Анкета корректировки чтения учащихся 7 класса.
статья по литературе (7 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Небольшая помощь в подготовке уроков литературы в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa_korrektirovki_chteniya_uchashchihsya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета корректировки чтения учащихся (старшие классы)

  1. Каких современных писателей вы знаете, нравится ли вам их творчество и почему?
  2. Какой поэт современности вам нравится и почему?
  3. В каких произведениях современной литературы наиболее убедительно, по вашему мнению, раскрывается тема труда?
  4. Какие произведения последних лет вы считаете наиболее сильными в идейном и художественном отношениях?
  5. Есть ли у вас личная библиотека? Назовите произведения любимых писателей, находящихся в ней?
  6. Какие периодические издания выписывает ваша семья? Что из периодических произведений вы читаете,  и как вы читаете?
  7. Связано ли ваше чтение с выбором профессии и дальнейшего жизненного пути?
  8. Как конкретно это связано с выбором профессии?

Русские народные сказки

  1. Какой в сказках о животных обычно изображается лиса?
  2. Какими чертами в этих сказках наделяется волк, медведь?
  3. Кого и за что осуждает народ в сатирических сказках? Сатирические сказки и сказки о животных – это «народная бытовая энциклопедия, которая как бы собрала вместе все пороки тех людей, чья жизнь, быт, нравы и привычки были чужды человеку труда». Аникин В.П. «Русская народная сказка», М., 1977, с.70
  4. Какие устойчивые сказочные выражения встретились в прочитанных вами сказках?
  5. Назовите общие для них зачины и концовки.
  6. Что общего у русских народных сказок?

А.Беляев «Остров погибших кораблей».

  1. Почему произведение называется «Остров погибших кораблей»?
  2. В чем состояла загадка Саргассова моря?
  3. Соответствует ли это истине?
  4. Зачем автор «перемещает» остров в Саргассово море?
  5. Какие интересные научные сведения вы узнали из этого произведения?
  6. Почему оно является фантастическим?
  7. Какие, на ваш взгляд, художественные образы наиболее удачны в этой повести? Докажите.
  8. Какие герои повести понравились и чем?
  9. Почему писатель заканчивает произведение пожаром?

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

  1. Какой эпизод в повести кажется вам наиболее волнующим? Чем именно?
  2. Можно ли назвать повесть по-другому?
  3. Как, по-вашему?
  4. Что в произведении вызвало наибольшее ваше осуждение?
  5. Мог ли быть другой конец в этом произведении? Если да, то какой именно?
  6. Почему писатель закончил произведение трагически?
  7. Какое настроение оставила у вас повесть?
  8. Можете ли вы сравнить это произведение с ранее прочитанными? В чем именно?
  9. Почему погибла добрая, умная, хорошая собака? Кто виноват?
  10. Какой след оставил Бим на земле?
  11. Почему Бим, несмотря на прекрасную родословную, был изгоем среди породистых охотничьих собак?
  12. Как складывались взаимоотношения Ивана Ивановича с Бимом? Что было интересным?
  13. Почему Бим уходил из дома и снова возвращался?
  14. С каким настроением отправлялся Бим на поиски друга и под влиянием чего оно менялось?
  15. Что тянуло Бима к людям, и почему он испытывал столько разочарований? Чем они были вызваны?
  16. Когда Бим стал понимать, что все люди разные, что они могут быть и хорошими, и плохими?
  17. Почему писатель в лирической повести о собаке дает сатирические картинки? Как он сам это объясняет?

Смерть животного вызывает у нас чувство ответственности за судьбу и желание защитить их. В этом оптимизм произведения.

В.Богомолов «Зося»

  1. В чем смысл изображения чистой любви советского офицера и юной польки на фоне жестокой войны с фашизмом?
  2. Почему ужасы войны бессильны вытравить из душ этих людей способность глубоко чувствовать, сильно любить, поэтически воспринимать мир?
  3. В чем корни нравственного богатства Зоси и советского офицера?

Анализ стихотворения о Великой Отечественной войне

  1. Чем тебя заинтересовало это стихотворение?
  2. Как изображены в не будни войны?
  3. Как предстает в нем солдат, участник войны?
  4. Какие чувства вызывает у тебя это стихотворение?

Л.Соболев «Зеленый луг»

  1. Почему у Алеши Решетникова в юные годы возникло колебание в выборе жизненного пути и что положило конец им?
  2. Что бы мог записать в свою «колдовку» А. Решетников против фамилий боцмана Хазова и рулевого Артюшина после выполнения ими последнего задания?
  3. Какая символика заложена в названии повести?
  4. Кто из персонажей повести имеет в себе стойкую и ясно направленную «лямбдуаш»?

