Владение разными видами чтения
статья по литературе (5 класс) по теме
Грамотность, то есть чтение и письмо, по авторитетному мнению Всемирной организации здравоохранения, входит 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека. Чтение и письмо являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных обследованиях (PIRLS, PISA, EГЭ) и, по мнению МВФ, показателем перспектив развития экономики страны.
Одним из метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку и литературе является владение всеми видами речевой деятельности.
Свою работу с учениками в данном направлении я начинаю с умения оценивать себя как читателя. Сегодня существует множество приемов и методов оценки, и анкетирование – одно из них. Предлагаю вашему вниманию одну из них.
Я считаю, что организация условий для чтения важна как для осмысления самого текста, так и для получения результата его осмысления – понимания.
Время суток, место деятельности чтения, уровень шума, освещение, место чтения (стол, диван, кресло), позиция (сидя, лежа, стоя), возможность помощи (учитель, родитель), использование информационных ресурсов, полученное задание, организация работы, ожидаемый результат и форма представления результата – все это имеет значение для понимания текста.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия со слабочитающими учениками с использованием «Чтения с остановками». Необходимо отметить, что это действительно эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов теста. Суть заключается в чтении отрывка теста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.
Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Вопросы должны быть открытыми, требующими рассуждения: почему? Зачем? Каким образом?
Цель такого занятия в классе – улучшить качество чтения и понимание текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vladenie_raznymi_vidami_chteniya_2003.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Владение разными видами чтения
Хромова Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
г. Ангарск, Иркутская обл.
Грамотность, то есть чтение и письмо, по авторитетному мнению Всемирной организации здравоохранения, входит 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека. Чтение и письмо являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных обследованиях (PIRLS, PISA, EГЭ) и, по мнению МВФ, показателем перспектив развития экономики страны.
Одним из метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку и литературе является владение всеми видами речевой деятельности.
Свою работу с учениками в данном направлении я начинаю с умения оценивать себя как читателя. Сегодня существует множество приемов и методов оценки, и анкетирование – одно из них. Предлагаю вашему вниманию одну из них.
Анкета читателя
Меня зовут_______________________________________________________
В начальной школе я был(а)_______________________________читателем
(прилагательное)
Я любил (а) ______________________________________________________
(что делать с книгой?)
Сейчас я назвал (а) бы себя _________________________________читателем
(3 прилагательных)
У меня есть 3 дорогие мне книги. Это:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Сегодня я читаю____________________________________________________
В ближайшее время я планирую прочесть______________________________
Заполняю эту анкету, ученики сравнивают себя сегодняшнего и вчерашнего, вспоминают любимые книги.
Далее при работе в классе использую коммуникативную стратегию «Что нового?». С помощью данной стратегии обучающиеся демонстрируют интерес к обсуждаемому вопросу, учатся вести дискуссию, показывают понимание.
Стратегия «Что нового?»
Шаг 1. «Я хочу с тобой поговорить!»
учитель: «Что нового?»
Ученик: Я прочитал новую книгу
Далее учитель и ученики задают много уточняющих вопросов, демонстрируя свой интерес к прочитанной книге.
- Как она называется?
- Кто автор?
-Какой это жанр?
- О чем книга?
- Стоит её прочесть? и т. д.
Шаг 2. «Покажи понимание и согласие».
На этом этапе спрашивающие не только задают вопросы, но и выражают свое отношение к ответу. Вот вопросы с одной беседы:
- «О чем думает моя голова». Так называется книга? Нет, не читала.
- Ирина Пивоварова?
- Очень интересно?
- Это рассказы Люси Синицыной? Ученицы третьего класса?
- Обязательно надо прочитать? Не скучно? Неужели? Трудно себе представить.
Данный этап раскрывает владение междометиями и релятивами, расширяет словарный запас.
Шаг 3. «Дайте пояснения».
Обучающиеся просят пояснений, прочитавшего книгу с помощью повтора утверждения в форме вопроса:
-«О чем думает моя голова». Так называется книга?
- Ирина Пивоварова
- В книге собраны рассказы Люси Синицыной?
- Обязательно надо прочитать? Не скучно?
Шаг 4. «Перебрось шар спрашивающему».
- А вы почитали что-нибудь интересное?
- Вы закончили чтение книги, о которой вы нам рассказывали в прошлый раз?
Шаг 5. «Смените тему обсуждения».
- Мне не хотелось бы сегодня говорить о прочитанной книге. Она меня потрясла. Но мне надо сформулировать свои впечатления. Давайте поговорим о…
Необходимо отметить, что данная стратегия учит задавать не только вопросы и отвечать на них, но и выстраивать их в логическом порядке. Она помогает легко вступить в разговор и выйти из него.
