Программа предпрофильного обучения "А.С.Пушкин в искусстве"
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Программа предпрофильного обучения предназначена для учащихся 8-9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predprofilnoy_podgotovki_a.s.pushkin_v_iskusstve.docx | 79.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа предпрофильной подготовки
Александр Сергеевич Пушкин в искусстве.
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа – 8-9 класс.
Срок реализации программы – 17 недель (1 час в неделю).
ФИО, должность автора(ов) программы – Литвинова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42
Название города, населенного пункта, в котором разработана программа – г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Год разработки программы – 2006 г. Доработана в 2011 г.
Пояснительная записка
1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа предпрофильной подготовки «Александр Сергеевич Пушкин в искусстве» разработана в связи с
- невысоким уровнем интереса к литературе в школе;
- с ориентацией на гуманитарный профиль обучения в старшей школе.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению литературы
- ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов.
Содержание программы предпрофильной подготовки позволяет углубить представление обучающихся о личности А.С.Пушкина, познакомить с интерпретацией его художественных произведений в различных видах искусства. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Рассматривая особенности художественного мира писателя, воплощение авторского замысла и переосмысление его в произведениях других поэтов и писателей, в живописи, скульптуре, музыке, театральных постановках, учащиеся получают новые знания, не содержащиеся в базовых программах по литературе, музыке, изобразительному искусству. Эти знания, вызывая познавательный интерес, позволяют учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности для обоснованного выбора гуманитарного профиля обучения.
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение в школе таких предметов, как литература, музыка, изобразительное искусство содействует формированию разносторонне развитой, компетентной личности, воспитанию гражданина. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение с произведениями искусства необходимо для приобретения опыты коммуникации, диалога с писателями, художниками, скульпторами, композиторами (как современниками, так и представителями совсем другой эпохи), для приобщения не только к духовному наследию русского народа, но и к общечеловеческим ценностям бытия.
2. Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися художественных произведений А.С.Пушкина, получивших интерпретацию в различных видах искусства, для формирования информационной, коммуникативной компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
- Осмысление учащимися лирических, эпических и драматических произведений А.С.Пушкина, их интерпретацией в различных видах искусства, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;
- Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать произведение искусства;
- Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов заложенных в художественном тексте, в произведениях изобразительного искусства и скульптуры, музыки, в театральных постановках и представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;
- Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирование, осуществление библиографического поиска, нахождение и обработка необходимой информации из различных источников, включая Интернет и др.);
- Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- Использование опыта общения с произведениями искусства в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
3. Возраст школьников, на развитие которых направлена программа.
Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов. Она расширяет базовый курс по литературе УМК (авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В, А. Чалмаев), изобразительному искусству, музыке, является межпредметной и даёт учащимся возможность взглянуть на творчество А.С.Пушкина иначе, не хрестоматийно. Вопросы, рассматриваемые в программе, выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу по указанным выше учебным дисциплинам. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по литературе, музыке, изобразительному искусству, поможет оценить свои возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
5. Сроки реализации программы.
Объем курса предпрофильной подготовки - 17 часов.
Количество часов в неделю – 1 час.
6. Формы, виды занятий.
Важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени направлены на самостоятельность учащихся, поисково-исследовательский характер их познавательной работы, коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены лекционные, практические и семинарские занятия.
7. Методы обучения.
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый, исследовательский;
- Словесно-наглядно практический;
- Самостоятельная работа учащихся с информацией.
8. Средства обучения.
Предметные: произведения художественной литературы, музыки, скульптуры и изобразительного искусства.
Практические: составление и заполнение таблиц, схем, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.
9. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны знать
- как развиваются пушкинские мотивы, темы в произведениях поэтов серебряного века и современных поэтов;
- особенности психологизма трагедий «Борис Годунов» и «Моцарт и Сальери»;
- объем иконографии А.С.Пушкина;
- особенности взаимообогащения и пересечения литературы и музыки в романсах русских композиторов 19-20 века, в операх П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»;
и уметь:
- комментировать, анализировать и интерпретировать произведение литературы, живописи, скульптуры, музыки, исходя из целевых установок.
- представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;
- планировать собственную деятельность, формулировать цели и задачи, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.;
- применять опыт общения с произведениями искусства в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
- осознанно выбрать гуманитарный профиль, успешно обучаться в нём.
