Цель | Изучение литературы 20 века. Знакомство с литературой, которая дает представление о судьбах родной литературы и культуры. Развитие навыков учащихся грамотного и свободного владения литературной речью. Показать остроту человеческих проблем в произведениях авторов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФГОС | И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки. | - Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова.
-Осознать своеобразие и богатство литературы
-учащиеся должны знать: Содержание изученных произведений
-образную природу словесного искусства
-основные факты жизни и творчества писателей 20 века
-основные теоретико-литературные понятия
-учащиеся должны уметь - Формировать свое отношение к прочитанному произведению
-характеризовать главных героев
-создавать устные и письменные сочинения
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кодификатор
| И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». М.Горький «На дне». |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ ур. | Дата план/ факт. | Раздел, тема урока. | Цели и задачи. | Круг чтения. | Теория литературы. | Внутрипред-метные связи | Межпредмет- ные связи.
Оборудование. | Способы отслеживания результатов. |
|
1 |
| Введение.
Сложность и самобытность русской литературы 20 столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. | Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы 20 века.
| Статьи учебника. | Историко-литературный процесс. | «Вечные темы» русской классики. | Отображение в литературе исторической эпохи. | Обзорная лекция |
|
2 |
| Русская литература начала 20 века.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала 20 века. | Познакомить с модернистскими исканиями и реалистическими традициями начала 20 века.
| Статьи учебника. | Реализм. Модернизм. Декаданс. | Взаимодейст-вие литературных направлений. | Литература и искусство нач.20 века. | Обзор с обобщением изученного материала. |
|
3 |
| Писатели-реалисты начала 20 века
Жизненный и творческий путь И.А.Бунина.
|
Познакомить с творческой судьбой И.А Бунина. Дать общую характеристику бунинской лирики. |
«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» |
Лирическая проза, приемы словесной живописи. |
Традиции Тургенева и Чехова в бунинской прозе. Л. Толстой о творчестве Бунина. |
Лирический пейзаж в прозе Бунина и в живописи М.В.Нестерова.
Презентация. |
Рефераты. Презентация. |
|
4 |
| Поэтика «остывших усадеб» в порозе И.А Бунина («Антоновские яблоки»). | Проанализировать рассказ в контексте пейзажной лирики Бунина. | «Антоновские яблоки». |
|
| Презентация. | Ответы на вопросы |
|
5 |
| Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
| Познакомить с историей создания, помочь учащимся понять главную мысль рассказа. |
«Господин из Сан-Франциско».
|
|
| Презентация. | Беседа по вопросам. |
|
6 |
| Р.Р Сочинение по творчеству И.А.Бунина. | Проверить знания и умения по теме.
|
|
|
|
| Сочинение. |
|
7 |
| Судьба и творчество М.Горького. | Познакомить с творчеством писателя, развивать интерес к творчеству писателя.
|
| Романтизированная проза. Полилог. Полифония. | Горький и традиции романтизма. И.Анненский о драматургии Горького. | Горький и МХАТ. Сценическая история драмы «На дне». Презентация. | Сообщения учащихся о творчестве Горького. |
|
8 |
| Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. | Проанализировать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | «Макар Чудра». «Старуха Изергиль». |
|
| Презентация. | Беседа по вопросам. Пересказ эпизодов. |
|
9 |
|
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». | Рассмотрение проблематики и системы образов пьесы с уяснением понятий «полилог» и «центробежная драматургия».
| Пьеса «На дне». |
|
| Карточки с вопросами. Презентация. | Характеристика обитателей «дна». Ответы на вопросы. |
|
10 |
| Спор героев о правде и мечте в драме Горького. | Анализ конфликта пьесы в проблемном звучании его составляющих. Феномен образа Луки в пьесе. |
|
|
| Карточки с заданиями. | Беседа по вопросам. Чтение по ролям. |
|
11 |
| Нравственно-философские мотивы пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
| Анализ финала пьесы в контексте изученных ранее произведений. |
|
|
|
| Беседа по вопросам раздела учебника. Чтение по ролям. |
|
12 |
|
Р.Р.Сочинение по творчеству М. Горького.
| Проверить знания и умения учащихся. |
|
|
|
| Сочинение. |
|
13-14 |
|
Художественный мир А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.
| Рассмотрение жизненного и творческого пути писателя, особенностей его поэтики. Выявление специфики типичного героя Куприна в процессе анализа «Гранатового
браслета».
|
«Гранатовый браслет» | Очерковая проза. Символика детали. | Толстовские мотивы в прозе Куприна. Мотив дуэли в русской классике. | Музыка Л.В.Бетховена в рассказе «Гранатовый браслет».
