Особенности лексики жития Ксении Блаженной
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы в 7-ом классе. Цель урока: определить особенности Жития как литературного жанра, проанализироватьсредства создания образа святой и языковые особенности Жития. Тип урока - обучающий, используемые образовательные технологии - информационно-коммуканиционные, образовательные, развивающие, воспитывающие. Методическая разработка содержит этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Учителя Дмитриевой Людмилы Викторовны ГБОУ СОШ №420
Класс 7
Предмет: литература
Тип урока: обучающий
Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, образовательные, развивающие, воспитывающие технологии.
Тема: «Особенности лексики Жития Ксении Петербургской».
Цели урока: определить особенности «Жития» как литературного жанра, проанализировать средства создания образа святой и языковые особенности «Жития».
Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся.
«Не объясняй мне, что такое доброта, ты доброе
твори – и я пойму тогда.»
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
а) Сообщение темы урока. Работа над понятием «лексика» (Что такое «лексика»?).
б) Сегодня мы с вами будем работать над текстом «Жития Ксении Блаженной». Она считается духовной защитницей Санкт-Петербурга.
6 февраля наша Православная церковь отмечает день памяти святой блаженной Ксении Петербургской.
Может быть, вы знаете, что означает имя Ксения? (Странница). Она и в самом деле 45 лет вела жизнь странницы в Петербурге. Давайте вспомним основные события её жизни.
- СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
- Ксения родилась в Петербурге в первой половине ХУ111 века.
Юной девушкой вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, которого горячо любила.
- Когда Ксении исполнилось 26 лет, скончался её муж, Андрей Федорович, да так внезапно, что не успел исповедаться и причаститься, Чтобы спасти душу любимого супруга, Ксения приняла на себя подвиг юродства Христа ради, уверяя, что умер не муж её, а сама она.
- Ксения занялась благотворительностью: раздала всё своё имущество бедным людям и, одевшись в мундир мужа, стала бродить по Петербургу в образе нищей и бездомной.
Она молилась за всех. Люди верили, что Ксения страдает за них, верили в её способность предсказывать будущее, относились к ней, как к святой.
- Ксения стала жить на улице и нищенствовать, а по ночам удалялась за город и там молилась, попеременно делая земные поклоны на все 4 стороны, прося Бога помочь всем жителям Петербурга.
- В полдень ли ясный,
Ночью безлунной
Ксения шла по дорогам.
Люди считали её безумной,
Нищенкой тёмной, убогой.
В неё швыряли комьями грязи,
Ругали дурными словами,
Не замечая чудесной связи
Юродивой с Небесами.
Добрые люди, её жалея,
Давали и деньги, и пищу.
Она же, оставив себе копейку,
Всё раздавала нищим.
- Всю оставшуюся жизнь она не имела ничего, кроме одежды, которая была на ней. Питалась она тем, что подавали люди. Днём Ксения бродила по городу, а на ночь Божие было более «явственное». 45 лет несла Ксения свой подвиг.
- Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в своё время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.
- Место погребения блаженной стало местом постоянного поклонения. Над могилой Ксении сооружена каменная часовня, которая исписана благодарностями за содеянные чудеса по её молитвенному предстательству.
- Ныне на её могилке постоянно служатся молебны, часовенка всегда полна народа, ищущей у блаженной Ксении предстательства и молитв перед Господом. В ответ угодница Божия откликается своей горячей любовью, молитвенной помощью нам. Тысячи разительных случаев такой помощи известны прибегающим молитвенно к святой Ксении.
- БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.
- Что такое «Житие»? (Жизнеописание святого). Мы уже работали над текстами «Жития» святых и познакомились с житием князей Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского. Давайте вспомним, какие бывают святые? (Правоверные, мученики, страстотерпцы, преподобные, блаженные). Как обычно строится «Житие»? (Зачин, рождение святого от благочестивых родителей, жизнь и деяния святого, смерть святого, похвала святому).
Структура (строение) жития.
- Зачин.
- Рождение святого.
- Жизнь и деяния святого.
- Смерть святого.
