«Это ветер с красным флагом…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А.Блока «Двенадцать» и картине Б.Кустодиева «Большевик»). Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» как пророчество и предупреждение.
урок -исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы, 11 класс (архитектурно-художественный).
Тема: «Это ветер с красным флагом…»
События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А.Блока
«Двенадцать» и картине Б.Кустодиева «Большевик»). Поэтическая версия
революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» как пророчество и предупреждение.
Урок – исследование.
Цель: подойти к целостному пониманию революционных событий 1917 года; показать полемический характер поэмы; исследовать своеобразие восприятия поэтом революции, его отношение к революционным событиям;
выявить художественную новизну поэмы «Двенадцать», символический способ осмысления исторических катаклизмов;
развивать умение анализировать художественный текст, подвести итог наблюдения над поэтической манерой Блока, его художественным новаторством;
через восприятие и анализ произведений искусства научиться соотносить тему и основную мысль произведений;
научиться понимать смысл и роль художественных средств, с помощью которых поэт и художник выражают свое отношение к изображаемому, и суметь рассказать об этом;
способствовать воспитанию восхищения произведениями искусства, помочь лучше понять окружающую действительность, события истории;
роль художественных средств.
Я назвал эту поэму гениальной. Ее темы
огромны: Любовь, Бог, Россия…
К.И.Чуковский
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием –
слушайте Революцию…а, услышав, бегите
Прочь…
А.А.Блок
- Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Назовите сквозные образы-символы в стихотворениях Александра Блока.
- Как можно объяснить слова Анны Ахматовой: «Блок – трагический тенор эпохи»?
- Объясните, как вы понимаете слова Зинаиды Гиппиус: «Блок – трагическая фигура в
нашей национальной истории, «потерянное дитя».
- Слово учителя.
Б.Пастернак однажды написал: «Что значит понимать поэзию? Это значит понимать. Иначе ложная глубина». А я бы продолжила его мысль: не только поэзия помогает нам лучше понять окружающий мир. Ведь все виды искусства: и проза, и скульптура, и музыка, и живопись – влияют на наше отношение к жизни. Сегодня мы можем в этом убедиться.
Я приглашаю вас стать участниками творческой мастерской, где мы будем искать ответы на волнующие нас вопросы. Итак, поэма «Двенадцать» - это пророчество или предупреждение? На уроке мы исследуем два знаковых произведения искусства: поэму «Двенадцать» и картину «Большевик», попытаемся понять секреты мастерства поэта и художника.
Вам предстоит разобрать произведения, поговорить о них, может быть поспорить, чтобы в конце урока вы смогли создать целостное представление о важном событии ХХ века – революции 1917 года.
Звучит песня «Вихри враждебные…»
Ваши ассоциации, значение слова, подбор однокоренных слов: слово «революция».
Откроем толковый словарь, прочитаем определение слова «революция» -
это коренной переворот в жизни общества, связанный со сменой общественного и политического строя; от позднелат. – поворот, переворот, глубокое качественное изменение в развитии.
Заметьте, какое четкое, но сухое научное определение.
А вот поэт А.Блок и художник Б.Кустодиев представили нам свое видение и понимание этого события.
Итак, цель нашего урока – подойти к целостному пониманию революционных событий 1917 года через мироощущения поэта и художника.
Форма проведения урока – исследование, работать будем в группах для «сотворчества с поэтом и художником», анализируя поэму, картину, опираясь на жизненные впечатления, индивидуальный опыт, составляя устные высказывания о них, представляя документальные подтверждения о том, как авторы работали над произведениями искусства.
- Сообщение учащегося «А.Блок и революция».
Задание творческое: использование дополнительной литературы, воспоминаний; увиденное в революции А.Блоком «мирового пожара»; личное прочтение и восприятие статьи «Интеллигенция и революция».
- Поэма «Двенадцать» - самое важное и бессмертное творение Блока - подводит итог безумному увлечению интеллигенции идеей революции, о которой мечтали не только герои романа Ф.М.Достоевского «Бесы», но и все чистое, высокое, честное, что было в России Х!Х века.
А.Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. В темном зеркале «музыки» он увидел торжество «стихии». Мысли, ощущения, наблюдения и предчувствия воплотились в последнем великом творении поэта – «Двенадцать». Поэма эта питалась восторгом гибели. Он воспевал здесь именно то, от чего в свое время с ужасом отшатнулся Пушкин – русский бунт, «бессмысленный и беспощадный».
Итак, Октябрьская революция открыла Блока как художника. В день окончания работы он записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг…Сегодня я – гений». На другой день – 30 января – Блок написал «Скифов». Оба сочинения вскоре были напечатаны. Ни одно литературное произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в обществе. Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты, поговорки, вышла на улицы.
Задание творческое: Сравните высказывания о поэме «Двенадцать». Составьте высказывания по кругу в группе.
«Варварское разрушение поэзии и культуры, шарж на Христа, возглавляющего шайку грабителей и убийц» (круг Гиппиус и Мережковского).
«Христос говорит о большевистских симпатиях автора» (В.Короленко).
«Интеллигентский гимн Октябрьской революции» (большевик Н.Осинский),
«…самая злая сатира на все, что происходило в те дни» (А.М.Горький).
