Проект "Чтение - вот лучшее учение"
презентация к уроку по литературе по теме
Сегодня чтение для многих людей, к сожалению, не является жизненной необходимостью, а КНИГА перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Почему это происходит?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_knige.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – КНИГИ. К.Г. Паустовский. Актуальность проекта: Велика и значительна роль книги в жизни человека! Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования . Чтение – лучший способ стать образованным человеком . Сегодня чтение для многих людей, к сожалению, не является жизненной необходимостью, а КНИГА перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей. Во все времена на Руси у просвещенных людей Книга считалась источником знаний , главным учителем. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель. И мы недаром озаглавили наш проект известным высказыванием А . С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!» .
ХХ I век - век компьютеров и информационных технологий … Современные дети практически совсем не любят читать, чаще всего они выбирают компьютер или телевидение. Почему это происходит? Что есть в компьютере такого, что перевешивает книгу и множество других занятий? Возможно, эффект вовлеченности в игру, в сетевое общение, в социальную сеть, где подросток оказывается не созерцателем, а полноправным участником… Без сомнения, компьютеры мешают развитию навыков чтения у детей. Профессор Моника Росен заявила : «Проводя время у компьютера, люди все больше забывают о книгах. Это является большим минусом в процессе образования». Нельзя оставить без внимания невольно встающий вопрос: что же победит - книга или компьютер ? Книги составляют одну из весомых ценностей нашей жизни. Книга – лучший источник информации, нежели компьютер и телевизор. И, следует заметить, более надежный и безопасный для здоровья. А можем ли мы с подобной уверенностью утверждать, что материалы, прежде чем появиться в Интернете, проходят столь же пристальный и тщательный контроль? Увы, нет. Большая часть информации во «всемирной паутине» не имеет достоверной основы. С другой же стороны, нельзя отрицать, что информация в Интернете более доступна, и ее поиск занимает гораздо меньше времени. На вопрос: «Считаете ли вы, что компьютерные технологии вытеснят из нашей жизни книгу?» абсолютное большинство голосов старшеклассников было отдано за вариант, что компьютер и книгу вообще нельзя сравнивать. И вряд ли чаша весов будет склоняться к чему-то одному. И книги, и информационные технологии важны. И то, и другое является неотъемлемой частью нашей жизни. И уж тем более не стоит говорить, что компьютеры победят книги. По крайней мере, в ближайшем будущем человечество точно не откажется от книг, развивая, улучшая и книгопечатание, и компьютерные технологии.
Цель проекта : привлечение внимания взрослых и детей к КНИГЕ, ЧТЕНИЮ , БИБЛИОТЕКЕ. Задачи : Воспитание у школьников интереса к родному языку, к книге, чтению. Формирование познавательной и т ворческой активности с целью развития детей и подростков как читателей. Привитие бережного отношения к книгам как к источнику знаний . Сроки реализации: сентябрь 2012 г. – апрель 2013 г. Основные этапы проекта: Сбор и анализ информации по избранной проблеме (анкетирование школьников, интервью с работниками школьной и сельской библиотек). Программа действий по осуществлению проекта: 1 ) Мероприятия, пропагандирующие значимую роль КНИГИ в жизни человека. 2 ) Конкурсы и мероприятия, формирующие познавательную активность школьников. 3 ) Конкурсы, формирующие творческую активность школьников. 4)Мероприятия , прививающие бережное отношение к КНИГЕ. 5 ) Встречи с интересными людьми (с авторами детских книг). Реализация проекта. Подведение итогов.
Участники проекта : учащиеся и педагогический коллектив школы, работники школьной и сельской библиотек. Творческие группы, организующие реализацию проекта: Журналисты - анкетирование, обработка результатов анкетирования; интервью с библиотекарями. Сценаристы и режиссеры – подборка материалов и составление сценариев, проведение праздников. Оргкомитет по проведению конкурсов и подведению итогов. Шефы.
