Авторская разработка урока литературы в 11 классе "Тема революции и гражданской войны по книге И. Бабеля "Конармия"
учебно-методический материал (литература, 11 класс) по теме

Гуржапова Майя Матвеевна

Авторская разработка урока литературы в 11 классе "Тема революции и гражданской войны по книге И. Бабеля "Конармия". Можно применять, почти ничего не меняя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_v_11_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 11 классе

 «Тема революции  и  гражданской войны в книге  И. Бабеля «Конармия».

Цели урока.

Обучающие: расширить представления учащихся о литературе 20-х годов на примере  «Конармии» Бабеля, помочь осмыслить идейно-художественную позицию автора в освещении  революции и гражданской войны, рассмотреть проблемы, поднятые Бабелем в «Конармии»: интеллигенция и революция, проблему человек и война, проблемы гуманизма.

Развивающие: на материале урока способствовать развитию когнитивных способностей: мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, развивать у учащихся умение анализировать текст, образы-персонажи и высказывать свое отношение.

Воспитывающие: воспитание гуманности, неприятия любой жестокости, воспитание нравственных ценностей.

 

Оборудование: портрет, иллюстрации.

 

Ход урока

 Эпиграфы. 1. «Я отравлен  Россией, скучаю по ней, только о  России и думаю».

                    2.   Главное-это счастье людей  И.   Бабель.

                    3. « Революцию он понял и принял как залог будущего счастья». И.  Эренбург.  

I. Вступительное слово.

      1. Зачитывается 1-ый эпиграф.

Это слова человека патриота, любовь к родине которого нашла отражение во всем его творчестве

 

      Зачитывается 2-3 эпиграф

А эти слова - слова человека, любящего людей особенно в такое суровое время как революция и гражданская война.

Перед вами портрет  И. Бабеля.  О нем  И. Эренбург писал: «Предмет моей любви.  Его внешность всех озадачивала.  Очки не могли скрыть его необычайно выразительных глаз, то лукавых, то печальных. Нос - неутомимо любопытный. Ему хотелось узнать все-все детали жизни».

Таким видели  Бабеля его современники, друзья. Посмотрите на портрет писателя, он полностью соответствует описанию (художник  Ю. Анников).

Сегодня мы будем говорить о жизни  И. Э. Бабеля, о его книге «Конармия»,  о том как он решает в ней проблемы, близкие литературе о революции, проблемы интеллигенции и революции, проблему человек и война, проблему гуманизма.

Сейчас мы послушаем сообщение о жизни  Бабеля.

II. Сообщение о жизни и творчестве  И.Э.  Бабеля, сопровождающееся показом слайдов. -  Халудурова  Н.

III. Викторина.

Откуда эти строки:  

1. «Оранжевое солнце катилось по небу, как отрубленная голова» («Переход через Збруч»).

2.  «Он протянул  мне сломанную фотографию. На ней был изображен   Тимофей  Курдюков,  плечистый стражник.  Рядом с ним сидела крохотная крестьянка. А у стены высились два парня - чудовищно огромные, тупые, широколицые, тупоглазые».                   («Письмо»)

Кто это?  

3. «Он ловко снял с седла свое статное тело атлета.  Расправлял прекрасные ноги, схваченные в коленях ремешком, пышный и ловкий, как на сцене, он двинулся к издыхающему животному.  (Дьяков, «Начальник  конзапаса»).

4.  Длинные ноги его были похожи на девушек, закованных до плеч в блестящие ботфорты (Савицкий).

5.  Он молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик.

6.  Слезы потекли у него из глаз, я  установился на него в изумление. (Афонька  Бида, «Смерть Долгушова»)

Кто сказал?  

7. Я есть жив и здоров, чего желаю от вас слыхать то же самое. А  как же нижающе вам кланяюсь.от бела лица до сырой земли.  ( Вася  Курд. «Письмо»).

8.  Я хочу интернационала добрых людей. (Гедали). 

Умений-умение убить человека после боя. (Лютов, «Смерть Долгушова»)

10.  Уйдем – ответил он, бледнея, – убью!  Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку  (Афонька   Бида, «Смерть Долгушова»)

IV.   Беседа по книге   «Конармия»

Вот вы познакомились с  Бабелем – человеком, открывавшим нам свои понимания революции и гражданской войны, узнали, что все, о чем писал  Бабель, представляют собой абсолютно непридуманные,  реальные факты.   Такова книга  «Конармия», строчки которой, я думаю, вы вспомнили во время викторины.  А теперь обратимся к его книге.

1.Некоторые литературоводы считают, что «Конармия» роман в новеллах. Можно ли с этим согласиться?

2.  Где мы впервые встречаемся с  Лютовым?

3.  Каких бойцов  Первой  Конной вы запомнили? Что объединяет многих из них?

4.  Какие проблемы, поднимаемые в литературе о революции и гражданской войне, затрагивает  Бабель?

«Мой первый гусь»

5.  Как к  Лютову относились  в отряде и почему?

6.  Согласны ли вы с критиком  Полонским в оценке этого рассказа: чтобы приобщить к победоносному  коллективу, надо пролить кровь псивого существа.