Кто же прав? К.Чуковский писал: «Поэт чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от его желаний…Написав «Двенадцать», он все эти три с половиной года старался уяснить себе, что же у него написалось…»
А.Блок начал писать «Двенадцать» 8 января 1918г. – и писал весь день. В записной книжке под этим числом пометка: «Внутри дрожит». Пройдет три недели, и Блок сделает следующую запись: Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг..» Поэма окончена. На вопрос, что поэма рождена, вероятно, в муках, что на ней лежит «печать больших творческих усилий», он отозвался: «Нет, наоборот, это сделано в порыве, вдохновенно, гармонически цельно».
- Работа с текстом поэмы «Двенадцать».
На бой кровавый, святой и правый,
Марш, марш вперед, рабочий народ!
(Из песни)
Зачитывается начало поэмы.
Задание творческое: Выявление эмоционального уровня, творческое воображение.
- Какое впечатление производит произведение?
Революция у Блока – не частный эпизод русской или мировой истории. Она имеет универсально-космическую природу. Начинаясь в мирах духовной субстанции – «рука музыки», космические «взрывы страстей» отражаются в земных стихиях – природных (ветер, буря, вьюга) и социальных (революционное движение).
Поэтический мир контрастен, двуцветен. Принцип контраста – ведущий во всей поэме.
- Какое настроение передает автор?
В символический и реальный город ворвалась стихия, ветер космический, вселенский, мировой. Пока нет ничего страшного – просто весело противостоять ему и главное удержаться на ногах… Но ветер крепчает, сливается с вьюгой, и вместе они накрывают город живых людей.
6. Словарь урока. Термины: тема, идея, сюжет, композиция; средства художественной выразительности: ритм, колорит, символы, контраст.
7. Понимание предметного уровня.
- Какова тема произведения?
- Где происходят события?
- Какой показана жизнь города в поэме?
Зачитывание цитат из текста (сугробы, на улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто-то кого-то убил, идут 12 красноармейцев…)
8. И даже символы в поэме говорят нам, что происходит что-то очень важное: борются не на жизнь, а на смерть.
На доске записаны слова: ХАОС и ГАРМОНИЯ, СВЕТ и ТЬМА.
А.Блок был убежден, что из стихии должна родиться гармония.
Задания творческие: личное мнение и собственное восприятие произведения.
Автор – участник или наблюдатель?
Кто главный герой произведения?
Кто эти двенадцать?
Число красноармейцев не случайно: это двенадцать апостолов, впереди которых шествует сам Христос. Финал поэмы неоднозначен. С одной стороны, сравнение бойцов с апостолами можно рассматривать как утверждение высоты и святости революции. С другой стороны, красноармейцы «постреливают» по впереди идущему Христу – и здесь уже усматривается печальное пророчество Блока об антигуманных последствиях революции.
О чем они говорят, что мы слышим?
Куда и зачем они идут?
Как к ним относится автор?
(Дети подвалов и чердаков: «без имени святого», «свобода, эх, эх, без креста…», «…на спину б надо бубновый туз!», то есть перед нами потенциальные преступники.)
Блок дает нам шанс преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. В человеке есть два начала: бесовское (черное) и христово (светлое).
Запись на доске: БЕСОВСКОЕ и ХРИСТОВО, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ.
Как эта мысль реализуется по-блоковски?
Группу из двенадцати «апостолов» революции замыкает пес. Что это за символ?
(Символ дикого, злого, лающего, что может быть в каждом из нас в минуты раздражения и гнева. Идут они, сняв с себя крест, то есть освободившись от обязанности быть людьми, что происходит вокруг них и в душе у них. «Эх, тьма!» - произносит один.)
Что это за тьма?
Запись на доске: ТЬМА БЕЗВЕРИЯ И СЛЕПОТЫ.
Что является этому доказательством?
Центральный эпизод – это убийство Катьки.
Зачитывается фрагмент из текста.
В чем вина Катьки? (Гетры носила, с юнкером гуляла, шоколад «Миньон» жрала?) Разве может это все быть составом преступления перед Петькой?
Значит, пролита КРОВЬ (запись на доске) невинной жертвы… А сколько таких Катек, Ванек еще убьют эти солдаты на своем пути!
Блок для себя делает открытие: «Ветер, ветер на всем белом свете», - это романтично и красиво. Но кровь на снегу – это трагедия, которой нет оправдания.
Как себя ведет Петька? «Что, Петруша, что с тобой?»
Согласны ли вы с мнением А.Блока, который считает, что память о Боге – совесть, которая живет даже в атеисте, поэтому он так свирепо защищает свою идею безбожия.
Задание творческое: Учащиеся приводят аргументы в защиту этой позиции или опровергают ее.
В поэме появляется ХРИСТОС (запись на доске) в «белом венчике из роз» с кровавым флагом…Каков смысл в его появлении? Ожидали ли вы подобный финал? Вот как сам поэт комментировал финал своей поэмы:
Блок говорит Гумилеву: «Мне тоже не нравится конец…когда я кончил, я сам удивился: почему Христос. НО ЧЕМ БОЛЕЕ Я ВГЛЯДЫВАЛСЯ, ТЕМ ЯСНЕЕ ВИДЕЛ ХРИСТА» (запись на доске).
Задание творческое: Обратим внимание на интонационный строй поэмы. Какие наблюдения сделали? Поделитесь ими.
(Различные части поэмы написаны в разных ритмах: тема двенадцати – размер марша, тема Катьки – ритм частушки (до ее гибели). Тем самым вводится коренное различие двух систем, взглядов, мировоззрений: в первом – сплоченность и устремленность (сила революции), во втором – «несовременность», обреченность старого, всего того, что было дорого поэту.
