О, вы, служительницы Музы!
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«О, вы, служительницы Музы!..»
Номинация: урок-спектакль
Подноминация:
Автор: Чипенко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 478 ЮВАО г. Москвы
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _______________________________________________
1. Обоснование выбора технологии «Спектакль в школе»_____.
2. Обоснование выбора темы спектакля____________________.
3. Конспект спектакля___________________________________.
4. Презентация к спектаклю______________________________.
ВВЕДЕНИЕ
Принципы гуманизации и гуманитаризации современного образования являются определяющими. Их реализация находит отражение в поиске эффективных технологий обучения. В спектакле должны быть созданы такие условия, при которых ученик смог бы реализовать себя и свои возможности, способности.
Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня,- это поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования).
Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности.
Одним из альтернативных и эффективных способов обучения является технология спектакля. Эта технология обуславливает изменение общей парадигмы образования и соответствует новой философии образовательных целей:
- не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
- не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
Технология спектаклей позволяет решить задачи:
- личностного саморазвития;
- образовательной мотивации, повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
Соответственно, в рамках технологии спектаклей результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного
развития и представлены в деятельностной форме.
Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен. Но на первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций.
Основу развития личности ребенка составляет умение учиться творчески. ЦЕЛЬ:
Разработать спектакль по литературе с использованием технологии «Педагогическая мастерская спектакля». Показать насколько данная технология эффективна, и насколько устойчиво восприятие ребенка при работе в мастерской. На конкретном примере описать возможности реализации технологии «Педагогическая мастерская».
ЗАДАЧИ:
Главная цель спектакля – этическое и эстетическое воздействие на личность учащегося, поэтому при постановке спектакля мы пытаемся «погрузиться» в мир стихотворений, услышать музыку стиха, представить зрительный образ. Этому способствует и звучащая музыка, и слайды презентации, сопровождающие чтение стихотворений учащимися.
Осуществить подбор теоретического и иллюстративного материала по тематике спектакля;
- выработать основные рекомендации по использованию комплекса спектакль, с использованием технологии «Педагогическая мастерская спектакля»;
- выбрать компьютерные средства реализации методической разработки.
1.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИИ
«Спектакль в школе»
Если спросить учителя литературы, в чем видится ему главная трудность его работы, в чем основная проблема современного литературного образования, можно не сомневаться, что ответ будет один и тот же: дети не хотят читать.
В школе же этот интерес, быстро иссякает, и актуальным оказывается вопрос не «как изучать литературу», а «как не отучить ребенка от книги», последовательно приобщая к ее глубине и красоте.
Как же решить эту проблему? Я думаю, что ответом на эти вопросы может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключения к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления - всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Я хочу предложить один вариант спектакля.
2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ СПЕКТАКЛЯ
Мною было принято решение о разработке спектакля по литературе, с использованием технологии «Спектакль в школе», по следующей теме: «О, вы, служительницы Музы!..».
Женщина - с нами, когда мы рождаемся,
Женщина - с нами в последний наш час.
Женщина - знамя, когда мы сражаемся,
Женщина - радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастие,
В лучшем стремлении - первый привет.
В битве за право - огонь соучастия,
Женщина - музыка. Женщина - свет.
(Константин Бальмонт)
КОНСПЕКТ СПЕКТАКЛЯ
Зал затемнен. Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» (муз. Г.Свиридова).
Слайд 1- 7
1-й ведущий. Женщина…. Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью. Ее звали Лаура, Беатриче, Мария, Анна…. Многие из имен стали символами: преданности и женственности – Елена, вдохновения – Беатриче, любви к людям – Мария.
2-й ведущий. Сегодня мы расскажем о женщинах, которые добились славы своим поэтическим талантом.
Звучит мелодия сертаки.
Слайд 8
1-й ведущий. На этой фреске изображена прекрасная девушка, жительница Помпеи. Говорят, что именно такой была Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале 5 века до нашей эры. Она возглавляла школу, где девушки занимались литературой, пением, сочиняли песни и стихи.
3-й ведущий. Платон называл женщину жрицей красоты, писал:
Девять лишь муз называя,
Мы Сапфо наносим обиду:
Разве мы в ней не должны
Музу десятую чтить?
Выходят девушки, одетые в туники, впереди них с венком Сапфо.
Сапфо.
Но возвратимся к спору, что есть красота? Вот послушайте:
Только я взгляну на тебя,
Как у меня пропадает голос…
1-я подруга. Да, дух и тело едины.