Содержание проекта: КНИГА – друг хороший нам, прочитай, узнаешь сам. 1. Сбор и анализ информации по избранной проблеме . Работа над проектом началась с анкетирования учащихся школы по теме « КНИГА в нашей жизни». Проанализировав результаты, мы получили следующие выводы: проблема с детским чтением все же существует. Дети младшего звена читают с удовольствием, дома почти у каждого есть своя библиотечка, ребята посещают школьную и сельскую библиотеки. Удручает то, что родители очень мало читают своим детям. В старшем звене у ребят пропадает интерес к чтению. Дети больше времени уделяют общению со сверстниками, помощи родителям, просмотру телепередач. Приятно отметить, что всё равно дети читают, посещают библиотеки. Значит, КНИГА ещё будет жить, если у неё есть читатели. Много сегодня говорится о духовном кризисе страны. И корни её кроются в семье. Именно семья является духовной Родиной человека. Но о какой духовности можно говорить, если из семьи ушла книга: мамы и папы перестали сами читать, не читают книг и детям.
В это же время журналисты из творческой группы провели интервьюирование работников школьной и сельской библиотек . Они задали библиотекарям несколько общих вопросов и получили на них ответы, которые объединяет общая мысль : Какова активность чтения школьников в настоящее время? Изменилась ли она за последние годы? - Несмотря на старания библиотекарей, учителей литературы, чтение в России идет на убыль, посетителей библиотек становится все меньше, число читающих детей неуклонно снижается. Школьники читают в основном только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой. Читательская активность уменьшается с возрастом читателей. Более активны учащиеся младших классов. Каковы основные причины спада читательской активности взрослых и детей? - Содержание чтения современных детей отличается от того, что мы видели 10-15 лет назад. На чтение современных детей оказывают влияние множество факторов: телевидение, телефон, интернет, изменение книжных вкусов и пристрастий родителей… Как можно повысить интерес к чтению? - Насильно заставить читать, привить любовь к книге и чтению невозможно. Эту любовь необходимо прививать с самого раннего возраста. Необходимо, чтобы именно СЕМЬЯ прививала своим детям любовь к книге, развивала интерес к чтению, поэтому важно убедить родителей, что поддержка ценности чтения, а значит, успешной жизни их детей в их руках.
2. Познавательные тематические экскурсии. После того, как все ребята произнесли священную клятву читателя, все они были записаны в школьную библиотеку и каждый выбрал для себя понравившуюся детскую книгу. На этом экскурсия не закончилась, первоклассники стали участниками первой литературной викторины «Путешествие в сказочный мир» и получили в подарок несколько интересных детских книжек для классной библиотечки. Самые младшие школьники, первоклассники, с нетерпением ждали дня, когда они станут ПОЧЕТНЫМИ ЧИТАТЕЛЯМИ школьной библиотеки . И, наконец, этот день настал… Марина Александровна Индюкова , библиотекарь школы, встречает ребят в «КНИЖНОМ ДОМЕ». Малыши увидели высокие стеллажи, на которых стройными рядами, как солдатики, стоят КНИГИ. Ребятам показали, какими разными бывают книги по оформлению и содержанию, из чего они состоят, кто их создает; рассказали о правилах библиотеки, об ответственности всех читателей перед библиотечными книгами и учебниками.
Заведующая сельской библиотекой Побережная Светлана Владимировна всегда радушно встречает учащихся Гавриловской школы, готовит и проводит для них разные мероприятия, старается привить ребятам интерес к чтению. На этот раз были приглашены в библиотеку второклассники для участия в «Литературной гостиной». Ребят ожидало знакомство с новой книгой стихов для детей Александры Алексеевны Бойко, которая проживает в селе Добрынское Владимирской области. Ребят познакомили с биографией поэтессы, показали ее портрет; процитировали строки, где автор пишет о том, что вдохновляет ее на написание поэтических произведений. Второклассники слушали с большим интересом и вниманием… Готовясь к встрече, ребята заранее выучили некоторые стихотворения из сборника А.А. Бойко и выразительно прочитали их наизусть. Самый приятный момент этой встречи: Светлана Владимировна на прощание подарила всем ребятам книгу А.А. Бойко «Встречи за околицей» (стихи для детей).
