Литературная гостиная
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Вместе с детьми ищем ответ на вопрос "что такое школа?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenary_literaturnaya_gostinaya.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Что такое школа?»
Сценарий составлен Колесниковой И.Б. и Амелиной Е.Е., учителями русского языка и литературы МБоУ «СОШ № 7» г. Калуги
1. «Школа – это дружба»
Выходит пятиклассник, что-нибудь пинает ногами, бормочет недовольным голосом:
- Задачи, упражнения, диктанты, контрольные… Читай, считай, наизусть учи… Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства! Да! И чтоб в школу не ходить больше!
Сталкивается со старшеклассником и учителем.
5кл: - Смотри, куда идешь!
Ст: - Эй, ты чего это разворчался?
5кл: - Надоела эта школа! Учишься-учишься! Хватит! Я и так уже все знаю! Скучно!
Ст: - Подожди, постой, а что такое для тебя школа? Неужели только нудные упражнения?
5 кл: - Без которых я вполне обойдусь.
Ст: - Строгие учителя...
5кл: - Ещё бы! я вот сегодня тетрадь забыл, да и учебник тоже - двойка обеспечена.
Ст: - А я люблю школу. И буду скучать по ней, по одноклассникам и даже, не поверишь, по своим учителям.
У: - И я люблю школу. И даже вернулась сюда работать учителем.
5кл: - Да что хорошего-то тут?
- Дружба, в первую очередь дружба!
5кл: - Да где она? Меня Васька на перемене толкнул, а Катя не дала самостоятельную списать! Друзья, называется!
- Толкнул? Списать? Да разве об этом идет речь! Совсем не о такой дружбе писал А.С.Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
- Да, судьба поэта складывалась нелегко. За свободолюбивые стихи он был отправлен в ссылку в родовое село Михайловское. Даже семья отвернулась от опального поэта, который находился под надзором полиции. А друзья-лицеисты не предали дружбы! С каким теплом, с какой благодарностью говорит о них поэт!
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
- Вот и твои одноклассники – твоя школьная семья. Да не они ли там расшумелись?
- Они, они, к риторике готовятся.
Выходят одноклассники, повторяют скороговорки (посмотреть в учебнике риторики).
5кл: - Ну чего вы там шумите? Поговорить невозможно. Тоже мне друзья…
О: - А ты чего здесь? Мы повторяем скороговорки? А ты уже готов?
5кл: - Нет, не получается у меня…
О: - Хочешь, вместе попробуем?
5кл: - Вы правда хотите мне помочь?
О: - Ну конечно, пойдем!
(Весело убегают)
Песня о дружбе.
2. «Школа – это уроки»
Ст: - Ты почему опять грустишь? И с друзьями на урок не пошел…
5кл: - Не хочу я учиться… Не хочу!
Ст: - Елена Евгеньевна! Кого-то он мне напоминает…
5кл: - Не хочу учиться, хочу жениться…
У: - Митрофан! Вылитый Митрофан!
Ст: - Точно он! Да похож как! Тот только чуть постарше был,
У: но так ведь подрастет…
- Сынок! Митрофанушка!
- А вот и маменька его пожаловала, г-жа Простакова.
- Вот ты где, Митрофанушка, а я уж с ног сбилась, все тебя искала!
5кл: - Ольга Михайловна, что с вами? Я Илья, Чукин. Вы – мой классный руководитель! Помните?
- Митрофанушка, не до игр мне сейчас. Пойдем-ка, поучиться надо. Скоро экзаменаторы строгие приедут, тут –то себя и показать!
- Что-то случилось с О.М. Видно, придется подыграть ей….
Сцена из «Недоросля» Фонвизина
Г-жа Простакова. Друг мой, ты хоть для виду поучись.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. Не хочу учиться, хочу жениться.
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, например, итти по дороге со мною.
Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды нуль - нуль.
Единожды нуль - нуль.
Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?
Митрофан. Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.
Митрофан. Десять.
Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Цыфиркин. Сколько бы ж на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль - нуль. Один да один...
(Задумался.)
Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю;
да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу,пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
Кутейкин. Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Ведь на поверку приводить не станут.
Митрофан. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется.
Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему его выучили.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Простаков. Всему, мой отец.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Простаков. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их
дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези
меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно,то вздор, чего не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили.
«Школа – любимые стихи» ОТРЫВОК ИЗ ПЕСНИ
5кл: - Кажется, я начинаю понимать!
Ст: Еще школа – это любимые стихи.
В.Маяковский «Послушайте»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
К. Симонов «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
«Школа – это учитель»
5кл: - Да! Это здорово! Но вот учителя?! Сколько задают! И требуют постоянно чего-то! На уроке не болтай, не отвлекайся, не списывай! Чуть что – сразу двойку!