Презентация. Таблица. | Характеристика героев рассказа. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
|
15 |
|
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся».
Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. |
Анализ повести с
закреплением понятия о «купринском» герое. Сопоставление образа Олеси с героиней рассказа «Allez!». | Повесть «Олеся».
|
|
| Презентация. | Характеристика главных героев повести.
Выборочное чтение по заданию. |
|
16 |
| «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева.
Нравственно-философская
проблематика рассказа «Иуда Искариот». |
Выявление специфики прочтения Л.Андреевым евангельского сюжета. Закрепление понятия «вечные
сюжеты». |
|
Неореализм. Евангельский сюжет.
|
М.Горький и А.Блок о творчестве Л.Андреева. работа со статьей.
| Л.Андреев и И.Е.Репин. Рисунки Л.Андреева.
Презентация о творчестве Андреева. | Работа с вопросами учебника. Выразительное чтение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
| Р.Р Сочинение по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева. | Проверить знания и умения учащихся.
|
|
|
|
| Сочинение.
(домашнее) |
|
«Серебряный век» русской поэзии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель | Сформировать знания учащихся о модернизме как одном из ведущих направлений в искусстве начала 20 века. Пробудить у учащихся желание обращаться к поэзии как средству идейно-нравственного и эстетического развития человека. Показать внутреннюю нестабильность модернизма и его эволюцию от символизма до акмеизма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ФГОС
| Поэзия В.Брюсова, А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина, М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Ахматовой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ ур.
|
Дата план/фак |
Раздел, тема урока. |
Цели и задачи |
Круг чтения |
Теория литературы |
Внутри-предмет-ные связи |
Межпредметные связи.
Оборудова-ние. |
Способы отслеживания результатов |
|
18 |
|
«Серебряный век» русской поэзии.
|
Рассказать о художественных открытиях поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения.
|
| Символизм. Акмеизм. Футуризм. | Поэзия русского модернизма и традиции 19 века. | Поэзия нач. 20 века в контексте русского «культурно-го ренессанса». |
Сжатый пересказ статьи учебника.
|
|
19 |
| Символизм и русские поэты-символисты. | Общая характеристика предсимволистского и символистского периодов в развитии русской поэзии с опорой на творчество Дм.Мережковского, З.Гиппиус, В.Соловьева. Работа над понятием «символ».
|
| Образ-символ. Программная лирика. | Старшие и младшие символис-ты. | Символизм в поэзии, музыке, живописи. | Сжатый пересказ статьи учебника. Ответы на вопросы. |
|
20 |
| В.Я.Брюсов- «идеолог» русского символизма. | Рассмотреть основные этапы творческого пути и особенности поэтики В.Брюсова.
| Стихотворение «Юному поэту», «Грядущие гунны». | Звукообраз. Музыкаль-ность стиха. | Античный миф в символистской поэзии. | Музыкаль-ные образы в лирике К.Бальмонта. Презентация. | Самостоятель-ный анализ стихотворения. |
|
21 |
| «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. |
Познакомить с основными этапами творческого пути и особенностями поэтики К.Бальмонта. | Стихотворение «Сонеты солнца». |
|
| Презентация.
Статья учебника. | Анализ стихотворения.
Выразительное чтение. |
|
22 |
| Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом.
Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф.Анненского.
| Познакомить с основными этапами творческого пути и особенностями поэтики И.Анненского. | Стихотворения: «Стальная цикада», «Старая шарманка». |
|
| Презентация. |
Анализ стихотворения.
Выразительное чтение. |
|
23 |
| Р.Р Письменный анализ стихотворения В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Анненского (по выбору). | Проверить знания и умения учащихся.
|
|
|
|
| Письменный анализ стихотворения. |
|
24 |
| Жизненные и творческие искания А.Блока. | Познакомить с творчеством поэта, показать своеобразие лирики. |
| Лирический цикл. Реминисцен- ция. | Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока. | Лирика Блока и живопись М.Врубеля. Иллюстра-ции Ю.Анненко-ва к поэме «Двенадцать
| Реферат. Анализ стихотворения. |
|
25 |
| Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара.
|
Обзор «городской» лирики Блока с детальным анализом стихотворений. | «Незнаком-ка», «На железной дороге». | Лирический цикл. Реминисцен- ция. | Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока. | Литература и искусство.