Ученики 3 класса побывали на экскурсии в Центральной районной БИБЛИОТЕКЕ г . Суздаля. В читальном зале ребята познакомились с историей библиотеки и увидели самые разные КНИГИ: исторические, художественные, о животных, о растениях, энциклопедии... Ребята стали участниками литературной викторины «Кто много читает, тот много знает» и показали неплохие знания в этой области. В детском читальном зале ребят поразило огромное количество детских книг. Впечатлила всех книжная выставка, посвященная городу Суздалю. Библиотекарь рассказала ребятам и о том, как книги попадают в библиотеку, что такое паспорт книги. После экскурсии ребятам разрешили свободно походить по залу, полистать и рассмотреть понравившиеся книги. Мальчикам особенно понравились иллюстрированные книги о пиратах, о воинах, о разных странах, о животных, которые жили много лет назад; журналы – конструкторы. А девочкам – книги – театры, про принцесс, иллюстрированные детские книги…
Сборная группа ребят из 2 -5 классов побывала на экскурсии в Спасо – Евфимиевском монастыре г. Суздаля . Экскурсовод Екатерина Александровна познакомила школьников с экспозицией «Книжные сокровища шести столетий». Ребята прослушали рассказ о начале возникновения первых книг от пергамента до наших дней. Проследили путь развития от рукописных до печатных книг. Удивили ребят старинные книги, в том числе первая книга Ивана Федорова. К сожалению, в музее хранятся только первая и последняя страницы этой книги, остальные разлетелись по музеям всего мира. В одной из витрин экспозиции выставлен первый печатный станок. На стене висит визитная карточка Фёдорова с его инициалами. В середине её размещен символ книги – река. Книги, как и реки, бесконечны… Повезло ребятам увидеть огромное количество старинных книг. Привлекла внимание и самая большая книга по размеру.
3. Мероприятия, пропагандирующие значимую роль КНИГИ в жизни человека. Сценаристы из творческой группы подготовили и провели для ребят из начальных классов праздник «По морям, по волнам едут КНИГИ в гости к нам…». Девизом праздника стали замечательные стихотворные строки: У тебя друзей немало, И живут они вокруг, Но из всех друзей хороших… КНИГА – самый лучший друг ! Ведущей праздника стала Вазюкова Мария, ученица 9 класса; ее помощники – герои любимых произведений: Буратино, Доктор Айболит Почтальон Печкин Красная Шапочка, Петрушка. Они загадывали гостям загадки, зачитывали телеграммы от героев детских книг, проводили викторину «Кто живет в комнате сказок?». Доктор Айболит в очередной раз напомнил о том, как надо обращаться с КНИГОЙ, чтобы дольше ее сохранить; провел игру «Что любит и не любит КНИГА?». Был на празднике и ученый. Он рассказал ребятам, что означает иностранное слово «библиотека», поведал о том, что КНИГИ, как мудрые и добрые друзья, вводят читателей в удивительный и прекрасный мир, что, читая КНИГИ, каждый становится умнее, сильнее и даже добрее…
Участники агитбригады, учащиеся 10 класса, выступили перед школьным коллективом с литературной композицией « Нам КНИГА строить и жить помогает …», главная суть которой заключается в словах: Если хочешь плыть – ЧИТАЙ! Если хочешь жить – ЧИТАЙ! Мир из КНИГИ узнавай! Воплощай свои мечты! И в себя поверишь ты! В своем выступлении старшеклассники рассказали о Вовочке, который все свободное время посвящал компьютерным играм, в результате чего не мог ответить на многие вопросы, не мог справиться со многими жизненными ситуациями, не мог внятно высказать свое мнение… В итоге Вовочка понял: чтобы чего-то добиться в жизни, достичь определенных результатов, надо много трудиться, прочитать огромное количество умных книг. Выступающие со сцены твердо заявили Вовочке: «Тогда – вперед – читать! Читать! Учиться! И сможешь удивить ты всех вокруг! Нам наши знанья смогут пригодиться!»
