Деловая игра "Пушкин как историк"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие, предназначенное для учеников 9-10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_pushkin_kak_istorik.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное уреждение
«Благоевская средняя общеобразовательная школа»
Удорский район, Республика Коми
Российская история в произведениях А.С.Пушкина
Пушкин как историк
Деловая игра
Внеурочное мероприятие
Учитель: Крюкова Валентина Ивановна
пгт.Благоево
2012г.
Пушкин как об историке.
Деловая игра. 10 класс
Цель игры:
1)расширить представления учащихся о Пушкине как историке;
2)проверить знания по пройденным темам (повесть «Капитанская дочка»)
3)пополнить словарный запас;
4)развивать навык выразительного чтения лирического произведения.
Оформление:
1.Портрет А.С.Пушкина;
2.Иллюстрации художников С.В.Герасимова, Н.А.Пластова, П.П.Соколова к повести «Капитанская дочка»
3.Творческие работы учащихся (рисунки).
Ход игры:
1)Слово учителя:
Все творчество Александра Сергеевича Пушкина связано с его глубоким знанием истории русского народа. По его произведениям можно изучать историю Отечества. Это действительно настоящая «энциклопедия русской жизни» с ее обычаями, историческими фактами и историческими деятелями.
Давайте вспомним повесть «Капитанская дочка». А знаете ли вы историю ее создания? (ребята отвечают)
Когда А. С. Пушкин привлек замысел романа о пугачевском бунте, он, верный исторической точности, штудирует печатные источники о Е.Пугачеве. Писатель добивается разрешения на ознакомление с документами о подавлении крестьянского восстания. Он изучил много и печатных, и рукописных источников, сумел познакомиться с малоизученными, а то и вовсе неизвестными документами. Еще в ноябре 1824 года А.С. Пушкин просил брата Льва прислать ему в Михайловское «Жизнь Емельки Пугачева» (так А. С. Пушкин называл книгу «Ложный Петр II, или жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева»). В это время он сочинил «Песни о Стеньке Разине», трагедию «Борис Годунов», но тогда же состоялось и первое упоминание о Пугачеве.
А в 1833 году А. С. Пушкин предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о Пугачеве.
Знание России, ее разнообразных областей входить в его представление о долге писателя. Подчитано, что за свою жизнь А. С. Пушкин в общей сложности проехал свыше 30 000 верст, попутно делая зарисовки.
Поездка дала писателю незаменимые книжным знанием живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны (1773-1775г.г)
Перед А.С. Пушкиным все ярче вырисовывался образ личности творческой и незаурядной, образ Емельяна Пугачева.
Итогом этой работы стал почти научный труд «История Пугачева», а затем и повесть «Капитанская дочка», издания в 1833 году, где главные герои ее, оказавшиеся в разных станах, нашли, тем не менее, общий язык, почувствовали коренное духовное родство при противоположности классовых интересов. Обстоятельства, определившие эту «странную дружбу», были, конечно, исключительными, но в них обнаружились силы, стремящиеся к единству, о чем так мечтал А. С. Пушкин.
Давайте же вспомним повесть «Капитанская дочка» и другие произведения А. С. Пушкина и проведем нашу встречу в форме деловой игры. Разделимся на две команды. В путь!
2)Конкурс «Узнай себя»
Приглашаются по 2 человека с каждой команды. Ведущий зачитывает описание, соответствующее одному из литературных героев повести «Капитанская дочка», а участники игры должны догадаться, о ком идет речь. За правильный ответ начисляется 1 очко.
Задание первой паре игроков:
- Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав, широкоплеч, в черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок… (Пугачев)
- Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей, казалось, лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. (Екатерина II)
Задание второй паре игроков:
- Известно, что по молодости лет вы грешили стихотворством. А в Белгородской крепости вы были произведены в офицеры. В 1774 году вы были арестованы и привлечены к следствию по дулу Пугачева. На допросе велась речь о «странной» для офицера и дворянина «дружбе» со злодеем и бунтовщиком». (Гринев)
- «Вы ужасно худой и бледный. К тому же человек чрезвычайно саркастичный. Так, вы язвительно отозвались о трогательном любовном стихотворении своего товарища по службе. Вы – человек циничный, не верите в чистую, возвышенную любовь, будучи убеждены, что свидания с девушкой легко добиться с помощью подарка». (Швабрин)
3)Конкурс «Толковый словарь»
Ведущий предлагает пояснить устаревшие слова из повести «Капитанская дочка».
Задание для первой команды:
1.Фортеция (крепость), чаятельно (вероятно), дабы (чтобы), челобитье (прошение).
2. Целовальник – это:
а) Парикмахер;
б)Продавец вина;
в)Настойчивый кавалер.
3. Инвалидом в повести «Капитанская дочка» называют:
а) человека, сраженного физического недугом;
б) военнослужащего, состарившегося на военной службе;
в) военнослужащего, имеющего увечья.
Задание для второй команды:
- Оказия (случай), исполать (халва, слава), супостат (враг), буде (если).
- Грош в XVII веке – монета достоинством:
а) 2 копейки
б) 1 копейка
в) 10 копеек
3.Существенность – это:
а) суть, сущность;
б) действительность, явь, окружающий мир;
в) вещество, материя
4)Конкурс «Словесный марафон»
Ведущий задает вопросы, команды должны без подготовки на них ответить. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Задание для первой команды:
- Лицо, награжденное орденом (Кавалер).
- Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоящий на службе. (Недоросль).
- Короткая мужская одежда без рукавов вроде жилета. (Камзол).
- Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул).
- Слуга, ухаживающий за лошадью. (Стремянный).
Задание для второй команды:
- Человек, достигший большой власти вследствие близости к царю или царице. (Временник).
