Урок литературы в 10 классе "Три Мадонны"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
В основе интегрированного урока литературы и МХК «Три Мадонны» - работа по трём шедеврам мирового искусства: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Мадонна» А.С.Пушкина. Цель и задачи данного урока - продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ стихотворения А.С.Пушкина при сопоставлении культуры эпохи Возрождения и «золотого» века литературы; пополнение интеллектуального запаса и лексикона учащихся; развитие умения видеть и чувствовать красоту человеческой души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 82 КБ |
prezentaciya_1.pptx | 473.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Три Мадонны»
Интегрированный урок литературы и МХК в 10 классе.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна».
Цель урока:
Обобщающая - продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ лирического произведения;
Развивающая - выявить связь культуры эпохи Возрождения и «золотого» века литературы; пополнение интеллектуального запаса и лексикона учащихся;
Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души.
Оборудование:
Репродукции картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна»,
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»);
портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой;
мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации.
Слайд 1
Ход урока:
…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Вступительное слово учителя
Сегодня мы попытаемся осмыслить понятие красоты в человеческой жизни, уяснить, как оно развивалось в эпоху Возрождения и отразилось в 19 веке, всегда вызывая слёзы умиления, счастья и гордости.
Наша духовная и материальная культура создавалась веками.Наследники, к сожалению, не всегда умели ценить полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грациозные греческие статуи, сжигали книги, рушили храмы… Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. О какой эпохе я веду речь? Как иначе называют этот период? ( Эпоха Возрождения – Ренессанс).
Слайд 2
Проверка домашнего задания:
- Индивидуальный ответ учащегося «Возрождение».
- Задание «Подбери пару»:
1 | Сандро Боттичели | «Давид» | |
2 | Джотто ди Бондоне | «Тайная вечеря» | |
3 | Леонардо да Винчи | «Афинская школа» | |
4 | Микеланджело | «Рождение Венеры» | |
5 | Рафаэль Санти | «Поцелуй Иуды» |
Слайд 3
Ответ:
1 | Сандро Боттичели | 4 | «Давид» |
2 | Джотто ди Бондоне | 3 | «Тайная вечеря» |
3 | Леонардо да Винчи | 5 | «Афинская школа» |
4 | Микеланджело | 1 | «Рождение Венеры» |
5 | Рафаэль Санти | 2 | «Поцелуй Иуды» |
Самопроверка: оценка равна числу правильных ответов.
Повторение: назвать шедевр и его автора.
Слайд 4
1.
2.
3.
Ответы:
1.Боттичелли «Рождение Венеры».
2. Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа».
3.Микеланджело «Пьета».
Новый материал. Вступительная беседа.
- Какая эпоха объединяет эти произведения? (Ренессанс – Возрождение)
- Как в этих картинах и скульптуре отразились темы и сюжеты Ренессанса? (Темы и сюжеты наполняются светским содержанием)
- Чем картины Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти отличаются от икон? (Человек возвеличивается без Бога)
- Какое отношение к миру вы видите общим на протяжении нескольких эпох? (Гуманизм, милосердие, жалость к униженным, осуждение страдания, величие человеческого разума).
Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не назвать произведение, считающееся самым загадочным на протяжении почти пятисот лет. Принадлежит оно кисти великого учёного и художника Леонардо да Винчи. У этой картины двойное название «Мона Лиза» и «Джоконда».
Слайд 5
О загадках и тайнах, связанных с нею, расскажет группа учащихся, получивших заранее задание исследовательского характера.
Выступление группы исследователей. Темы их исследований:
1.История создания: вымыслы и реальность.
2.Загадочность улыбки.
3.Современные публикации о древнем шедевре.
Слайд 6
Слово учителя:
А сейчас на экране вы видите картину другого художника – Рафаэля Санти, которая признана самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Рафаэль создал образ, в котором возвышенное и величавое стало соразмерным человеку.
Выступление экскурсоводов: описание картины «Сикстинская Мадонна».
Чтение учителем стихотворения собственного сочинения:
Перед картиной Рафаэля
Великий Рафаэль – художник
Для храма Сикста стал писать
Мадонну в зелени с младенцем,
Воспев Иисуса Марию – мать.
С небес спускается Мадонна
Уж несколько веков подряд,
Ступая босыми ногами,
Чтоб людям сына показать.
Простая женщина , земная,
Над головою нимба нет,
А из очей её спокойных
Струится лучезарный свет.
