дидактические материалы к роману Достоевского "Преступление и наказание"
учебно-методический материал (литература, 10 класс) по теме
материалы к роману "Преступление и наказание" (источник интернет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_dostoevskiy.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА №1
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите портрет героя. Что положительно, а что отрицательно в его портрете? На каком приёме строится описание? Для чего Достоевский использует этот приём? О чём говорит деталь «тёмно-русые волосы»?
КАРТОЧКА №2
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите описание жилища Раскольникова. Какое общее впечатление оно производит? Каковы ключевые слова в этих описаниях? О чём они говорят? Как такая комната могла повлиять на внутреннее состояние героя?
КАРТОЧКА №3
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
В каком состоянии находится герой в 1 части? Какие чувства преобладают?
КАРТОЧКА №4
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите в 1 главе описание старухи- процентщицы. Прочитайте. Какое общее впечатление она производит? Найдите говорящие детали, которые создают это впечатление.
КАРТОЧКА №5
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Прочитайте описание комнаты старухи-процентщицы. Каково ключевое слово в этом описании? О чём оно говорит? О каких качествах жильцов говорят детали, предметы мебели?
КАРТОЧКА №6
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите и прочитайте портрет Мармеладова. Найдите в описании отрицательные и положительные черты. О каких качествах героя говорят эти детали?Найдите детали, которые говорят о его бедственном положении?
КАРТОЧКА №7
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Прочитайте исповедь Мармеладова. Как он сам себя называет? В чём разница между бедностью и нищетой, по его мнению?Почему Мармеладов оказался во власти порока? Почему он не может вырвать из заколдованного круга: нищий, потому что пьёт, а продолжает пить, потому что нищий? Как понимать его слова: «Пью, ибо сугубо страдать хочу!»?
КАРТОЧКА №8
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
КАРТОЧКА №8
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Прочитайте исповедь Мармеладова. С чего началось его падение? Почему он начал пить?
КАРТОЧКА №9
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Найдите и зачитайте строчки, рисующие состояние Раскольникова перед прочтением письма от матери. Перескажите, что ему пишет мать. Каково состояние Раскольникова после прочтения письма?
КАРТОЧКА №10
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Как вы думаете, в чём внутренняя связь между исповедью Мармеладова и письмом от матери?
КАРТОЧКА №11
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Какой поступок совершает Раскольников в 4 главе первой части? Перескажите этот эпизод. Какие качества характера Раскольникова проявились в этом его поступке?
КАРТОЧКА №12
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Перескажите разговор студента и офицера о процентщице. Какова главная мысль речи студента? Почему эта теория названа арифметической? Как вы думаете, оправдан ли такой расчёт? Что в нём высокое, а что низкое?
КАРТОЧКА №13
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Как, по-вашему, связан сон Раскольникова с убийством старухи?
КАРТОЧКА №14
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Опишите состояние Раскольникова перед совершением убийства.
КАРТОЧКА №15
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Опишите, как Раскольников убил старуху и чем. О чём говорит деталь, что он убил её обухом? Какое впечатление произвело на вас это убийство? Найдите детали, создающие картину ужаса и мерзости. Как, по-вашему, автор относится к этому убийству?
КАРТОЧКА №16
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Почему литературоведы называют убийство Раскольникова «двойным»?Что хотел сказать Достоевский фактом двойного убийства?
КАРТОЧКА №17
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Каковы ощущения Раскольникова после совершеия убийства? Почему у него такое состояние?
КАРТОЧКА №18
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Проследите по 1 главе изменения в эмоциональном состоянии Раскольникова. Как вы думаете, о чём говорит каждое изменение вообще и совокупность всех изменений?
КАРТОЧКА №19
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Здесь упоминается, что в Раскольникове произошло какое-то перерождение. В чём его сущность? Зачитайте цитату. Почему произошло это перерождение? О чём оно говорит?
КАРТОЧКА №20
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Раскольникову пришла «странная мысль». Какая? Почему?
