Схема анализа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Поэтапный анализ повести через внутренние ощущения героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_analiza_povesti_n.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Зоммер Валентина Васильевна

ГБОУ СОШ 297

г. Москва

Апрель 2013

Первый этап анализа сюжета: «свой» и «чужой» мир в судьбах Остапа и Андрия.

  1. Нарисуйте диафильм (комиксы) по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» под названиями: «Судьба (история) Остапа » и «Судьба (история) Андрия». Сравните свою работу с работами ваших одноклассников. Если вы пропустите какие – либо события повести, попробуйте объяснить, почему это произошло.
  2. Выделите эпизоды вашего диафильма (комикса), в которых участвуют одновременно Остап и Андрий. По каким деталям или признакам зритель сможет судить о различиях их характеров, настроений, взглядов на жизнь?
  3. Укажите эпизоды вашего диафильма, в которых Остап и Андрий действуют порознь, оказываются в аналогичном, сходном положение?
  4. Что является «своим» миром и «чужим» для Остапа и Андрия? Сравните отношения героев к «чужому» для них миру.

А) Расскажите о жизни и учебе Остапа и Андрия в киевской бурсе. Учитывая все подробности гоголевского текста. Без каких деталей не будет видно различие в отношение героев к окружающему миру и товарищам?

Б) Как вы думаете, мог – ли Остап, подобно Андрию, полюбить женщину чужого мира и чужой культуры?

В) рассмотрите эпизоды вашего диафильма (комикса), связанные с последними событиями в жизни Остапа и Андрия. Чем является чужой (польский) город для Остапа? Как он туда попал? Что нужно изобразить в диафильме, чтобы показать положение Остапа в чужом городе?

Г) Расскажите, как Андрий попал в осажденный польский город и что он там увидел? Вспомните ваше читательское отношение к осажденному городу до этого эпизода.  Как изменилось ваше отношение к осажденным после этого эпизода? Считаете – ли вы по-прежнему, что справедливость целиком на стороне осаждающих казаков? Почему?

  5. Можно – ли утверждать, что история жизни Андрия заканчивается неожиданно? Когда вы читали повесть, возникло – ли у вас предчувствие, что Тарас убьет своего сына? Если предчувствие у вас было, попробуйте объяснить, какие детали и эпизоды текста подсказали вам трагическую развязку? Если предчувствия не было, также попробуйте объяснить. Какие детали и эпизоды текста сохраняли вашу уверенность в благополучном разрешение конфликта.

  6. Дать понять о литературном портрете и сравнительной характеристике. Совпадает – ли ваша оценка поступка Андрия (его измены) с приговором Тараса Бульбы? Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается пред ним в момент их последней встречи?

  7. Найдите, как часто называет автор Андрия рыцарем. Какое место  в жизни рыцаря   имеет любовь? Рассказ учителя о героях рыцарских романов Айвенго, Квентина Дорварде и т.д.. и противоречие чувства любви с чувством долга.

8. Выучите наизусть отрывок из описания судьбы Андрия, который произвел на вас самое сильное впечатление.

Второй этап анализа сюжета: «Казаки» и «ляхи» в миропонимании и судьбе Тараса.

  1. Составьте эпизодный план к диафильму (комиксу) под  названием «Судьба Тараса Бульбы». Укажите, какие эпизоды из диафильмов об Остапе и Андрие оказались общими для всех по-эпизодных планов, а какие присутствовали только в последнем. Можно – ли перенести общие для трех планов эпизоды автоматически в фильм о Тарасе Бульбе или для нового нужны изменения изображения? Какие изменения? Где Тарас Бульба как богатырь. Чтение его речи о товариществе.
  2. Каковы представления Тарасы о рыцарской (казацкой) чести и кодексе поведения? Что считает он достойным, почетным или недостойным. Бесчестным? Найдите в тексте описание сечи как семьи.
  3. Существует – ли в повести иное представление о чести, доблести, достоинстве, «рыцарстве», чем точка зрения Тараса? Обратите внимание на то, как изображены воинские подвиги Остапа и Андрия во время осады города. За что сражается Остап? За что (или за кого) сражается Андрий?
  4. Чем отличается образ жизни поляков («ляхов») от образа жизни и быта казаков?

  А) Сравните описание двух польских городов – Дубно  и Варшава с описанием Сечи как постоянной резиденции казаков. Найдите отношение к вере казаков и поляков в повседневной жизни.

Б) Вспомните описание дома Тараса, внутреннего убранства комнат, одежды и взаимоотношений домочадцев и сравните с описанием дома прекрасной полячки. Найдите описание степи, выучите понравившийся отрывок.

В) Опишите или нарисуйте вооружение казацкого полковника и польского воина. Найдите описание Тараса Бульбы в костюме иностранного графа (когда он пытается проникнуть в тюрьму для свидания с Остапом) и сравните с «казацким» обликом Тараса

Г) Найдите в тексте повести высказывания и описание их поступков, которые говорят об их отношение к богатству, роскоши, благоустроенной городской жизни.

Д) Рассмотрите любую из названных картин С. Васильковского «В Запорожской Сечи», Е. Кибрика «Выборы нового кошевого», И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и сопоставьте с описанием казаков и Сечи гоголем.

  1. Найдите в повести описание тех эпизодов похода казаков, которые свидетельствуют об их жестокости по отношению к мирному населению: монахам, женщинам. Детям. Каков повод похода казаков на польские земли и какова их цель?
  2. Зачем автор рассказывает о пытках, которым подвергали Остапа? Можно – ли было закончить повесть упоминанием о гибели Остапа?
  3. С какой целью автор рассказывает о мести Тараса и его казни?
  4. Чем объяснить тот факт, что в повести «Тарас Бульба» поединки описываются подробно, а сцены жестокого отношения казаков к слабым показаны в общих чертах? Попробуйте обнаружить в тексте детали, ремарки, прямые оценки и суждения, по которым можно определить отношение автора к любым проявлениям жестокости.
  5. Обратите внимание на то, что во время последней погони за казаками погибает молодой польский полковник, брат прекрасной полячки. Перечитайте этот эпизод и попробуйте объяснить, зачем он  нужен в повести.
  6. Какие источники (исторические документы, исследования или народные предания, песни) предпочел Гоголь в повести «Тарас Бульба»? Найдите авторские указания в тексте произведения.
  7. Напишите историческую повесть (или ряд сцен из нее), от лица полковника, брата прекрасной полячки, используй материал «Тарасы Бульбы».
  8. Напишите сочинение на тему: «Война, подвиг и справедливость в историческом романе». Для этого сравните изображение причин, поводов и целей военных действий, а так же описание осады города и поединков в повести Гоголя «Тарас Бульба».

Использованная литература

  1. Лихачев Д.С. «Внутренний мир художественного произведения». М., «Просвещение», 1996 г.
  2. Томарченко Н.Д. «Поэтика авантюрного исторического романа». М., «Просвещение», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная схема анализа урока иностранного языка

Схема для разбора урока по иностранному языку....

Схема анализа урока иностранного языка

Данная схема может быть полезна любому учителю иностранного языка для того чтобы учитываать различные аспекты урока, что является одним из главных условий профессии. Несмотря на разнообразие испо...

Схема анализа логопедического занятия.

Предлагается примерная схема  анализа лопедического занятия....

схема анализа дефектологического обследования

схема анализа дефектологического обследования...

Схема анализа урока

Данная схема анализа урока позволяет экспертам оценить посещенные уроки комбинированного типа, обобщения и систематизации материала, а также провести учителю  самоанализ....

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Анализ диктанта схема анализа

Дана схема анализа. Это ускорит вашу работу...