В период реализации проекта во всех классах прошли тематические классные часы на тему «КНИГА». Ребята со своими классными руководителями определили свои конкретные темы: - «Люби КНИГУ!» (1 класс); - «Тайная сила СЛОВА » (2 класс); - «Страна Литературия » (3 класс); - «Загадочный мир сказки » (4 класс); - «КНИГА поможет знания умножить» (5 класс); - «КНИГА – источник знаний» (6 класс); - «Аукцион литературных знаний» (7 класс); - «Учись учиться. Работа с книгой» (8 класс); - «Чудо, которому имя – КНИГА» (10 класс). Темы оказались самыми разными, но их объединила главная мысль: чтение является необходимой частью жизни человека; очень важно «приучить» себя общаться с книгой с детства, т.к. впечатления, полученные в раннем детстве, остаются на всю жизнь и реализуются уже во взрослой жизни.
Учащиеся 9 класса подготовили и показали учителям и ребятам презентацию «Хвала и слава КНИГЕ!». В презентации они рассказали об истории появления первой КНИГИ, о ее постепенном усовершенствовании, о современной электронной книге и, конечно же, призвали всех присутствующих ни в коем случае не забывать КНИГИ и чаще пользоваться ими как источником знаний и просто для души. Просмотр мультфильма «Масяня и буковки». В поучительном мультфильме ненавязчиво и убедительно показано отношение некоторых ребят к чтению книг. Героиня Масяня не любила читать, поэтому ее словарный запас был слишком ограничен и беден. Она использовала в своей речи одни междометия и звукоподражательные слова, и собеседникам было сложно воспринимать её речь. И только друзья помогли героине понять, что чтение книг необходимо. Именно КНИГИ помогают развитию речи, обогащению языка; они являются источником знаний.
4. Конкурсы и мероприятия, формирующие познавательную активность школьников. Декада краеведения «С любовью к Отечеству». В текущем учебном году неделя краеведения, проводимая ежегодно в декабре каждого года, была посвящена 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. В рамках недели во всех классах прошли тематические классные часы. А в ЕДИНЫЙ ДЕНЬ КРАЕВЕДЕНИЯ «С любовью к Отечеству» старшеклассники приняли участие в конференции, где выступили с презентациями: « Владимирское ополчение в войне 1812 года» - 8 класс (руководитель - М.А. Индюкова ). - « Герои Отечественной войны 1812 года – наши земляки»–10 класс (руководитель – М.А. Борисова). Чтобы собрать необходимый материал, всем выступающим пришлось не только воспользоваться современными технологиями (компьютер, интернет), но и обратиться за помощью к библиотекарям и подобрать необходимые КНИГИ.
Предметная неделя русского языка и литературы. В период работы над школьным проектом «Чтение – вот лучшее учение!» в школе прошла предметная неделя по русскому языку и литературе. Неделя эта была очень насыщенной и включала самые разнообразные мероприятия и конкурсы: интеллектуальная игра по литературе «Вместе к Пушкину», отгадывание кроссвордов, конкурсы чтецов, иллюстраторов художественных произведений и т.д. Старшеклассники, учащиеся 9, 10 классов участвовали в защите проектов о М.В. Ломоносове, его трудах в области языка и литературы; о В.И. Дале, об основном труде его жизни – «Толковом словаре живого великорусского языка», своеобразной энциклопедии народной русской жизни первой половины Х I Х столетия, широко охватывающей живую народную речь с ее диалектами, терминологию и фразеологию.
Литературная викторина «ЗНАЕМ, потому что ЧИТАЕМ… ( по страницам любимых книг). Участники : учащиеся 5 – 6 классов. Победители: коллектив 5 класса (классный руководитель –М.А. Индюкова ). День чтения (конкурсы чтецов). Победители в номинации «Самый быстрый читатель» среди начальных классов: 1 место – Тищенко Аркадий (4 класс), 2 место – Даниличев Илья (4 класс), 3 место – Сироткин Егор (3 класс); победители в среднем звене: 1 место – Масленникова Настя (5 класс), 2 место – Сироткина Люба ( 7 класс), 3 место – Головлева Полина (6 класс); победители в старших классах : 1 место – Агеева Мария (9 класс), 2 место – Александровский Дмитрий (8 класс), 3 место – Агрикова Мария (10 класс); В номинации «Самое выразительное чтение» отмечены чтецы: Тищенко Аркадий (4 класс), Гурова Таня (3класс), Калмыков Миша (4 класс), Головлева Полина (6 класс), Агеева Мария (9 класс), Александровский Дмитрий (8 класс), Агрикова Мария (10 класс).