- Похвала святому.
- А теперь рассмотрим, как создается образ Ксении блаженной в «Житии». Но сначала вспомним, как создается портрет литературного героя в художественном произведенииХ1Х-ХХ вв.(Авторское описание, описание внешности, речи героя, его поступков – это может быть эпизод или несколько эпизодов, раскрывающих в образе самое главное). При помощи каких средств и приёмов создается образ Ксении блаженной? (Деяния святой, описание внешности, одежды, душевных качеств, оценка поступков автором). А ещё при помощи особой лексики.
- Какое событие толкнуло Ксению на труднейший христианский подвиг казаться безумной? (Смерть любимого мужа, скончавшегося без христианского приготовления).
Чтение 2-го абзаца.
- Зачем она как бы воплотилась в своего мужа? (Чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося мужа). Как оценивает её поступок автор? (Она принесла «на алтарь Божий дары всеспасительного подвига любви к ближнему»). Что сделала Ксения со своим имуществом? Как объяснила свой поступок?(Цитата из Библии «Господь питает…»).
- Итак, все убедились в безумстве молодой вдовы. На самом же деле она таковой не была. Как называли на Руси людей, которые принимали образ безумного человека? (Юродивый)
- Юродство – один из труднейших подвигов христианского благочестия. Человек, по воле Божией избравший для себя такой путь, добровольно отрекается от всего земного, рвёт кровные узы с родными, оставляет свой дом, забывает о тёплом уюте. Он становится нищим, не знающим, где приклонить свою голову, ходит в лохмотьях и босой. Но делает он это из-за любви к ближнему, совершает добрые дела всем нуждающимся, все свое время посвящает молитвам за благополучие чужих ему людей, не прося за это благодарности, делая это бескорыстно.
Словарная работа.
- Как иначе называли юродивых? (Блаженные). С каким корнем очень близок корень –блаж-? («благ» - благо, добро). Что, по-вашему, совершали блаженные? (Служа Богу, несли людям добро). Составим цепочку однокоренных слов: блаженный – благо, благой, благочестивый (запись в тетрадь).
- Какие качества характера Ксении блаженной отмечает автор, как она переносит насмешки? (Кротость, незлобие). Что такое «кротость»? («Короткий» в гневе). Подберите синонимы к слову «кроткая».
- Как относилась Ксения к людям и как люди к ней? (Чтение отрывков «Жития»).
- Каким даром наградил её Господь? (Предвидения, прозорливости). За что получила этот дар?
- Перечислите важнейшие эпизоды из жизни Ксении блаженной, которые описывает автор «Жития». (Помогала строить церковь, позаботилась о неродившемся младенце, напророчила девушке жениха, предсказала пожар и т.д.) Обратимся к эпизоду, в котором рассказывается о строительстве церкви. (Чтение эпизода). Как характеризует её этот поступок? (Делает добро, не рассказывая об этом никому: очень скромная)
- Найдите эпизод, в котором описана забота Ксении блаженной о спасении неродившегося младенца. (Чтение эпизода). Как характеризует Ксению этот поступок?
- И ещё один случай из жизни Ксении я хотела бы разобрать. Это помощь семье Голубевых. (Пересказ эпизода учениками). Какое особое слово встречается в конце эпизода? («Благочестивая»). Что оно означает? (Религиозный, верующий, соблюдающий заветы церкви).
- Ксения блаженная скончалась предположительно в начале Х1Х века и погребена в Смоленской церкви, впоследствии над могилой святой была построена часовня.
- Скажите, какой эпизод можно считать кульминацией? (Спасение больного – чудо). Что такое кульминация?
Чтение концовки «Жития».
- После смерти Ксения была канонизирована. Каково значение этого слова? За что была причислена к лику святых? (За святость жизни).
- ПОДБОР ОПИСАНИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ КСЕНИЮ.
- СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Так прожила Ксения 45 лет. Скончалась блаженная Ксения в начале Х1Х века и погребена близ Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.
- И поныне верующие православные христиане приходят на Смоленское кладбище к часовне, воздвигнутой на месте погребения святой, чтобы поклониться ей.
