Роды литературы
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок теории литературы в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uchitel_goda.doc | 48.5 КБ |
prezentaciya_rody_i_zhanry_k_uroku.ppt | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Вотякова Любовь Александровна
Класс: 8
Тема урока: «Построим книгу». Роды и жанры литературы.
Тип урока: урок общей методологической направленности.
Цели урока:
- Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
- Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Ведущая образовательная технология: технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
План урока
- Организационный этап. Приветствие. Введение. (2 мин.)
Здравствуйте, меня зовут Любовь Александровна. Предлагаю сегодня поговорить о литературе не как о роде искусства, а как о науке. Обратите внимание на запись на доске.
- Можете назвать признаки, присущие любой науке?
Система знаний, термины.
- Что изучает литературоведение?
Л. – наука, изучающая специфику литературы, худ. произведения в единстве содержания и формы.
Вот о форме сегодня и пойдёт речь. На этом уроке мы должны усвоить признаки родов литературы, научиться соотносить понятия род и жанр литературы. На мультимедийной доске слайд № 1. (5 мин.)
- Коллективная работа над проблемным вопросом. Задача: отойти от сухого научного языка, помочь учащимся усвоить сложное понятие «род» через обыденные явления.
- Чтобы наш разговор о науке не показался вам сухим и скучным, предлагаю поиграть в аналогии. На доску прикрепляются надписи:
ДОМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
- Мы конструкторское бюро. Наша задача – планирование дома/ художественного произведения.
- С чего начнём? Без чего немыслим крепкий дом?
Фундамент. Рисуем на доске фундамент.
-Далее по плану? Стены, корпус. Та же работа с картинками.
Рисуем окна, дверь крыша.
Теперь перейдём к плану № 2.
- Что для худ. произведения будет фундаментом? – Идея. Надпись на фундаменте.
-Что такое идея?
- Проводим аналогию со стенами – сюжет.
-Что такое сюжет?
- Окна, двери – герои (главные, второстепенные).
Крыша – название (тема).
-Что такое тема?
- Так выглядят все дома?
- Все художественные произведения одинаковы?
Не все дома одинаковы, художественные тексты тоже отличаются друг от друга. Но основа у них одна – та, что у вас получилась.
- Ведём аналогию дальше: дома бываю разные. Можете разделить их на три вида? Жилые, казённые, для отдыха.
- К одному из трёх родов литературы относятся и литературные произведения. Названия их сегодня уже звучали, записаны на доске, видим их и на мультимедийной установке. Слайд №2,3.
- Делимся на 3 группы – соответственно трём домам-родам для создания карт – аналогий.
Задача для каждой группы сформулирована на ваших маршрутных листах.
- Групповая работа. (15 мин.)
Задача: учащиеся должны вспомнить признаки родов, жанры, соответствующие каждому роду; провести до конца аналогию с предметом (дом), отобрать тексты их рода.
Учащиеся делятся на три группы, работают согласно картам групповых маршрутов.
- Коллективное обсуждение. Задача: Усвоение отличительных признаков каждого рода. (по 3 мин.)
Защита групповых работ. Консультанты прикрепляют к доске ватманы с картами – аналогиями, по очереди защищают.
После выступлений консультантов на мультимедийной доске появляются Слайды № 4,5.
Оцените работу своей группы следующим образом:
- Все признаки перечислены +/-
- Все жанры верно найдены. +/-
- Достойная креативная защита аналогии +/-
- Верная соотнесённость текстов родам +/-
- Выступление консультанта +/-
Оценка группы – оценка каждого её участника в оценочном листе.
- Рефлексия. Проверка уровня освоенности материала. (3 мин.)
Каждому из вас будет предложен список жанров, вы должны распределить их по родам.
Оценивать должны сами по ответнику на дополнительной доске.
-Поднимите руки, кто полностью справился с последним заданием.
Понятие «Род литературы» не самое масштабное в литературоведении, в 9 классе вы познакомитесь со стилями литературы. Надеюсь, наше сегодняшнее занятие поможет вам в осмыслении и этих понятий. Старайтесь не отделять литературу от жизни, включайте фантазию, используйте свой личный и читательский опыт.
Проанализируйте свои оценочные листы, выведите итоговую оценку.
Дата _______________ Ф.И. ______________________________
1 задание | 2 задание | Итоговая оценка |
- Прошу вас также поставить нашу с вами общую оценку за урок на втором оценочном листе.
№ п/п | Вопросы | Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты | |||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | ||
1. | Мне понравился урок | ||||
2. | Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке | ||||
3. | Я приобрёл полезные знания на уроке | ||||
4. | Я хочу изучить доп. литературу по теме |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИП "Роды и жанры литературы"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Презентация Роды и жанры литературы
В презентации дана основная информация по родам и жанрам литературы: классификация и основные особенности....
Роды литературы
Очень часто в начале изучения произведения приходится начинать с повторения рода литературы, затем жанра... . Поэтому у меня возникла необходимость в создании такой работы для экономии времени на урок...
урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."
презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...
Задание ЕГЭ по литературе "Роды и жанры литературы"
Материал для подготовки к ЕГЭ...
Проверочная работа "Роды литературы"
Текст проверочной работы по литературе...
Жанры и роды литературы
В зависимости от художественных особенностей выделяют роды литературы: эпос, лирику, драму. Каждый из них имеет свои литературные жанры....