Ведь настоящее чувство в монологе Петьки (чтение текста), несущем в себе музыку прежних стихотворений Блока. Поэт понимает: то, что было, уже нельзя возвратить, поэтому и отказался от своей любви Петька: «не такое нынче время».)
О чем свидетельствует неоднородность ритма поэмы?
(В подобной раздвоенности и кроется величайшая трагедия поэта. С одной стороны, он не может оставаться в старом мире, но и не может пойти вместе с двенадцатью красноармейцами. Блок одновременно и принимает, и не принимает революцию. Как и образ Христа – Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенного смысла, но вместе с тем – страдающий человек, идущий на Голгофу.)
Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, но и указывает им путь страдания и, может быть, смерти. Интуиция гения, позднее прозрение поэта – это предупрежэдение России, нации, что путь преодоления наследия прошлого лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных, слепых инстинктов в человеке, а через движение к УЧИТЕЛЮ ДОБРА, КРАСОТЫ, ИСТИНЫ, ЛЮБВИ (запись на доске).
Вывод. Александр Блок предвидел развитие бесовства в России, но верил, что Иисус Христос вернется на благодатную русскую землю, которая не сняла еще «плат узорный до бровей» и не разучилась каяться.
Задание творческое: Так чем же, по-ващему, является поэма «Двенадцать»? Пророчеством? Предупреждением?
Услышала ли Россия предупреждение? Сбылось ли пророчество поэта?
Учащиеся высказывают свои мнения, аргументированно защищают свои точки зрения.
- Первая русская революция стала важной темой в творчестве многих деятелей искусства, мастеров слова и живописи. Отношение к революции в своем
творчестве выразил соучастник Серебряного века русской культуры художник Б.Кустодиев.
Творческое задание (индивидуальное): Творчество Б.Кустодиева и револяция.
Картина «Большевик»: история создания.
Творческое задание: как художник передал в картине собственное восприятие, отношение к революции, впечатления о ней?
Какие средства, приемы художественной выразительности применил?
Картина «Большевик» - шагающий гигант (В.Хлебников). Согласны ли вы с высказыванием? Обоснуйте свою точку зрения.
О картине Б.Кустодиев говорил, что его привлекла мысль выразить в большом…чувство стихийного в большевизме. Всю жизнь мастер видел стихийность в празднествах. Теперь он стремится в этом ключе истолковать грандиозные исторические события.
Вновь изображен городской пейзаж, который служит метафорой всего в целом. Дни революции. Улицы заполнены толпой, много солдат и матросов, никакого конкретного действия, это лишь сценический «задник» для главного беспокойной массы народа, над городским ландшафтом высится огромная – выше церкви, не говоря уже про толпу, - фигура широко шагающего сурового бородача с… взором. Он сжимает древко красного знамени, чье разметавшееся огромной длиной полотнище вьется над всем городом, над всей Русью…
Как трактует образ большевика автор? Обоснуйте.
Сравните, каким показан город в поэме «Двенадцать» и на картине «Большевик».
Какие краски использует художник?
Какой город?
Весенний, цветущий, излучающий свет и тепло? Блестят чистотой и свежестью стекла домов, а в распахнутые окна врываются свет и запахи молодой листвы? Шествует карнавальная, радостная, поющая, разноцветная процессия молодых с детьми, девушек, сбросивших напряжение забот мужчин? Нет, на картине холод. Дома, улицы, деревья и даже шапки на головах внизу покрыты белым снегом. Слепящее солнце.
Второй цвет - черный. Черная толпа движется на нас по улице направо. Черная толпа темных людей. Черные окна домов. Черный «большевик», толпа, идущих внизу, их близкий портрет. Стихия? Нет, искусно направляемая заинтересованность силами: вооруженные люди слева. А еще левее – машина и штаб по управлению…неразумности.
Третий цвет – красный, цвет знамени, красноватые лица. Как верно замечено над домами и улицами, над городом и Россией. Красное знамя царской власти. Нет, символ крови. Коммунисты говорят о крови, пролитой революционерами будущего. Но Кустодиев говорит о крови, как угрозе врагу, крови противников, которую не задумываясь, прольют большевики для достижения своих целей. Вот теперь мы и подошли к «большевику». Огромный, черный, в полосатом шарфе тюремной решетки. Очумелые глаза безумного фанатика. Шагает прямо, грудью; ни о каком разговоре с ним, о диалоге не может быть и речи. Кустодиев говорит о стихии…Есть слепая, разрушительная природная стихия вулкана, цунами, землетрясения, для которой живое не существует, ничего нет…Человек для стихии – мелкая пылинка, которую она даже не способна увидеть. О какой можно говорить стихии, может быть о стихии корысти у руководителей революцией?
Бесконечная черная лента, извиваясь, движется на нас. Но вот на пути поперек дороги стоит широкая церковь. «Большевик» угрожающе смотрит на церковь со звездами, его холодная тень упала на ее крышу. Последний противник – церковь, проще сказать, извечные нравственные принципы, провозглашенные религией и отбрасываемые новыми властителями. Все побоку. Чернь, чуждая духовности, искусно направляемая кучкой власти авантюристов, не останавливается, не смущается ни перед каким преступлением обманчивых эфемерных далеких целей.