Ст: - Что же, по-твоему, учителя в школе только для того, чтобы учить и ругать?
5кл: - Ну да!
Ст: - Неправда. А как они хотя помочь там, когда что-то не получается! А как учителя переживают наши неудачи?! Помнишь, Лидию Михайловну из рассказа Валентина Распутина «Уроки Французского»?
5кл: - Нет, а что там!
Ст: - Сейчас я расскажу тебе! Там говорится о таком же мальчике, как и ты. Только жил он в деревне. Но там была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. Это было тяжелое послевоенное время, период разрухи и голода, но его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться.
В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. К тому же он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока, а где взять деньги? Он стал играть с мальчишками в чику, но однажды его избили за удачу в игре. Сильные соперник не был нужен старшим ребятам… Так мальчик остался без молока…
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки по всем предметам, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Тогда она решила помочь ученику –позаниматься с ним французским отдельно, чтобы преодолеть трудности чужого языка, А заодно хоть немного окружить его вниманием и заботой. Зная, что он голодает, Лидия Михайловна пыталась подкормить хоть немного мальчика. Но он, согласившись заниматься дополнительно французским, другой помощи принимать не хотел. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки».
Сцена из «Уроков французского» В.Распутина
После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.
— Это правда, что ты играешь на деньги? — сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:
— Правда.
— Ну и как — выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.
— Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?
— Вы… выигрываю.
— Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?
В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе — она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.
— Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
— Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
— И больше не играешь?
— Нет.
— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
— Покупаю молоко.
— Молоко?
Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?
Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.
— И все-таки на деньги играть не надо, — задумчиво сказала Лидия Михайловна. — Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?
Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:
— Можно.
Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками.
Когда я бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает. Она смотрела на ящик, который я поставил перед ней на пол, и удивленно спрашивала:
— Что это? Что такое ты принес? Зачем?
— Это вы сделали, — сказал я дрожащим, срывающимся голосом.
— Что я сделала? О чем ты?
— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает.
— Почему ты решил, что это я?
— Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
— Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
— Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.
— Действительно, надо было знать. Как же это я так?! — Она на минутку задумалась. — Но тут и догадаться трудно было — честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
— Горох бывает. Редька бывает.
— Горох… редька… А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. — Лидия Михайловна вздохнула и покосилась на меня. — Не злись. Я же хотела как лучше. Кто знал, что можно попасться на макаронах? Ничего, теперь буду умнее. А макароны эти ты возьми…
— Не возьму, — перебил я ее.
— Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много. Я могу покупать что захочу, но ведь мне одной… Я и ем-то помаленьку, боюсь потолстеть.
— Я совсем не голодаю.
— Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь — единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.
Ее голос начинал на меня действовать усыпляюще; я боялся, что она меня уговорит, и, сердясь на себя за то, что понимаю правоту Лидии Михайловны, и за то, что собираюсь ее все-таки не понять, я, мотая головой и бормоча что-то, выскочил за дверь.
«Школа – это первая нежность»
5кл: - Вот это да! А что потом случилось?
У: - Директор школы все узнал и уволил Лидию Михайловну. Она уехала к себе на родину, но даже тогда не забыла мальчика и ни в чем его не винила.
Ст: - А ещё школа – это первая любовь!
5кл: - Это когда девчонку за косички дергаешь или парту поделить с ней не можешь? Или когда она тебя шоколадкой угощает?
Ст: - Подожди, время промчится быстро, и ты сам всё поймешь. И почувствуешь. Первую любовь, первую нежность.
Э. Асадов Поэма о первой нежности (Отрывок)
Когда мне имя твое назвали,
Я даже подумал, что это шутка.
Но вскоре мы все уже в классе знали,
Что имя твое и впрямь - Незабудка.
Войдя в наш бурный, грохочущий класс,
Ты даже застыла в дверях удивленно -
Такой я тебя и увидел в тот раз,
Светлою, тоненькой и смущенной.
Была ль ты красивою? Я не знаю.
Глаза - голубых цветов голубей...
Теперь я, кажется, понимаю
Причину фантазии мамы твоей!
О, время - далекий розовый дым!
Когда ты мечтаешь, дерзишь, смеешься!
И что там по жилам течет твоим -
Детство ли, юность? Не разберешься!
Ну много ль, пятнадцать-шестнадцать лет?
Прилично и все же ужасно мало:
У сердца уже комсомольский билет,
А сердце взрослым еще не стало!
И нету бури еще в крови,
А есть только жест напускной небрежности.
И это не строки о первой любви.
А это строки о первой нежности,
Мне вспоминаются снова и снова
Записки - голуби первых тревог.
Сначала в них нет ничего "такого",
Просто рисунок, просто смешок.
На физике шарик летит от окошка,
В записке - согнувшийся от тоски
Какой-то уродец на тонких ножках.
