера в переводе с французского («Страх при звоне меди»). По мнению В. П. Гаевского, они были опубликованы в насмешку над автором, поскольку были крайне слабы. Эти стихи долго были памятны всем лицеистам, а Пушкин в письме брату Льву из Кишинёва в 1822 году дословно их цитировал.

«Вестник» написан детским почерком, часто безграмотным ещё языком и отразил в себе пёстрые события первых лицейских месяцев. Разнообразное содержание указывает именно на журнальный характер этого издания: переписка лицеистов; раздел «Смесь», содержащий «всякую всячину» по примеру серьёзных журналов; обращение к читателям.

В этом обращении нам интересно, какие события школьной жизни заслуживали внимания юных редакторов. Например (авторская орфография и пунктуация сохранены — В. Е.): «Мы получили известие о весьма страстных пройшействий случившиеся в течение сего месяца, мы поспешаем уведомлять об оных почтеннейшую публику». «Страстное», или всё же странное происшествие, — это размолвка, случившаяся между двумя лицеистами — Горчаковым и Масловым. Горчаков первым протянул руку дружбы, восхитив тем самым не только Маслова, но и издателей «Вестника». «Тишина нам возвращена», — так поэтически заключает автор этого раздела. «Вестник», как настоящее журнальное издание, шёл «за событием», держал читателей в курсе происходящего в Лицее и сообщал, по его мнению, самое интересное.

 В последнем отделе листка, «Разных известиях», мы находим указание, объясняющее причину ранней литературной деятельности лицеистов: «Мартын Степанович Пилецкий, инспектор Лицея, предложил следующее: учредить собрание всех молодых людей, которых общество найдёт довольно способными к исполнению должности сочинителя…» Лицеисты ухватились за это предложение с воодушевлением, чувствуя в себе нерастраченный запас творческих сил. И уже в следующем, 1812 году, в свет вышли два журнала: «Для удовольствия и пользы» и «Неопытное перо». Издателями первого, продолжавшегося и в следующем, 1813 году, были В. Вольховский, С. Есаков, А. Илличевский, В. Кюхельбекер, Д. Маслов и М. Яковлев.  Второй — «Неопытное перо» — издавался А. Пушкиным, А. Дельвигом и Н. Корсаковым. Вышел в нескольких номерах. В одном из них было помещено стихотворение Пушкина «Роза», написанное по учебному заданию и восхитившее, по воспоминаниям И. Пущина, всех одноклассников. [Пущин, 1979, с. 46]. К сожалению, ни один из номеров этих журналов не сохранился.

В 1813 году, по прекращении упомянутых выше журналов, явился новый — «Юные пловцы». Его издателями были Пушкин, Дельвиг, Илличевский, Кюхельбекер и Яковлев. В том же году издание журналов было прекращено, поскольку, по мнению лицейского начальства, отвлекало от учёбы.

III. «Лицейский Мудрец»

Однако вопреки запрету в том же 1813 году появляется новый журнал — «Лицейский Мудрец». Его издателями выступили К. Данзас, Н. Корсаков, А. Мартынов и Н. Ржевский. Этот журнал, по замечанию В. Гаевского, «выходил неправильно, то прекращался, то возобновлялся, но существовал с небольшими промежутками в течение трёх лет, то есть до конца 1816 года». [Гаевский, 1863, с 144].

Редакторская статья так определила суть нового издания: «Лицейский Мудрец есть архив всех древностей и достопримечательностей лицейских. Для того-то мы будем помещать в сем журнале приговорки, новые песенки, вообще всё то, что занимало и занимает почтенную публику». (№ 3, отдел «Смесь»).

Жанровое многообразие журнала говорит о достаточно развитых литературных способностях лицеистов, об их желании максимального самовыражения и о стремлении поддерживать читательский интерес. Разнообразие рубрик показывает: юные лицеисты строили свой журнал по примеру серьёзных взрослых изданий. Одна только стихотворная часть «Мудреца» представлена «Национальными песнями», пародиями, эпиграммами и баснями. Вот, например, содержание № 1 журнала «Лицейский Мудрец» за 1815 год:

1. Проза: а) К читателям; в) Осёл-философ.

