А. Блок. Мотивы лирики.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Степанова Екатерина Александровна

Методическая разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_blok_motivy_liriki.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

Конспект

открытого урока по литературе

на тему:

«А.А. Блок. Мотивы лирики».

                                                                                                       Автор: Егорова

                                                                                                                      Екатерина

                                                                                                                      Александровна,

                                                                                                                      учитель русского

                                                                                                                      языка и литературы

                                                                                                                      МОУ Гимназия №56»

                                                                                                                      п. Красково

Тема урока

                                    А.А.Блок. Мотивы лирики.

                       Цели урока:

                                     Образовательные

  1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
  2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

  Развивающие

  1. Способствовать

- формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

- расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

2) Закрепить навык

- по систематизации материала,

- участия в дискуссии,

- совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

- обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

- совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

    Воспитательные

Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

- воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

- формировать представление о вечных ценностях,

- воспитывать любовь к Родине,

- воспитывать высокое отношение к женщине.

Технологии:

      - проектная технология,

       - технология опережающего обучения,

       - технология группового обучения,

       - блочно-модульная технология,

       - технология исследовательского обучения.

Межпредметные связи:

       - история,

        - музыка,

        - живопись,

        - кино,

        - философия,

        - психология.

Оборудование:

        - портрет Блока,

        - репродукции картин русских художников,

        - фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

              - запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении    

          Ярцевой,

      - схемы, опорные конспекты,

      - компьютер и мультимедийная доска.

     Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были  разработать проекты по темам:

      1) «Стихи о Прекрасной Даме».

      2) Цикл «Город».

      3) Тема Родины в поэзии Блока.

      4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

           План урока

  1. Слово учителя
  2. Проверка домашнего задания:

- проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

- беседа по проекту «Город»

3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

4) Проверка домашнего задания:

 - проект «Родина в лирике Блока»,

 - беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

5) Итоги урока:

  - образы,

  - мотивы,

  - мироощущение автора

6) Домашнее задание

А.А. Блок. Мотивы лирики.

Слово учителя

***

Когда под забором в крапиве

                               Несчастные кости сгниют,

                               Какой-нибудь поздний историк

                              Напишет внушительный труд…

                              Вот только замучит проклятый,

                              Ни в чём неповинных ребят

                              Годами рожденья и смерти

                             И ворохом скверных цитат…

       

                             Печальная доля – так сложно,

                             Так трудно мучительно жить,

                             И стать достояньем доцента,

                             И критиков новых плодить…

             

                             Зарыться бы в снежном бурьяне,

                             Забыться бы сном навсегда!

                             Молчите, проклятые книги!

                             Я вас не писал никогда.

     Автор этих строк – А.А. Блок. Нет, он не отказывался от своего литературного наследия. Он просто боялся хрестоматийного подхода к своей жизни.

     Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству, а через творчество к биографии. Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

     Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

     Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

     Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

     Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

     Но сначала  с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

(Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

     Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

(Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

     

     Вопрос выступившей группе

Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Многое непонятно)

Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

(Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

Вопрос классу

Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

     Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

(Это Петербург)

     В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

(В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

     Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

(У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с  Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

     Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

(Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

     Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

Какие образы мы видим в нём? К какому циклу, на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

(Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

- «тлетворный дух»,

- «детский плач»,

- «кривится диск»,

- «пьяное чудовище».

Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

(Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

     В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль: если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

     Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

(Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

     Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

(Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

     Вопрос классу

Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

(Автор изображает природу, женщину, Россию, возникают образы прошлого, настоящего, будущего)

Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

                    (1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

                     2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

                     3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

(Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

     Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

     Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

(1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века.  Он пишет о том, что волнует любого человека:

- о любви,

- о Родине,

- о женщине,

- о России,

- о революции.

2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

     Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

     Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

(В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные мотивы лирики М. Цветаевой

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой...

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.

Задачи:- обучающие: умение анализировать учебный материал.-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно...

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

Презентация по литературе "А.С.Пушкин: основные мотивы лирики"

Презентация  предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Може...

Разработка урока "Основные мотивы лирики С.Есенина"

Материал представляет собой разработку урока литературы "Основные мотивы лирики С.Есенина" для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО ....

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....