Программа кружка "Вдохновение"
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

 Направленность программы кружка по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации —    индивидуально-групповой,  по времени реализации —    годичной. Данная программа предполагает моделирование индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. В деятельности кружка сочетается изучение основ журналистики и питературное творчество, что позволяет более полно развить личность ребёнка, положительно повлиять на воспитательно-образовательный процесс.

 За основу при разработке программы взяты требования определенного уровня конкурсов, смотров, фестивалей,  выставок районного и городского масштабов.Литературное творчество базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном проявлении способностей каждого участника клуба. Реализация программы творческого объединения возможна в условиях среднего общеобразовательного учреждения. 

   Программные задачи курса.

Общие программные задачи формулируются следующим образом:

-развитие  творческих и эстетических способностей детей,

- приобщение  детей к общечеловеческим ценностям,

-формирование литературного вкуса,

-развитие коммуникабельности,

-овладение навыками общения и коллективного творчества,

-привлечение краеведческого материала.

-участие в конкурсах фестивалях, выставках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_vdohnovenie2012.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                         

Пояснительная записка.

   Направленность программы клуба по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации —    индивидуально-групповой,          по времени реализации —    годичной.

       Новизна программы состоит в том, что в деятельности клуба сочетается изучение основ журналистики и литературное творчество, что позволяет более полно развить личность ребёнка, положительно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, так как происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон, накапливается эмоциональный, интеллектуальный, нравственный опыт, развивается интерес к изучению русского литературного языка, компьютерных технологий.

 За основу при разработке программы взяты требования определенного уровня конкурсов, смотров, фестивалей,  выставок районного и городского масштабов.

        Актуальность программы обусловлена тем, что социальные условия в современном мире требуют от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире и этнокультурной среде, поэтому занятия построены на создании театральной модели жизненных ситуаций, которые позволяют ребёнку  приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов, создания вокруг себя комфортной среды и обеспечения   эмоционального благополучия ребенка.

 Эффективным для  литературного   развития детей является  введение нового теоретического материала по литературе и журналистики, что  вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет  к более глубокому ее усвоению.

  Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что сочетаемость журналистского  и литературного творчества более полно раскрывает способности детей и активирует интерес к различным видам искусства, формируя условия для самореализации.   

       Данная программа ориентирована на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики мировосприятия и поведения. Сочетая возможности нескольких видов искусства, программа воздействует на эмоциональный мир воспитанника, создаёт условия для формирования полноценной и всесторонне развитой личности.

      Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники клуба учатся уважать чужое мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию и воображение.

         Условия  реализации данной  программы предполагают моделирование индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка. Литературное творчество базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном проявлении способностей каждого участника клуба. Реализация программы творческого объединения возможна в условиях среднего общеобразовательного учреждения.

    На занятиях кружка второго года обучения дети продолжают знакомиться с теорией литературы, правилами и нормами газетного языка. В связи с тем, что в клубе появились новые обучающие, определенное количество часов отводится на повторение изученного по теории литературы и журналистики. Так, в работе над словом  дети всегда должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к логическому изложению материала, уметь выделять композиционные части текста, применять полученные знания на практике.

     Организационно-методические основы программы.

Основной целью занятий является формирование думающего, с активной жизненной позицией человека, готового к творческой деятельности.

                Программные задачи курса.

Общие программные задачи формулируются следующим образом:

-развитие  творческих и эстетических способностей детей,

- приобщение  детей к общечеловеческим ценностям,

-формирование литературного вкуса,

-развитие коммуникабельности,

-овладение навыками общения и коллективного творчества,

-привлечение краеведческого материала.

             Принципы построения программы.

Важнейшими принципами построения программы являются:

-принцип научности,

-принцип креативности,

-принцип сотрудничества детей и педагога,

-принцип актуальности (содержание занятий – с учётом актуальных проблем времени),

-принцип преемственности.

             Структура программы.

      В структуру программы входят 3 образовательных блока:

  1. Теория (литературы, основы журналистики).
  2. Практика (работа над рубриками, выпуск номеров альманаха).
  3.  Творческий отчёт (участие в смотрах, конкурсах, выставках). 

             Организационно-педагогические основы программы.

     В кружке занимаются дети от 11 до 13 лет, что обусловлено принципами преемственности, когда старшеклассники могут помочь в освоении теоретических и практических знаний  младшим участникам клуба, что способствует развитию коммуникабельности и умению общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.  

      Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечена  наличием всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе над теорией литературы и журналистики    максимально компактна и включает  в себя необходимую информацию о теме и предмете.

Практическая часть  объёмна  и занимает  большую часть курса (подготовка  и выпуск номеров газеты, работа над сценарием сочетаются с изучением теории).

     Данная программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, изобразительное искусство, информатика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание номеров альманаха, посвященных истории нашего города, праздничным датам.

     Объединение комплектуется на основании заявлений на добровольной основе. В связи с тем, что в 2011-2012 учебном году в коллектив кружка вливаются новые учащиеся, большое внимание программе уделяется повторению ранее изученного материала и индивидуальной работе.

                             

               Режим занятий.

        Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю (количество часов на теорию и практику рассчитываются по мере необходимости), т.е. 68 часов в год (при необходимости разбиения на подгруппы и индивидуальную работу с воспитанниками по мере необходимости).

              Форма занятий:

-собеседование

- художественный анализ текста

-выразительное чтение

-индивидуальная работа с авторами собственных произведений

-выпуск альманаха

-круглый стол

-экскурсии           

             Форма работы: групповая и индивидуальная.

              Ожидаемые результаты освоения программы.