2. Стихотворения: а) К заключённому другу Поэту; в) К Мудрецу; с) Эпиграммы; d) Эпитафия; e) Нет, нет!

3. Критика: а) Письмо к издателю; в) Объявления.

4. Смесь: а) Письмо из Индостана; в) Анекдот.

Однако при всей серьёзности структуры, материалы журнала — по крайней мере, одного из номеров — юмористические: издавали его всё же подростки. Жизнь Лицея изобиловала комичными ситуациями; предметом насмешек служат то товарищи, то наставники. Из одноклассников больше всего достаётся нескладному и обидчивому Кюхле, Вильгельму Кюхельбекеру, а из наставников — гувернёрам и доктору Пешелю.

Вот наказывают за какую-то провинность одного из лицеистов, и журнал откликается обращением «К заключённому другу Поэту»:

 Дружище старой! Я пришел, —

Со мной ты будь повеселее,

Шути, резвись и пей смелее,

Ты видишь — я какой пострел.

Пускай, с солдатской битой рожей,

Безрукой, долгой инвалид,

На чёрта одного похожий,

У наших пусть дверей стоит, —

Чего бояться нам? Похмелье

Доставит всякому веселье.

И стихотворение завершается так:

 И все сбегутся к нам толпой,

И пальцем все на нас покажут, —

«Где дружба и вино — тут, — скажут, —

Блаженство, радость и покой».

Издание журнала прервалось, потом возобновилось — и героем стихотворения становится сам журнал:

        Восстань, восстань, мудрец,

Ты после усыпленья.

Воскрес опять Творец

Спасти тебя от тленья.

И ты опять восстанешь,

Как прозой, так стихами

На всех сатирой грянешь,

И остры эпиграммы,

Как молньи, заблестят,

Всем уши заглушат.

Опять в Лицее будет

Поэзья процветать.

Мудрец же не забудет

Журнал свой издавать.

                                      «К Мудрецу» (отрывок).

Несомненно, данные стихотворные опыты пока ещё слабы, особенно в сравнении с набиравшим силу поэтическим талантом Пушкина. Ведь именно в этом, 1815-м году, он прочтёт на публичном экзамене стихи, так восхитившие престарелого Державина, — «Воспоминания в Царском Селе». Но ценность приведённых выше поэтических строк в том, что они — источник сведений о повседневной жизни лицеистов, их увлечениях.

 В отделе «Критика» («Лицейский Мудрец», № 1, 1815) публикуется материал «Найдёныш» (Письмо к издателю). Это шутливый критический разбор стихотворения Кюхельбекера (анализ 4-й строфы подтверждает его авторство). Разбор включает краткую предысторию, где сообщается о найденных стихах неизвестного автора: «Милостивый Государь! Недавно, по причине семейственных обязанностей, пошёл я в рынок для покупок. Набравши провизий, я возвратился домой, но не могу представить вам моего удивления, когда увидел, что семга и колбасы обёрнуты какими-то стихами… Любопытство заставило меня разобрать, и, несмотря на пятна, удалось мне прочесть несколько слов. Вот они…»

Далее разбор строится так: слева идёт оригинальный текст найденных стихов, а справа располагается критический комментарий:

 Заглохшей сельскою тропою,    

 Средь смежных с небом гор,                                          

 Идёт, трепеща над клюкою

 Нещастный Алманзор.

Дитя ведёт его в пустыне,

Его навек померкнул взор.

«Средь смежных с небом гор, в пустыне? Автор забыл, что пустыня не есть горы. Однако простим ему эту маленькую вольность», — подмечает критик.

Они спешат, но вот раздался

Внезапный страшный крик.

Увы! — вскричал — я погибаю!

Ах, горе и тебе, старик.

И старца руку покидает.

Нещастный проводник.

«А кто кричал: старик, проводник или другой заблудившийся?» — иронизирует комментатор. И заключает: «И я боюсь запутаться в лабиринтах громких, пышных, но без смысла слов».