Н.Дубов «Беглец»

  1. Почему Юрку так тянет к палатке москвичей?
  2. Как еще проявляется его желание увидеть рядом с собой иную жизнь и других людей: красивых, умных, талантливых и счастливых?
  3. Все ли люди вокруг Юрки были равнодушными или враждебными  к нему?
  4. Почему Сенька-Ангел, усиленно помогавший Юрке уехать из дома, сразу же понимает и одобряет Юрку, когда тот отказывается от бегства?
  5. Откуда взял герой нравственную силу, проявленную им в тяжелый час?
  6. Как понять заглавие повести? Обоснуйте вашу мысль.

Н.Дубов «Горе одному»

В 1970 году писатель удостоен Государственной премии. Отражает послевоенные трудности, постоянные напоминания о Великой отечественной войне. Внимание на судьбе послевоенного молодого поколения, его закалке, нравственном воспитании, уважении к людям труда. А Мусатов: «Воспитанию человека труда, посвящено все писательское дарование Дубова. Труд в произведениях Дубова – это основа основ, это сама жизнь. Те, кто стоят у станков, возводят мосты, сеют хлеб, водят машины, - самые достойные, самые уважаемые люди, самые чистые и душевные люди».

  1. Почему Алексей Горбачев уходит из дома? (из-за дяди Троши, который любил деньги)
  2. А что было особенно невыносимым в дяде Троше?  (отношение к людям, что все мошенники, уважал тех, кто имел деньги)
  3. Что было бы с Лешкой, если бы он остался у дяди Троши? В чем опасность жизненной философии дяди Троши?
  4. Как Лешка попадает в детский дом?
  5. Какие трудности встретились ему на первых порах пребывания в детском доме?
  6. Как удалось зав. детским домом Людмиле Сергеевне вернуть Алексею доверие к людям, веру в свои силы? (эпизоды труда)
  7. Драка Валерия Белоуса и Леши. Обсуждение эпизода.
  8. Почему Людмила Сергеевна не согласилась с решением детского совета?
  9. Какое предложение сделала она, и почему оно оказалось более действенным? (нельзя наказывать трудом)
  10. Какие чувства испытывал Алеша в первое время пребывания на заводе?
  11. Чем отличались они от его прежних представлений?
  12. Когда и при каких обстоятельствах изменилось его отношение к своей профессии?
  13. В чем смысл конфликта между Алешей и Виктором Гущиным?
  14. Как удалось героям его преодолеть?
  15. Из-за чего возник конфликт?
  16. Случайно ли Гущин становится автором дутого рекорда?
  17. Могло ли это случиться с Алексеем?
  18. Можно ли назвать поведение Алексея нравственным подвигом?
  19. Почему автор объединяет две повести «Сирота» и «Жестокая проба» в одну книгу?
  20. Удачно ли название «Горе одному»?
  21. Когда и при каких обстоятельствах произносят герои книги  эти  слова?

Г.Машкин «Синее море, белый пароход»

  1. Как складываются отношения на южном Сахалине? Какие люди приехали сюда? Зачем? Как ведут себя? Как относятся к японцам?
  2. С кем отец Геры? Кто ему ближе: Семен и Рыбин?
  3. С каким настроением приехал Гера на Южный Сахалин? Как и под влиянием чего оно менялось?
  4. Как меняется содержание рисунков Геры? Почему?
  5. О какой картине мечтает Гера в конце повести? В чем ее смысл?
  6. О чем же написана повесть? Какова ее основная мысль?

Ответы:

  1. Гера с семьей приезжает на Сахалин. У него мысль – мстить японцам за деда, которого сжег в топке японский генерал. На Южном Сахалине люди ненавидят японцев, приехали они на заработки. Одни заработать, другие отомстить японцам, третьи – романтика, четвертые – обогащение.
  2. Отцу Геры ближе Семен.
  3. Гера приехал мстить. Под влиянием новых друзей, брата и сестры, он меняется. Понимает, что люди разные (Ивао и Сулико, брат и сестра)
  4. Сначала мечта – море, затем пароход (о котором мечтает брат Геры – больной Юра, думает, что увидит его и вылечит от туберкулеза), затем – портрет деда и погибшего друга отца (утонул, помогая японцу подняться на борт корабля).
  5. Нарисовать Сулико и всех друзей (Борьку, Лесика, Скулопендру, брату Юру, Ивао, Сулико). Чтобы все вместе плыли на корабле «Оранжаде».
  6. Повесть о мальчишках, дружбе. Основная мысль – человеческие отношения, все должны любить друг друга. Миром правит любовь, искренние отношения между людьми. Мир между народами на планете.

В.Киселев «Девочка и птицелет»

  1. Чем определяется отношение Оли, главной героини романа, к людям? Кого и за что она больше других любит и не любит? Каков идеал Человека?
  2. Можно ли сказать, что Оля и сама живет по тем высоким нравственным законам, по которым она хочет, чтобы жили другие люди? Предъявляет ли она к себе те же нравственные требования, что и к другим людям?
  3. Почему в конце романа Оля говорит, что многое поняла по-другому? Что изменилось в ее представлении о людях? Какие уроки вынесла она из жизни за это время?

