Урок по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Тема любви в романе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_po_romanu_m.a._bulgakova.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…»  

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита)

 Цели урока:

Образовательная - через текст художественного произведения проследить,  как зарождается чувство любви у героев,  как оно развивается и крепнет, как борются герои за свою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути  ее спасения.

Развивающая – развивать речь, мышление, закреплять навыки работы с текстом.

Воспитывающая – подвести учащихся к осмыслению великой ценности любви в жизни человека.

Методические приемы: выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя, сообщение учащегося.

Оформление к уроку:

-музыкальное сопровождение

- текст романа «Мастер и Маргарита»

Ход урока.

Звучит музыка (Шопен «Весенний вальс»)

Ученик читает строки из стихотворения Р. Рождественского.

  Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
       было
           слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
       и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка --
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!

Учитель. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема любви   и милосердия. Ни у кого не вызывает сомнений, что Мастер и Маргарита любят друг друга и что для автора это и есть «настоящая любовь». Но мы не можем заметить, что линия Мастера и Маргариты – лишь одна из любовных коллизий романа. Кроме неё есть линия Иуда и Низа, Мастер и его жена, Маргарита и муж, Прохор Петрович и его секретарша.

-Случайно ли в романе так много намёков на любовные коллизии? Поразмышляем над этим (сообщение ученика)

Ученик.  Слово «любовь» в нашем языке употребляется для обозначения эгоизма, сексуальных отношений и духовного чувства, патриотизма и любви к Богу. Общим для всех проявлений любви оказывается желание добра, радости удовольствия. М.А. Булгаков делает главным критерием добра и зла в человеке его способность (неспособность) любить. В романе выстроена четкий порядок этой способности: ступень, на которую смог подняться человек, определяет его судьбу после смерти.

Человек, стоящий на самой низкой ступени в этической системе Булгакова, любит только себя. Стремясь к собственным выгодам, он никогда не думает, как его поступки отразятся на судьбах людей. К таким героям относятся Иуда, Каиф, члены МАССОЛИТА. Следствием эгоизма является страх за себя.

 Но в московском мире мы найдем проблески любви более высокой, чем эгоистичная: ни жена Никанора Ивановича Босого, ни любовница Прохора Петровича не отказываются от своих избранников, попавших в страшное положение.

Высокая способность любви реализована в отношениях Мастера и Маргариты, а также высшее проявление любви – любовь к людям Иешуа.

Учитель. У поэтессы Юлии Друниной есть такие строки. Послушайте их.

Разве можно сказать,

Что такое весна?

Это знают одни журавли.

Разве можно сказать

Что такое волна?

О волнах знают лишь корабли.

Разве можно  в словах

Рассказать о любви?

Этих слов не найти ни в одном словаре.

Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков нашел нужные слова, чтобы раскрыть чувства своих героев, рассказать  читателям  о настоящей любви.

« За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» – этим призывом открывается вторая часть романа. Давайте прислушаемся к голосу Булгакова и отправимся  за ним по следам его героев.

-  Ребята, вспомните, как встретились Мастер  и Маргарита. (Чтение отрывка наизусть)

- На какие моменты  мы обращаем внимание? Что предсказывает трагизм этой любви? Найдите ключевые слова, строки.

   «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Тревожные желтые цветы, предвещающие разлуку и трагизм, которым чаще всего сопровождается настоящая любовь.

 «Мы шли по переулку безмолвно»

«Любовь поразила нас мгновенно, как поражает молния или финский нож»

«Любовь выскочила  перед нами, как из-под   земли  выскакивает убийца в переулке, и

 поразила нас сразу обоих».

Как вы понимаете слова «как убийца в переулке»?

Это любовь внезапная, но настоящая, поражающая, она несет и радость, и страдания.

Учитель.  С этого момента человек проверяется способностью любить, способностью отрекаться от себя ради любимого.  В маленькой квартирке на Арбате поселилось счастье.

-Что оно значит в вашем понимании? Кто его  устроитель?

Любовь, свобода, творчество.

- Как ведет себя Маргарита  после встречи с мастером?

Из рассказа Мастера мы узнаем насколько активно, деятельно чувство Маргариты: она принимает все заботы о возлюбленном, внушает ему веру в успех. Создание романа становится и её делом.

- Какое решение принимает Маргарита, понимая, что Мастеру нужна помощь?

Она готова спасать, лечить, разделить его судьбу. Маргарита не только не отчаивается, но, наоборот, преисполняется решимости связать свою жизнь с любимым. Она делает выбор невероятный с   точки зрения московского обывателя: оставляет благополучную жизнь, уходит от мужа ради спасения психически сломленного человека.

Но  вместе с тем  Марго виновата в том, что случилось с Мастером.  Как вы думаете, почему?

Толкая его на борьбу, она не понимала, что Мастер по своей природе не борец, он не в состоянии жить в разладе с миром. Её активная позиция вносит разлад в душу Мастера, нарушает гармонию.

- Как складывается жизнь Маргариты после исчезновения Мастера? (чтение наизусть отрывка из 19 главы).

Только Маргарита произнесла слова: «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет». И подручный дьявола тут как тут.

- Чем проникнуты эти строки? (Печаль, грусть?)