Очень распространено было увлечение эпиграммами — жанром, в котором не было равных Пушкину, но преуспевали и другие лицеисты. В одной из эпиграмм на нелюбимую лицеистами математику и преподавателя математики профессора Карцева — смуглого брюнета — обрушивается Илличевский:

 Могу тебя измерить разом,

Мой друг Черняк!

Ты математик — минус разум,

Ты злой насмешник — плюс дурак.

 О Карцеве Пушкин упоминает в своём лицейском дневнике (запись 1815 г.):  «Вчера не тушили свечек, зато пели куплеты на голос: „Бери себе повесу”. Запишу, сколько смогу». И Пушкин записывает куплет на Карцева:

 Какие ж вы ленивцы!

Ну, на кого напасть?

Да, нуте-ка, Вольховский,

Вы ересь понесли.

А что читает Пушкин?

Подайте-ка сюды!

Иди из класса с Богом!

Назад не приходи!» [Пушкин, 1989, с. 39].

 По мнению Н.Эйдельмана, «в ту гуманитарную эпоху математика ещё не заняла того места, как в следующем веке; многие лицеисты вообще не видят в ней проку». [Эйдельман, 1979, с.39]

 Герой другой эпиграммы — лицейский врач Пешель:

 Известный врач Глупон

Пошёл лечить Дамета;

Туда пришедши, вспомнил он,

Что нету с ним ни мази, ни ланцета.

Лекарства позабыв на этот раз,

Дамета он от смерти спас.

Критические разборы и эпиграммы свидетельствовали о возрастающем литературном мастерстве лицеистов: они и сегодня восхищают нас яркими образами, отточенностью фраз, остроумием и глубокомыслием. Эти произведения писались на злобу дня и поэтому пользовались большим успехом у лицеистов.

Рядом с «Лицейским Мудрецом» существовал ещё рукописный сборник «Мудрец-поэт, или Лицейская Антология». Он включал в себя одну только стихотворную часть «Лицейского Мудреца» и выходил, вероятно, параллельно или вслед за ним. К. Я. Грот отмечал, что сохранились всего две тетради этого сборника, «и одна из них (№ 2) заключает в себе буквально всю стихотворную часть сохранившихся четырёх номеров „Лицейского Мудреца” — в том же самом порядке». [Грот К. Я., 1911,с. 307].

Таким образом, журнал «Лицейский Мудрец» можно назвать последним, но наиболее удачным и серьёзным опытом журналистской деятельности лицеистов.

IV. Выводы

На наш взгляд, лицейская журналистика пушкинского выпуска — явление во многом уникальное. Молодые люди 11—14 лет объединили свои творческие усилия для создания журналов, в которых подробно освещали (пусть по-детски) жизнь Лицея за период с 1811 по 1816 годы. Это бесценный материал для всех, кто желает больше узнать о неформальной стороне пребывания лицеистов в стенах нового учебного заведения. Это и материал для исследования литературной жизни Лицея, для установления истоков, давших начало творческому гению Пушкина. Это начало было поистине многообещающим, если уже в 14 лет Пушкин написал такие строки:

В роще сумрачной, тенистой,

Где, журча, в траве душистой,

Светлый бродит ручеёк,

Ночью на простой свирели

Пел влюблённый пастушок…

(«Блаженство», отрывок).

Участие в выпусках журналов питало творчество очень многих других, менее талантливых одноклассников поэта, способствовало, в конечном счёте, созданию литературных традиций и литературного сообщества единомышленников. Здесь оттачивались перья, здесь практиковались в меткости слова, здесь учились думать, размышлять над современными событиями. Так формировались необходимые жизненные умения.