Презентация. | Анализ стихотворений.
Чтение наизусть. |
|
26 |
| Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | Выявить специфику блоковской трактовки темы Россия. | Цикл стихов о родине. | Лирический цикл. Реминисцен- ция. |
| Литература и искусство. | Анализ стихотворений. Чтение наизусть. |
|
27 |
| Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме А.Блока «Двенадцать».
| Восприятие поэтом революционных событий. | Поэма «Двенад-цать». |
| Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока. | Литература и история. Презентация. | Беседа по вопросам. Выразительное чтение поэмы. |
|
28 |
| Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
Споры по поводу финала «Двенадцати». | Дискуссионное обсуждение финала «Двенадцати» с привлечением различных его трактовок. | Поэма «Двенад-цать». |
|
| Литература и история. Презентация. | Работа с учебником. Выразительное чтение поэмы. |
|
29 |
| Р.Р Сочинение по творчеству А.А.Блока. | Проверить знания и умения учащихся. |
|
|
|
| Сочинение. |
|
30 |
| Преодолевшие символизм. | Общая характеристика акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии с опрой на творчество Н.Гумилева, С.Городецкого, И.Северянина и др.
| творчество Н.Гумилева С.Городецкого, И.Северянина и др. | Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия. | Индивидуальное творчест-во и «цеховыеотноше-ния между поэтами. | Поэзия и живопись кубофутуристов. | Работа с учебником.
|
|
31 |
|
Герой-маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева.
«Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. | Очерк жизни и творчества Н.Гумилева с рассмотрением особенностей художественного кредо поэта.
|
| Неоромантизм в поэзии. | Н.Гумилев и А.Блок о сущности поэзии. Герой-маска. | Лирика Гумилева и Живопись П.Гогена.
Презентация. | Реферат. Выразительное чтение. Пересказ статьи. |
|
32 |
| Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С.Гумилева.
| Анализ стихотворений с отработкой понятий «лирический герой-маска», «неоромантизм», «экзотизм».
| «Жираф», «Кенгуру» и др. | Неоромантизм в поэзии. | Н.Гумилев и А.Блок о сущности поэзии. Герой-маска. | Лирика Гумилева и Живопись П.Гогена. Презентация. | Анализ стихотворений. |
|
33 |
|
Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой.
| Очерк жизни и творчества А.Ахматовой в контексте «серебряного века» и постреволюционного времени. |
|
Лирическая исповедаль-ность. | А.Ахматова и Н.Гуми-лев Стихи Ахмато-вой о Пушкине. | Образ А.Ахматовой в живописи. «Реквием» Ахматовой и Requiem Моцарта. | Реферат. Работа со статьей учебника. Конспект. |
|
34 |
|
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А.Ахматовой.
|
Анализ стихотворений из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая» с включением самостоятельного анализа стихотворения.
|
«Я научилась просто, мудро жить…».
| Лирическая исповедаль-ность. | А.Ахматова и Н.Гуми-лев Стихи Ахмато-вой о Пушкине. |
| Анализ стихотворения.
Выразительное чтение, чтение наизусть. |
|
35 |
| Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».
Единство «личной» темы и образа страдающего народа. | Целостный анализ текста с рассмотрением евангельских мотивов и литературных реминисценций. Обращение к музыкальному воплощению жанра. | Поэма «Реквием». | Трагическая мощь.
|
| Презентация. Карточки с заданием. | Беседа по вопросам. Выразительное чтение поэмы. |
|
|
|
| Р.Р Сочинение по творчеству А.Ахматовой. | Проверить знания и умения учащихся. |
|
|
|
| Сочинение.
(домашнее) |
|
36 |
| Судьба и стихи М. Цветаевой.
Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, ее поэтического темперамента.
| Очерк жизни и творчества М.Цветаевой с опорой на историко- биографические связи. |
| Лирический пафос. Дискретность стиха. | Пушкинс-кая тема в творчествМ.Цветаевой. | Поэзия и музыка в творческой судьбе Цветаевой. Презентация | Реферат. Анализ стихов. |
|
37 |
| Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет.
| Анализ стихотворений в контексте биографии поэта. Архетипический образ Дома в русской классической литературе. | Стихотворения: «Молитва» «Тоска по родине! Давно…» и др. |
| Пушкинс-кая тема в творчествМ.Цветаевой. | Поэзия и музыка в творческой судьбе Цветаевой. Презентация | Анализ стихотворений. Чтение наизусть. |
|
38 |
| Р.Р Письменная работа по творчеству М.Цветаевой. | Проверить знания и умения учащихся по теме.
|
|
|
|
| Письменная работа. |
|
39 |
| «Короли смеха из журнала «Сатирикон».
Темы и мотивы сатирической новеллистики А.Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода. |
Общая характеристика творчества А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон-Аминадо с закреплением понятий «карнавальный смех», «ирония», «пародия» и др. |
|
Сарказм. Ирония. Политическая сатира. |
Традиции русской сатиры в новеллисти-ке А.Аверчен-ко | Презентация
Тема современ-ного искусства в рассказах Аверченко. |
Работа с учебником. |
|
40 |
| Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.
Литературные направления и группировки в 20-е годы. |
Познакомить с литературными направлениями и группировками, возникшими после Октября 1917 |
|
Эмигрантская литература. Жанр антиутопии |
Образ «нового мира» в творчест-ве писателей разных направле-ний. |
Историчес-кий процесс и его художественное осмысление в 20-е годы. |
Работа с материалом учебника. |
|
41 |
| Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». | Обзорное рассмотрение проблематики романа с обобщением темы социальной утопии в русской и мировой классике. | Роман «Мы». | Эмигрантская литература. Жанр антиутопии |
| Презентация | Беседа по вопросам. Пересказ эпизодов. |
|
42 |
| Творческая биография В.В.Маяковского. | Историко- биографический очерк с привлечением фрагментов автобиографии. |
| Декламаци-онный стих. Неологизм. | Библейские мотивы в лирике Маяковского
Литературные пародии на стихи поэта. | Маяковский и художники-кубисты. Маяковский и театр. Презентация | Реферат. Работа со статьей. |
|
43 |
| Тема поэта и поэзии в ранней лирике В.Маяковского. | Анализ стихотворений с позиций общности лирического героя и тематики. | Стихотворения: «Нате!», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно» и др. | Декламаци-онный стих. Неологизм.
|
| Презентация | Анализ стихотворений. Чтение наизусть. |
|
44 |
| Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. | Анализ стихотворений с включением доклада о революционных поэмах Маяковского. | Стихотворения: «Левый марш», «Ода революции и др. |
|
| Карточки с заданием. | Анализ стихотворений. Доклад. |
|
45 |
| Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В. Маяковского.
| Анализ стихотворений, обзорная характеристика пьес «Клоп» и «Баня». | Стихотворения: «О дряни», «Прозаседавшиеся». Пьесы: «Клоп» и «Баня» |
|
| Презентация |
Самостоятельный доклад учащихся. |
|
46 |
| «Как живой с живыми…» (Маяковский о назначении поэта). | Обобщение ранее изученного, анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и вступления к поэме «Во весь голос». Обсуждение проблемы «Маяковский сегодня». | Стихотворение «Разговор с фининспектором», поэма «Во весь голос»(вступление). |
|
| Таблица. | Беседа по вопросам. Выразительное чтение. |
|
47 |
| Р.Р. Сочинение по творчеству В.Маяковского. |
Проверить знания и умения по теме.
|
|
|
|
| Сочинение. |
|
48 |
|
Сергей Есенин: поэзия и судьба.
|
Очерк жизни и творчества Есенина с опорой на материал автобиографий, воспоминания современников и стихотворения разных лет.
|
|
Имажинизм Лироэпичес-кая поэма. | Творчес-кая полемика С.Есени-на и В. Маяковского. | Поэзия С.Есенина в музыке Презентация | Реферат. Выступления учащихся. |
|
49 |
| Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.
| Анализ стихотворений сборника «Радуница» и др. Знакомство с понятиями «образ-мифологема», «святоотеческая литература».
| Сборники стихотворений. |
|
| Поэзия С.Есенина в музыке Презентация | Анализ стихотворений из сборников. Чтение наизусть. |
|
50 |
| Тема революции в поэзии Есенина. | Обзор «революционной» лирики Есенина с привлечением свидетельств современников о творческой полемике Есенина и Маяковского.