И Сикст святой, Мадонну видя,
Снял с головы своей убор.
Приветствует в благоговенье
Её Варвара, спрятав взор.
Смотрю на полотно и будто слышу:
Архангелов небесных хор поёт.
Мадонна с сыном, в облаках ступая,
Навстречу мукам и любви идёт.
Слово учителя:
Пройдёт почти триста лет, и поэтом другой эпохи – Золотого века литературы – будут созданы строки, обожествляющие земную женщину. А.С. Пушкин даст название своему стихотворению «Мадонна».
Вслушайтесь в эти строки и попробуйте разграничить «божественное» и «земное». Какие художественные средства выбрал поэт для создания образа своей Мадонны?
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина.
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, краткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд 7
Анализ стихотворения:
- В каком году написано это стихотворение? Какому событию в жизни А.Пушкина оно посвящено? (В 1830 году, после знакомства с будущей женой Н.Н.Гончаровой).
- На какие части можно разделить строфы стихотворения? Почему? (Три первые строфы – о святой Мадонне, названной Пречистой, последняя строфа – о своей возлюбленной, названной тоже Мадонной).
- Какие эпитеты нашёл поэт для создания этих образов? («с величием взирали», «краткие», «во славе и лучах», «без ангелов», «чистейшей прелести чистейший образец», «моя»).
- Что вы знаете об этой женщине, названной здесь Мадонной? (Мы знаем, что среди московских барышень Наталья Гончарова выделялась поразительной красотой; воспитание и образование её было для той поры обычным, домашним. Выйдя за Пушкина восемнадцати лет от роду, Наталья Николаевна сумела стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. Рождались дети: Маша, Саша, Гриша и Наташа. Поэт, подобно своему герою Гринёву, икал отдохновения от светской суеты в семейном кругу. И находил.)
- Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения?
( Лирический герой как бы подчёркивает свою скромность и незначительность по сравнению с божественной Мадонной: «обитель», «в простом углу моём». Взамен множества картин поэт желал видеть только одну, но именно в ней воплощены для него величие и разум) .
Слово учителя:
Из письма В.А.Нащокиной: «…Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его Богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью даже намёком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить её» .
Кто знает, может быть, перед глазами Александра Сергеевича вставали образы Сикстинской Мадонны и Моны Лизы, когда он творил своё произведение.
Слайд 8
Лексическая работа
Задание: на экране вы видите термины, которые вы услышали сегодня на уроке. Объясните их значение (работа в тетрадях).
Репродукция –
Иллюстрация –
Сфумато –
Нимб –
Гуманизм –
Подведение итогов урока. Дискуссия
- Обращаясь к эпиграфу урока, скажите: как понимали красоту люди прошлых столетий?
- Изменились ли сейчас взгляды ваших современников?
Домашнее задание:
Напишите эссе на тему «Что есть красота?»
Используемая литература:
- Николай Доризо. Жена поэта (Полемические раздумья). - Москва. Издательство «Правда», 1985
- Введение в культурологию и мировую художественную культуру. Учебное пособие. - Армавир, 1997
- Н.А.Ионина. Сто великих картин. Москва. Издательство «Вече», 2000
- М.И.Картавцева, И.С.Чернышёва. Уроки МХК. 11 класс. Практическое пособие. - Воронеж. ТЦ «Учитель», 2003
- Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса. – Москва. Издательский центр «Академия», 2008
- С.Л.Островский, Д.Ю.Усенков. Как сделать презентацию к уроку? (материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»). – Москва. «Первое сентября», 2012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
автор 1. Сандро Боттичелли 2. Джотто ди Бондоне 3. Леонардо да Винчи 4. Микеланджело 5.Рафаэль Санти произведение «Давид» «Тайная вечеря» «Афинская школа» «Рождение Венеры» «Поцелуй иуды» «Подбери пару»
автор 1. Сандро Боттичелли 2. Джотто ди Бондоне 3. Леонардо да Винчи 4. Микеланджело 5.Рафаэль Санти произведение 4.«Давид» 3.«Тайная вечеря» 5.«Афинская школа» 1.«Рождение Венеры» 2.«Поцелуй иуды» О тветы
Назови шедевр и его автора
Леонардо да Винчи « Джоконда» (« Мона Лиза»)
Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
Наталья Гончарова (жена А.С. Пушкина)
Словарная работа Репродукция – Иллюстрация – Сфумато – Нимб – Гуманизм -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...