В номинации «Читательский дневник» победили 3 ученика начальных классов: Тищенко Аркадий, Калмыков Миша, Голов Дима, ученики 4 класса. Именно эти ребята систематически и аккуратно ведут записи о прочитанных книгах на протяжении нескольких лет. Мастер – класс «Как читать?» Ребята, отмеченные жюри на конкурсе выразительного чтения, продемонстрировали, как можно прочитать художественное произведение, чтобы донести до слушателей мысли и чувства автора. Участники МАСТЕР – КЛАССА: Тищенко Аркадий, Гурова Татьяна, Головлева Полина, Александровский Дмитрий, Агеева Мария, Калмыков Миша .
Проектная деятельность Работа над школьным проектом «ЧТЕНИЕ – вот лучшее учение!» совпала с учебным проектом по информатике в 5 классе. Симонов Максим выполнил работу «Носители информации. Бумага». Он рассказал в своем проекте о том, кто придумал бумагу, как ее делают, какие существуют виды бумаги и т.д. Главный вопрос его практической деятельности: можно ли сделать бумагу своими руками? В результате ученик 5 класса получил ответ: можно. На слайдах Максим продемонстрировал, как своими руками в домашних условиях он изготовил бумагу. Масленникова Анастасия работала над проектом «История создания, технология производства бумаги». Настя в своей работе проследила технологию развития производства бумаги. Во время работы над проектами школьники пользовались услугами интернета, а также бумажными источниками информации: сборником «Почемучка», детской иллюстрированной энциклопедией, учебником «Информатика и ИКТ» и другие.
Конкурс «Много читаешь – грамотно пишешь» Многие учащиеся нашей школы и школ Суздальского района приняли участие в написании диктантов. Этот очень серьезный конкурс проходил в рамках Святоотеческого фестиваля – конкурса «Две эпохи – две великие победы», посвященного 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Это мероприятие гармонично вписалось в тему нашего проекта, т.к. чтение книг, конечно же, помогает людям улучшить их грамотность. Ведь для того, чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо много читать и упражняться в написании текстов под диктовку. Для проведения конкурса были специально подобраны тексты, воспитывающие в подрастающем поколении доброту, милосердие, любовь к родине, а также к КНИГЕ, к ЧТЕНИЮ… Один из таких текстов - «Историк О. Ключевский о Екатерине II », рассказывающий о том, что «у нее (Катерины II ) было две страсти – читать и писать. В свою жизнь она прочла необъятное количество книг»… Победители конкурса: 1 место - Тищенко Аркадий (младшая группа), 2 место – Масленникова Настя (средняя группа), 1 место – Александровский Дмитрий (старшая группа), 3 место – Бычков Николай (старшая группа).
5. Конкурсы и мероприятия, формирующие творческую активность школьников. Сочинение – миниатюра . Ребята, владеющие способностями мыслить, высказывать свое мнение, выражаться ярко, образно, приняли участие в конкурсе сочинений – миниатюр на тему «КНИГА», но у каждого автора тема была своя, конкретная. Лучшие работы были зачитаны ребятами на другом мероприятии, которое называлось «Мастер - класс». На конкурс предоставили творческие работы: - «Похвальное слово КНИГЕ» - Головлева Полина (6 класс); - «Моя любимая КНИГА» - Александровский Дима (8 класс). - «КНИГА – мой старый и верный друг» - Агеева Мария (9 класс); - « КНИГИ в моей жизни» - Бычков Николай (10 класс ). Конкурс рисунков и плакатов . Юные художники решили внести свою маленькую лепту в решение вопроса государственной важности: привлечь внимание ребят к КНИГЕ, к ЧТЕНИЮ… Они приняли активное участие в творческом конкурсе рисунков и плакатов с книжной символикой. На конкурс было представлено огромное количество детских работ. Жюри были отмечены авторы лучших тематических рисунков и плакатов: Тораева К., Фролов М., Крутова А., Южанина М., Бухарина Л., Вилкова А., Гурова Т., Лисовская Д., Голов Д. и другие ; Лебедев М. (8 класс) – плакат «По морям, по волнам едут КНИГИ в гости к нам»; Южанин В. (8 класс) – плакат « КНИГА подобна воде, дорогу пробьет везде»; Панин С. (8 класс) – плакат «Грамоте учиться – всегда пригодится ». Ефимова С. (9 класс) – плакат «Дорога – путь к знаниям».