| «Инония», «Небес-ный барабан-щик» и др. |
|
| Презентация по теме. | Докдад учащихся. |
|
51 |
| Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А.Есенина. |
Анализ стихотворений в рамках тем «Город и деревня в лирике Есенина», «Образ женщины в есенинской поэзии», «Вечные темы» в есенинской лирике».
| «В том краю, где желтая крапива…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Не жалею, не зову, не плачу…» и др. |
|
| Карточки с заданием. | Анализ стихотворений. Чтение наизусть. |
|
52 |
| Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.
|
Проблематика и образы поэмы в единстве ее лирического и эпического звучания. Обобщение основных мотивов есенинской поэзии на материале поэмы «Анна Снегина».
| Поэма «Анна Снегина». |
|
| Карточки с заданием. | Беседа по вопросам. |
Литературный процесс 30- нач. 40-х годов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель. | Познакомить с творчеством писателей 30- нач. 40-х годов, с творческим стилем писателей, с тематикой произведений, ее своеобразием.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФГОС | Творчество М.А.Шолохова, А.Н.Толстого, М.А.Булгакова, Б.Л.Пастернака, А.П.Платонова, В.В.Набокова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обязательные требования к уровню
подготовки.
| Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова.
-Осознать своеобразие и богатство литературы.
-учащиеся должны знать: Содержание изученных произведений.
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений.
-учащиеся должны уметь: Формировать свое отношение к прочитанному произведению.
-обосновывать свою точку зрения
-анализировать эпизод
-соотносить произведение с литературным направлением эпохи
-размышлять над нравственными проблемами
-характеризовать главных героев
-создавать устные и письменные сочинения.
-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кодификатор
|
М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение), М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».Б.Л.Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53 |
| Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Произведения отечественной прозы 30-х годов. | Обзор творчества Н.Островского, М.Шолохова, И.Бунина и др. с выборочным рассмотрением одного из произведений. |
| Песенно-лирическая ситуация. «Парижская нота» русской поэзии. | Образ «идеального» героя в литературе разных эпох. | Песни на стихи М.Исаковского, М.Светлова, А.Жарова и др. | Работа со статьей. |
|
54 |
| Лирика 30-х годов.
Истоки поэтического творчества О.Э.Мандельштама. Близость к акмеизму. | Общая характеристика О.Э.Мандельштама. | Стихотворе-ния: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «Эпиграмма» и др. |
|
| Презентация | Анализ стихотворений |
|
55 |
|
Историческая проза А.Н.Толстого.
«Петровская» тема в творчестве А.Н. Толстого. |
Краткий историко-биографический очерк с обобщением «петровской» темы в предшествующей литературной традиции.
|
|
Историко-биографическая проза. |
«Петровская» тема в русской классике. |
Презентация
Исторические источники романа «Петр Первый». |
Выступления учащихся |
|
56 |
| Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
| Анализ избранных глав романа с привлечением самостоятельного анализа рассказа «День Петра». | Роман «Петр Первый». |
|
|
| Беседа по вопросам |
|
57 |
| Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова. | Историко-биографический очерк с обобщением ранее рассмотренного материала по творчеству писателя. |
| Роман-эпопея. Хронотоп. | Традиции толстовского эпоса в романе «Тихий Дон». | Исторические источники «Тихого Дона». Киноверсии романа. | Реферат. |
|
58 |
| Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». | Анализ глав первого тома романа с закреплением понятий «эпос» и «эпическое время и пространство». | Роман «Тихий Дон». |
|
| Фильм. | Работа с произведением |
|
59 |
| Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. | Рассмотрение военных эпизодов романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне (А.Фадеев, И.Бабель). |
|
| Традиции толстовского эпоса в романе «Тихий Дон». | Фильм. | Беседа по вопросам |
|
60-61 |
| Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон». | Анализ глав романа с ответом на вопросы учебника. Обобщение ранее изученного («мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»). |
|
|
| Фильм. | Пересказ эпизодов. |
|
62 |
| Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. | Рассмотрение динамики развития центрального образа романа с закреплением понятия «герой эпоса» и включением индивидуального сообщения о прототипах Григория Мелехова. |
|
|
| Презентация | Характеристика главного героя романа |
|
63-64 |
| Р.Р. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».
| Проверить знания учащихся.
|
|
|
|
| Сочине-ние |
|
65 |
| Судьба и книги М.А.Булгакова. | Очерк жизни и творчества М.Булгакова с опорой на автобиографичность прозы писателя. |
| Карнавальный смех. Сатирическая «дьяволиада | Евангельские мотивы в прозе М.Булгакова. | М.Булгаков и театр. Сценические и киноинтерпретации произведе-ний Булгакова. | Выступления учащихся |
|
66 |
| Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия».
| Анализ романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне. | Роман «Белая гвардия». |
|
| Презентация | Пересказ эпизодов. |
|
67 |
| Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита».
| Анализ глав о Понтии Пилате с привлечением евангельского контекста (сравнительный анализ с выявлением специфики булгаковского сюжета). | Роман «Мастер и Маргарита» |
|
| Фильм. | Беседа по вопросам.
Задания по карточ-кам. |
|
68 |
| Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. | Анализ романа с отработкой понятий «карнавальный смех», «буффонада». Опора на традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гете, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь). |
|
|
|
| Пересказ эпизодов. |
|
69 |
|
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». |
Анализ линий мастера и Маргариты в романе. Дискуссионные обсуждения «трудных мест» романа. |
|
|
|
|
Дискуссионное обсуждение |
|
|
| Р.Р. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.
| Проверить знания учащихся по теме. |
|
|
|
| Сочине-ние. (домаш.) |
|
70 |
|
Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака. |
Историко-биографический очерк, включающий «футуристический» период творчества Б. Пастернака, его взаимоотношения с В. Маяковским, документы и свидетельства «нобелевской травли» поэта.
|
|
Метафоричес-кий ряд. Лирико-религиозная проза. |
Евангельские и шекспиров-ские темы в поэзии Б.Пастернака. Б.Пастернак и В.Маяковский. |
Рисунки Б.Л.Пастернака. Музыкаль-ные образы Ф.Шопена в лирике поэта. |
Подготовленные выступления учащихся. |
|
71 |
| Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака.
| Анализ стихотворений с привлечением схемы самостоятельного анализа текста учебника. | Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Снег идет», «Плачущий сад». |
|
| Презентация | Анализ стихотворений. |
|
72 |
| Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака. | Рассмотрение любовной темы, темы жизни и смерти, стихов о назначении художника, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи в творчестве Б.Пастернака |
|
|
| Таблица. | Беседа по вопросам учебника. |
|
73 |
| Р.Р. Письменная работа по творчеству Б.Л.Пастернака. | Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос. |
| . |
|
| Письменная работа. |
|
74 |
| Оригинальность, самобытность художественного мира А.П.Платонова. | Очерк жизни и творчества писателя с включением самостоятельного анализа рассказа «Июльская гроза».
| Рассказ «Июльская гроза». | Литературная антиутопия. «Ключевая» лексика. | Жанр антиутопии в художествен-ной литературе. | Проза А.Платонова и живопись П.Филонова. | Выступления учащихся |
|
75 |
| Тип платоновского героя-мечтателя, романтика, правдоискателя в повести «Котлован». | Характеристика образа Вощева и его места в сюжете и проблематике повести. Соотнесение «думающего» пролетария Платонова с «воюющим» и «строящим» пролетарием Н.Островского и В.Маяковского. | Повесть «Котлован» |
|
|
| Характе-ристика образа Вощева. |
|
76 |
| Жизнь и творчество В.В.Набокова. | Историко-биографический очерк с включением самостоятельного анализа рассказа «Облако, озеро, башня».
| Рассказ «Облако, озеро, башня». | Элитарная проза. Литературное двуязычие. | В.Набоков и И.Бунин. Пушкинские реминисцен-ции в романе «Машенька». | В. Набоков о художественном значении русского языка. | Реферат. |
|
77
78 |
| Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки».
Литература периода Великой Отечественной войны.
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. | Анализ образной системы «Машеньки» с возможным сопоставлением романа с «ностальгической» прозой А.Аверченко.
Обзорное рассмотрение лирики А.Ахматовой, А.Суркова, К.Симонова, М.Исаковского, В.Лебедева-Кумача, А.Фатьянова с опорой на музыкальные интерпретации ряда произведений. Работа над вопросами учебника.
| Роман «Машень-ка».
|
Военная публицистика. Документаль-ная проза. |
«Скозные» темы прозы и поэзии военных лет. |
Презентация
Песенная поэзия М.Исаковского, А.Суркова, А. Фатьянова и др. | Беседа по вопросам учебника.