 Что может быть непригляднее, чем изживание собственных комплексов (т.е. сострадания, человечности, доброты, порядочности и т. д.) посредством пролития чужой крови.

«Смерть  Долгушова»

1.Каким предстает герой  «Конармии» в этом рассказе?

2.  Сравните поведение   Левинсона  (Фадеев «Разгром») и  Афоньки в похожих ситуациях.

3.  Какова позиция автора в этих рассказах

4.  Какая еще проблема объединяет эти два рассказа. Как она решается?

 

 Запись в тетради.  В  своей книге  Бабель поднимет проблему интеллигенции и революции, проблемы гуманизма, проблему человек и война. В основе сюжетного конфликта лежат попытки  Лютова стать равноправным бойцом  «Конармии».

5.  Анализ рассказа  «Письмо».

Во многих рассказах  Бабель представляет слово самому персонажу. К такому произведению относится письмо, документ.

 В этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые участвуют в событиях.

1.  О чем этот рассказ?

2. Что  поразило вас в этом рассказе?

3.  Что можно сказать о мальчике  Васе по его письму?

4.  Один из критиков писал, что  бабелевские рассказы запоминаются не сюжетами и событиями, а благодаря уникальной интонации и цветовой гамме, контрастности и своеобразием  речи персонажей и самого рассказчика.

 Так ли это? Докажите это примерами из текста.

5.  Каков оригинал рассказа?

6.  Можно ли понять отношение рассказчика и автора к той и другой стороне?

 Небольшое заключение учителя

VI.  Выступление учащихся с анализом рассказов.

1.   «Переход через  Збруч»

2.   «Гедали»

3.   «Прищепа»

 4.  «После боя»

5.   «Берестечко» и др.

 

 VII.  Обобщение

1.  Что вам дало изучение книги  Бабеля,  Чем она современна?

2.  Рассмотрите иллюстрацию.  Почему она сделана в графике?

 Оставаясь, прежде всего художником,  Бабель сумел показать в максимально краткой и в тоже время выразительной форме истинное лицо революции. Реакции населения, охватившую страну, стала для писателя предметом исследования.  Но, несмотря на ужасы войны, в книге – вера в революцию, вера в человека.  И как сказал   И.  Эренбург: Он понял революцию  как залог будущего счастья.   «Рассказы  Бабеля – это протест против всех форм насилия

VII.  Домашнее задание.  

Сделать письменный анализ одного рассказа.

                             

Урок по русскому языку в 6 классе

Правила написания -Е –И в безударных окончаниях глагола

Цели урока:

Образовательная: закрепить правила написания  безударных е – и  в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения, отработать навык определения условий выбора изученной орфограммы.

Развивающая: способствовать  развитию мышления, развитию речи, умения применять  знания на практике.

Воспитательная: развитие требовательности к себе и одноклассникам.

Валеологическая: создать оптимальные условия для работы на уроке.

                                     

Оборудование: таблицы, перфокарта, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Ознакомление   с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.

III. Проверка домашнего задания.

    1. Ученик (1 группы) готовит полный ответ по теме «Спряжение глаголов». Остальные учащиеся рецензируют ответ.

     2 Ученик (2 группы) спрягает глаголы из упр.№433.

     3. Остальные. Устная синтаксическая  пятиминутка.

На доске предложение. Красная книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих животных: снежного барса, белого журавля, бухарского оленя.

- Объяснить знаки препинания.

- Найти глагол, какого спряжения и каким членом предложения является.

- Какова главная мысль этого предложения?

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Творческая работа. На доске записаны фразеологические обороты.

      Разъяснитt их значение, подбирая глаголы, определитt вид и спряжение.

      Ломать голову -…; водить за нос-…; вывести на чистую воду -…; зарубить на носу-;    

      держать язык за зубами-….

2. Упражнение №434.

3. Работа по перфокарте с применением мультимедийного проектора.   Е или И.

     1. варит          6. терпит               1. хвалит             6. едет

     2 показывает  7. клеит                 2. колет               7. строит

     3. стелет          8. сеет                   3 кружит             8. держит

     4  борется        9. обидит.             4. рубит              9. тает

     5  плачет                                        5открывает

 

  1. Проверочная работа обучающего характера по тексту.

      Карточки с текстами на партах.

   - О чем текст?

   - Вставить пропущенные буквы, обозначить орф. №25, подчеркнуть   глаголы как  члены предложения.

 

  1. Домашнее задание.

Комментарий:  выучить правило спряжения глаголов,  упр.№435 или 436 (по выбору).

Дополнительное задание: найти 4 лишнее: бре.т,  вид.т,  загора.т,  ненавид.т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войн...

Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж...

Урок повторения Россия в годы революции и Гражданской войны

Урок проводится в форме интеллектуальной игры "Своя игра". Учащимся предлагаются разноуровневые задания....

Зачет по теме "Революция и гражданская война в литературе 20-годов 20 века"

Тестовая работа на знание литературы начала 20 века....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе: «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова

laquo;А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя ...