Роды литературы
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок теории литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uchitel_goda.doc48.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_rody_i_zhanry_k_uroku.ppt58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Вотякова Любовь Александровна

Класс: 8

Тема урока:  «Построим книгу». Роды и жанры литературы.

Тип урока: урок общей методологической направленности.

Цели урока:

  1. Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  2. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Ведущая образовательная технология: технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

План урока

  1. Организационный этап. Приветствие. Введение. (2 мин.)

Здравствуйте, меня зовут Любовь Александровна. Предлагаю сегодня поговорить о литературе не как о роде искусства, а как о науке. Обратите внимание на запись на доске.

- Можете назвать признаки, присущие любой науке?

Система знаний, термины.

- Что изучает литературоведение?

Л. – наука, изучающая специфику литературы,  худ. произведения в единстве содержания и формы.

Вот о форме сегодня и пойдёт речь. На этом уроке мы должны усвоить признаки родов литературы, научиться  соотносить понятия род и жанр литературы. На мультимедийной доске слайд № 1. (5 мин.)

  1. Коллективная работа над проблемным вопросом. Задача: отойти от сухого научного языка, помочь учащимся усвоить сложное понятие «род»  через обыденные явления.

- Чтобы наш разговор о науке не показался вам сухим и скучным, предлагаю поиграть в аналогии. На доску прикрепляются надписи:

ДОМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

 - Мы конструкторское бюро. Наша задача – планирование дома/ художественного произведения.

- С чего начнём? Без чего немыслим крепкий дом?

Фундамент. Рисуем на доске фундамент.

 -Далее по плану? Стены, корпус. Та же работа с картинками.

Рисуем окна, дверь крыша.

Теперь перейдём к плану № 2.

-  Что для худ. произведения будет фундаментом? – Идея. Надпись на фундаменте.

-Что такое идея?

 - Проводим аналогию со стенами – сюжет.

-Что такое сюжет?

 - Окна, двери – герои (главные, второстепенные).

Крыша – название (тема).

-Что такое тема?

 - Так выглядят все дома?

 - Все художественные произведения одинаковы?

Не все дома одинаковы, художественные тексты тоже отличаются друг от друга. Но основа у них одна – та, что у вас получилась.

- Ведём аналогию дальше: дома бываю разные. Можете разделить их на три вида? Жилые, казённые, для отдыха.

- К одному из трёх родов литературы относятся  и литературные произведения. Названия их сегодня уже звучали, записаны на доске, видим их и на мультимедийной установке. Слайд №2,3.

 - Делимся на 3 группы – соответственно трём домам-родам для создания карт – аналогий.

Задача для каждой группы сформулирована на ваших маршрутных листах.

  1. Групповая работа. (15 мин.)

Задача: учащиеся должны вспомнить признаки родов, жанры, соответствующие каждому роду; провести до конца аналогию с предметом (дом), отобрать тексты их  рода.

Учащиеся делятся на три группы, работают согласно картам групповых маршрутов.

  1. Коллективное обсуждение. Задача: Усвоение отличительных признаков каждого рода. (по 3 мин.)

Защита групповых работ. Консультанты  прикрепляют к доске ватманы с картами – аналогиями, по очереди защищают.

После выступлений консультантов на мультимедийной доске появляются Слайды № 4,5.

Оцените работу  своей группы следующим образом:

  1. Все признаки перечислены +/-
  2. Все жанры верно найдены. +/-
  3. Достойная креативная защита аналогии +/-
  4. Верная соотнесённость текстов  родам +/-
  5. Выступление консультанта +/-

Оценка группы – оценка каждого её участника в оценочном листе.

  1. Рефлексия. Проверка уровня освоенности материала. (3 мин.)

Каждому из вас будет предложен список жанров, вы должны распределить их по родам.

Оценивать должны сами по ответнику на дополнительной доске.

-Поднимите руки, кто полностью справился с последним заданием.

Понятие «Род литературы» не самое масштабное в литературоведении, в 9 классе вы познакомитесь со стилями литературы. Надеюсь, наше сегодняшнее занятие поможет вам в осмыслении и этих понятий. Старайтесь не отделять литературу от жизни, включайте фантазию, используйте свой личный и читательский опыт.

Проанализируйте свои оценочные листы, выведите итоговую оценку.

Дата _______________                 Ф.И. ______________________________

1 задание

2 задание

Итоговая оценка

- Прошу вас также поставить нашу с вами общую оценку за урок на втором оценочном листе.

№ п/п

Вопросы

Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1.

Мне понравился урок

2.

Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке

3.

Я приобрёл полезные знания на уроке

4.

Я хочу изучить доп. литературу по теме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Роды и жанры литературы"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Презентация Роды и жанры литературы

В презентации дана основная информация по родам и жанрам литературы: классификация и основные особенности....

Роды литературы

Очень часто в начале изучения произведения приходится начинать с повторения рода литературы, затем жанра... . Поэтому у меня возникла необходимость в создании такой работы для экономии времени на урок...

урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."

презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...

Проверочная работа "Роды литературы"

Текст проверочной работы по литературе...

Жанры и роды литературы

В зависимости от художественных особенностей выделяют роды литературы: эпос, лирику, драму. Каждый из них имеет свои литературные жанры....