- Как объясните?

В дом постучалась беда. Мастеру плохо, у него наступила стадия психического заболевания (роман не мог быть напечатан). Плохо Мастеру - плохо и его возлюбленной.

- Что предлагает ей Азазело? ( Принять приглашение).

- Ради чего принимает приглашение? (зачитать)

- Как вы думаете, почему Воланду нужна именно Маргарита? (она не похожа на остальных московских гражданок)

Учитель. Вступив в общение с «ведомством» Воланда, Маргарита, сама того не зная, сразу подвергается труднейшим испытаниям.

- Каким же испытаниям подвергается Маргарита?

Первое из них - изменение природы: женщина становится ведьмой. Такое преображение прежде всего знаменует полное освобождение человека: все дозволено, все разрешено.

- Какие поступки совершает Маргарита, как они характеризуют её?

Погром в доме Драмлита. Она мстит по-женски, наказывает обидчиков мастера, что еще раз подчеркивает силу ее любви.

- Но  что усмиряет разбушевавшуюся Маргариту? (плач ребенка)

-Каким было второе испытание?

Выполнять обязанности королевы Бала. Бал у Воланда – бал возвращенных к жизни тел, стремящихся насладиться жизнью, бал пошлости, бездуховности.

-Как она ведет себя во время бала?(зачитать отрывки из 23 главы)

- Какое условие было поставлено?

 Условие практически невыполнимое для обыкновенного человека. Но Маргарита, если не полюбила каждого, то во всяком случае не выказала ни презрения, ни отвращения. Более того, чувство сострадания к Фриде настолько велико, что она готова пожертвовать своим счастьем ради её спасения.

- Все испытания позади, впереди встреча с любимым.

-Встреча героев (чтение эпизода встречи  по ролям)

-  Что значит шепот и слезы Маргариты? (это проявление великой любви). Не случайно в переводе с греческого «Маргарита»- жемчужина. Женщина - жемчужина, которая несет в жизнь мир, отдавая любовь и возрождая творчество.

 -   На что обратили особое  внимание?

Маргарита, как мать,  все время хочет оберегать и опекать Мастера.

«Тебе слишком много пришлось думать, теперь я буду думать за тебя».

«Хочу, чтобы лампа загорелась и стало все, как было»

Плачущая Маргарита вселяет в душу Мастера надежду.

«Они опустошили твою душу,»- эти слова, произнесенные со страшной силой утверждения, пробуждают Мастера.

Маргарита стремится  вернуть Мастеру покой и сохранить его как творца.

   «Вот она, рукопись! Вот она!  (закричала и задрожала она, волнуясь до слез).

   - Ребята, что же  стоит за авторским определением «настоящая, верная, вечная»?

Возможно, слово настоящая характеризует любовь Маргариты до разлуки с Мастером. Настоящей любви свойственны бескорыстие, самоотверженность, способность принимать интересы любимого как свои, жить его жизнью и помогать во всем.

Определение верная раскрывается во второй части, когда Маргарита остается одна. Она не только верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу.

И вечной любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытания свободой от всех норм и законов. Она сохранила все свои лучшие качества и отстояла право на вечную любовь. Живая, бесстрашная, всеобъемлющая любовь Маргариты деятельна. Со способностью человека любить ближнего больше, чем самого себя, начинается восхождение по лестнице любви. Такая любовь бессмертна.

Ученик читает стихотворение Э. Асадова «Не надо отдавать любимых»

Не надо отдавать любимых,
Ни тех, кто рядом, и ни тех,
Кто далеко, почти незримых.
Но зачастую ближе всех!

Когда всё превосходно строится
И жизнь пылает, словно стяг,
К чему о счастье беспокоиться?!
Ведь всё сбывается и так!

Когда ж от злых иль колких слов
Душа порой болит и рвётся -
Не хмурьте в раздраженье бровь.
Крепитесь! Скажем вновь и вновь:
За счастье следует бороться!

А в бурях острых объяснений
Храни нас, Боже, всякий раз
От нервно-раскалённых фраз
И непродуманных решений.

Известно же едва ль не с древности:
Любить бесчестно не дано,
А потому ни мщенье ревности,
Ни развлечений всяких бренности,
Ни хмель, ни тайные неверности
Любви не стоят всё равно!

Итак, воюйте и решайте:
Пусть будет радость, пусть беда,
Боритесь, спорьте, наступайте,
И лишь любви  не отдавайте,
Не отдавайте никогда!

Учитель. Маргарита до конца борется за свою любовь. Она получает награду « по своей вере» - вечность рядом с мастером. Рядом с ней душевнобольной человек, но она счастлива, любит и радуется судьбе. ( зачитать отрывок из 24 главы со слов «через час в подвале….и до конца)

Пожелаем булгаковским героям  счастья в вечном доме, подаренном им  в награду, где они смогут насладиться своим счастьем. Пусть всегда в их доме горят свечи, при которых Мастер будет писать свои бессмертные творения и пусть свет, исходящий от них, зажигает любовь в сердцах тех, кто ее еще не испытал и пусть звучит в их доме музыка верной, настоящей, вечной любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа....

презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей

Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...

Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...

Урок по роману М . Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок- рассуждение по роману М.Булгакова...

Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....