Смысл Октябрьского переворота был ясно осознан Кустодиевым к 1919 году…на картине ясное солнце. Картина стала документом времени. Люди искусства…точно разобрались в происходящем и ответили своими произведениями, умением с твердостью говорить о борьбе.
Творческое задание: Как через изображенное на картине вы поняли восприятие революции художником? Совпадает ли описание революционных событий у поэта и художника?
10. На уроке мы говорили о двух художественных произведениях на одну тему: революция. Как увидели, почувствовали революцию авторы?
Д.З. Сочинение-миниатюра «Мечты и тревоги поэта и художника, высказанные в поэме «Двенадцать» и картине «Большевик».
Его увлекала сама жизнь – русская, национальная, самобытная. В его картинах - жизнерадостность, свет, любование русской красотой. Его картины – собирательный портрет русского народа, обаяние русской природы. В картинах преобладают белые, синие, красные, зеленые цвета – цвета самой Природы. Увы, это все Русь уходящая. Кустодиев сотрудничал в сатирических журналах. Обезумевший гигинтский скелет, мчащийся по улицам города и символизирующий…с рисунка «Вступление», появившегося во втором номере журнала «Жупел», где скелет безжалостно давит толпу (1905г.).
Скелет на рисунке из «Жупела» перекликается с более поздней работой - …1920годах. И там и тут перед нами безудержная стихия. Об этом говорят размеры…беспомощной толпой, копошащейся где-то внизу. Очевидно господство всепоглощающего..простых людей и в которой изначально заложена жестокость, не знающая границ…
После революции Кустодиев активно включился в новую жизнь. Он пишет картины на историко-революционную тематику, создавая образ новой России.
Революция как стихийный бунт народных масс. В картине это выразилось в символической фигуре рабочего со знаменем в руках, возвышающеейся над городом.
Кустодиев был в числе тех художников реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. Художник воспринял Октябрьскую революцию в сказочно-фольклорном ключе. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет.
Первая работа К., посвященная революции, изображает знаменательный день свержения царизма, она и названа этим днем «27 февраля 1917 года». События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Уже через два года в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание.
Картина «Большевик» - шагающий гигант (В.Хлебников)
Какая смелость, дерзкий вызов в картине «Большевик»: бородатый мужик с безумным взглядом, наступая шапожищами на людские скопища у его ног, движется прямо на храм, готовый опрокинуть и растоптать его Знамя в руках «большевика» похоже на громадную реку крови, красным змием извивающуюся за его спиной.. Не тот ли это «веселый ужас», о котором писали русские декаденты?
О картине он говорил, что его привлекла мысль выразить в большом ..чувство стихийного в большевизме. Всю жизнь мастер видел стихийность в празднествах. Теперь он стремится в этом ключе истолковать грандиозные исторические события.
Вновь изображен городской пейзаж, который служит метафорой всего в целом. Дни революции. Улицы заполнены толпой, много солдат и матросов, никакого конкретного действия, это лишь сценический «задник» для главного беспокойной массой народа, над городским ландшафтом высится огромная – выше церкви, не говоря уже про толпу, - фигура широко шагающего сурового бородача с… взором. Он сжимает древко красного знамени, чье разметавшееся огромной длинной…полотгище вьется над всем городом, над всей Русью…
Как трактовать этот образ? Конечно можно говорить – это и делают обычно..что «большевик» тут напоминает былинного богатыря, сказочного героя и в нем, стало быть, воплотилась устремленная к свободе народная воля. Но как-то слишком уж жестковат и мрачен для сказки такого вида богатырь. Он внушает сложные чувства, - восхищенное удивление смешивается с тревогой.
Выражение лица большевика может вызвать несогласие, но вид города, улицы несомненны для любого непредвзятого глаза. А это главное в картине.
Какой город?
Весенний, цветущий, излучающий свет и тепло? Блестят чистотой и свежестью стекла домов, а в распахнутые окна врываются свет и запахи молодой листвы? Шествует карнавальная, радостная, поющая, разноцветная процессия молодых с детьми, девушек, сбросивших напряжение забот мужчин? Нет, на картине холод. Дома, улицы, деревья и даже шапки на головах внизу покрыты белым снегом. Слепящее солнце.
Второй цвет-черный. Черная толпа движется на нас по улице направо. Черная толпа темных людей. Черные окна домов. Черный «большевик», к…идущих внизу, их близкий портрет. Стихия? Нет, искусно направляемая заинтерес… силами: вооруженные люди слева. А еще левее – машина и штаб по управлению…неразумности.
Третий цвет – красный, цвет знамени, красноватые лица. Как верно замечено …домами и улицами, над городом и Россией. Красное знамя царской власти, энерг.. Нет, символ крови. Коммунисты говорят о крови, пролитойреволюцинерами будущего. Но Кустодиев говорит о крови, как угрозе врагу, крови противников, ко.. задумываясь, прольют большевики для достижения своих целей. Вот теперь мы и п… «большевику». Огромный, черный, в полосатом шарфе тюремной решетки. Очумелые глаза безумного фанатика. Шагает прямо, грудью; ни о каком разговоре с ним, о диалоге не может быть и речи. Кустодиев говорит о стихии…Есть слепая, разрушительная природн..…вулкана, цунами, землетрясения, для котрой живое не существует, ничего н…Человек для стихии – мелкая пылинка, которую она даже не способна увидеть….говорить о стихии, так может быть о стихии корысти у руководителей революцией?
Бесконечная черная лента, извиваясь движется на нас. Но вот на пути пред…поперек дороги стоит широкая церковь. «Большевик» угрожающе смотрит на м…звездами, его холодная тень упала на ее крышу. Последний противник – церковь, проще сказать, извечные нравственные принципы, провозглашенные религией и отбрасываемые новыми властителями. Все побоку. Чернь, чуждая духовности, искусно направляемая кучкой ж…власти авантюристов, не останавливается, не смущается ни перед каким преступлением обманчивых эфемерных далеких целей.
советской власти с правдивым, разумным иску…невосполнимых потерях культуры.. Смысл Октябрьского переворота был ясно осознан Кустодиевым к 1919 году…на картине ясное солнце. Картина стала документом времени. Люди искусства…точно разобрались в происходящем, и ответили своими произведениями….твердостью говорить о борьбе
Партия неизменно указывала художникам верный путь – служение революции, народу. Черты нового восприятия мира в живописи проявляются уже в первые революционные годы.
У ряда художников мы видим стремление к аллегорическому образу, к символике, выражающей пафос революции, величие ее всемирного значения.
Характерна картина «Большевик» (1919-1920), в которой художник изобразил исполинскую фигуру рабочего, шагающего поверх колонн демонстрантов, вздымающего красное знамя над улицами и домами города. Кустодиев соединил символический образ с реальным городским пейзажем.
Гипербола: большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет все небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай!» Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно. Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу.
Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточенно-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.
На относительно небольшом холсте (101Х141) запечатлена удивительная по силе и выразительности аллегория Социалистической революции в России в 1917г. Мы как бы сверху видим улицы заснеженного российского города ранним зимним утром. Улицы заполнены вооруженным народом в солдатских папахах, матросских бескозырках, рабочих картузах, а из этой массы поднялся великан, несущий свободно реющий, струящийся вдаль красный флаг (кто-то из современников сказал:»Красная Волга»).
Великан широко шагает через преграды на пути, в его взгляде сосредоточен сгусток напряженной энергии. Он ведет за собой массы людей к цели, которую он видит перед собой. Взгляд его суров и упорен, он ответственен за тех, кого ведет за собой.
Автор назвал картину емко и кратко – «Большевик». Ему восторженно встретившему все три революции в России, именно так увиделась роль большевиков в социалистической революции и строительстве новой жизни, возглавивших и организующих стихийную энергию народа.
В предварительных эскизах художника побывал и солдат, и крестьянин, но в окончательном варианте ею стал рабочий, неразрывно связанный со своими крестьянскими истоками. Отброшены были сатирические фигуры попа и дьякона, прячущихся под куполом церкви – не захотел мастер мелочить тему, отвлекать от главной действующей фигуры.
Пожалуй, никому, кроме Б.Кустодиева, не удалось так просто и лаконично, с присущей автору яркостью и народностью, передать большевистский смысл Октябрьской революции, Картина подлинно народна, в ее истоках русский лубок.
Знатоки прежде известных работ художника немало дивились: как это – через множество ярмарок, маслениц, сцен из купеческого и мещанского быта, виртуозных портретов жизни – и вдруг «Большевик»! Казалось бы, действительно, как это художник, в 31 год академик, профессор, востребуемый обществом блестящий живописец – портретист, пейзажист, жанрист, график, театральный декоратор, словом, художник Возрожденческого типа – и вдруг «Большевик»! Чтобы понять это, необходимо знать, что к высотам искусства добрался своим собственным упорным трудом и талантом, на собственном опыте знал положение рабочего человека в царской России, был близок к нему, не мог не сочувствовать и душой был вместе с теми, кто своим трудом создает себе жизнь и будущее. Поэтому уже в 1905 году первую русскую революцию он встретил сочувственно и отразил ее в целом ряде графических и живописных работ. А уж революцию 1917г. встретил, как единогласно свидетельствуют его близкие и современники, восторженно.
В это время он был уже тяжело болен, с 1916г. передвигался в инвалидном кресле, редко мог бывать вне дома. Но из окон своей квартиры на ул.Введенско (Петроградская сторона), с четвертого этажа, в бинокль (отсюда и вид города на картине «сверху») напряженно следил за развитием революционного движения в Петрограде, в частности в первый же день февральской революции написал картину «27 февраля 1917г.» А за ней, на вдохновенном порыве – «Степан Разин» и одновременно начинает работу над «Большевиком».
Наблюдая за жизнью улицы, художник говорил:»Ведь это эпоха, а мы все ее участники, нам же, художникам, нужно стремиться отразить эту эпоху в картинах. Ведь посмотрите, что на улицах делается, какой подъем, какой праздник!»
В живописи любимая тема – русская. Он говорил:»Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин».Сыну Кириллу говорил:»Ты, сын, счастлиый, доживешь и сам увидишь всю красоту предстоящей жизни, а в жизни – главное Труд и право на отдых после труда. Это и завоевано сейчас, самим народом – раньше этого не было, жить было трудно, унизительно, мерзко…»
Закономерно, что именно такой человек и художник и мог создать такую картину Революция как стихийный бунт народных масс. В картине это выразилось в символической фигуре рабочего со знаменем в руках, возвышающийся над городом как «Большевик».
позиции.
Д.З. Сочинение-миниатюра «Мечты и тревоги поэта, высказанные в поэме «Двенадцать».