Изготовление КНИЖКИ – малышки. Ребятам был предложен творческий конкурс по изготовлению КНИЖЕК – МАЛЫШЕК с загадками, пословицами, высказываниями, рассказами о КНИГЕ и ЧТЕНИИ. И здесь особенно младшие школьники проявили активность и творчество. Выставку украсили яркие, разнообразные по форме и содержанию книжки. Особо были отмечены работы Целовальникова Ромы, Богушевич Коли, Барановой Иры, Ябуровой Ани, Баткова Димы, Александровской Светы, Тараканова Димы, Гуровой Тани, Вшивкова Ильи… Изготовление закладок для книг. К сожалению, не все ребята бережно относятся к книгам. Это показал рейд по проверке состояния школьных учебников, который провели представители творческой группы по проведению конкурсов во главе с библиотекарем школы М.А. Индюковой . Именно они стали инициаторами конкурса по изготовлению книжных закладок, которые помогают сохранить в хорошем состоянии книжные страницы. Фантазии ребят не было предела. На конкурс были представлены самые разные закладки: из цветной бумаги, из картона, плетеные из ниток и бисера, даже сделанные из ракушек… Самые оригинальные закладки заняли почетные места на выставке. Ими могли полюбоваться все желающие. Авторы этих закладок: Рыбенков Антон, Богушевич Коля, Головлева Полина, Гурова Таня, Александровская Света... После выставки все закладки будут использоваться по назначению и поселятся в книги и учебники ребят.
«Со страниц на сцену» (инсценировка художественных произведений). В школе работает детское объединение дополнительного образования «Театр, в котором играют дети», руководителем которого является Гурова Ирина Германовна. Этот кружок посещают ребята, которые и решили показать свое актерское мастерство на сцене. Захотели выступить с инсценировками и другие ребята, не посещающие данный кружок. Им помогли классные руководители, старшие помощники из творческой группы, сценаристы. В итоге были подготовлены и поставлены инсценировки по сказкам А.С . Пушкина , русские народные сказки . Ребята не только разучивали свои роли, репетировали, но и изготавливали декорации, собирали реквизит… Не остались в стороне и родители юных артистов, они помогали своим детям в изготовлении костюмов и реквизита. Во время представления родители были также среди зрителей и встречали выступающих громкими аплодисментами… Группа артистов из 3 класса подготовили кукольные спектакли для малышей детского сада «Колосок». Они показали ребятам русскую народную сказку «Колобок» и сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». Малыши были счастливы и довольны. Перед ними выступали говорящие и движущиеся куклы, которые изготовили сами ребята из картонных заготовок.
6. Шефская работа. КНИГА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА. Ребята младшего возраста очень любят, когда им читают вслух их любимые произведения. Громкое чтение развивает у школьников интерес к художественной книге, создает атмосферу «семейного чтения», воспитывает у старших ребят ответственность и заботливое отношение к младшим товарищам. Проявили свою активность и шефы из творческой группы: Агеева Мария, Головлева Полина, Масленникова Анастасия. Во внеурочное время они с удовольствием приходили к ребятам начальных классов и проводили внеклассное чтение «В гостях у сказки». Вслух читали самые любимые произведения младших школьников, которые они приносили в свои классные библиотечки. Малыши внимательно следили за сюжетом, радовались и переживали за сказочных героев. После чтения и прослушивания шефы ребятам предложили проиллюстрировать понравившиеся эпизоды. В дальнейшем лучшие рисунки ребят украсили классные и школьную выставки.