Способом определения достижения ожидаемых результатов станет учет участия учащихся в практических, семинарских занятиях, проверочные тестовые работы после изучения материала каждого из разделов (кроме раздела «Пушкин и театр»), а также наблюдение учителя за тем, как идет духовный рост, самореализация учащегося в последующие годы обучения.
10. Формы подведения итогов реализации программы.
По окончании курса учащиеся представляют (презентуют) на выбор собственный проект или творческую работу по темам, указанным в разделе «Методическое обеспечение программы».
Учебно-тематический план.
№ | Перечень разделов /темы раздела | Виды занятий | |||
лекции | практикум | семинар | |||
1 | Введение. (1 ч) | ||||
1 | «Пушкин – наше все…» (А.Григорьев) | 1 | |||
2 | Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей. (4 ч) | ||||
1 | Художественный мир А.С.Пушкина. | 1 | |||
2 | Стихотворения поэтов серебряного века о Пушкине. | 1 | |||
3 | «Царскосельская статуя» А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой. | 1 | |||
4 | Пушкинский текст в стихотворениях современных поэтов Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Ахмадуллиной, Д.А. Пригова. | 1 | |||
3 | А.С.Пушкин и театр. (2 ч) | ||||
1 | Психологизм пушкинской драматургии в трагедии «Борис Годунов». | 1 | |||
2 | «Моцарт и Сальери» на сцене. | 1 | |||
4 | А.С.Пушкин в живописи и скульптуре. (5 ч) | ||||
1 | Портреты А.С.Пушкина. | 1 | |||
2 | А.С.Пушкин в малых и больших скульптурных формах. | 1 | |||
3 | Первые публикации и первые издания произведений А.С.Пушкина. | 1 | |||
4 | Рисунки А.С.Пушкина к роману «Евгений Онегин». | 1 | |||
5 | Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина. | 1 | |||
5 | А.С.Пушкин в музыке. (4 ч) | ||||
1 | Музыка в жизни А.С.Пушкина. | 1 | |||
2 | Любовная и пейзажная лирика А.С.Пушкина в романсах русских композиторов 19-20 века. | 1 | |||
3 | Музыкальная интерпретация романа «Евгений Онегин». Либретто к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». | 1 | |||
4 | Свобода обращения П.И.Чайковского с литературным материалом в опере «Пиковая дама». | 1 | |||
6 | 1 | Представление (презентация) учащимися проекта или творческой работы. | 1 | ||
Итого – 17 ч 1 | 9 | 3 | 4 |
Содержание программы.
1 раздел. Введение. «Пушкин – наше все…» (А.Григорьев). (1 ч)
Принимая краткосрочность курса предпрофильной подготовки, представляется целесообразным на первом занятии кроме разговора о роли А.С.Пушкина в русской и мировой культуре выделить время на ознакомление учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами занятий, планируемым объемом и темами итоговых работ.
2 раздел. Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей. (5 ч).
В рамках содержания тем второго раздела учащиеся получат знания о художественном мире А.С.Пушкина, узнают о пушкинских темах и мотивах в творчестве русских поэтов и писателей. На лекциях учащиеся получат основы теоретических знаний и необходимый фактический материал для дальнейшей работы на практикуме. На занятии, посвященном стихотворениям поэтов серебряного века о Пушкине, учащиеся познакомятся с произведениями А.Блока, В.Маяковского, М.Цветаевой, С. Есенина. На практическом занятии «Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой» дадут сопоставительную характеристику стихотворений Пушкина и Ахматовой. На заключительном уроке учащиеся увидят трансформацию пушкинского текста в стихотворениях современных поэтов, Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Ахмадуллиной. Д.А.Пригова. В качестве контроля достижения результатов проводится тестовая работа.
3 раздел. А.С.Пушкин и театр. (2 ч).
В рамках этого раздела учащиеся познакомятся с особенностями драматургии А.С.Пушкина на примере трагедии «Борис Годунов». Семинарское занятие предполагает работу учащихся с художественным текстом трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», с телеспектаклем режиссеров А.Доусона, Л.Пчелкина 1971 г. и телефильмом М.Швейцера «Моцарт и Сальери».