Об использовании на уроке произведений искусства (музыка и живопись)
Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Произведения искусства на уроке литературы делают урок эмоционально насыщенным, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию.
Каждое искусство самоценно, оно говорит о своем на своем собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства.
«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем,»- сказал великий Эдвард Григ.
Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов. (Н.Римский-Корсаков)
Прозвучавшая на уроке песня о революции помогла создать соответствующее поэме настроение, вызвала определенные эмоции и ассоциации.
Поэзия, самая музыкальная из форм литературы, состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, звуковые повторы (рифмы). Прозвучавшая песня помогла лучше понять особенности стихотворного стиля поэмы.
Откройся мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Н. Заболоцкий
Произведения живописи помогают постичь внутренний мир человека, понять сущность исторических процессов, выражают отвлеченные понятия. Литература, имея свои изобразительно-выразительные возможности, не всегда в состоянии представить описываемое так зримо, как это делает живопись.
Урок проводился в профильном классе. Изучаемые профильные предметы. помогли узнать историю картины, сделать выводы о восприятии и отношении к революции Б.Кустодиева, представить события 1917г. глазами поэта и художника.
Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой.
К.Ф. Шинкель
На уроках литературы по произведениям, связанным с историей государства Российского, возможно использование стихотворения современной поэтессы Натальи Кротовой.
Лозунги революции
Мятежные почтивши оды,
Всю власть оружием беря,
Вожди под лозунгом «Свобода!»
Людей ссылали в лагеря.
И кровь лилась, как реки ада.
О милости – и не проси.
Под лозунгом священным «правда!»
Сжигались храмы на Руси.
Глаза без чувств упорны выи.
За стягом выспренных побед
Пошли поэты молодые
Приветствуя кровавый цвет.
Утопиям слагали рифмы,
На остров грёз держали путь,
Но скалилась подводным рифом
Греха устойчивая суть.
И, узаконивши пиратство,
Бунтарская стремилась рать
Под лозунгом священным «Братство!»
Инакомыслящих убрать.
За души ангел вел боренье,
Жгла совесть лезвием осок.
Но что вам стоило прозренье? –
От «брата» - пулею в висок.
Не стер лист Библии помятый
Лет быстротечных эшелон,
Что на кресте висел распятый
Небесной Правды Эталон.
За все наступит воздаянье.
Почти же ныне одой ты
Священный лозунг «Покаянье»,
И надмогильные кресты.
Николай Заболоцкий
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана.
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Подумаешь, тоже работа –
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
А.Ахматова
Поэт трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой беспощадный русский бунт», трагичен и своим поздним пониманием той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия за свое бесовское наваждение – веру, что к «солнечному краю непочатому» можно пройти через кровь, разрушение, новую «пугачевщину». Свидетель «страшных лет России» стал гениальным исследователем того, что мы называем «русская революция», ибо поэзия – это своеобразная художественная лаборатория, в которой поэт изучает какое-либо явление.
В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем следственной комиссии по расследованию противозаконных действий прежнего царского правительства.
Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции…Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» - это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Трагедию России определяет «непреодолимая черта» между народом и интеллигенцией. Блок с поразительной остротой предчувствовал, что грядет новая, жестокая антигуманная эпоха.
В Октябрьской революции он увидел последнее, победное восстание «стихии», «окончательное разрушение», «мировой пожар». В слове «революция» он, по его словам, ощущал нечто «страшное»: беспощадность народной расправы, большую кровь и невинные жертвы.
Блок, хотя и приветствовал революцию в статье «Интеллигенция и революция»:
Слушайте, слушайте музыку революции, -
Но при этом не был политиком. «Страшно, сладко, неизбежно, надо мне – бросаться в неизбежный вал…».
«Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью…Великие русские художники…верили в свет…они знали, что, рано или поздно, все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна…»
«Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом». (Из статьи А.Блока «Интеллигенция и революция»).
Первая глава как экспозиция поэмы.
Контраст черного и белого цвета. Символическое значение черного цвета, обрамляющего главу.
Ритмическое своеобразие главы (соединение в одной строфе хорея, анапеста и дольника, использование раешного стиха и незарифмованных строк). Символические персонажи первой главы – знаковые фигуры «старого мира». Статичность персонажей.
Образ ветра, мотив стихии и его взаимодействие с образами «старого мира».
Приметы реального времени.
Двойственность пространства: улица – «весь божий свет».
Своеобразие лексики.Язык городских низов.
Взаимодействие стихии человеческих страстей и природной стихии.
Мотив пути как структурообразующий в поэме (повторение глагола идут).
Любовный и социальный сюжеты поэмы.Убийство Каитьки – единственное событие в поэме – как стихийный акт.
Тема возмездия.
Понимание свободы героями поэмы («Свобода без креста»).
Мотивы «черной злобы» и скуки – мотивы «страшного мира».
Символический образ паршивого пса.
Многообразие ритмов, интонаций, музыкальных тем – воплощение стихийного, хаотического начала революционных событий.
Значегние финала. Возможные трактовки. Неожиданность и немотивированность появления Христа в финале. Символика белого цвета. Безбожники-красногвардейцы и Христос как воплощение земного и небесного, правды внешнего раскрепощения социальных низов и правды духовного освобождения человеческой личности.
Мотивы «страшного мира», разбушевавшейся стизии, исторического пути России, надежда на мистическое преображение жизни.
Первая русская революция стала важной темой в творчестве многих русских художников.