7. Мероприятия, прививающие бережное отношение к КНИГЕ. Акция « Книжкина больница» Ребята младших классов всегда с удовольствием участвуют в ремонте КНИГ и библиотеки. Обычно библиотекарь М. А. Индюкова предлагает школьникам принять участие в подобных мероприятиях, на этот раз свою инициативу проявили ребята из кружка «Чудесная мастерская». Вместе с руководителем М. Н. Русаковой ребята обратились к библиотекарю школы с просьбой выбрать «заболевшие» книги, нуждающиеся в «лечении», чтобы оказать им скорую помощь. Работа закипела полным ходом! В одних книгах ребята подклеили листочки, в других - вывели пятна со страничек, третьим пришлось подшить оторванные корешки… Более 50 детских книг и учебников вновь заняли свои почетные места на библиотечных полках. Чтобы книги не болели, доктор Айболит вместе со своими помощниками прошлись по классам и в очередной раз напомнили всем ребятам о бережном отношении к книгам. Теперь в каждом классе, в классных уголках, помещены СОВЕТЫ, которыми могут воспользоваться все ребята.
8. Встречи с интересными людьми, с авторами КНИГ. В мае прошлого года в Доме Культуры г. Суздаля собрались лучшие участники Фестиваля-конкурса «Две эпохи – две победы», посвященного победе русского оружия в войне 1812 года, на Праздник Русской Словесности. В этом празднике участвовали ребята из школ Суздальского района. Школьники представляли свои тематические исследовательские работы. Председателем Судейской коллегии Фестиваля был известный русский писатель Владимир Николаевич Крупин . Немного раньше ребята встречались с писателем, поэтому они хорошо знали сведения о его жизни и творчестве. Очень интересным и познавательным показалось всем гостям и участникам выступление команды нашей школы. Оказывается, СЛОВА определяют наше самосознание с древних времен. Ребята рассказывали о проявлении русского самосознания в речи. Совсем не случайно наш народ называется русским или славянским, не случайно и наше пожелание здоровья при встрече. И много еще откровений сделали ребята своими выступлениями. На Фестивале звучали также пословицы, стихи, посвященные войне 1812 года, отрывки из произведений нашего земляка, певца русской природы – Сергея Никитина; была организована также творческая выставка тематических рисунков. В заключение праздника все участники Фестиваля получили из рук В.Н. Крупина ценные подарки – КНИГИ с его автографом.
Каждый год в весенние каникулы в библиотеках проходит Неделя детской и юношеской книги. 29 марта 2012 года в Суздальской районной библиотеке была организована встреча с детским писателем Валерием Воскобойниковым. На это мероприятие были приглашены учителя и школьники из школ города Суздаля и Суздальского района. От нашей школы приняли участие в этом мероприятии ученики 5 класса. Во время беседы писатель Воскобойников рассказал о своих детских увлечениях, о тяжелой жизни в блокадном Ленинграде, о своих изданных книгах, о многочисленных поездках по стране. Валерий Михайлович показал себя великолепным рассказчиком, мастером общения с людьми, особенно с детьми. Ребята слушали его на редкость внимательно и с интересом. Встреча прошла в тёплой, дружеской обстановке. Рассказы писателя были до того интересны, что ребята наперебой задавали разные вопросы. На каждый вопрос Валерий Михайлович давал содержательный ответ. Общение ребят с писателем принесло не только удовольствие, но и полезные, нужные знания. Когда мероприятие закончилось, были сделаны несколько снимков на память. Наверняка, эта встреча юным читателям запомнится надолго, ведь не каждый день приходится общаться с настоящим писателем.
Подведение ИТОГОВ проекта: 1. Награждение победителей по номинациям: самый читающий класс, самый активный класс, самый грамотный ученик, самый быстрый читатель, самое выразительное чтение, самый активный читатель, самый творческий подход к изготовлению закладок, книжек - малышек, самый лучший художник, самый активный шеф . 2. Создание презентации по теме проекта « ЧТЕНИЕ – вот лучшее учение !». 3. Оформление выставки творческих детских работ (плакаты, рисунки, книжки – малышки с загадками, пословицами, высказываниями, рассказами и сказками о КНИГЕ и ЧТЕНИИ, закладки для книг).
