Диагностика умений по работе с текстом (в режиме ФГОС)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Работа с текстом играет важнейшую роль в образовании и воспитании школьников.Главное -- научться понмать художественное порзведение,поэтому я начинаю решать данную проблему уже с 5-го класса.В своей работе я отразла поставленные задачи, пути их решения и достигнутые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_umeniy_po_rabote_s_tekstom.pptx | 181.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Литература как учебный предмет несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. На первое место при работе с пятиклассниками я поставила проблему понимания художественного произведения. Были определены следующие задачи: применять приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения; проанализировать результативность обучения; вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов.
Типы вопросов по классификации американского психолога Б. Блума : простые вопросы – уточнение фактов, воспроизведение информации; уточняющие вопросы – уточнение воспроизведенной информации; объясняющие вопросы – установление причинно – следственных связей; творческие вопросы – использование элементов условности, фантазии, прогноза; оценочные вопросы – критерии оценки событий, явлений, фактов; практические вопросы – установление взаимосвязи между теорией и практикой.
На этапе проверки первичного восприятия текста важно продиагностировать эмоциональную реакцию детей. Для этого задаю вопросы : Понравилось ли вам произведение ? Что особенного понравилось ? Когда было страшно ? Что вызвало смех ? Когда героя жалко ? Ответы детей показывают качество восприятия текста.
На стадии рефлексии предлагаю задания : упражнение «от обратного»; упражнение « Синквейн »; составление словаря по тексту произведения; написание сочинений; исследование по отдельным вопросам. При этом используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Диагностический инструментарий : диагностика уровня восприятия художественного текста; диагностика речевого развития (тестовые задания); анкетирование учащихся. При диагностике решались задачи : умение отвечать на поставленные вопросы; умение ставить вопросы к тексту;
Для оценки ответов каждому критерию был присвоен определенный балл : Умение оценивать героя - 1 балл ; Понимание причин поступков героев : С опорой на житейское представление – 1 балл ; С опорой на произведение – 2 балла ; Умение определять последствия поступков персонажей – 2 балла ; - умение увидеть смену отношения – 1 балл ; Понимание главной мысли – 3 балла.
УРОВЕНЬ I четверть 2012 II четверть 2012 Высокий 24% 35% Средний 65% 55% Низкий 11% 10% Диагностика уровня восприятия художественного произведения 5б класс Вопрос на воспроизведение Событий Вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей I четверть 59% 58% II четверть 65% 63%
Диагностика позволяет сделать следующие выводы : о достаточно развитом умении учащихся давать оценку героям произведения ; об обширных способностях учащихся определять последствия поступков героев; о трудностях выражения своих ощущений после работы с текстом ; о высоком уровне восприятия текста пятиклассников.
Результаты анкетирования учащихся 5б класса об уроках литературы : Нравятся уроки – 96% (узнают новое, выполняют творческие задания); Ничего не хотят менять в уроках литературы – 60%; Хотят более продолжительные уроки по времени – 14%.
При диагностировании умений учащихся были поставлены задачи овладения приемами работы с текстом: понимание заглавия произведения; определение особенностей текста (своеобразие выразительных средств); самостоятельное воспроизведение текста (пересказ, рассказ по иллюстрациям); характеристика героя,выявление авторского отношения к нему; проявление характера в поступках; освоение разных видов пересказа и составление плана.
Диагностика умений учащихся по работе с текстом позволила сделать следующие выводы : ученики 5б класса отличаются эмоциональной реакцией; обладают развитым воображением, способны воссоздать образ на основе художественных деталей; в тексте их интересуют герои, дети правильно дают оценку их поступков, обосновывая свою точку зрения; учащиеся стали понимать идею произведения;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья из опыта работы...
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
презентация к выступлению...
Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории
Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической раб...
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Формирование умения работать с текстом учебника в 5 классе".
Выступление на МО....
Диагностика умений и навыков работы с текстом.Предложения с разными видами подчинения.
данный материал используется для диагностики умений и навыков учащихся 9 класса...
План работы творческого семинара по теме Технологии работы с текстом в формате ФГОС
План работы на 2013 - 2014 учебный год...
Текст по теме Политика для 11 класса для отработка умений работать с текстом ( по материалам ЕГЭ)
Текст для работы 11 класса...