Темы 9. Анализ картины Б.Кустодиева «Большевик».
Кучстодиев был соучастником Серебряного века русской культуры.Его увлекала сама жизнь – русская, национальная, самобытная. В его картинах- жизнерадостность, свет, любование русской красотой. Его картины – собирательный портрет русского народа, обаяние русской природы. В картинах преобладают белые, синие, красные, зеленые цвета – цвета самой Природы.. Увы, это все Русь уходящая.
подсказывала сама жизнь – «Митинг на Путиловском заводе», «Манифест»
Кустодиев сотрудничал в сатирических журналах. Обезумевший гигинтский скелет, мчащийся по улицам города и символизирующий…с рисунка «Вступление», появившегося во втором номере журнала «Жупел», где скелет безжалостно давит толпу (1905г.).
Скелет на рисунке из «Жупела» перекликается с более поздней работой - …1920годах. И там и тут перед нами безудержная стихия. Об этом говорят размеры…беспомощной толпой, копошащейся где-то внизу. Очевидно господство всепоглощающего..простых людей и в которой изначально заложена жестокость, не знающая границ…
После революции К.активно включился в новую жизнь. Он пишет картины на историко-рев. Тематику, создавая образ новой России.
Революция как стихийный бунт народных масс. В картине это выразилось в символической фигуре рабочего со знаменем в руках, возвышающийся над городом.
Кустодиев был в числе тех художников реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. Художник воспринял Октябрьскую революцию в сказочно-фольклорном ключе. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет.
Первая работа К., посвященная революции, изображает знаменательный день свержения царизма, она и названа этим днем «27 февраля 1917 года». События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Уже через два года в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание.
Картина «Большевик» - шагающий гигант (В.Хлебников)
Какая смелость, дерзкий вызов в картине «Большевик»: бородатый мужик с безумным взглядом, наступая шапожищами на людские скопища у его ног, движется прямо на храм, готовый опрокинуть и растоптать его Знамя в руках «большевика» похоже на громадную реку крови, красным змием извивающуюся за его спиной.. Не тот ли это «веселый ужас», о котором писали русские декаденты?
О картине он говорил, что его привлекла мысль выразить в большом ..чувство стихийного в большевизме. Всю жизнь мастер видел стихийность в празднествах. Теперь он стремится в этом ключе истолковать грандиозные исторические события.
Вновь изображен городской пейзаж, который служит метафорой всего в целом. Дни революции. Улицы заполнены толпой, много солдат и матросов, никакого конкретного действия, это лишь сценический «задник» для главного беспокойной массой народа, над городским ландшафтом высится огромная – выше церкви, не говоря уже про толпу, - фигура широко шагающего сурового бородача с… взором. Он сжимает древко красного знамени, чье разметавшееся огромной длинной…полотгище вьется над всем городом, над всей Русью…
Как трактовать этот образ? Конечно можно говорить – это и делают обычно..что «большевик» тут напоминает былинного богатыря, сказочного героя и в нем, стало быть, воплотилась устремленная к свободе народная воля. Но как-то слишком уж жестковат и мрачен для сказки такого вида богатырь. Он внушает сложные чувства, - восхищенное удивление смешивается с тревогой.
Выражение лица большевика может вызвать несогласие, но вид города, улицы несомненны для любого непредвзятого глаза. А это главное в картине.
Какой город?
Весенний, цветущий, излучающий свет и тепло? Блестят чистотой и свежестью стекла домов, а в распахнутые окна врываются свет и запахи молодой листвы? Шествует карнавальная, радостная, поющая, разноцветная процессия молодых с детьми, девушек, сбросивших напряжение забот мужчин? Нет, на картине холод. Дома, улицы, деревья и даже шапки на головах внизу покрыты белым снегом. Слепящее солнце.
Второй цвет-черный. Черная толпа движется на нас по улице направо. Черная толпа темных людей. Черные окна домов. Черный «большевик», к…идущих внизу, их близкий портрет. Стихия? Нет, искусно направляемая заинтерес… силами: вооруженные люди слева. А еще левее – машина и штаб по управлению…неразумности.
Третий цвет – красный, цвет знамени, красноватые лица. Как верно замечено …домами и улицами, над городом и Россией. Красное знамя царской власти, энерг.. Нет, символ крови. Коммунисты говорят о крови, пролитойреволюцинерами будущего. Но Кустодиев говорит о крови, как угрозе врагу, крови противников, ко.. задумываясь, прольют большевики для достижения своих целей. Вот теперь мы и п… «большевику». Огромный, черный, в полосатом шарфе тюремной решетки. Очумелые глаза безумного фанатика. Шагает прямо, грудью; ни о каком разговоре с ним, о диалоге не может быть и речи. Кустодиев говорит о стихии…Есть слепая, разрушительная природн..…вулкана, цунами, землетрясения, для котрой живое не существует, ничего н…Человек для стихии – мелкая пылинка, которую она даже не способна увидеть….говорить о стихии, так может быть о стихии корысти у руководителей революцией?
Бесконечная черная лента, извиваясь движется на нас. Но вот на пути пред…поперек дороги стоит широкая церковь. «Большевик» угрожающе смотрит на м…звездами, его холодная тень упала на ее крышу. Последний противник – церковь, проще сказать, извечные нравственные принципы, провозглашенные религией и отбрасываемые новыми властителями. Все побоку. Чернь, чуждая духовности, искусно направляемая кучкой ж…власти авантюристов, не останавливается, не смущается ни перед каким преступлением обманчивых эфемерных далеких целей.