4. Круглый стол (сбор творческой группы). Обсуждение активности участия школьников в ПРОЕКТЕ: Общее количество учащихся в школе – 124 человека. Итого в проекте приняли участие – 856 человек; с учетом того, что многие школьники активно участвовали сразу в нескольких мероприятиях и конкурсах. 1 ) творческая группа – 18 человек, 2) анкетирование – 82 человек, 3) тематические экскурсии – 50 человек, 4) праздник «По морям, по волнам ….» - 73 человека, 5) агитбригада – 5 человек, 6) презентация «Хвала и слава КНИГЕ!» - 5 человек, 7) просмотр мультфильма «Масяня и буковки» - 124 человека, 8) тематические классные часы на тему «КНИГА» - 124 человека, 9) декада по краеведению «С любовью к отечеству» (презентации) – 11 человек, 10) предметная неделя по русскому языку и литературе – 90 человек, 11)литературная викторина «Много читаешь – больше знаешь» - 25 человек, 12) день чтения (конкурсы чтецов): - «Самый быстрый читатель» - 16 человек, - «Самое выразительное чтение» - 11 человек, - «Читательский дневник» - 3 человека, - «Мастер – класс» - 6 человек, 13) Конкурс «Много читаешь – грамотно пишешь» - 20 человек, 14) Сочинение – миниатюра – 5 человек, 15) конкурс рисунков и плакатов – 51 человек, 16) изготовление книжки – малышки – 34 человека, 17) изготовление закладок для книг – 29 человек, 18) инсценирование произведений – 27 человек, 19) шефская работа – 7 человек, 20) « Книжкина больница» - 17 человек, 21) встреча с авторами детских книг – 23 человека.
Хочется отметить, что все перечисленные виды деятельности привлекают внимание к книге и чтению; активизируют и поддерживают читательский интерес; дают возможность детям и подросткам быть непосредственными участниками важного дела и гордиться результатами своей работы . Наша работа над этим проектом не завершена. Тематические мероприятия будут проходить и дальше, в течение текущего учебного года. В апреле – марте планируются мероприятия, посвященные НЕДЕЛЕ детской и юношеской КНИГИ, в мае – МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ЧТЕНИЯ и ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ… В конце учебного года нам предстоит подвести конечные итоги по ПРОЕКТУ и ответить на главный вопрос: Помог ли проект изменить мнение школьников о книгах?
Дорогие друзья! Мы надеемся, что вас тоже волнуют проблемы, связанные с чтением, которые возникли в результате снижения интереса к чтению у наших сограждан, падения уровня читательской культуры и грамотности, особенно у детей и подростков. Поэтому мы обращаемся к вам с призывом: «ЧИТАЙТЕ! И ПУСТЬ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ НЕ БУДЕТ НИ ОДНОГО ДНЯ, КОГДА БЫ ВЫ НЕ ПРОЧЛИ ХОТЬ ОДНОЙ СТРАНИЧКИ ИЗ НОВОЙ КНИГИ!» ( К.Г. Паустовский )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чтение - вот лучшее учение!" А.С.Пушкин
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по творчесву А.С.Пушкина поможет учащимся улучшить навыки выразительного чтения....
"Чтение - вот лучшее учение"
В данной статье содержатся рекомендации по развитию навыков чтения у учащихся начальных классов, подчеркивается необходимость и важность их совершенствования....
Презентация "Чтение - вот лучшее учение"
В презентации предложены основы по созданию проекта о формировании читательской компетентности учащихся на основе использования системы приёмов работы с текстом. Цель проекта разработать и прове...
"Чтение - вот лучшее учение!" А.С.Пушкин.
Часто причина неуспеха ребенка в учебе кроется в нежелании читать. Как ридители могут помочь своему чаду?...
рассуждение по высказыванию А.С.Пушкина "Чтение - вот лучшее учение"
Во время участия в районном конкурсе риторов среди учащихся 10 -11 классов эта работа заняла второе место....
Чтение- вот лучшее учение
Для беседы с родителями....