КАРТОЧКА №21
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Прочтите эпизод из 2 главы со слов: « Он шёл, смотря кругом рассеянно и злобно»… Какое главное чувство преобладает в Раскольникове? Найдите детали, доказывающие, что он именно в таком состоянии. Почему он испытывает это чувство? Найдите в этом эпизоде доказательство того, что преступление отъединило его от всех людей. Что в этом отрывке ещё раз доказывает, что деньги не главная причина его преступления?
КАРТОЧКА №22
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Опишите приход Раскольникова к Разумихину во 2 главе. Зачем он к нему пришёл? Почему он быстро ушёл? Как этот эпизод связан с поведением Раскольникова в полиции и на улице?
КАРТОЧКА №23
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Почему Раскольников выкинул подаяние в реку? С какими словами женщина дала ему деньги? Что значат эти слова? Как он ведёт себя в то время. Как его хлестнули кнутом?
КАРТОЧКА №24
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2ЧАСТЬ
Опишите состояние Раскольникова во время бреда. Что он видит и слышит?
КАРТОЧКА №25
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Расскажите, как ведёт себя герой с Разумихиным и Зосимовым.В каком положении он чаще всего лежит на диване? О чём говорит эта деталь? Как Раскольникова характеризует его поведение, о чём он говорит?
КАРТОЧКА №26
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
6 глава. В какую новую крайность кинулся Родион? Как он себя ведёт и почему? О чём это говорит?
КАРТОЧКА №27
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Расскажите о встрече в кабаке Раскольникова и Замётнова. Как во время этой встречи ведёт себя главный герой? Почему?
КАРТОЧКА №28
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
С какой целью пришёл Раскольников в «тот» дом? Как он там себя ведёт?
КАРТОЧКА №29
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ
Какой поступок совершает Раскольников в 7 главе? Какие качества героя обнаруживает этот поступок?
КАРТОЧКА №29
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Почему Раскольников сам идёт на встречу со следователем? Как он переступает порог ? Как Порфирий Петрович встречает посетителей?
КАРТОЧКА №30
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Изложите сущность речи Разумихина
КАРТОЧКА №31
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Как Порфирий Петрович возражает Разумихину?
КАРТОЧКА №31
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Изложите сущность, основные тезисы статьи Раскольникова. Какой факт может опровергнуть теорию Раскольникова? Найдите в тексте момент, когда сам Раскольников набредает на эту мысль. Прочтите этот момент.
КАРТОЧКА №32
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Расскажите о встрече Раскольникова с мещанином. В чём, по-вашему, символичность этого эпизода?
КАРТОЧКА №33
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Каково внутреннее состояние героя после встречи с мещанином? Какие новые мысли приходят к нему через это болезненное состояние?
КАРТОЧКА №34
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Что он подразумевает под словом «принцип2? Что было для Раскольникова важнее всего? Что он сделал ради этого принципа? Почему он называет себя «эстетической вошью»?
КАРТОЧКА №35
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ
Перескажите второй сон Раскольникова. В чём его смысл?
КАРТОЧКА №36
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Кто такой Лужин? Обратитесь к письму матери из первой части. Какие рассуждения о Лужине в этом письме привлекли ваше внимание? Что неприятно в его рассуждениях и чем? Какие мысли и чувства и мысли породили в вас эти мысли Лужина? Какое впечатление складывается о Лужине у читателя?
КАРТОЧКА №37
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 2 ГЛАВА 5
Прочитайте, как Лужин входит к Раскольникову. Что больше всего обращает на себя внимание в его манере и поведении?
КАРТОЧКА №38
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 2 ГЛАВА 5
Прочитайте, как выглядит Лужин. О каких чертах говорит его портрет?
КАРТОЧКА №39
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 2
В чём сущность взглядов Лужина? Чем «теория» Раскольникова близка его взглядам?
КАРТОЧКА №40
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Как отреагировал Раскольников на речь Лужина во второй части? Почему герой сделал этот вывод?
КАРТОЧКА №41
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Как Раскольников относится к Лужину и почему7
КАРТОЧКА №42
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 4 ГЛАВЫ 2,3
Перечитайте встречу Лужина и Дуни в Петербурге и выделите отрицательные черты Лужина. Что общего и различного между ним и Раскольниковым?
