Творчество Н. А. Некрасова
тест по литературе (10 класс) по теме
Контрольная работа по творчеству Н. А. некрасова. Тестовые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова
- Из перечисленных стихотворений вычеркните названия тех, которые не принадлежат перу Некрасова. Какие сквозные мотивы и темы русской поэзии получили выражение в перечисленных стихотворениях Некрасова?
а) «Белинский В. Г», «На смерть Шевченко», «Смерть поэта», «Памяти Добролюбова»;
б) «Пророк» («Не говори: «Забыл он осторожность!»), «Поэту» («Где вы - певцы любви, свободы, мира...»), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин»;
в) «Еду ли ночью по улице темной...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «В дороге», «Тройка».
- Среди перечисленных ниже названий литературных журналов середины 19 века найдите те, с которыми была связана литературная деятельность Некрасова. Расскажите об участии Некрасова в каждом из выделенных нами изданий: «Современник», «Русский вестник», «Пчела», «Отечественные записки».
- Лирические произведения Некрасова часто определяют как «стихотворные рассказы», «стихотворные новеллы»; тем самым внимание акцентируется на повествовательном начале поэтического текста. Обоснуйте эти жанровые характеристики, проанализировав стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда», «Вор», «Утро». Обратите внимание на то,
- что составляет основу лирического сюжета стихотворения;
- где происходит описываемое в стихотворении действие;
- какие подробности происшествия попадают в поле зрения автора;
- каков ракурс изображаемых событий;
- как строится авторская позиция в стихотворении.
- Сопоставьте две картины Петербурга - пушкинскую и некрасовскую. Какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов? Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? В чем образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...
(«Медный всадник»)
Грязны улицы, лавки, мосты,
Каждый дом золотухой страдает;
Штукатурка валится - и бьет
Тротуаром идущий народ...
От природы отстать не желая,
Зацветает в каналах вода...
… С какой-то тоской безотрадной
Месяц с ясного неба глядит
На Неву, что гробницей громадной
В берегах освещенных лежит,
И на шпиль, за угрюмой Невою,
Перед длинной стеной крепостною,
Наводящей унынье и сплин...
(«Кому холодно, кому жарко!», из цикла «О погоде»)
- В каждой паре приведенных ниже стихотворных фрагментов только один принадлежит перу Некрасова. Найдите некрасовский отрывок (и назовите автора второго произведения); свой выбор обоснуйте. Выделите характерные особенности некрасовского пейзажа:
- реалии природного мира, представленные в стихотворении;
- сочетание точного изображения различных элементов пейзажа и их субъективной оценки;
- эмоциональный тон пейзажной картины.
а) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы...
б) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
в) Ух, жарко!... До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая...
Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч?
Восточных облаков хребты воспламенились;
Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;
В реке дубравы отразились.
- Обращения к Музе были традиционны в произведениях русских поэтов. Сопоставьте несколько фрагментов из стихотворений разных авторов. Какие из них написаны Некрасовым? Какие поэтические определения характеризуют некрасовскую Музу? Как в них изображается своеобразие поэтической позиции Некрасова?
а) Я Музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне...
б) Как часто ласковая Муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа!
в) Но рано надо мной отяготели узы
Другой, "неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков...
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей...
г) О Муза! Наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа - и моя!
д) Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
е) Я Музу резвую привел
На шум пиров и буйных споров...
ж) Замолкни, Муза мести и печали!
- Приведенное ниже «стихотворение» составлено из двух поэтических произведений (вспомните название текстов-оригиналов). Восстановите каждый поэтический текст. В чем сходство и различие позиций Пушкина и Некрасова в понимании роли поэта и назначения поэзии?
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, - душа в заветной лире
Мой прах переживет, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один поэт, неведомый ему.
Я лиру посвятил народу своему,
И долго буду тем любезен я народу,
Что я ему служил - неведомый ему,
Не требуя венца, восславил я свободу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.
Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....
Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
Конспект по литературе для 5 класса с приложением....
Итоговый интегрированный урок по творчеству Н.А. Некрасова
Урок, объеденивший в себе работу по двум предметам: чтению и русскому языку в 8 классе школы VIII вида...
Викторина по творчеству Н.А.Некрасова
Викторина...
Презентация. Жизнь, творчество Н. А. Некрасова
В презентации представлена биография. Тема крестьянской жизни - основополагающая тема творчества поэта....
Урок - портрет по творчеству Н.А. Некрасова.
Данный урок раработан для 10 класса. Жизньи творчество Н.А Некрасова представлена через портреты художников И.К. Крамского и Н.Ге. Шмаринова....
Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).
Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....