Ученические литературные журналы в Лицее строились по принципу «взрослых» журналов: они включали в себя разделы, в которых была сделана попытка отразить не только узколитературную, но и общественно-политическую жизнь. Особенно это касается периода 1812 года, когда вся Россия была охвачена патриотическим подъёмом, а лицеисты, как поэтически выразился Пушкин, возвращались в сень наук, «завидовав тому, кто умирать шёл мимо нас…» («Была пора: наш праздник молодой…», 1836). В журналах вёлся раздел «Политика», куда помещались патриотические статьи (например, «Слова истинного русского» — журнал «Для удовольствия и пользы», 1813, № 4).

В содержание журналов, помимо собственного творчества лицеистов — стихотворений и прозы, — включались материалы для раздела «Смесь». Они отражали пёструю жизнь лицея и его преподавателей: сиюминутные события, происшествия, обращения к читателям, характеристики педагогов и гувернёров. Журналы имели и своего художника-карикатуриста А. Илличевского.

Лицейские журналы создавались прежде всего для удовлетворения литературных склонностей и вкусов лицеистов. Увлечение литературой было практически всеобщим. Наука, научные занятия в первом, пушкинском, выпуске ещё не были в числе приоритетных.

Лицейская журналистика сыграла важную роль: она отразила и внутреннюю жизнь нового учебного заведения, и внутреннюю духовную жизнь лицеистов, и их отношения друг с другом и с преподавателями.

«Журнально-литературная традиция сохранилась в Лицее надолго, значит, у них был здоровый, крепкий корень. Во всяком случае, для Пушкина, а, значит, и для всех нас, его читателей, эта молодая лицейская литература, эта гуманная свобода и дружеское общение сослужили большую службу». [Анненский, 1899, с. 26].

Список использованной литературы

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 6-ти тт. под ред. М. А. Цявловского. Т. 1 Стихотворения 1813—1830. — М.-Л.: Academia, 1936.

Пушкин А. С.. Дневники. Автобиографическая проза. — М.: Советская Россия, 1989.

Анненков П. В. Пушкин. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина — М.: Терра — Книжный клуб, 1999.

Анненский И. Ф. Пушкин и Царское село (Речь, произнесённая 27 мая 1899 года на Пушкинском празднике в Царском Селе). — СПб., 1899.

Гаевский В. П. Пушкин в Лицее и лицейские его стихотворения — «Современник», том XCVII — СПб., 1863.

Грот К. Я. Пушкинский Лицей (1811—1817). Бумаги I курса, собранные академиком Я. К. Гротом. — СПб., 1911.

Грот Я. К. Первенцы Лицея и его предания. — В кн.: «Складчина». Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов СПб., 1874.

Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. — СПб.: Вита нова, 2007.

Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Статьи и материалы Я. Грота. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. проф. К. Я. Грота. СПб., 1899.

Пущин И. И.. Записки о Пушкине. — М.: Советская Россия, 1979.

Равкин З. И.. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811—1817). Историко-педагогический очерк. — М.: издательство Флинта, 1999.

Эйдельман Н. «Прекрасен наш союз…» —: Молодая гвардия, 1979.

доклад Ельцова 2.doc,  стр. (07.07.2011Б. А. Летучий <> Б. А. Летучий ", Б. А. Летучий — " "—" \* MERGEFORMAT —07.09.2011 13:41, В. С. Ельцова). © В. С. Ельцова, 20112011 <> 2011 "—0000" "" \* MERGEFORMAT         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к лицейскому журналу как вариант проектной деятельности школьников

Несколько лет руководила работой издательского центра Лицея ТвГУ в Твери. Проектной деятельностью занялась с удовольствием, потому что подобная работа (а выпуск любого номера журнала - уже полноц...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе» по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"

Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе»  по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"...

Пушкинская студия журналистики

Студия журналистики уже 15 лет помогает школьникам района сделать первые шаги к будущей профессии. Занятия в студии помогают учащимся раскрыть свои творческие способности; учат работать с информ...

Вводное занятие. Введение в журналистику. Как написать интересный материал. Обсуждение тематики первого выпуска.

Цели:Обучающие: познакомить учащихся со специальностями сферы “Журналистика”, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист;Развивающие: развитие творческих ...

Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики

В статье анализируется   киберспортивная журналистика  как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся кл...