- Дважды верующие по горсточке растаскивали земельный холм, в третий раз разобрали по кусочкам надгробную плиту, ведь каждый посетитель хотел взять с могилы горсточку земли, считая, что земля – лучшее средство от болезней и горестей. В ХХ веке над могилой возвели другую часовню, более достойную её памяти, ведь Блаженная Ксения Петербургская считается святой покровительницей Санкт-Петербурга.
- И после своей смерти Ксения продолжает дела милосердные, продолжает творить добро и по сей день молиться за нас, всех людей, ходатайствует за нас перед Богом, помогает верующим во многих нуждах. И много чудес совершается по молитве к ней.
- Тем, кто с молитвой обращается к Ксении, она помогает и ныне. Не только со всех уголков нашей страны, но и из других стран едут к часовенке люди, чтобы рассказать её о своём горе просят помощи в исцелении. Прислонившись к часовенке, они шепчут ей свои горести, и она слышит их. Чудес сотворённых тысячи
- Чтение стихотворения учащимся.
Седой туман клубится над Невой,
от фонаря ложится тень косая.
И женщина бредёт по мостовой,
В лохмотьях ветхих, нищая, босая.
Нет у неё ни пищи, ни угла,
Под каменным мостом она ночует.
Сгущается и леденит сырая мгла.
Дождь моросит, из подворотни дует.
Санкт-Петербург и мрачен и суров,
Прохожие скользят, как будто тени,
Скрываясь в тёмной глубине дворов,
Блаженной не заметив рядом Ксении.
В окне последний огонёк погас.
Пустой трамвай пронесся быстро мимо.
Идёт святая, молится за нас,
И помогает городу незримо.
- А теперь вернёмся к эпиграфу урока. Как вы понимаете его сейчас?
Каждому из нас по силам совершать благие дела, главное – иметь желание. Мы можем и должны помогать тем, кто нуждается, кто рядом с нами. Оглянитесь вокруг, наверняка, у вас по соседству есть одинокие старики, о которых некому позаботиться, сбегайте им за хлебом, сходите в аптеку за лекарством, уступите пожилому человеку место в автобусе…
Всегда найдётся дело для доброго сердца.
- Подведение итогов.
Какие новые слова узнали? Что они обозначают?
- Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение «Над чем я задумался, прочитав «Житие Ксении Блаженной»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/25/picture-192225-1719304153.jpg)
Концептуальный анализ слова. (На материале Жития Ксении блаженной). Урок по развитию речи в 7 классе.
Конспект урока по развитию речи на материале Жития Ксении Петербургской. В процессе урока ребята работают с текстом Жития и различными словарями....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/19/picture-267897-1718781453.jpg)
Презентация к уроку английского языка по теме "Особенности лексики научной фантастики"
Занятие в 9 классе посвященно лексическим особенностям современной научной фанастики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-329059-1382968546.jpg)
Исследовательская работа "Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской"
Данная исследовательская работа посвящена жизни Святой Блаженной Матроны Анемнясевской. Не возможно не восхищаться её волей, умением преодолевать испытания, смирением перед Господом и служением ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-745535-1454163775.jpg)
Презентация "Из жития Святой Блаженной Ксении Петербургской"
Данная презентация предназначена в качестве наглядного материала для предмета " Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.". Материал может быть использован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-662017-1441390247.jpg)
Особенности лексико – грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В своей статье постаралась отразить результаты исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Изучение этих особенностей может оказать неоценимую ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-344037-1574610666.jpg)
"С любовью в сердце" (житие Ксении Петербургской)
Внеклассное мероприятие для учащихся 4х классов, цель которого - приобщение к отечественной православной культуре почитания святых....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151808-1353857925.jpg)
Статья «Святой Креститель Руси: просветитель, законодатель, воин, государственный и религиозный деятель: особенности изучения "Жития равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы». Евдокимов О.В.
Предлагаемая ниже публикация может быть полезной в качестве определенной помощи при изучении "Жития святого равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы в школе.Более тысячи лет м...