Литературная гостиная
презентация к уроку (литература, 11 класс) по теме

Балина Татьяна Ивановна

Урок "Литературная гостиная"- это урок повторения пройденного материала по литературе в старших классах общеобразовательных школ или учреждений СПО и НПО. Можно его провести и как внеклассное мероприятие, так как материал представлен в форме презентации. Работа состоит из 126 слайдов: вопросы и ответы следуют друг за другом, тематика разнообразна. С помощью такого урока можно развивать творческие способности учащихся, интерес к знаниям, презентационные навыки и, самое главное, проверка ЗУН учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Литературная гостиная От Пушкина до наших дней

Слайд 4

Кому посвятил А. С. Пушкин стихотворение «В Сибирь»?

Слайд 5

Декабристам.

Слайд 6

Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет?

Слайд 7

Поэма «Руслан и Людмила».

Слайд 8

К какому произведению эпиграфом была взята пословица «Береги честь смолоду»?

Слайд 9

Повесть «Капитанская дочка»

Слайд 10

Какое одинаковое название имеют романтическая поэма А. С. Пушкина и рассказ Л. Н. Толстого?

Слайд 11

«Кавказский пленник»

Слайд 12

Как называется поэма А. С. Пушкина, где героем является Петр 1 ?

Слайд 13

«Полтава»

Слайд 14

В каком произведении А. С. Пушкина Евгений не Онегин?

Слайд 15

Поэма «Медный всадник».

Слайд 16

18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения на Никитской состоялось венчание 32-летнего А.С. Пушкина и 18-летней Натальи Гончаровой. Исполнились мои желания, Творец тебя мне ниспослал, Тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. По словам очевидцев венчания, дважды во время торжественной церемонии Пушкин бледнел от страха. Что случилось на венчании?

Слайд 17

Нечаянно задев аналой (высокую подставку, на которую при богослужении в православных церквях кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест), Пушкин уронил крест, а при обмене кольцами одно из них упало. Это были плохие приметы, не сулившие удачный брак.

Слайд 19

Какая часть нашей страны стала источником вдохновения писателя и поэта М Ю. Лермонтова? (Поэмы: «Мцыри», «Демон», «Кавказский пленник», «Измаил – Бей».)

Слайд 20

Кавказ.

Слайд 21

Каким известным людям посвятил стихотворения поэт: «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана», «Воздушный корабль»?

Слайд 22

Кутузову и Наполеону.

Слайд 23

Как называется стихотворение, посвященное изображенному событию ?

Слайд 24

«Бородино».

Слайд 25

Сколько лет прожил М. Ю. Лермонтов?

Слайд 26

27 лет.

Слайд 27

После написания какого стихотворения М. Ю. Лермонтов стал известным поэтом?

Слайд 28

«Смерть поэта»

Слайд 30

Что сделал Некрасов со своим 1 сборником стихотворений «Мечты и звуки» после критики его В. Г. Белинским?

Слайд 31

Сжег.

Слайд 32

Какую поэму Н. А. Некрасова назвали энциклопедией крестьянской жизни?

Слайд 33

«Кому на Руси жить хорошо».

Слайд 34

Кому была посвящена поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»?

Слайд 35

Женам декабристов.

Слайд 37

Стал знаменитым после публикации этих записок.

Слайд 38

«Записки охотника».

Слайд 39

Название этого романа построено на антитезе.

Слайд 40

«Отцы и дети».

Слайд 41

Кто эта дама?

Слайд 43

Полина Виардо.

Слайд 44

Почему И. С. Тургенев ушел из Комиссии по составлению проекта об отмене крепостного права?

Слайд 45

Комиссия не занималась делами.

Слайд 47

Определите художественное средство выразительности: Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею , И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою... (ОСЕННИЙ ВЕЧЕР)

Слайд 48

Эпитеты.

Слайд 50

Какое произведение написано не Ф. М. Достоевским? (« Идиот », «Преступление и наказание», «Накануне», «Братья Карамазовы»)

Слайд 51

«Накануне». И. С. Тургенев.

Слайд 52

«Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Вопрос: из какого произведения отрывок?

Слайд 53

«Преступление и наказание».

Слайд 55

Вопрос. Где родился и прожил большую часть жизни Л. Н. Толстой?

Слайд 56

Имение Ясная Поляна.

Слайд 57

Как называлась игра, в которую любили играть братья Толстые?

Слайд 58

« Муравейные братья», «зеленая палочка».

