Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".
статья по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Антигуманистическая теория Раскольникова и ее крушение («разрешение крови по совести»)
Цель: на основе текста доказать, что сущность теории Раскольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови.
Эпиграфы
«Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные, в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете».
М.Горький
«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму».
Ч.Айтматов
Ход мероприятия
- Чтение теории Раскольникова
- Вступление. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умен. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Найти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумывает античеловечную по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убийстве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеется над ним). И нет конца этой боли…
- Беседа
- Вопросы
- На что обрекала бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Теория по сути своей антигуманистична. В ее основе идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено все, даже преступление, для достижения своих целей. Таким образом, теория обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия преступления. Многие бы захотели доказать, что они «наполеончики». (Эпилог, глава 2)
- Почему герой совершает два убийства? Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается цепная реакция.
- Почему топор, а не нож или другое оружие?
- Встречали ли вы в произведениях русской литературы образ топора? Герцен, Чернышевский звали Русь к топору. В этом случае это символ борьбы за права человека. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Савелий, богатырь святорусский, который немца Фогеля живым в землю закопал, говорит: «Наши топоры лежали до поры»,- это как орудие защиты от угнетателей. Топор – образ аллегорический. Это символ слепой силы, но и борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившими на путь этой борьбы.
- Почему герой выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, Соня Мармеладова, Катерина Ивановна, ее дети. Герой поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар обрушивается и на него. В понимании Достоевского, поднятый топор в любом случае символ насилия, неважно, ради каких целей его применили.
- Почему герой страдает и терзается после преступления? Создавая свою страшную теорию, герой уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки от того, что не сумел стать над всем муравейником, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихиным. Что чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых людей и как бы ни хочет к ним прикасаться. Герой двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой стороны – он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем. (Ч.3,гл5; ч4,гл.4;ч5,гл.4)
Образ Раскольникова – трагический. Он, гуманный по природе человек, пытается уничтожить идею человечности («Я не человека, я принцип убил»). Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. («Разве я старушонку убил? Я себя убил!..»), (гл.4,ч.4; ч5, гл.4; ч.6,гл.7-8; эпилог)
Поступок Раскольникова – предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - «это лабиринт неизвестности, тайник я». Раскольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).
- Отношение героя к совести?
- Каково оно?
Выразительное чтение диалога Порфирия Петровича и Раскольника
Итак, Раскольников объясняет свои душевные мучения тем, что не смог до конца довести дело, не сумел стать человеком необыкновенным («наполеоном сделаться»).
- Но чего он в себе недооценил? Все его страдания – это голос совести. Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отрицает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна, а в этом все люди равны. Достоевский показывает, что если на путь насилия становится даже добрый человек, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он принесет зло и себе, и другим.
- Почему убийца Раскольников ближе писателю и читателю, чем нравственно безупречный Разумихин? Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Он – убийца. Но мы сочувствуем ему, так как он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому. Разумихин как бы унижается перед жизнью. Он у нее в плену. Он принял жизнь как должное. Раскольников же бунтует. В страданиях Достоевский видит проявление человечности. В них – залог воскресения, возрождения личности.
- Оправдывает ли Раскольников жестокость эпохи? Условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть, каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость.
(История Клода Изерли, сбросившего бомбу на Херосиму. Он не смог жить, осознав, какое совершил преступление).
Выводы: Достоевский учит нас (в этом злободневность, современность, ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....
Поощрение и наказание в семье
Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....
Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественны...
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...