"Гражданином быть обязан!"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Гражданином быть обязан!»
Урок – игра по творчеству Н.А. Некрасова
Цель: обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, развитие умений самостоятельно пополнять знания, формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.
На слайде портрет писателя и эпиграфы
«Гражданином быть обязан!»
Н.А. Некрасов
«Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.
Она – как песня русская!»
В.Боков
Слайды к произведениям Некрасова
Ход урока
- Слово учителя
- Вопросы для разминки
- 1 команда
- В каких произведениях Некрасов нарисовал образ матери как идеал нравственной красоты? «Родник», «Затворница», «Баюшки – баю»
- Кто был суровым критиком первых стихотворений поэта и почему? Сборник «Мечты и звуки» получил отрицательную оценку В.Г.Белинского, так как стихотворения носили созерцательный характер, были далеки от задач материалистической эстетики.
- Кому посвящены эти строки: «Все он изведал: тюрьму петербургскую, справки, доносы, жандармов любезности»? Тарасу Шевченко
- 2 команда
- Как назвал Некрасов первый сборник своих стихотворений? «Мечты и звуки»
- В каких крупных произведениях Некрасов рассказал о подвиге декабристов и их жен? «Дедушка», «Русские женщины»
- Из какого произведения эти строки: «Вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе!» «Железная дорога»
- Вопросы для команд
- 1 команда
- Кто эти герои?
- «Грудь впалая, как вдавленный живот»? Яким Нагой
- «Красива, волос с проседью»? Матрена Тимофеевна
- «Твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка»? Гриша Добросклонов
- 2 команда
- Кто эти герои?
- «Худой, как зайцы зимние, нос клювом, как у ястреба»? Утятин
- «С большущей сивой гривою»? Савелий
- Кто сказал о Некрасове: «Да знаете ли вы, что вы поэт – поэт истинный»? В.Г.Белинский
- Конкурс дуэлянтов. Каждая команда, кроме дуэлянтов, представляет секунданта, который выступает на правах помощника дуэлянта, если он затрудняется ответить на вопросы, предложенные противником.
- Вопросы для «дуэли»
- 1 команда
- Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов «чистого искусства»? «Вчерашний день в часу шестом»
- Кто сказал о Некрасове: «не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова? А.В.Луначарский
- В каких произведениях Некрасов запечатлел идеал революционера-борца? Раскройте характер этого идеала, обращаясь к стихотворениям поэта. «В.Г.Белинский», «Белинскому», «Памяти Добролюбова», «Пророк», «На смерть Тараса Шевченко»
- 2 команда
- Под каким псевдонимом шли водевили Некрасова в Александрийском театре? Перепёльский
- Какие стихотворения Некрасов написал для детей? Прочтите фрагмент одного из этих стихотворений наизусть. «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин»
- Из какого стихотворения эти строки: «Кто, служа великим целям века, жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата человека, только тот себя переживет»? «Зине»
- Конкурс капитанов. В двух конвертах разрезанные на мелкие кусочки строки стихотворений Некрасова. Их необходимо восстановить и прочесть.
- 1 капитан «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь!»
- 2 капитан «Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!»
- Домашнее задание. Подготовить сообщения или презентацию, или видеоролик, или фильм (10 мин) на темы «Некрасов и живопись», «Некрасов и музыка». После выступления конкурс-экспромт «фанфик». К произведениям живописи подобрать строки из стихотворений поэта.
- Конкурс выразительной речи. Чтецы.
- Составление афиши «Что вы открыли для себя в поэзии Некрасова, что, на ваш взгляд, является в ней вечным, непреходящим?
- Рекламирование баннеров.
- Рефлексия.
- Награждения сладким. Веселое настроение. Здоровье и счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданином быть обязан
Разработка деловой игры...
Гражданином быть обязан.
-воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма;-формирование знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека....
Музыкантом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…
Музыкант… слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной ...
Разговор с учащимися "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"
8 класс (гражданин)...
Мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Это внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов, проводится с целью формирования представлений о важности соблюдения законов государства, активной гражданской позиции, развития гражданско-прав...
Классный час на тему: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь: знать все законы, отвечать за свои слова, контролировать свои поступки, уважать не только себя, но и окружающих вас л...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»
привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....