Герои романа сумеют в обстоятельствах современной жизни найти свое счастье в борьбе, а не в жизни без тревог.

С.С.Смирнов «Брестская крепость»

  1. Какие страницы произведения С.С.Смирнова произвели наиболее сильное впечатление? Чем именно?
  2. Что нового ты узнал в книге о Великой Отечественной войне?
  3. С какой книгой ты мог бы сравнить это произведение?
  4. История создания книги? Автор уходит на фронт, работает корреспондентом. «Когда попадаешь в брестскую крепость, удостоенную звания «Крепость-герой», понимаешь, что и это прекрасное здание, и Музей обороны крепости, и сотни тысячи людей, едущих сюда отовсюду, и то, что ныне крепость превращена в Монумент славы, все это следствие инициативы, трудов и таланта С.С.Смирнова». Андроников И.
  5. Когда и где впервые родилась легенда о Брестской крепости, и какое значение имела она для сражающихся воинов?
  6. Как легенда постепенно становится былью?
  7. Какое значение имела оборона Брестской крепости?
  8. В чем подвиг майора Гаврилова и его товарищей?
  9. Почему писатель назвал полкового комиссара Фомина младшим братом Павла Корчагина?
  10. Почему Петю Клыпу звали барабанщиком Брестской крепости? Судьбу какого литературного героя напоминает эта история?
  11. Как изображено детство в фашистской неволе?

 Ленинская премия 1965 г. за эту книгу.

Ответы:

  1. Помощь женщине.
  2. Брестская крепость сражалась две недели.
  3. Поездки, архивы, живые люди.
  4. Граница!
  5. Сражались и не отступали.
  6. Так как своим примером, духом призывал сражаться.
  7. Подросток помогал взрослым. Обнаружил склад оружия, помогал достать воды. Барабанщик Парижской коммуны – Гаврош.
  8. Плен, лагеря, помогали старшим, были связными с партизанами. Сражались наряду со взрослыми.

Художник И.Я. Билибин (русские народные сказки) 1876-1942

Отец – врач, мать – пианистка. Родился в деревне Тарховка около Петербурга. Учился в университете, занимался живописью в Мюнхене, затем учился у Репина. Студентом собирает предметы крестьянского быта – утварь, одежду, кружева. Умирает в осажденном Ленинграде, отказавшись уехать. Юмор многообразен и неиссякаем.

Портреты А.С.Пушкина

Портрет О. Кипренского и В. Тропинина.

Кипринский: «Портрет создает обобщенный облик поэта, подчеркивая в нем, прежде всего, творческое начало. Этому, в частности, служит помещенная в фоне портрета бронзовая фигура Музы – символ поэтического дара».

Тропинин: - в открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых, чуть улыбающихся губах, спокойной позе и плавной линии плеч чувствуется большая сила духа и какая-то особенная ясность мироощущения. Версия  написания портрета Тропининым: «…портрет был написан по собственному желанию поэта для подарка С.А.Соболевскому, который хотел иметь изображение своего друга – «домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного». Художник застал Пушкина в маленьком кабинете возившегося со сценками.

Портрет Кипренского – поэт и гражданин Пушкин. В этом портрете нет статуи музы, не изображены руки поэта, все внимание – на лице и глазах Пушкина. Ценил этот портрет и Пушкин, за несколько дней до смерти просил гравера вырезать этот портрет из стали, что было исполнено в 1838 году, хотя и менее удачной работой.

Фаворский – Пушкин лицеист, нежен, светел, лиричен. Юный поэт, острота, тревога.

Гейтман – Пушкин, как задумавшийся мальчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты летнего чтения

Анкеты летнего чтения представлены по параллелям 5-11 класс по программе В.Г. Маранцмана. Заполняются на первых уроках....

Анкета для родителей учащихся 5 класса

Анкета для родителей по преемственности от начальной ступени к основной...

Диагностический инструментарий. Анкета "Курение" для учащихся 6-11 классов.

Анкета "Курение" для учащихся 6-11 классов анонимна, указывается только школа, класс, пол, возраст, состоит из 12 вопросов с вариантами ответов....

Анкета для родителей учащихся 1-го класса

Вариант анкеты  для заполнения социального паспорта класса в начале учебного года, 1-ый класс....

Анкеты по адаптации учащихся пятых классов.

Тесты для учащихся пятого класса по адаптации к основной школе....

Рабочие программы, КТП, КОРРЕКТИРОВКА № 3 1 класс

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий, и фактическим количеством проведённых учебных занятий:В  соответствии с Указом П...