Я считаю, что организация условий для чтения важна как для осмысления самого текста, так и для получения результата его осмысления – понимания.
Время суток, место деятельности чтения, уровень шума, освещение, место чтения (стол, диван, кресло), позиция (сидя, лежа, стоя), возможность помощи (учитель, родитель), использование информационных ресурсов, полученное задание, организация работы, ожидаемый результат и форма представления результата – все это имеет значение для понимания текста.
В методической литературе выделяют несколько стратегий чтения:
- Стратегия предтекстовой деятельности (мозговой штурм, глоссарий, ориентиры предвосхищения, батарея вопросов, предваряющие вопросы, рассечение вопроса)
- Стратегия текстовой деятельности (попеременное чтение, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с остановками, чтение про себя с пометками)
- Стратегия послетекстовой деятельности (отношения между вопросом и ответом, вопросы после текста, тайм-аут, проверочный лист)
- Стратегия работы с объемными текстами (алфавит за «круглым столом», соревнуемся с писателем, ориентиры предвосхищения, экскурсия по книге, список тем книги, следуйте за персонажем героев, рецензия, синквейн, загадки, доклад, цитаты)
- Стратегии компрессии текста (аннотация-краткий пересказ-пересказ)
- Общеучебные стратегии (Знаю – Хочу узнать – Узнал, Граф схемы «Кольца Венна»)
- Стратегии развития словаря (обзор словаря, аналогия, постепенная догадка по тексту).
Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия со слабочитающими учениками с использованием «Чтения с остановками». Необходимо отметить, что это действительно эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов теста. Суть заключается в чтении отрывка теста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.
Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Вопросы должны быть открытыми, требующими рассуждения: почему? Зачем? Каким образом?
Цель такого занятия в классе – улучшить качество чтения и понимание текста.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на поверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
Предтекстовые вопросы:
1.Приходилось ли вам когда-нибудь обижаться на своего друга? Что вы при этом чувствовали? Из-за чего это происходило?
Название текста: «Про мою подругу и немножко про меня»
Автор: Ирина Пивоварова
- Кто главный герой текста?
Чтение текста:
Двор у нас был большой. В нашем дворе гуляло много всяких детей – и мальчишек и девчонок. Но больше всех я любила Люську. Она была моей подругой. Мы с ней жили в соседних квартирах, а в школе сидели за одной партой.
СТОП
2. Почему, по вашему мнению, девочка любила Люську? Почему вы так думаете? Почему она БЫЛА подругой. В чем проблема? Теперь дочитайте до следующей части, чтобы понять, в чем состоит проблема.
У моей подруги Люськи были прямые жёлтые волосы. А глаза у неё были!.. Вы, наверное, не поверите, какие у неё были глаза. Один глаз зеленый, как трава. А другой – совсем желтый, с коричневыми пятнышками!
А у меня глаза были какие-то серые. Ну, просто серые, и всё. Совсем неинтересные глаза! И волосы у меня были дурацкие – кудрявые и короткие. И огромные веснушки на носу. И вообще у Люськи было лучше, чем у меня. Вот только ростом я была выше.
Я ужасно этим гордилась. Мне очень нравилось, когда во дворе звали «Люська большая» и «Люська маленькая».
СТОП
Вы дружили? Как, по-вашему почему они дружили? Как вы думаете, что могло произойти дальше? Теперь дочитайте до следующей части, чтобы узнать, что случилось дальше?
Далее продолжаем читать тест в том же режиме.
Таким образом, слабочитающие дети получают дополнительные часы помощи в неделю. Необходимо отметить, что с большинством слабочитающих бывает достаточно поработать в течение 6 недель, чтобы они улучшили свои умения и навыки чтения и понимания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с разными видами чтения на уроках английского языка в старших классах
Работа с текстом играет важную роль при обучении чтению.А,главное, задания на понимание текста встречаются во всех типах экзаменов:ГИА,ЕГЭ и т.д.Работа с текстом стимулирует интеллектуальную акт...
Реферат "Обучение школьников разным видам чтения на уроках русского языка и литературы"
теория вопроса и приложение....
Обучение школьников разным видам чтения
Основные виды чтения, применяемые на уроках: ознакомительное, по ролям и другие....
Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.
Урок развития речи в 6 классе по теме: «Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.» ...
Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.
Презентация к уроку"Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования"...
«Обучение разным видам чтения»
Почему учащиеся читают английские тексты недостаточно хорошо?...
Формирование общих умений чтения и последовательного обучения разным видам чтения
Статья, в которой комментируется последовательная/поэтапная работа с аутентичными текстами на английском языке в обучении чтению школьников средних и старших классов....