4 раздел. А.С.Пушкин в живописи и скульптуре. (4 ч).
Четвертый раздел знакомит учащихся с иконографией писателя. Работа с портретами, скульптурами, барельефами А.С.Пушкина, его рисунками, иллюстрациями к произведениям, сделанными художниками, носит познавательно-воспитательный характер. Содержание тем раздела распределено таким образом, чтобы учащиеся могли представить себе весь иконографический объем А.С.Пушкина: от популярных портретов, памятников, первых публикаций и первых изданий произведений, иллюстраций к ним до рисунков самого писателя к роману «Евгений Онегин». По окончании изучения тем раздела проводится тестовая работа.
5 раздел. А.С.Пушкин в музыке. (4 ч). При изучении материала пятого раздела учащиеся получат представление об особенностях взаимообогащения и пересечения таких видов искусства, как литература и музыка. Они расширят художественное пространство произведений А.С.Пушкина через романсы русских композиторов 19-20 века (М.И. Глинки, А. Алябьева, Г.Свиридова), постигнут систему ценностей писателя через сопоставление пушкинского текста с либретто к операм П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
6 раздел. Представление (презентация) учащимися проекта или творческой работы.
Результат своей работы учащийся может представить в виде презентации, ролика, устного выступления и т.д.
Методическое обеспечение программы.
Рекомендации по проведению практических работ.
План проведения практикума.
- Вводная беседа;
- Осмысление задания; планирование предстоящей деятельности; распределение функций (если работа групповая);
- Выполнение заданий;
- Предъявление результатов деятельности и их анализ.
Практикум № 1."Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой.
Цель: Дать представление о причинах обращения А.Ахматовой к творчеству А.С.Пушкина, рассмотреть художественное своеобразие стихотворений А.С.Пушкина и А.Ахматовой; развитие умений сопоставлять лирические произведения.
I. Вводная беседа.
II. Осмысление практического задания, планирование предстоящей деятельности.
1. Обоснование сопоставимости стихотворений. Влияние творчества А.С.Пушкина на А. Ахматову. Презентация «Пушкин и Ахматова».
2. История создания стихотворений «Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой.
3. Работа с литературоведческими терминами, необходимыми для анализа стихотворений: лирический герой, автор стихотворения, размер стиха, дактиль, ямб, реминисценция, тропы, оксюморон.
III. Выполнение задания. Сопоставление стихотворений А.С.Пушкина и А.Ахматовой «Царскосельская статуя» по предложенному плану, заполнение таблицы:
Стихотворение А.Пушкина | Стихотворение А.Ахматовой | |
Год написания | ||
Размер стиха | ||
Тема стихотворения | ||
Объект внимания лирического героя | ||
Изобразительно-выразительные средства, рисующие образ девушки-фонтана | ||
Переживание лирического героя | ||
Идея стихотворения | ||
Вывод по сравнительной характеристике. |
IV. Предъявление результатов деятельности и их анализ.
Практикум № 2. Рисунки А.С.Пушкина к роману «Евгений Онегин».
Цель: Уловить смысл художественных образов романа «Евгений Онегин» через работу с рисунками А.С.Пушкина, понаблюдать за творческим процессом поэта, формировать внимательное отношение учащихся к художественному образу и слову.
- Вводная беседа. Презентация «Рукописное наследие Пушкина».
- Осмысление задания; планирование предстоящей деятельности.
1. Работа с высказываниями пушкинистов П.В.Анненкова, А.М.Эфроса, художника М.В.Добужинского. Ответ на вопрос «Мог ли Пушкин не рисовать на страницах своих рукописей?»
2. Роман «Евгений Онегин» - холст Пушкина-графика.
- Выполнение заданий. Работа по группам. Каждая группа получает рабочие материалы, состоящие из рисунка Пушкина к роману «Евгений Онегин», аннотация к рисунку. В ходе работы с материалами учащиеся заполняют таблицу:
История создания рисунка. | |
Сходство с прототипом. | |
Характер, настроение героя рисунка. | |
Отношение современников (если есть) | |
Отражение на рисунке внутреннего состояния Пушкина |
1 группа - автопортрет с короткой стрижкой и открытыми ушами у правого края листа I-й главы романа «Евгений Онегин» рядом со строфами XLV.