КАРТОЧКА №43
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Сопоставьте поведение Лужина и Дуни В сцене встречи в Петербурге. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?
КАРТОЧКА №44
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 5 ГЛАВА 1,3
Как чувствует себя Лужин после того, как его изгнала Дуня?Изложите сущность его рассуждений после того, как его выгнали. Что подлого в этих рассуждениях?
КАРТОЧКА №45
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Какую подлость совершил Лужин на поминках Мармеладова? Зачем он это сделал? Что нового в характере Лужина открывает этот поступок?
КАРТОЧКА №46
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 1 ГЛАВА 3
Что мы узнаём из письма матери Раскольникова о Свидригайлове? Что о прошлом Свидригайлова мы узнаём из речи Лужина?
КАРТОЧКА №47
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 4 ГЛАВЫ 1,2
Найдите в разговоре Свидригайлова фразу,похожую на мысль Раскольникова. Как относится Раскольников к Свидригайлову? Почему? Как вы думаете,в чём «общая точка» у Раскольникова и Свидригайлова? А в чём отличие Раскольникова и Свидригайлова?
КАРТОЧКА №48
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Какой представляется будущая жизнь Свидригайлову? О чём, как вы думаете, это говорит?
КАРТОЧКА №49
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Объясните афоризмы Свидригайлова:
«Разум-то ведь страсти служит»
«Человек вообще очень и очень даже любит быть оскорблённым»
«Я ничьим мнением особо не интересуюсь»
Как эти афоризмы характеризуют Свидригайлова?
КАРТОЧКА №50
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Как воплощает Свидригайлов свои принципы в жизнь в эпизоде встречи с Дуней?
КАРТОЧКА №51
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Сравните моменты, как Раскольников подал милостыню и как Свидригайлов раздал своё имение. Каковы их ощущения от этих деяний?
КАРТОЧКА №52
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Что мы узнаём из исповеди Мармеладова о Соне?
КАРТОЧКА №53
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Прочитайте, как выглядит Сонечка. Какие внутренние черты проглядывают во внешности Сонечки? Как она себя ведёт? Что Раскольников делает? Чтобы показать, что Соня для него равная среди равных?
КАРТОЧКА №54
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Где жила Соня? Прочтите, как выглядит её комната. Что бросается в глаза во всей этой обстановке? Что общего между жилищем Раскольникова и Сони? Какой вопрос из этого сопоставления напрашивается?
КАРТОЧКА №55
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Почему Раскольников идёт к Соне? Что он видит в ней общее с собой? Докажите, что Раскольников и Соня говорят на разных языках. Почему герой называет её «юродивой»?
К какому разряду он относит Соню?
КАРТОЧКА №56
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 5 ГЛАВА 4
Что во второй раз приводит Раскольникова к Соне? Как отвечает она на вопрос героя: «Лужину ли жить на свете?» В чём разница в восприятии нравственных норм Соней и Раскольниковым ? Что в его мечте приоткрывает его признание? Что было главным для него в его теории? Найдите слова Сони, в которых звучит приговор Раскольникову .Как вы понимаете эти её слова? Какой . по мнению Сони . есть выход у Раскольникова?
КАРТОЧКА №57
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 4 ГЛАВА 8
Зачем на этот раз пришёл Раскольников к Соне? О чём он её просит? Что значит этот символ? Что происходит в этой встрече с героем? Какие наставления ему даёт Соня? Зачем необходимо целовать землю? Вспомните. Как отреагировал уличный балагур на целование Раскольниковым земли.
КАРТОЧКА №58
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЭПИЛОГ
Как к Раскольникову относятся каторжане? Почему? Видит ли он за собой вину? Найдите цитаты, которые подтверждают , что Раскольников стал постепенно вникать в жизнь других людей. Почему он воспринимает пропасть между собой и другими людьми как «страшную»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"
Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...
Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...
Дидактические материалы к урокам литературы по теме "Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Данные материалы помогут при иучении произведения М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Дидактические материалы для учащихся. Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся с использованием различных серверов»
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знани...
Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)
Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...