Творчество Н. А. Некрасова
тест по литературе (10 класс) по теме

Ищенко Ирина Владимировна

Контрольная работа по творчеству Н. А. некрасова. Тестовые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова

  1. Из перечисленных стихотворений вычеркните названия тех, которые не принадлежат перу Некрасова. Какие сквозные мотивы и темы русской поэзии получили выражение в перечисленных стихотворениях Некрасова?

а) «Белинский В. Г», «На смерть Шевченко», «Смерть поэта», «Памяти Добролюбова»;

б) «Пророк» («Не говори: «Забыл он осторожность!»), «Поэту» («Где вы - певцы любви, свободы, мира...»), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин»;

в) «Еду ли ночью по улице темной...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «В дороге», «Тройка».

  1. Среди перечисленных ниже названий литературных журналов середины 19 века найдите те, с которыми была связана литературная деятельность Некрасова. Расскажите об участии Некрасова в каждом из выделенных нами изданий: «Современник», «Русский вестник», «Пчела», «Отечественные записки».

  1. Лирические произведения Некрасова часто определяют как «стихотворные рассказы», «стихотворные новеллы»; тем самым внимание акцентируется на повествовательном начале поэтического текста. Обоснуйте эти жанровые характеристики, проанализировав стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда», «Вор», «Утро». Обратите внимание на то,
  1. что составляет основу лирического сюжета стихотворения;
  2. где происходит описываемое в стихотворении действие;
  3. какие подробности происшествия попадают в поле зрения автора;
  4. каков ракурс изображаемых событий;
  5. как строится авторская позиция в стихотворении.

  1. Сопоставьте две картины Петербурга - пушкинскую и некрасовскую. Какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов? Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? В чем образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла...

                      («Медный всадник»)

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится - и бьет

Тротуаром идущий народ...

От природы отстать не желая,

Зацветает в каналах вода...

… С какой-то тоской безотрадной

Месяц с ясного неба глядит

На Неву, что гробницей громадной

В берегах освещенных лежит,

И на шпиль, за угрюмой Невою,

Перед длинной стеной крепостною,

Наводящей унынье и сплин...

                   («Кому холодно, кому жарко!», из цикла «О погоде»)

  1.  В каждой паре приведенных ниже стихотворных фрагментов только один принадлежит перу Некрасова. Найдите некрасовский отрывок (и назовите автора второго произведения); свой выбор обоснуйте. Выделите характерные особенности некрасовского пейзажа:
  1. реалии природного мира, представленные в стихотворении;
  2. сочетание точного изображения различных элементов пейзажа и их субъективной оценки;
  3. эмоциональный тон пейзажной картины.

а) Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь –

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы...

б) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

в) Ух, жарко!... До полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли - навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая...

Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч?

Восточных облаков хребты воспламенились;

Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;

В реке дубравы отразились.

  1. Обращения к Музе были традиционны в произведениях русских поэтов. Сопоставьте несколько фрагментов из стихотворений разных авторов. Какие из них написаны Некрасовым? Какие поэтические определения характеризуют некрасовскую Музу? Как в них изображается своеобразие поэтической позиции Некрасова?

а) Я Музу юную, бывало,

Встречал в подлунной стороне...

б) Как часто ласковая Муза

Мне услаждала путь немой

Волшебством тайного рассказа!

в) Но рано надо мной отяготели узы

Другой, "неласковой и нелюбимой Музы,

Печальной спутницы печальных бедняков...

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,

Всечасно жаждущей, униженно просящей...

г) О Муза! Наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа - и моя!

д) Не русский - взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

е) Я Музу резвую привел

На шум пиров и буйных споров...

ж) Замолкни, Муза мести и печали!

  1. Приведенное ниже «стихотворение» составлено из двух поэтических произведений (вспомните название текстов-оригиналов). Восстановите каждый поэтический текст. В чем сходство и различие позиций Пушкина и Некрасова в понимании роли поэта и назначения поэзии?

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, - душа в заветной лире

Мой прах переживет, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один поэт, неведомый ему.

Я лиру посвятил народу своему,

И долго буду тем любезен я народу,

Что я ему служил - неведомый ему,

Не требуя венца, восславил я свободу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Итоговый интегрированный урок по творчеству Н.А. Некрасова

Урок, объеденивший в себе работу по двум предметам: чтению и русскому языку в 8 классе школы VIII вида...

Презентация. Жизнь, творчество Н. А. Некрасова

В  презентации  представлена биография. Тема крестьянской жизни - основополагающая тема творчества поэта....

Урок - портрет по творчеству Н.А. Некрасова.

Данный урок раработан для 10 класса. Жизньи творчество Н.А  Некрасова  представлена  через портреты художников И.К. Крамского и Н.Ге. Шмаринова....

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....