Интегрированный урок - концерт "Пушкин и музыка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Наталья Павловна Широкова

Данный урок разработан для обучающихся 6 - 8 классов, интегрированы предметы: музыка и литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx20.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - концерт  Тема «Пушкин и музыка»

Цели:

  1. обогащение духовного мира учащихся посредством поэзии и музыки;
  1. привлечение к активному включению в творчество;
  2. воспитание    эмоционального    восприятие    текста;

Ход урока.

Учитель литературы (обращается взором к датам рождения и юбилейному году, цитирует из произведения АС. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» )

И долго буду тем любезен я народу. Что чувства добрые я лирой пробуждал

(звучит вальс Р.Свиридова из произведения А.С. Пушкина «Метель». Девочки танцует под музыку).

Ученица читает эпиграф из произведения АС. Пушкина «Метель» Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий... Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий. Вдруг метелица крутом; Снег валит клоками; Чёрный вран, свистя крылом, Вьётся над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы, Чутко смотрят в тёмну даль, Воздымая гривы

Ученица (чтение отрывка из произведения АС. Пушкина «Метель» от слов - «Метель не утихала»... «Боже мой, боже мой!» -сказала Марья Гавриловна, схватив его руку до слов - «Так это были Вы! И Вы не узнаёте меня"? Бурмин побледнел и бросился к её ногам».

Учитель музыки.

На небе высоко горит звезда, а я мечтаю, Над легкостью чужой строки вздыхая. Правда,   хорошо?  Сегодня  мы   почитаем   Пушкина  наугад, полистаем Пушкина для начала, чтоб захотелось вновь и вновь вернуться к нему. Мы вчитываемся, вслушиваемся, вглядываемся в произведения великих мастеров прошлого. Они волнуют нашу душу, заставляя нас постоянно обращаться к их творениям и самим творить: в линии, в цвете, в звуке, в слове выражать именно своё > восприятие окружающего мира. Ещё в душе у нас звучит отрывок из произведения АС. Пушкина «Метель»

- Кто написал музыкальные иллюстрации к повести «Метель»? Какие они? Вокальные или инструментальные?

Ученик: инструментальные.

Учитель музыки: здесь есть настроение, чувства, переживания, правдивость пушкинских образов. Почему?

Ученики отвечают

Учитель музыки: поэтому нам близка эта музыка. Много, очень много музыки написано композиторами на произведения АС. Пушкина. Не будем называть сегодня цифры. Вспомните произведения русских композиторов (оперы), которые ставятся в театрах и восхищают современников.

Ученики перечисляют.

Учитель музыки: тысячи музыкальных произведений. И это не случайно. Ведь не каждая стихотворная строчка ложится на музыку. Почему именно Пушкин привлекает композиторов? Водимо, особенность в его слоге, в его слове. Пушкинское слово музыкально, ритмично, выразительно. Благословенный дар пушкинского слова с наибольшей силой, красотой раскрывается нам в романсах.

«Я вас любил...» (музыка Бориса Шереметьева Е. Б.)

Учитель музыки: АП Керн. Прекрасна история их любви. Из воспоминаний АС. Пушкина «Вечером, накануне отъезда, Керн захотела увидеть Михайловское. Он показывал ей сад. Глубокое уединение охватило их фазу же,   где начинался парк. Было темно,

луна едва проглядывала сквозь тяжёлую листву лип. Он всё вспоминал их первую встречу, её взгляд опечаленной девочки. Потом она уехала, и, как тогда, восемь лет назад, он долго стоял за воротами один, провожая взглядом её коляску. Потом вернулся в свою комнату, зажёг на столе свечу. Была глубокая ночь. От земли до луны тишина стояла бескрайняя. Он сел к столу. «Я помню чудное мгновенье, - писал он, - передо мной явилась ты»... Перо скрипело. Он стремил и стремил вслед ей слова, какие ещё не находил для своей любви ни один поэт мира Наутро он вложил \ листок с написанными ночью стихами в первую главу «Онегина» -его прощальный подарок Керн.»

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье».

Учитель литературы: Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой.

