Владение разными видами чтения
статья по литературе (5 класс) по теме

Хромова Светлана Михайловна

Грамотность, то есть чтение и письмо, по авторитетному мнению Всемирной организации здравоохранения, входит 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека. Чтение и письмо являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных обследованиях (PIRLS, PISA, EГЭ) и, по мнению МВФ, показателем перспектив развития экономики страны.

Одним из метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку и литературе является владение всеми видами речевой деятельности.

Свою работу с учениками в данном направлении я начинаю с умения оценивать себя как читателя. Сегодня существует множество приемов и методов оценки, и анкетирование – одно из них. Предлагаю вашему вниманию одну из них.

Я считаю, что организация условий для чтения важна как для осмысления самого текста, так и для получения результата его осмысления – понимания.

 Время суток, место деятельности чтения, уровень шума, освещение, место чтения (стол, диван, кресло), позиция (сидя, лежа, стоя), возможность помощи (учитель, родитель), использование информационных ресурсов, полученное задание, организация работы, ожидаемый результат и форма представления результата – все это имеет значение для понимания текста.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия со слабочитающими учениками с использованием «Чтения с остановками».  Необходимо отметить, что это действительно эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов теста. Суть заключается в чтении отрывка теста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.

       Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Вопросы должны быть открытыми, требующими рассуждения: почему? Зачем? Каким образом?

      Цель такого занятия в классе – улучшить качество чтения и понимание текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vladenie_raznymi_vidami_chteniya_2003.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Владение разными видами чтения

Хромова Светлана Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

г. Ангарск, Иркутская обл.

Грамотность, то есть чтение и письмо, по авторитетному мнению Всемирной организации здравоохранения, входит 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека. Чтение и письмо являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных обследованиях (PIRLS, PISA, EГЭ) и, по мнению МВФ, показателем перспектив развития экономики страны.

Одним из метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку и литературе является владение всеми видами речевой деятельности.

Свою работу с учениками в данном направлении я начинаю с умения оценивать себя как читателя. Сегодня существует множество приемов и методов оценки, и анкетирование – одно из них. Предлагаю вашему вниманию одну из них.

Анкета читателя

Меня зовут_______________________________________________________

В начальной школе я был(а)_______________________________читателем

                                                                                                                              (прилагательное)

Я любил (а) ______________________________________________________

                                                                                                                                (что делать с книгой?)

Сейчас я назвал (а) бы себя _________________________________читателем

                                                                                                        (3 прилагательных)

У меня есть 3 дорогие мне книги. Это:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

Сегодня я читаю____________________________________________________

В ближайшее время я планирую прочесть______________________________

Заполняю эту анкету, ученики сравнивают себя сегодняшнего и вчерашнего, вспоминают любимые книги.

Далее при работе в классе использую коммуникативную стратегию «Что нового?». С помощью данной стратегии обучающиеся демонстрируют интерес к обсуждаемому вопросу, учатся вести дискуссию, показывают понимание.

Стратегия «Что нового?»

Шаг 1. «Я хочу с тобой поговорить!»

учитель: «Что нового?»

Ученик: Я прочитал новую книгу

Далее учитель и ученики задают много уточняющих вопросов, демонстрируя свой интерес к прочитанной книге.

- Как она называется?

- Кто автор?

-Какой это жанр?

- О чем книга?

- Стоит её прочесть? и т. д.

Шаг 2. «Покажи понимание и согласие».

На этом этапе спрашивающие не только задают вопросы, но и выражают свое отношение к ответу. Вот вопросы с одной беседы:

- «О чем думает моя голова». Так называется книга? Нет, не читала.

- Ирина Пивоварова?

- Очень интересно?

- Это рассказы Люси Синицыной? Ученицы третьего класса?

- Обязательно надо прочитать? Не скучно? Неужели? Трудно себе представить.

Данный этап раскрывает владение междометиями и релятивами, расширяет словарный запас.

Шаг 3. «Дайте пояснения».

Обучающиеся просят пояснений, прочитавшего книгу с помощью повтора утверждения в форме вопроса:

-«О чем думает моя голова». Так называется книга?

- Ирина Пивоварова

- В книге собраны рассказы Люси Синицыной?

- Обязательно надо прочитать? Не скучно?

Шаг 4. «Перебрось шар спрашивающему».

- А вы почитали что-нибудь интересное?

- Вы закончили чтение книги, о которой вы нам рассказывали в прошлый раз?

Шаг 5. «Смените тему обсуждения».

- Мне не хотелось бы сегодня говорить о прочитанной книге. Она меня потрясла. Но мне надо сформулировать свои впечатления. Давайте поговорим о…

Необходимо отметить, что данная стратегия учит задавать не только вопросы и отвечать на них, но и выстраивать их в логическом порядке. Она помогает легко вступить в разговор и выйти из него.