2 группа - Онегина и Пушкина на набережной Невы.
3 группа - Онегина на титульном листе 1830 года.
4 группа - Два автопортрета I главы «Евгения Онегина»: молодой и пожилой.
5 группа – Елизавета Воронцова и Анна Керн. II глава.
- Предъявление результатов деятельности и их анализ.
Практикум № 3. Свобода обращения П.И.Чайковского с литературным материалом в опере «Пиковая дама».
Цель: Раскрыть представление о взаимообогащении или пересечении различных видов искусства; научить учащихся видеть художественную природу литературного и музыкального произведений; заинтересовать учащихся оперным искусством.
- Вводная беседа. Презентация «Литературный мир П.И.Чайковского».
- Осмысление задания; планирование предстоящей деятельности.
1. Работа в группах: повторение особенностей оперного жанра.
1. Задание до чтения текста: ответь на вопросы:
Когда и где появилась первая опера?_______________________________________
Что означает слово опера?______________________________________________
Кто автор первой оперы?________________________________________________
Кто осуществляет связь между композитором и писателем? ____________________
2. Задание во время чтения текста: Сделай пометки на полях:
«V» - уже знал;
«+» - новое,
«-» - думал иначе,
«?» - не понял, есть вопросы.
Информация об истории появления оперы. |
3. Задание после чтения текста: Заполни таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
2. Опера П.И.Чайковского “Пиковая дама”. История создания этой оперы.
3. Прослушивание оркестрового вступления к опере “Пиковая дама». Фиксация учащимися своих ощущений, определение музыкальных тем в прослушанном.
- Выполнение заданий.
1. - Прочитайте либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” и заполните таблицу.
К/в: Что изменено в либретто оперы «Пиковая дама» по сравнению с повестью Пушкина?
Каково время действия в
Повести Пушкина | В опере Чайковского |
2. Кто такая Лиза?
Каковы мотивы поведения главного героя?
Чем заканчиваются произведения?
2. Сравнение сцен из повести и оперы.
Чтение отрывка из повести Пушкина по ролям сцена в спальне графини: “ Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево… Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла”.
Прослушивание 4 картины из оперы “Пиковая дама” “Сцена в спальне Графини”.
- Предъявление результатов деятельности и их анализ.
Рекомендации по проведению семинаров.
Семинар №1. «Моцарт и Сальери» на сцене.
Вопросы и задания:
I группа:
1. Используя текст трагедии А.С.Пушкина, ответьте на вопросы: Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку? Что свидетельствует о славе Моцарта? Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства? Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?
2. Опираясь на критерии оценки сценического образа, охарактеризуйте актерскую работу И. Смоктуновского в телеспектакле «Моцарт и Сальери» (реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г)
II группа:
1. Используя текст трагедии А.С.Пушкина, ответьте на вопросы: Как Сальери относится к жизни и к миропорядку? Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе? Как Сальери оценивает свою славу?
2. Опираясь на критерии оценки сценического образа, охарактеризуйте актерскую работу Н. Симонова в телеспектакле «Моцарт и Сальери» (реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г)
III. группа:
1. Используя текст трагедии А.С.Пушкина, ответьте на вопросы: Почему Сальери завидует Моцарту? Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы? Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?
2. Опираясь на критерии оценки сценического образа, охарактеризуйте актерскую работу В. Золотухина (Моцарт), воплотившего легенду о «гуляке праздном», и И. Смоктуновского (Сальери), показавшего мертвенность и змеиное коварство в телефильме М.Швейцера.
Литература:
- http://pyshkin-literatyra.ru/teatralnyjj-pushkin.html
- Лотман М.Ю. Пушкин. – Искусство-СПБ, С-Петербург, 1995.
- Маранцман В.Г. На пути к А.С.Пушкину.- Серия «Изучение творчества А.С.Пушкина в школе», ч. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр.- Владос, М.: 2001.
- Телеспектакль «Моцарт и Сальери». Реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г.
- Телефильм М.Швейцера «Моцарт и Сальери».
Семинар № 2. Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.
Вопросы и задания: Охарактеризуйте иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина по плану:
- Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в его творчестве.
- Принадлежность к художественной эпохе.
- Смысл названия картины.
- Жанровая принадлежность.
- Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
- Особенности композиции картины.
- Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.
- Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?
- Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
- Где находится данное произведение искусства?
- В чем автор картины следует Пушкину и в чем его (автора) оригинальность?
I группа: М.Врубель. Сальери всыпает яд в бокал Моцарта.
II группа: В.Фаворский. Умирающий Борис Годунов и царевич Федор.
III. группа: А.Н.Бенуа. Герман перед окнами графини.
Литература:
- Гизатулина О.И. Фонохрестоматия по литературе. К урокам Пушкина. http://filologstefa77777.blogspot.com/p/blog-page_4727.html
- Баранская Н.В.,Овчинникова С.Т., Эткин И.К. Объяснительный текст к альбому «А.С.Пушкин». – М.: Просвещение, 1977.
- Пушкин А.: Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. - М.: Изобр. искусство, 1973. - 16 откр.
- Тынянов Ю. Кюхля. Издательство «Детская литература»,- М., 1971.
Семинар № 3. Музыкальная интерпретация романа «Евгений Онегин». Либретто к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
Вопросы и задания:
1. "Евгений Онегин. Лирические сцены в трех действиях. Текст по Пушкину. Музыка П. Чайковского" — таков заглавный лист оперы "Евгений Онегин" П.И.Чайковского. Опера не носит обычного наименования. Почему П.И.Чайковский счел необходимым подчеркнуть это в названии своего произведения?
2. Что вошло из романа Пушкина в оперу Чайковского? Перечислите важнейшие, узловые сцены оперы, отраженные в либретто.
3. Какой предстает Татьяна в романе А.С. Пушкина и в опере П.И. Чайковского? Созвучны ли образы положительной героини, созданные поэтом и композитором? Какую роль сыграла «целостность» характера Татьяны в итоге взаимоотношений героев романы и оперы? Почему Чайковский отказался от первоначального замысла финальной сцены? Как создается музыкальный образ Татьяны?
4. Каким предстает Онегин в романе А.С. Пушкина и в опере П.И. Чайковского? Каково отношение Чайковского к Онегину в сцене первого объяснения с Татьяной, в сцене дуэли с Ленским, в заключительной сцене? Каким образом композитор создает музыкальный образ Онегина?
Литература:
- Маранцман В.Г. На пути к А.С.Пушкину.- Серия «Изучение творчества А.С.Пушкина в школе», ч. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
- Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Издательство «Советская энциклопедия», М., 1976
- Ойстрах, О.Г. Мировая художественная культура: материалы для учителя МХК /О.Г. Ойстрах, Т.Л. Демидова. – М., 2001.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература.- М.: Музыка,1996.
- Пушкин и музыка http://create-daydream.narod2.ru/Galereya_playcast/Ozhivshaya_poeiya/ASPushkin_i_muzika
- Чигрина С.Г. Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века. http://festival.1september.ru/articles/501373/
Рекомендации по проведению заключительного занятия.
Примерные темы проектов и творческих работ учащихся (эссе, сочинение-размышление и т.п.)
- На фоне Пушкина.
- Диалог поэтов (по страницам современной поэзии).
- Музыка в жизни Пушкина.
- Какая из опер П.И.Чайковского («Евгений Онегин» или «Пиковая дама») ближе сегодняшнему обществу.
- Вошедший на пьедестал. (Описание памятника А.С.Пушкину).
- Пушкин – график.
- Мой Пушкин.
- Размышляя о Пушкине….
- Театр пушкинской поры.
10. Тема, самостоятельно сформулированная учащимся.
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов.
Тестовая работа по теме «Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей»
1. Укажите годы жизни А.С.Пушкина:
- 1802-1841
- 1799-1837
- 1789-1829
2. Какое определение М.Ю.Лотмана не соответствует характеристике художественного мира А.С.Пушкина:
- «…все слито в единый, целостный, гармонический мир»
- «при столь плотной концентрации трагизма в изображении жизни - мощность солнечной энергии, заключенной в отношении к ней…»
- «отсутствие поэзии жизни»
3. В рамках какого литературного направления не творил А.С.Пушкин:
- классицизм
- романтизм
- реализм
4. Кто из поэтов сказал о Пушкине:
Уши лопнули от вопля:
- Перед Пушкиным - во фрунт!