Слайд 59

Роман – эпопея «Война и мир» Кто это?

Слайд 60

Наташа Ростова.

Слайд 61

«Война и мир» Что это за битва ( 26 августа)?

Слайд 62

Бородинская битва.

Слайд 63

Кто изображен на портрете? «Война и мир».

Слайд 64

Император Александр 1.

Слайд 65

В 1910 году умер Л. Н. Толстой. Что изображено на его памятнике на могиле?

Слайд 66

.Ответ: ничего. Могила Л. Н. Толстого.

Слайд 67

Определите художественное средство выразительности: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Слайд 68

Сравнение.

Слайд 70

К какому литературному направлению начала 20 в. Можно отнести раннее творчество С. А. Есенина – новокрестьянского поэта?

Слайд 71

Имажинизм Имажини́зм (от лат. imagо — образ ) — литературное течение в русской поэзии XX века , представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа . Основное выразительное средство имажинистов — метафора , элементы двух образов — прямого и переносного.

Слайд 72

Родина С. А. Есенина.

Слайд 73

С.Константиново Рязанской губернии.

Слайд 74

Определите художественное средство: Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.

Слайд 76

Поэма – гимн Октябрьской революции 1917 г.?

Слайд 77

«Двенадцать».

Слайд 79

Какой самый любимый лисатель был у М. А. Булгакова с детства? Из его произведений он «черпал» мистицизм, превращения? (Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и др.)

Слайд 80

Н. В. Гоголь.

Слайд 81

«Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки». Вопрос: из какого произведения этот отрывок?

Слайд 82

«Мастер и Маргарита»

Слайд 84

О каком событии говорит в своем стихотворении М. Цветаева? Все рядком лежат — Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила.

Слайд 85

Гражданская война 1918 – 1920 гг.

Слайд 87

Знаменитая поэма, посвященная репрессированным в годы сталинизма и их родственникам.

Слайд 88

Поэма «Реквием».

Слайд 89

Кто был знаменитый муж А. А. Ахматовой?

Слайд 91

Н. С. Гумилев.

Слайд 92

... А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым. И моют светлые дожди Его запекшуюся рану... Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану. Кому посвящает стихотворение А. А. Ахматова ?

Слайд 93

А. С. Пушкину.

Слайд 94

Определите художественное средство: «Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова).

Слайд 95

Оксюморон.

Слайд 97

Этот писатель написал романы: «Тихий Дон», «Поднятую целину». За какой он получил Нобелевскую премию?

Слайд 98

«Тихий Дон».

Слайд 100

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог — Кто считал, кто считал!.. Сообщается в сводках Информбюро Лишь про то, сколько враг потерял. Но не думай, что мы обошлись без потерь — Просто так, просто так... Видишь — в поле застыл как подстреленный зверь, Весь в огне, искалеченный танк! Где ты, Валя Петров? — что за глупый вопрос: Ты закрыл своим танком брешь. Ну а в сводках прочтем: враг потери понес, Ну а мы — на исходный рубеж. Вопрос: определите тему и идею стихотворения.

Слайд 101

Тема: война. Идея: невосполнимость наших потерь, но они были не напрасны.

Слайд 103

В. Г. Распутин.

Слайд 104

Какие знаменитые повести В. Г. Распутина?

Слайд 105

«Прощание с Матерой», «Пожар», «Последний срок», «Деньги для Марии», «Живи и помни».

Слайд 107

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, -- она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.» Вопрос: из какого произведения эти слова?

Слайд 108

Повесть «Матренин двор».

Слайд 110

«-Я смотрю, - ты не наш ли царь. А? Мальчик ответил не сразу, - видимо, удивился, что говорят смело. – - Ну - царь. А тебе что? - Как что... А вот ты взял бы да и принес нам сахарных пряников». Вопрос: из какого произведения этот отрывок?

Слайд 111

Роман «Петр 1».

Слайд 112

Веет чем-то родным и древним От просторов моей земли. В снежном море плывут деревни, Словно дальние корабли. По тропинке шагая узкой, Повторяю - который раз!- «Хорошо, что с душою русской И на русской земле родилась!» Вопрос: кто автор этих строк?

Слайд 113

Юлия Друнина .

Слайд 114

Не бывать тебе в живых... Анна Ахматова Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля. Вопрос: определите идею.

Слайд 115

«Любит, любит кровушку русская земля»

Слайд 116

Суперигра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...