конспект урока
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
конспект урока "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Беглецова Е.В
Конспект урока на тему «Слово о полку Игореве…» - ярчайший памятник древнерусской литературы.
Цели урока: интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев; создать представление об исторической обстановке на Руси в 11-12 в.в, послужившей основой для «Слова…», рассказать об истории «Слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы, используемые на уроке: проблемный, поисковый.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, комбинированная работа.
Оборудование, оформление: компьютер, карта Древней Руси, карточки, текст «Слова о полку Игореве», мультимедийная презентация, на доске эпиграф « Книги – это реки, напояющие Вселенную… То найдешь великую пользу душе своей». Ярослав Мудрый.
Ход урока.
Введение: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке бы будем говорить об удивительном произведении русской литературы, которое до сих пор таит в себе много загадок и вызывает споры у многих исследователей. (слайд 1)
Наша задача сегодня – понять, почему «Слово о полку Игореве» называют величайшим памятником Древнерусской литературы.
( слайд 2)
- Опрос.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним жанром древнерусской литературы – жанром слова. Но давайте сначала вспомним, как на Руси появилась литература, кто были первые писатели, какие жанры древнерусской литературы нам с вами уже знакомы.
( ответы учащихся)
- Знакомство с книгой.
Перед нами книга «Слово о полку Игореве», авторство которой до сих пор не установлено. Более 200 лет находится «Слово» в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов и просто читателей.
( видеофрагмент слайд 3) )
- Наш рассказ о походя князя Игоря против половцев мы начнем с истории появления этого текста.
( На экране портреты Мусина-Пушкина, Екатерины 2)
Ученик:
Известный любитель и собиратель древностей граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин в конце 18 века приобрел в Спасском монастыре города Ярославля старинный рукописный сборник. В нем среди многих древнерусских произведений было «Слово о полку Игореве».
( слайд 4)
Чуть позже по поручению графа для императрицы Екатерины 2 была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 году «Слово о полку Игореве» было издано. Чудесная находка сразу же вызвала большой интерес.
Но в 1812 году сборник, включавший «Слово о полку Игореве» сгорел во время пожара в Москве в доме Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова о полку Игореве», выполненная для Екатерины .
(Слайд 4)
В основу этого произведения положены события злополучного похода князя Игоря против половцев.
- Историческая справка о истории Древней Руси 12 века.
Для более глубокого осознания похода и того, что с ним связано, обратимся к истории Древней Руси 12 века.
Ученик:
В 12 веке обрушились беды на Древнюю Русь и погубили ее. Первая беда подкралась незаметно. Миновали времена князей - строителей государства и богатырей – защитников всей русской земли.
Их дети и внуки стали полными хозяевами в своих владениях. Теперь больше сил они тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края.
Распалась русская земля, раздробилась на многие княжества (показывает на карте): Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. Игорь был князем Новгород-Северского княжества.
И заполыхали на Руси братоубийственные войны между князьями.
Племена половцев-кочевников грабили русские города и села. Много бед принесли людям набеги этих племен, которых на Руси называли «погаными». И много горьких слов было сказано о тех князьях, что не берегли родную землю.
Вот такие сведения дает история отечества.
А о том, как развивались события во время похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества, расскажет…..
Ученик:
В 1184 году князья южной России, не сказав ни слова князю Игорю, пошли в поход против половцев и 30 июля одержали победу: взяли в плен 7000 человек, 417 половецких князьков, множество прекрасных лошадей и разного оружия.
Слава о такой победе раснеслась по всей земле Русской. Многие завидовали такой славе, и больше всех – князь Игорь. Он сердился на князей за то, что не пригласили его идти вместе с ними, думал только о том, чтобы прославиться еще больше их, и для этого начал тайно готовиться к походу.
Не прошло и года, как храбрый князь Игорь победил половцев на реке Дон и принудил их бежать.
(слайд 4)
Весело пировали князья русские на завоеванной земле и гордо говорили: « Что скажут теперь князья и братья наши? Они победили половцев у себя дома и не смели идти в их землю, а мы уже в ней. Скоро будем и за Доном, где никогда не были отцы наши, истребим всех поганых и достанем себе славу вечную!»
Такая гордость и ненасытное желание прославиться никогда не остаются без наказания. Так получилось и с Игорем. Он хотел истребить всех половцев, а они объединились, собрали все свои силы и истребили его войско. Оставшиеся в живых были уведены в плен, в том числе и князь Игорь.
Однако Игорь вскоре бежал из плена. Сильное желание увидеть печальную супругу Ярославну, детей и народ свой заставило его решиться на такой поступок.
Вот этот неудачный поход и плен князя описаны в «Слове о полку Игореве».
(видеофрагмент слайд 5)
Весело пировали князья русские на завоеванной земле и гордо говорили: « Что скажут теперь князья и братья наши? Они победили половцев у себя дома и не смели идти в их землю, а мы уже в ней. Скоро будем и за Доном, где никогда не были отцы наши, истребим всех поганых и достанем себе славу вечную!»
Такая гордость и ненасытное желание прославиться никогда не остаются без наказания. Так получилось и с Игорем. Он хотел истребить всех половцев, а они объединились, собрали все свои силы и истребили его войско. Оставшиеся в живых были уведены в плен, в том числе и князь Игорь.
Однако Игорь вскоре бежал из плена. Сильное желание увидеть печальную супругу Ярославну, детей и народ свой заставило его решиться на такой поступок.
Вот этот неудачный поход и плен князя описаны в «Слове о полку Игореве».
(слайд 6)
Чтение фрагмента из «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» переводили многие поэты разных времен. Это и Аполлон Майков (19в), и Жуковский ( автор баллады «Светлана»), и поэт 20 века Николай Заболоцкий.
( чтение учителем «Вступления»)
Скажите, ребята, что поразило вас в этих отрывках? Что особенно запомнилось?
( ответы учащихся)
- Фольклорная основа «Слова».
Фольклорная стихия, несомненно, тоже нашла свое отражение в «Слове…» (Плач Ярославны, плач русских жен, плач матери Ярослава).
Типична для фольклора и гиперболизация. (Всеволод может веслами расплескать Волгу, а шлемом вычерпать Дон).
Фольклорными являются и образы битвы-пира, и бранного поля, отождествленного с мирной пашней, и образы волка, тура, сокола, с которыми сравниваются герои «Слова…».
Употребляет автор и характерные для фольклора постоянные эпитеты. Попробуем их отыскать.
- Когда вступил Игорь князь…
- Игорь к Дону воинов ведет…
- Долго ночь меркнет…
(Видеофрагмент слайд 7)
- Культурный резонанс.
Сюжеты «Слова» широко использовались в русской живописи. Особенно заметна картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».
( На экране картина В.М.Васнецова «После побоища…»)
(Слайд 8)
Ученик:
Большое историческое полотно было закончено Виктором Михайловичем Васнецовым в 1880 году.
Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.
Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри.
Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоты совершенного подвига.
По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы: ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы.
На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт. Встает красная, как бы омытая в крови, луна. На степь ложится сумрак.
Картина Васнецова вызывает чувство преклонения перед павшими героями.
- Связь с музыкой.
Огромное впечатление произвело «Слово о полку Игореве» на композитора Александра Порфирьевича Бородина. Самой заветной мечтой его жизни стало создание оперы, в которой сочетались бы театральное действо, музыка и живопись.
Ученик:
Александр Порфирьевич Бородин был гениальным композитором, одним из создателей органической химии и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке.
Как много сделал он в своей жизни: написал 42 научные работы, несколько симфоний, много других музыкальных произведений, романсов и песен, блестящие статьи о музыке и музыкантах. Самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание русской оперы. Этой мечте суждено было осуществиться. Бородин изучал летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и другие. Все эти знания легли в основу оперы «Князь Игорь».
( звучит отрывок из оперы «Князь Игорь» слайд 8)
Скажите, ребята, какие ассоциации приходят вам в голову после прослушанного отрывка оперы?
( ответы учащихся)
- Проверочная работа. (На карточках)
- В каком веке появилась древнерусская литература?
- Какие жанры древнерусской литературы вы можете назвать?
- Какие произведения древнерусской литературы вам запомнились больше всего?
- Кто является автором «Слова о полку Игореве»?
- При каких обстоятельствах погиб первый сборник «Слова»?
- В каком княжестве правил князь Игорь?
- Кто из известных вам писателей и поэтов является переводчиком «Слова…»
- Какие приметы фольклора, встретившиеся на страницах «Слова», вы можете назвать.
- Итог урока.
Итак, ребята, какие выводы мы можем сделать, исходя из изученного на этом уроке? Соотнесите вами слова с эпиграфом к сегодняшнему уроку. ( Учитель еще раз прочитывает эпиграф)
(ответы детей)
«Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении, а не о победе. Не было на Руси единого сильного войска. Каждый князь воевал за свой город. Когда монголо-татары напали на Русь, князья не смогли уберечь народ от разграбления и плена. Было 3 тяжелых века. Русские платили дань. А ведь «Слово о полку Игореве» предупреждало об этом.
- Домашнее задание. Дочитать текст «Слова …» до конца, выучить наизусть вступление к «Слову…»
(Слайд 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Комментарии
конспект
Конспект к презентации "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"