И подпись: "Вот это ты у доски!"
Потом другие, коротких короче,
Но глубже глубоких. И я не шучу!
К примеру, такая: "Конфету хочешь?"
"Спасибо. Не маленький. Не хочу!"
А вот и "те самые"... Рано иль поздно,
Но радость должна же плеснуть через край!
"Ты хочешь дружить? Но подумай серьезно!"
"Сто раз уже думал. Хочу. Давай!"
Ах, как все вдруг вспыхнуло, засверкало!
Ты так хороша с прямотою своей!
Ведь если бы ты мне не написала.
То я б не отважился, хоть убей!
Мальчишки намного девчат озорнее,
Так почему ж они тут робки?
Девчонки, наверно, чуть-чуть взрослее
И, может быть, капельку посмелее,
Чем мы - герои и смельчаки!
И все же. наверно, гордился по праву я,
Ведь лишь для меня, для меня зажжены
Твои, по-польски чуть-чуть лукавые
Глаза редчайшей голубизны!
«Школа – это открытие мира».
5кл: - Ой, по-моему, вы правы, в школе-то интересно!
Ст: - Ну конечно, а сколько всего нового ты узнаешь!
У: - Открываешь целый новый мир!
5кл: - Прямо как настоящий путешественник!
Гумилев «Капитаны»
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто отведал мальстремы и мель,
Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса, —
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,
Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?
Пастернак «Во всем мне хочется…»
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
«Что такое школа? Говорят выпускники...»
5кл: - А что же потом? Когда заканчиваешь школу?
У: - Она навсегда остается с нами, в наших воспоминаниях. А вот, что говорят выпускники.
Маргутова: почему-то волнительное ощущение, когда после уроков перемещаешься по опустевшим коридорам, когда все одноклассники уже разбежались. голоса учителей в памяти хорошо сохранились. подготовка к олимпиадам ;) и сами олимпиады.
Агаджанова: если бы сейчас спросили, я бы ответила, что школа - это место куда хочется вернуться, беззаботные будни, целые дни с друзьями, это первый и последний звонок, выпускной бал! Если бы вернуться назад, многое бы сделала по-другому, например изучила бы историю. В свою школу я поведу ребенка с удовольствием.
Вильчинская: в школе мы снова встаём твёрдо на ножки и по-новому учимся ходить!))) На момент учёбы нам кажется, что школа - обязаловка, которая иногда так надоедает. А с годами всё сильнее и сильнее скучаешь по этому "миру" и хочешь вновь пройти эти 10 лет с теми людьми, которые тебе тааак дороги! Дружба, разочарование, стыд, изворотливость, искренность...В школе появляется уверенность в себе, , трепетность, уважение,......Ну а самое главное - свой путь, который ты сам для себя строишь, осознанно или даже незаметно)) Ну а помогают нам в поиске самого "Я" , конечно же, учителя, мудрые и любящие люди!
Короткова: Говорят, у взрослых людей атрофируется сама потребность в дружбе и уже нет того задора, тех переживаний, тех споров. А в школе атмосфера особая. Она и вспоминается.
5кл: - Вот это да! Какой это огромный мир! Как я только мог всего этого не замечать?
Ст: - А сколько еще всего будет, сколько радости от преодоления трудностей, сколько новых задач и поиска ответов…
Диалог учителя и ученика
Кто-то вкрадчиво очень
в мои окна стучится.
Ничего, это осень.
Ничего не случится.
Я учитель. Я школьник.
Я решаю задачи.
У меня то удачи,
то одни неудачи.
Тех и этих отведав,
я свое продолжаю.
Я не знаю ответов.
Я решаю, решаю.
Вот задача о листьях,
о горящей осине.
А по сути — задача
об отце и о сыне.
За окном кто-то ходит,
лопоча и судача.
Это осень подходит.
Это тоже задача.
Финальная песня.
1. Есть место, которое трудно забыть,
Которое каждому снится.
И взрослый порою мечтает открыть
Из школьной тетради страницу.
Сентябрь отворяет вновь школьную дверь,
На мир ты глядишь удивленно
И каждое утро спешишь ты теперь
До школы дорогой знакомой.
2. Есть дружба, что крепче уже не найдешь,
Она начинается в детстве
С мальчишкой, с которым ты рядом живешь,
С девчонкой по парте соседкой.
И сколько бы ты не проехал дорог,
И сколько бы жизнь не бросала,
Ты к школьному другу придешь на порог,
Как будто к родному причалу.
3. Есть школа, ее нет на свете родней,
Быть может, есть где-то известней,
Но юность и детство - все связано с ней,
Учиться, здесь жить интересно.
Пусть годы уходят, а школа моя
Она навсегда молодая,
Останься такою, прошу, навсегда,
родная школа седьмая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...
Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"
Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...