- Слуга, представленный к мальчику в дворянской семье. (Дядька).
- Человек, пользующимся особым доверием.(Вестовщица).
- Лицо, прислуживающее при игре в бильярд. (Маркер).
- Арестант, узник в колодках. (Колодник)
5)Конкурс-аукцион «Раз словечко, два словечко…»
Цель задания – угадать афоризм (записан доске, каждое слово закрыто листом бумаги). Представители команд проводят «торг» и назначают цену. Если игроки доторговались, например, до 2 слов, то ведущий открывает по желанию команды любые 2 слова. Если афоризм угадан верно, команда получает 1 очко.
«Бери платье снову, а честь смолоду»;
«Худой мир лучше доброй ссоры».
6)Конкурс «Лирическое отступление»
Учащиеся читают любимые стихотворения А. С. Пушкина.
Слово учителя:
Итак, ребята, мы сегодня узнали кое-что новое об истории создания повести «Капитанская дочка», вспомнили ее замечательных героев.
Надеюсь, вы согласитесь со мной, что по произведениям А. С. Пушкина действительно можно изучать историю России – и это будет не только полезно, но и интересно.
В заключение хочется зачитать вам слова И. Смольникова – одного из исследователей творчества А. С. Пушкина: «Чем дальше мы уходим от тех лет, тем более поясняются они для нас. Мы словно не ощущаем времени…Речь Пушкина продолжает звучать с каждым годом все явственней, мы слышим в ней то, что недоступно было нашим предшественникам».
Пушкинская историко-литературная азбука
Познавательная викторина
Слово учителя:
Писатель Одоевский А. И. еще в 1836 году обратил внимание на то, что стихи Пушкина «читает и ребенок на коленях матери, и ученый в кабинете»
Гений Пушкина с легкостью пересекал границы истории и литературы. Последуем и мы за ним. Будьте внимательны, следите за буквами алфавита. Следуя за ними, мы идем за А.С. Пушкиным, по его следам, по фактам его жизни и творчества.
Сейчас мы проведем познавательную викторину. Я задаю вопрос и выставлю букву, на которую должен начинаться ответ. Буква передается участнику, давшему правильный ответ. Приз получит тот, у кого окажется больше всего букв.
А Оживленно, шумно и торопливо бежит жизнь этой улицы в центре Москвы.
На ней стоят бирюзовый дом с балконом и узорный решеткой, вполне заурядный в архитектурном отношении. Но был у дома «звездный час», когда несколько месяцев в нем провел А. С. Пушкин. Здесь началась семейная жизнь поэта. Что это за улица?
(Арбат).
Б Осень 1830 года… Гений Пушкина расцвел в это время необычайно. Три месяца поэт провел в нижегородской деревне, написав при этом «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», поэтому «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии»… Потом он приезжал сюда еще дважды.
(Болдино).
В Кто из персонажей пушкинских произведений был героем Бородинского сражения?
(Владимир, «Метель»).
Г У какого пушкинского героя «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»?
(Герман, «Пиковая дама»).
Д В каком произведении разыскивали преступника по следующим приметами: «От роду 29 лет, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
(Дубровский, «Дубровский»).
Е В повести Пушкина «Капитанская дочка» она изображена в полном смысле слова милостивой государыней.
(Екатерина II).
З Из какого меха были сшита зимняя одежда предводителя крестьянского восстания, описанного Пушкиным?
(Заячий, «Капитанская дочка»).
К Пушкин написал: «Прибыв на станцию, с которой мне должно было своротить…, нанял я вольных и поехал проселочной дорогой». Кто такие «вольные»?
(Крестьяне, занимавшиеся извозом).
Л «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!» К какой героине относятся эти слова?
(Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»).
М В этом городе поэт родился, здесь он жил, любил, страдал, читал друзьям свои творения…
(Москва).
Н Один день с небольшим провел поэт в этом городе на Волге, в котором бушевали всему миру известные ярмарки.
(Нижний Новгород).
О Название озера, давшего фамилию одному из самых знаменитых пушкинских литературных героев.
(Онежское, Онегин).
П «Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен». Образ какого великого государственного деятеля описывает в этих строчках А. С. Пушкин?
(Петр I).
Р Один из друзей Пушкина, принимавший участие в восстании декабристов в 1814 году.
(В. Ф. Раевский).
С Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как этот: «Люблю твой стройный, строгий вид».
(Санкт-Петербург).
Т На территории какой области расположено знаменитое Пушкинское кольцо?
(Тверская область).
У Итогом поездки поэта по тому горному краю стало создание двух гениальных произведений: «Истории Пугачева» и «Капитанская дочка».
(Урал).
Ф В доме на набережной речки, протекавшей по центру Санкт-Петербурга, прошли первые три года жизни А. С. Пушкина после окончания Лицея. Что это за река?
(Фонтанка).
Ц Где находиться лицей, в каком учился юный Пушкин?
(Царское село).
Ч У этой речки в пригороде Санкт-Петербурга состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
(Черная речка).
Ш Как звали царицу в «Сказке о золотом петушке»?
(Шамаханская царица).
Э Необыкновенной красоты двуглавая вершина Кавказа воспета А. С. Пушкина в поэме «Кавказский пленник».
(Эльбус).
Ю Период жизни А. С. Пушкина с 1820 по 1824 год называют…
(Южная ссылка).
Я Как раньше называлась река Урал?
(Яик).
Подведение итогов игры.
Литература:
1.История. – 1999. - № 11
2.Литература. – 1999. - № 16
3.Пушкин А.С.Капитанская дочка. – М., 1976
4.Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев. - М., 1999. – Вып.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо
Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...
Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция
1. знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...
Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс
Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...