Анализ лирических произведений военных лет. |
|
79 |
| Проза и публицистика военных лет. |
Обзорное рассмотрение публицистики и прозаических произведений И.Эренбурга, А.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, А.Фадеева и др.
| «Судьба человека», «Молодая гвардия» и др. |
|
|
|
Беседа по вопросам. |
|
80 |
| Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского.
| Историко-биографический очерк с опорой на лирику разных лет с обобщением ранее изученного(поэма «Василий Теркин»).
|
| Лирический эпос. Тема исторической памяти. | И.А.Бунин о поэме «Василий Теркин». Некрасовские традиции в лирике Твардовского | А.Твардовский и судьба «Нового мира» (документы и свидетель-ства). | Реферат. Работа со статьей учебника. Выборочное чтение. |
|
81 |
| Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. | Тема крестьянского быта, «жестокой памяти» войны, нравственно-философская тематика поздней лирики Твардовского (с опорой на материал учебника и вопросы к разделу). Самостоятельный анализ стихотворения «О сущем».
| Стихотворения: «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.
| Лирический эпос. Тема исторической памяти. | И.А.Бунин о поэме «Василий Теркин». Некрасовские традиции в лирике Твардовского | А.Твардовский и судьба «Нового мира» (документы и свидетель-ства). | Самостоятельный анализ стихотворения. Выразительное чтение. |
|
82 |
| Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике Н.А.Заболоцкого.
| Анализ стихотворений в контексте творческого пути художника.
| Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Лебедь в зоопарке», « Я воспитан природой суровой…».
| Натурфилософская лирика. | Влияние Ф.Тютчева и А.Блока на лирику Н.Заболоцко-го. | Лирика Н.Заболоцкого и живопись П.Филонова, М.Шагала, П.Пикассо. |
Выступления учащихся. Чтение наизусть. Выразитель-ное чтение. |
|
83 |
|
Литературный процесс 50-80-х гг. |
Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий с опорой на структуру раздела учебника. | характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели». |
Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика. «окопный реализм» писателей-фронтовиков «Деревенская» и «городская» проза. Авторская песня.
|
Феномен «оттепели» в литературе разных эпох. |
Отражение периодов «оттепели» и «застоя» в литературе и искусстве. |
Выступления учащихся. Работа со статьей учебника. Пересказ. |
|
84 |
|
Герои и проблематика «военной прозы». | Обзорное рассмотрение одного из произведений Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Астафьева (по выбору).
| Военная проза. | Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика. «окопный реализм» писателей-фронтовиков «Деревенская» и «городская» проза. Авторская песня.
| Феномен «оттепели» в литературе разных эпох. |
|
Анализ одного из произведений
Выразительное чтение. |
|
85 |
|
Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика.
| Обзорное рассмотрение лирики.
| Е.Евтушенко. А. Вознесенский.
|
|
|
| Анализ стихотворения. Выразительное чтение. Чтение наизусть. |
|
Литературный процесс 50-80-х гг.
Цель
| Формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей
-продолжить работу по развитию художественно-творческих способностей, воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни.
| ФГОС
| Творчество В.М.Шукшина, А.И.Солженицына, В.Распутина, Е. Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, В.П.Астафьева, И.Бродского, В.Ерофеева, Т.Толстой, Ф.Абрамова.
| Требования к уровню подготовки выпускников.
| Учащиеся должны знать
-характерные особенности литературы 50-80 годов и последних десятилетий
-тексты художественных произведений
-основные этапы жизненного и творческого пути изученных писателей
Учащиеся должны уметь
-применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученных произведений
-составлять план
-анализировать художественные произведения
-применять изобразительно-выразительные средства языка
-оценивать изученное произведение как художественное единство
-характеризовать следующие компоненты:
-проблематика и идейный смысл
-группировка героев относительно конфликта
-пользоваться различными типами справочной литературы.
| Кодификатор
| А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». В.М.Шукшин. В.П.Астафьев. В.Г.Распутин. Е.А.Евтушенко. А.А.Вознесенский. И.А.Бродский. Б.А.Ахмадулина. Ю.П.Кузнецов. Н.М.Рубцов.
Ф.А.Абрамов. А.В.Вампилов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|