А куда девали пекло
Губ, куда девали бунт
Пушкинский, уст окаянство.
- В.Маяковский
- М.Цветаева
- А.Блок
5. Кто из современных поэтов переосмыслил пушкинские строки в своем стихотворении:
Чем больше Родину мы любим,
Тем меньше нравимся мы ей,
Так я сказал в один из дней
И до сих пор не передумал.
- Ю.Левитанский
- Д.Самойлов
- Д.Пригов
Ответ: В,С, А, В,С
Тестовая работа по теме «А.С.Пушкин в живописи и скульптуре».
1. Область пушкиноведения, описание и изучение изображений писателя.
- иконопись Пушкина
- иконография Пушкина
- физиогномия Пушкина
2. Назовите художника, который написал портрет Пушкина, отличающийся подчеркнутой сдержанностью, поэтичностью.
- О.А.Кипренский
- В.А.Тропинин
- И.Линев
3. Портрет Пушкина, сделанный этим художником, был обнаружен лишь в 1887 г, никаких достоверных фактов о художнике нет. Назовите его фамилию.
- П.Ф.Соколов
- И.Линев
- А.А.Наумов
4. Автор памятника А.С.Пушкину (Москва, Пушкинская площадь, 1880 г.)
- А.М. Опекушин
- М.К. Аникушин
- Р.Р.Бах
5. В каком журнале было опубликовано первое появившееся в печати произведение Пушкина (стих-е «К другу стихотворцу»):
- «Вестник Европы»
- «Современник»
- «Российский музеум»
6. Псевдоним Пушкина, появившийся в первых публикациях:
- Александр П.
- Сверчок
- Александр Н.К.Ш.П.
7. На титульном листе только что вышедшего в свет произведения (1827 г.) под заглавием по просьбе Пушкина было напечатано «Писано в 1824 году». Произведение, свидетельствующее о переломном моменте в мировоззрении поэта, о кризисе его юношеского романтизма, относилось к уже пройденному этапу его творчества. Назовите это произведение:
- «Руслан и Людмила»
- «Кавказский пленник»
- «Цыганы»
8. Чей портрет нарисовал сам Пушкин рядом со строками 2 гл. романа «Евгений Онегин», с которых начинался поэтический портрет Татьяны Лариной:
- Е.Н.Раевская
- Е.К.Воронцовой
- Н.Н.Гончаровой
9. Художник, создатель картин на исторические темы и на темы русских народных сказок, в 1899 году обратившийся к пушкинской «Песне о вещем Олеге»:
- М.А.Врубель
- А.Н.Бенуа
- В.М.Васнецов
Ответ: В,А,,В, А, А,С,С,В,С
Тестовая работа по теме «А.С.Пушкин в музыке».
- Жанр музыки, не связанный с литературой:
- романс
- этюд
- опера
2. Либретто –
- это название оперы
- фамилия композитора
- краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета
3. Какой романс, написанный на стихи А.С.Пушкина, М.И.Глинка посвятил дочери А.Керн:
- «Я помню чудное мгновенье»
- «Адели»
- «Признание» («Я вас люблю, хоть и бешусь…»)
4. Какая сцена отсутствует в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
- Встреча Онегина с Татьяной в доме Лариных, куда привез Онегина Ленский.
- Посещение Татьяной имения Онегина, Татьяна в кабинете Онегина.
- Дуэль и смерть Ленского.
5. В опере П.И.Чайковского «Пиковая дама» с образом Графини связана тема:
- злого рока, судьбы
- любви
- безумия
Ответ: В, С, А, В, А
Электронные образовательные ресурсы.
- Аудиофрагмент. 4 картина из оперы “Пиковая дама” “Сцена в спальне Графини». (№152911). АНО "Мультимедиа-студия "Март". (03:20)
- Аудиофрагмент. Оркестровое вступление к опере “Пиковая дама». (№151941). АНО "Мультимедиа-студия "Март". (02:25)
- Гизатулина О.И. Фонохрестоматия по литературе. К урокам Пушкина. http://filologstefa77777.blogspot.com/p/blog-page_4727.html
- Иллюстрация. Комната П.И.Чайковского. (№204627) ИОП «Мнемозина».