«Руслан и Людмила». Мир народных преданий. Этот неиссякаемый родник живой воды, который он открыл своей поэмой, шутливый его стих, перемежаемый строфами, насыщенными подлинным драматическим искусством. Ученик читает отрывок из поэмы АС Пушкина «Руслан и Людмила» от слов: «Молодой Ратмир...»

до слов: «Восторгом витязь упоенный Уже забыл Людмилы пленной

Недавно милые красы.»

Учитель литературы:

Пытаны шумною толпой

По Бессарабии кочуют,

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Спокойно всё, луна сияет

Одна с небесной вышины

И тихий табор озаряет.

В шатре одном старик не спит.

Он пред углями сидит, согретый их последним жаром,

И в поле дальнее глядит.

Ученики исполняют цыганский танец.

Ученик читает монолог старика из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» от слов: «Оставь нас, гордый человек, ...» до слов: «Прости! Да будет мир с тобою».

(звучит музыка)

Учитель литературы: «Сказал и шумною толпою

Поднялся табор кочевой...

Никто над крышею подъемной

До утра сном не опочил.»

Учитель литературы: поэма «Цыганы» - это поэма, в которой по - новому раскрывалась идея о личной свободе человека. \ Герой, искавший свободы для себя, был обречён. В одиночестве и себялюбии нет ни счастья, ни освобождения. И счастья нет в первобытной простоте людей, куда издавна обращали свои взгляды наивные мечтатели. Свобода и счастье на иных путях Счастье с людьми и только в людях. Надо только очень любить людей и всё самое человеческое в них

Учитель литературы: свобода и счастье. Как глубоко сказано. Действительно, только свободный человек может быть по -настоящему счастлив. Подтверждение этому стихотворение АС. Пушкина «Узник». Сам Пушкин рассказывал так: «Инзов Иван Никитич, главный попечитель о поселенцах в южной России, рассердился на него за какую - то провинность, отобрал сапоги и запретил несколько дней выходить их комнаты у добряка начальника означало «посадить под арест». А он, заключённый, глядя из своей комнаты во двор на прикованного цепью орла, написал в этот день стихотворение

Ребята, скажите, пожалуйста, кто по - вашему узник?

Ученик; орёл, Пушкин, человек. (Ответы обосновывают).

Учитель литературы: в том - то и величие этого стихотворения, что оно современно и по сей день. Каждый из нас может почувствовать настроение этого произведения, оказавшись в подобной ситуации.

Ребята, а как написано это произведение?

Ученик: очень просто. В нём нет стилистических украшений, нет ярких эпитетов (только реальные «кровавая пища»), нет замысловатых метафор.

Учитель литературы: а чем оно все-таки волнует нашу душу?

Ученик: интонацией (рассуждение).

Учитель литературы: а главное, в этом стихотворении музыкальность движения слова, которое создает особую интонацию, поэтому произведение очень близко народу и стало народной песней.

Учитель литературы: а сколько таких произведений, которые вошли в душу и в сердце и зазвучали песнями. Помните, как чуткий ко всякой гармонии поэт просит своего верного друга Арину Родионовну. «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила».

(исполнение песни «Зимняя дорога» на стихи А .С. Пушкина).

Учитель литературы: мне очень хочется, ребята, чтобы к следующему уроку вы попробовали сочинить свое стихотворение . Вложите в него частичку своей души и своё тепло. У кого не получится, не огорчайтесь, выучите наизусть понравившееся вам стихотворение АС

 Пушкина, попытайтесь нарисовать иллюстрации к произведениям поэта или составить кроссворд «Пушкин и музыка».

Учитель литературы: Пускай же в век сердечных ран

Не растравит воспоминанье, Прощай, надежда, спи желанье, Храни меня, мой талисман.

А не кажется ли вам, дорогие ребята, что талисманом для Пушкина была его няня.

(звучит песня «Храни меня, мой талисман»)

Учитель литературы: Нет, весь я не умру-

Душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит... Дорогие    ребята,    разрешите    поблагодарить    вас    за сотрудничество. Думаем, что каждый из присутствующих заново откроет для себя своего А. С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Презентация к уроку "Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе по теме"Донская земля"

Данная презентация является дополнением к интегрированному  уроку чтения и музыки в 8 классе по теме " Донская земля"...

Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"

Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...