Смысл Октябрьского переворота был ясно осознан Кустодиевым к 1919 году…на картине ясное солнце. Картина стала документом времени. Люди искусства…точно разобрались в происходящем, и ответили своими произведениями….твердостью говорить о борьбе советской власти с правдивым, разумным иску…невосполнимых потерях культуры..
Партия неизменно указывала художникам верный путь – служение революции, народу. Черты нового восприятия мира в живописи проявляются уже в первые революционные годы.
У ряда художников мы видим стремление к аллегорическому образу, к символике, выражающей пафос революции, величие ее всемирного значения.
Характерна картина «Большевик» (1919-1920), в которой художник изобразил исполинскую фигуру рабочего, шагающего поверх колонн демонстрантов, вздымающего красное знамя над улицами и домами города. Кустодиев соединил символический образ с реальным городским пейзажем.
Гипербола: большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет все небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай!» Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно. Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу.
Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточенно-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.
На относительно небольшом холсте (101Х141) запечатлена удивительная по силе и выразительности аллегория Социалистической революции в России в 1917г. Мы как бы сверху видим улицы заснеженного российского города ранним зимним утром. Улицы заполнены вооруженным народом в солдатских папахах, матросских бескозырках, рабочих картузах, а из этой массы поднялся великан, несущий свободно реющий, струящийся вдаль красный флаг (кто-то из современников сказал:»Красная Волга»).
Великан широко шагает через преграды на пути, в его взгляде сосредоточен сгусток напряженной энергии. Он ведет за собой массы людей к цели, которую он видит перед собой. Взгляд его суров и упорен, он ответственен за тех, кого ведет за собой.
Автор назвал картину емко и кратко – «Большевик». Ему восторженно встретившему все три революции в России, именно так увиделась роль большевиков в социалистической революции и строительстве новой жизни, возглавивших и организующих стихийную энергию народа.
В предварительных эскизах художника побывал и солдат, и крестьянин, но в окончательном варианте ею стал рабочий, неразрывно связанный со своими крестьянскими истоками. Отброшены были сатирические фигуры попа и дьякона, прячущихся под куполом церкви – не захотел мастер мелочить тему, отвлекать от главной действующей фигуры.
Пожалуй, никому, кроме Б.Кустодиева, не удалось так просто и лаконично, с присущей автору яркостью и народностью, передать большевистский смысл Октябрьской революции, Картина подлинно народна, в ее истоках русский лубок.
Знатоки прежде известных работ художника немало дивились: как это – через множество ярмарок, маслениц, сцен из купеческого и мещанского быта, виртуозных портретов жизни – и вдруг «Большевик»! Казалось бы, действительно, как это художник, в 31 год академик, профессор, востребуемый обществом блестящий живописец – портретист, пейзажист, жанрист, график, театральный декоратор, словом, художник Возрожденческого типа – и вдруг «Большевик»! Чтобы понять это, необходимо знать, что к высотам искусства добрался своим собственным упорным трудом и талантом, на собственном опыте знал положение рабочего человека в царской России, был близок к нему, не мог не сочувствовать и душой был вместе с теми, кто своим трудом создает себе жизнь и будущее. Поэтому уже в 1905 году первую русскую революцию он встретил сочувственно и отразил ее в целом ряде графических и живописных работ. А уж революцию 1917г. встретил, как единогласно свидетельствуют его близкие и современники, восторженно.
В это время он был уже тяжело болен, с 1916г. передвигался в инвалидном кресле, редко мог бывать вне дома. Но из окон своей квартиры на ул.Введенско (Петроградская сторона), с четвертого этажа, в бинокль (отсюда и вид города на картине «сверху») напряженно следил за развитием революционного движения в Петрограде, в частности в первый же день февральской революции написал картину «27 февраля 1917г.» А за ней, на вдохновенном порыве – «Степан Разин» и одновременно начинает работу над «Большевиком».
Наблюдая за жизнью улицы, художник говорил:»Ведь это эпоха, а мы все ее участники, нам же, художникам, нужно стремиться отразить эту эпоху в картинах. Ведь посмотрите, что на улицах делается, какой подъем, какой праздник!»
В живописи любимая тема – русская. Он говорил:»Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин».Сыну Кириллу говорил:»Ты, сын, счастлиый, доживешь и сам увидишь всю красоту предстоящей жизни, а в жизни – главное Труд и право на отдых после труда. Это и завоевано сейчас, самим народом – раньше этого не было, жить было трудно, унизительно, мерзко…»
Закономерно, что именно такой человек и художник и мог создать такую картину как «Большевик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку; Воспитание и пропаганда разумного...
Анализ стихотворения С. Есенина "Свищет ветер,серебряный ветер..."
Статья посвящена анализу образного строя и языка есенинского стихотворения , в котором лирический герой размышляет о жизни, о ее изменчивости и быстротечности....
Красную речь красно и слушать
Урок о речевом этикете...
Внеклассное мероприятие "Красную речь красно и слушать"
Урок о речевом этикете в 6 классе...
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Гимнов накануне Международного женского дня.
Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Гимнов наканун...
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва накануне Дня Космонавтики
Уважаемые Коллеги, Вашему Вниманию предлагается сценарий торжественной церемонии накануне Дня Космонавтики....
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №
Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государств...