       В результате посещения занятий участники кружка «Вдохновение» будут  знать:

-основные жанры литературы,

-терминологию газетного языка,

-знать этапы создания печатного издания,

-правила и нормы газетного языка.

      Воспитанник будет уметь:

-свободно владеть печатным словом,

-верстать печатное издание в текстовом редакторе,

-освоить элементы работы в Word Publisher,

-ориентироваться в социальном пространстве,

- адекватно  и образно воспринимать окружающий мир.  
       Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

-оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными,

-концентрировать внимание,

-уметь адаптироваться к определённой социальной среде,

-развивать коммуникабельность и общаться с людьми.

-освоить компьютерные программы для подготовки альманаха.

     Подведение итогов освоения образовательной программы.

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будет проводиться  в форме выпуска номеров альманаха по результатам деятельности кружка и творческого отчета в конце учебного года.

Учебно-тематический план


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

-

2

Знакомство с традициями кружка. Составление плана работы на учебный год.

2

1

1

3

Возникновение и развитие журналистики в России.

2

2

-

4

Основные понятия и жанры журналистики. Термины газетного дела.

2

2

-

5

Основные понятия и жанры литературы.

Поэтическая мастерская «Проба пера».

2

1

1

6

Основные жанры литературы. Разработка оформления альманаха (объем, разделы, рубрики,  иллюстративный материал).

2

1

1

7

Литературное редактирование.

Творческая игра (анаграмма, буриме)

2

1

1

8

Основы макетирования газеты.

Сбор материалов для номеров альманаха.

2

1

1

9

Отбор и подготовка материалов для альманаха.

Индивидуальная работа с авторами.

2

-

2

10

Практическая  работа над выпусками номеров альманаха.

2

-

2

11

Литературное редактирование. Поэтическая мастерская «Проба пера».

2

1

1

12

Круглый стол (обсуждение результатов творческих работ). Работа над планом на II полугодие.

2

-

2

13

Иллюстрации в газете. Работа с редакторами.

2

1

1

14

Индивидуальная работа с авторами (творческие работы: сочинения, стихотворения).

2

-

2

15

 Оформление альманаха.

2

-

2

16

Индивидуальная работа с редколлегией.

2

-

2

17

Круглый стол (обсуждение результатов творческих работ).

2

-

2

18

Посещение выставки (Музей изобразительных искусств)

2

-

2

19

Круглый стол (обсуждение работ  волгоградских художников).

2

-

2

20

Способы объединения материалов в газете.

2

2

-

21

Сбор материала (о  ветеранах Волгограда) для нового выпуска ко Дню Победы.

2

-

2

22

Индивидуальная работа с редколлегией.

2

-

2

23

Стилистика  произведения.

Практикум.

2

1

1

24

Индивидуальная работа с авторами.

2

-

2

25

Творческая мастерская «Проба пера» (работа над стилем).

2

-

2

26

Подбор материала для альманаха.

2

-

2

27

Верстка газеты в Word Publisher (практическое занятие).

2

-

2

28

Корректировка выполненных работ.

2

-

2

29

Выпуск альманаха.

2

-

2

  30

Индивидуальная работа по выбранным темам.

2

-

2

31

Выпуск альманаха.

2

-

2

32

Повторение теоретического материала (викторина).

2

2

-

 33

Работа над выступлениями для круглого стола.

2

-

2

 34

Круглый стол (подведение  итогов  и составление плана работы на следующий год).

2

-

2

                                                                 Итого

68ч

18

50

Содержание программы изучаемого курса.

Раздел 1. Теория  журналистики.

 1.История возникновения и развития журналистики. Особенности становления и назначения.

2.Возникновение журналистики в России. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий. Корифеи российской журналистики.

3. Понятие жанра в публицистике.

4. Виды жанров: аналитические (статья, обзор, рецензия), информационные (заметка, зарисовка, интервью, путевые заметки, репортаж), художественно-публицистические (очерк, фельетон).

4.Основы макетирования.

                   

                                 Раздел 2. Основные жанры журналистики.

Понятие жанра в публицистике: информационные, аналитические, художественно-поэтические.

Раздел 3. Поэтическая мастерская «Проба пера».

    Назначение данного раздела – формирование умения точно и выразительно передавать свои мысли и чувства. На данных занятиях воспитанники используют теоретические знания о стихосложении, полученные на занятиях и уроках.

                        Раздел 3.Основные жанры литературы.

1.Понятие жанра в литературе.

2.Понятие рифмы и стихотворного размера.

3.Стилистика произведений.

                       

                   Раздел 5. Посещение творческих мероприятий.

      Просмотр спектаклей, посещение выставок и вернисажей, участие в праздниках помогают воочию увидеть работу художников, проанализировать талантливые работы. Подобные мероприятия сплачивают детей, развивают коммуникабельность.

                         Информационное обеспечение программы

                                  Список литературы

  1. Л.А.Васильева. Делаем новости. – Москва.: Аспект-пресс,2002.
  2. С.И.Галкин. Уроки макетирования /Статья/. –Москва,1991.
  3. Е.И.Журбина. Теория и практика художественно-публицистических жанров /Статья/. - Москва, 1999.
  4. С.Ю.Кидин. Театр – студия в современной школе. Волгоград. – «Учитель», 2008.
  5. В.Ф.Олешко. Журналистика как творчество: Практическая журналистика. /Статья/. – Москва, ВИВ холдинг, 2003 
  6. Э.Г.Чурилова. «Методика и организация театрализованной деятельности». Москва.- «Владос», 2001.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

-простой карандаш,

-фломастер, маркер,

         - альбомы,

         -гуашевые и акварельные краски,

-материалы по краеведению,

-тексты художественных произведений,  

-иллюстрации,

-компьютер,

-netбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...