      Я считаю, что организация условий для чтения важна как для осмысления самого текста, так и для получения результата его осмысления – понимания.

 Время суток, место деятельности чтения, уровень шума, освещение, место чтения (стол, диван, кресло), позиция (сидя, лежа, стоя), возможность помощи (учитель, родитель), использование информационных ресурсов, полученное задание, организация работы, ожидаемый результат и форма представления результата – все это имеет значение для понимания текста.

 В методической  литературе выделяют несколько стратегий чтения:

  1. Стратегия предтекстовой деятельности (мозговой штурм, глоссарий, ориентиры предвосхищения, батарея вопросов, предваряющие вопросы, рассечение вопроса)
  2. Стратегия текстовой деятельности (попеременное чтение, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с остановками, чтение про себя с пометками)
  3. Стратегия послетекстовой деятельности (отношения  между вопросом и ответом, вопросы после текста, тайм-аут, проверочный лист)
  4. Стратегия работы с объемными текстами (алфавит за  «круглым столом», соревнуемся с писателем, ориентиры предвосхищения, экскурсия по книге, список тем книги, следуйте за персонажем героев, рецензия, синквейн, загадки, доклад, цитаты)
  5. Стратегии компрессии текста (аннотация-краткий пересказ-пересказ)
  6. Общеучебные стратегии (Знаю – Хочу узнать – Узнал, Граф схемы «Кольца Венна»)
  7. Стратегии развития словаря (обзор словаря, аналогия, постепенная догадка по тексту).

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия со слабочитающими учениками с использованием «Чтения с остановками».  Необходимо отметить, что это действительно эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов теста. Суть заключается в чтении отрывка теста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.

       Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Вопросы должны быть открытыми, требующими рассуждения: почему? Зачем? Каким образом?

      Цель такого занятия в классе – улучшить качество чтения и понимание текста.

Ход занятия:

Учитель: Сегодня мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на поверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

Предтекстовые вопросы:

1.Приходилось ли вам когда-нибудь обижаться на своего друга? Что вы при этом чувствовали?  Из-за чего это происходило?

Название текста: «Про мою подругу и немножко про меня»

Автор: Ирина Пивоварова

- Кто главный герой текста?

Чтение текста:

Двор у нас был большой. В нашем дворе гуляло много всяких детей – и мальчишек и девчонок. Но больше всех я любила Люську. Она была моей подругой. Мы с ней жили в соседних квартирах, а в школе сидели за одной партой.

СТОП

2. Почему, по вашему мнению, девочка любила Люську? Почему вы так думаете? Почему она БЫЛА подругой. В чем проблема? Теперь дочитайте до следующей части, чтобы понять, в чем состоит  проблема.

У моей подруги Люськи были прямые жёлтые волосы. А глаза у неё были!.. Вы, наверное, не поверите, какие у неё были глаза.  Один глаз зеленый, как трава. А другой – совсем желтый, с коричневыми пятнышками!

А у меня глаза были какие-то серые. Ну, просто серые, и всё. Совсем неинтересные глаза! И волосы у меня были дурацкие – кудрявые и короткие. И огромные веснушки на носу. И вообще у Люськи было лучше, чем у меня. Вот только ростом я была выше.

Я ужасно этим гордилась. Мне очень нравилось, когда во дворе звали «Люська большая» и «Люська маленькая».

СТОП

Вы дружили? Как, по-вашему почему они дружили? Как вы думаете, что могло произойти дальше? Теперь дочитайте до следующей части, чтобы узнать, что случилось дальше?

Далее  продолжаем читать тест в том же режиме.  

Таким образом, слабочитающие дети получают дополнительные часы помощи в неделю. Необходимо отметить, что с большинством слабочитающих бывает достаточно поработать в течение 6 недель, чтобы они улучшили свои умения и навыки чтения и понимания текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с разными видами чтения на уроках английского языка в старших классах

Работа с текстом играет важную роль при обучении чтению.А,главное, задания на понимание текста встречаются во всех  типах экзаменов:ГИА,ЕГЭ и т.д.Работа с текстом стимулирует интеллектуальную акт...

Обучение школьников разным видам чтения

Основные виды чтения, применяемые на уроках: ознакомительное, по ролям и другие....

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Урок развития речи в 6 классе по теме: «Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.» ...

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Презентация к уроку"Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования"...

«Обучение разным видам чтения»

Почему учащиеся читают английские тексты недостаточно хорошо?...

Формирование общих умений чтения и последовательного обучения разным видам чтения

Статья, в которой комментируется последовательная/поэтапная работа с аутентичными текстами на английском языке в обучении чтению школьников средних и старших классов....