- Интегрированный спецкурс по предметам литература и музыка «Произведения А.С. Пушкина в музыке» Авторы: Батищева О. и коллектив лицея №1 им. А.С. Пушкина г. Брянск
- Презентации «Пушкин и Ахматова», «Рукописное наследие Пушкина», «Мир Пушкина», «Поэты серебряного века о Пушкине», «Современная поэзия и Пушкин», «Психологизм пушкинской драматургии», «Пушкинский портрет», «Музыка в жизни Пушкина», «Литературный мир Чайковского».
- Пушкин А.С. в зеркале двух столетий [Электронный ресурс]: Мультимедиа-энциклопедия.
- Пушкин и музыка http://create-daydream.narod2.ru/Galereya_playcast/Ozhivshaya_poeiya/ASPushkin_i_muzika
- Электронный образовательный ресурс Пушкин А.С. «1С:Аудиокниги. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Mp3-аудиокнига» 1-С 2007
- Юсупова Ф. А.С.Пушкин. Пиковая дама. http://video.mail.ru/mail/demolit_fanil/_myvideo/1.html?autoplay=1
- Телеспектакль «Моцарт и Сальери». Реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г.
- Телефильм М.Швейцера «Моцарт и Сальери».
Ресурсное обеспечение программы
(в том числе Internet-ресурсы).
- Аркин И.И Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2001.
- «Царскосельская» тема в произведениях А.Пушкина и А.Ахматовой //Голоса молодых ученых. М.;2007 г. Выпуск 20. С 12-37
- http://pyshkin-literatyra.ru/teatralnyjj-pushkin.html
- Арсланова О.В. "Царскосельская статуя" Пушкина и Ахматовой:[Сопоставительный анализ двух стихотворений]" "Царскосельская статуя" Пушкина и Ахматовой:[Сопоставительный анализ двух стихотворений]" // Образование в современной школе. - 2006. - № 2. - С. 23.
- Баранская Н.В.,Овчинникова С.Т., Эткин И.К. Объяснительный текст к альбому «А.С.Пушкин». – м.: Просвещение, 1977.
- Белашов А. Неисчерпаемый образ: Скульптурные портреты А. Пушкина // Юн. художник. - 1997. - № 2. - С. 4-6.
- Воронов Н.В. России сердце не забудет... // Воронов Н.В. Люди, события, памятники. - М.: Просвещение, 1984. - С. 70-98.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр.- Владос, М.: 2001.
- Денисенко С.В. Пушкинские тексты на театральной сцене в XIX веке. — СПб. : Нестор-История, 2010. — 532 с, ил.
- И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ... Любовная лирика Александра Пушкина в музыке http://lm.livememory.net/post128048717/
- Калаушин М.М. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учителя сред. шк. /Общ. ред. Д.Д. Благого. - 3-е изд. - Л.: Учпедгиз, 1956.-375 с.
- Кононова А.А.. Здравый смысл "старого лада". Урок-исследование по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 9 класс. - ЛШ, 1999, № 4.
- Кутмина О.А., Прокопченко И.Н.Еще раз о хорошем вкусе (Пушкин и современная литература) http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/17776002.html
- Лотман М.Ю. Пушкин. – Искусство-СПБ, С-Петербург, 1995.
- Маранцман В.Г. На пути к А.С.Пушкину.- Серия «Изучение творчества А.С.Пушкина в школе», ч. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
- Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Издательство «Советская энциклопедия», М., 1976
- Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира.- Серия "Пушкин в ХХ веке", вып.VI. - М.: Наследие, 1999. - С. 21-54.
- Ойстрах, О.Г. Мировая художественная культура: материалы для учителя МХК /О.Г. Ойстрах, Т.Л. Демидова. – М., 2001.
- Пушкин А.: Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. - М.: Изобр. искусство, 1973. - 16 откр.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература.- М.: Музыка,1996.
- Тынянов Ю. Кюхля. Издательство «Детская литература»,- М., 1971.
- Чигрина С.Г. Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века. http://festival.1september.ru/articles/501373/
Литвинова Н.А. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42 г.Комсомольска-на-Амуре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»
Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием 13 занятий, определяет план...
Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса
Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...
Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...
Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"
Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...
Классное дело, программа ПДД, программа «Разговоры о важном», программа «Предпрофильная подготовка для 8-9 классов»
Внеурочная деятельность курс "Классное дело"...