2-я подруга. Во всем нужна разумность.
Сапфо. Ну, довольно. Послушайте, что я сегодня написала:
Я негу люблю,
Юность люблю.
Радость люблю
И солнце.
Сапфо с подругами уходит. Звучат пьесы для органа Людвига ванн Бетховена.
Слайд 9
1-й ведущий. Средневековье…. В замках рождается поэзия. Трубадуры – средневековые поэты – воспевают дам, их красоту.
2-й ведущий. Но не все трубадуры это делали. Знатная поэтесса того времени Беатриса упрекает влюбленного в расчетливости.
Входят под руку с мужчиной Беатриса, одетая в длинное платье, на голове остроконечная шапочка со шлейфом.
Беатриса.
Моя краса, мое происхожденье,
Но больше – сердца верного влеченье
Мужчина.
К любви другой заказаны пути
В своих стихах вы, только вы…
Звучит вальс до диез минор Ф.Шопена.
Слайд 10
4-й ведущий. Эпоха Возрождения создает тип просвещенной женщины. Стихотворения Джулин Гонзака, Вероники Франко читают , поют.
5-й ведущий. В их поэзии столько веры и надежды на лучшее. Женщины-поэтессы сами создают себя, обрекая на страдания и не стремясь к известности.
Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.
Слайд 11
6-й ведущий. А теперь обратим взоры к России 18 века. Строится великолепный град Петров. В литературе появляются имена Екатерины Александровны Княжниной, Марии Воиновны Зубовой.
На сцену выходит несколько женщин. Одна в русском сарафане, остальные в длинных платьях по моде того времени.
7-й ведущий. Чаще всего представительницы прекрасного пола писали песни, если их стихи попадали в печать, то не были подписаны настоящим именем.
8-й ведущий (подходя к одной из дам). Екатерина Княжнина была любимой дочерью поэта А.П.Сумарокова, который сам занимался ее образованием.
Звучит стихотворение Княжниной.
9-й ведущий (подходит к другой даме). Мария Зубова – лучшая певица того времени.
Звучат стихи Зубовой.
Дамы уходят.
Звучит симфония соль минор № 40 В.Моцарта.
Слайд 12.
1-й ведущий. Имя Зинаиды Александровны неотделимо от судеб Пушкина, Баратынского. На ее вилле в Италии находил гостеприимство Н.В.Гоголь. И она сумела сказать свое слово в литературе.
Салон З.А.Волконской. Гостиная украшена картинами и скульптурами. Гости расхаживают, сидят на диванчиках и в креслах, стоят у фортепьяно.
1-й гость. Чудно здесь, чудно! Недаром Пушкин сказал о хозяйке:
Царица муз и красоты!
2-й гость. О, о ней писал не только Пушкин, но, помнится, и Мицкевич, и Козлов.
Я – арфа тревоги, ты – арфа любви.
3- гость. Удивительно! Такая популярность! И такой талант!
1- гость подходит к фортепьяно, перебирает бумаги и говорит:
Господа, это стихи, написанные рукой Зинаиды Александровны. Послушайте!
Уж как пал снежок со темных небес,
А с густых ресниц слеза капнула…
Входит Волконская. Гости подходят к ней, целую руку, просят прочитать стихи.
Волконская читает.
Звезда моя! Свет предреченных дней,
Твой путь и мой судьба сочетавает….
Волконская и гости уходят. Звучит прелюдия соль мажор № 5 С.Рахманинова Звучит симфония № 8 Ф.Шуберта.
Слайд 13.
1-й ведущий. Век двадцатый. Век бурь. Он принес в литературу еще два нетленных женских имени – Анна и Марина. Чувству любви посвятили они многие свои стихи. Выходят Ахматова и Цветаева.
Ахматова (читает):
Ты мне обещан ни жизнью, ни Богом…
Цветаева (читает): - Что же! Коли кинут жребий – будь любовь!
Уходят.
1-й ведущий. Женщины…. Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой!
2-й ведущий.
О, вы, служительницы Музы…..
Связав с поэзией все узы,
Вы ей отдались до конца
Святое свято берегли -
Иначе жить вы не могли.
Пусть радость душу теребит!
Поэта сердце не сгорит!
Слайд 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"
Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"
Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...
«О вы, служительницы Музы!..»
Сценарий вечера, посвященного женщинам-поэтессам...
Паспорт проекта "О вы, служительницы Музы!"
Паспорт проекта "О вы, служительницы Музы!"...